Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.



МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ЕПОДХОДЫ:


1. формационный или монистический

2. цивилизационный или плюралистический.

Формационный подход к истории
Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма " Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах К. Марксом совместно с Ф. Энгельсом. Авторы " Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности:
1) племенная
2) античная
3) феодальная
4) буржуазная
5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

 

Основными понятиями учения Маркса об обществе в его историческом развитии выступают общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция.

Надстройка оказывает на базис обратное активное влияние. Противоречия между производственными силами и производственными отношениями выступают основным источником развития, которые выливаются в форму социальной революции. История человечества есть естественный, т.е. независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых низших форм к формам всё более развитым.

Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

О сущности цивилизационного подхода к истории
В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга " культурно-исторические типы" (Данилевский) или " цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Сам термин " цивилизация" весьма многозначен. Сейчас его часто используют не только в качестве существительного, но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина множество: 1) синоним культуры;
2) уровень или ступень общественного развития материальной и духовной культур;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством.


К указанным трем трактовкам можно добавить и понятия, разработанные философами ХХ века
:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов (А. Тойнби, П.А. Сорокин);
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов (К. Ясперс);
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его " закат" (О.Шпенглер);
4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н. Бердяев, С. Булгаков).

 

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Суть цивилизационного подхода
Цели истории изначально никто не устанавливал. Само существование людей, их поведение и деятельность привели в действие механизм их цивилизования. Суть цивилизационного подхода к истории - раскрытие сущности исторического процесса через призму людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.

 

47. Проблема ценностей в философии.

Свойство предметов и вещей окружающего мира удовлетворять необходимые потребности человека и общества называется ценностью.

Существует философская теория ценностей – аксиология. Она изучает закономерности возникновения, изменения, накопления и потребления, распределения и классификации (иерархии) ценностей.

Выделяют 3 этапа развития аксиологии:

Человеческие ценности многообразны. Они могут быть подразделены на природные и социальные, материальные и духовные, жизненно-необходимые и побочные, второстепенные.

По сферам общественной жизни можно выделять социальные, экономические, политические и духовно-культурные ценности.

Применительно к различным человеческим общностям различаются ценности общественные, социально-групповые, коллективные и индивидуальные.

В духовной жизни человека и общества различают нравственные, эстетические, сакральные (религиозные), научные и другие ценности.

Роль ценностей в человеческой жизни состоит в том, что именно они выступают стимулами активности человека, мотивируют его деятельность. Человек живет и активно действует ради удовлетворения своих нужд и запросов посредством приобретения и потребления определенных ценностей. Значит, обретение ценностей придает смысл человеческой жизнедеятельности. Вот почему проблема ценностей непосредственно связана с проблемой смысла жизни человека. В наиболее общем понимании смысл жизни человека и состоит в том, как он живет, какую систему ценностей берет за основу для достижения своих целей и задач, удовлетворения своих потребностей и интересов.

У каждого человека постепенно складывается своя шкала смысложизненных ценностей, исходя из его приоритетных потребностей, склонностей, интересов, личных убеждений и взглядов, идеалов и принципов. Известны позиции и ответы на вопрос о смысле жизни ряда исторических личностей, начиная с древних времен и кончая современностью. К примеру, в Древней Греции смысл жизни виделся в нравственном совершенствовании, в достижении мудрости.

В Средние века господствующей позицией была верность Богу. В Новое Время - Ф.Бэкон видел смысл жизни в накоплении знаний, Д.Дидро – в просвещении себя и людей, К.Маркс - в борьбе за переустройство человеческой жизни, Н.А.Бердяев - в сохранении свободной и творческой индивидуальности личности и так далее.

Природа ценностей в истории философии понималась по-разному. Платон считал, что ценности носят абсолютный характер, софисты полагали, что ценности относительны и индивидуальны. В Средние века ценности связывали с божественной сущностью, они приобретали религиозный характер. Философия Возрождения гуманизировала природу ценностей. По Канту (немецкая классическая философия) человек существует в двух мирах: свободы и природы. Мир свободы - мир ценностей. Новое время акцентировало внимание на ценностях науки.

В широком смысле слова ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Выделяют следующие подходы к объяснению природы ценностей:

1. натуралистический психологизм - ценности носят объективный

характер, ценности кроются в природе;

2. аксиологический трансцендентализм - ценности есть идеальное

бытие, проявление эмоций, предпочтений (Брентано); раскрывает ценности не как объективную реальность, а какидеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодостаточное значение. Ценность - это не реальность, а идеал, носитель ее - «сознание вообще», т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Ценности, в этой концепции рассматриваются как нормы и образуют базу конкретных ценностей и культуры.

3. социологическая концепция (М. Вебер): ценности - общественные

нормы. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Также он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

4. персоналистический онтологизм: ценности не являются

эмпирическими свойствами вещей, они от них не зависят, а зависят от человека (Шелер).

На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия - биологические, социальные, психические и т. д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека. Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности - это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций.

Выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности).

Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации.

Можно выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант.

Ценность представляют социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П. И., Новгородцев писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество... более сложное отношение взаимодействия целей».

К высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д.

Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь