Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы и направления в философии.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Мировоззрение и философия. Формы и типы мировоззрения Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем, определяющее жизненную позицию того или иного субъекта. В его состав входят ценности, идеалы, убеждения, нормы, знания, но не чувства, т. к. мировоззрение носит осознанный характер, а чувства осознаются не всегда. С существенной долей выделяют типы и формы мировоззрения. Мировоззрение присутствует у всех людей, независимо от их уровня развития. Не все компоненты мировоззрения одинаково развиты, поэтому выделяют следующие формы и типы:
Обыденное мировоззрение — набор простых правил, взятых из жизненного опыта, которые позволяют добиваться желаемого. Миф —исторически самая ранняя форма мировоззрения, воспринимает мир как подчиненный нерушимым законом смежности и подобия, на них же и основывается магия. 1. Закон подобия — согласно ему, если 2 предмета похожи между собой, то они как-то связаны и воздействуя на один, можно воздействовать на другой. Такая магия называет гомеопатической (ведовство, целительство) 2. Закон смежности — согласно закону, если 2 предмета когда-либо были связаны между собой, то они сохраняют эту связь навсегда. Такая магия называется контагиозной (каббала) Обычно те, кто применяют магию- применяют любые приемы, чтобы достичь желаемого, так как цель мифа - пользоваться мифом, а не знать его (колдуны) Религия — связь человека и абсолюта, т.е. главной причиной и основой его жизни. Для христианина это Бог, для язычника покойные предки и т.д. Главные вопросы религии- познаваем ли абсолют, если да то как и что человек абсолюту должен. Искусство это создание картины мира, исходя из принципов красоты и гармонии. Наука - стремление к объективному знанию окружающего мира с целью однажды получить из этого знания пользу, при этом наука не ставила перед собой задачи изменить мир к лучшему. Немецкий философ Макс Вебер заметил, что наука не в состоянии ответить на вопрос " Что надо делать? ", она отвечает на вопрос либо что можно сделать либо что человек на самом деле хочет сделать (ученые не решают этические вопросы). Предмет философии Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Так же как и наука она стремится к познанию мира, но рассматривает его не в наличном, а в должном ракурсе. Ученые разбираются как устроен мир, а философ хочет знать как он должен быть устроен и как этого добиться. Предметом философии является мир, и место человека в нем, но в отличи от любого мировоззрения философия пытается построить рациональную, понятную вам систему. Чтобы охватить такой широкий предмет-философия делится на след дисциплины: 1. Онтология — учение о бытии. Ее вопросы: что есть мир, как он устроен? 2. Аксиология — учение о ценностях, делится на этику (учение о долге) и эстетику (учение о прекрасном). 3. Гносеология — учение о познании. Ее вопросы: возможны ли познание и истина? 4. Антропология — учение о человеке. 5. Социальная философия — учение об обществе. 6) Философия. В отличии от науки философия подразумевает духовную практику. Если философ учит тому, чего сам не делает, то это не философ а сказочник. Философские вопросы являются для человека определяющими, так как человек не знает ни себя, ни мира в котором он живет, то вся его жизнь будет бесцельными блужданиями. Тот, кто не знает, чего хочет - всегда будет получать только то, чего он не хочет. Отложенный философский вопрос делает человека уязвимым, потому что его все равно придется решать, но уже в серьезной ситуации, без промедлений. Или за человека его решит кто-нибудь другой, но только для своей выгоды. Проблемы и направления в философии.
Функции философии в обществе. Философия имеет ряд важных функций: 1. Мировоззренческая — при знакомстве человека с философской системой она влияет на человека так, что меняется форма его мировоззрения. 2. Социальная-философия неотделима от общества в котором живут ее носители. Иногда философская система превращается в политическую программу. Философы всегда объясняли мир, в то время как настал момент его изменить (Карл Маркс). 3. Методологическая (философ познает метод, который потом используется в точных и естественных науках. Например эмпиризм лег в основу экспериментального метода в химии). 4. Критическая — в отличии от религии философия не признает догм. И поэтому замечает ошибки в учениях, которые раньше считались правильными. 5. Гуманистическая — тесно соприкасаясь с искусством, философия создает идеал, который благодаря книгам и кино становится известен всем, хотя и не факт что одобрен. Античная философия Причины возникновения. Философия древних греков имела 3 оригинальные черты, которые не позволяли предкам видеть мир, также как другие народы. 1. Космоцентризм. Греки воспринимали мир как единое целое, подчиняющееся единому порядку. Они считали, что в мире все взаимосвязано. И беспорядок в чем-то одном приведет весь мир к состоянию хаоса. 2. Интуиция меры. Греки воспринимали благо как равновесие. Они считали что в мире всего должно быть поровну. 3. Культ тела. Грек считал реальными только материальные вещи, в частности оценивал человека по его внешности, и не верил в загробную жизнь. Даже те боги, в которых верили греки, жили буквально за углом- на горе Олимп, и должны были постоянно присутствовать в жизни людей. При таком вещественном подходе к жизни греки быстро обнаружили, что порядка в мире нет, а если есть, то не наглядный. Например в конце 2го тыс. до н.э. извержение вулкана уничтожило критское царство. Раньше такого не было, а теперь случилось. И если боги это допустили, то значит либо не могли помешать, либо не хотели. Поэтому возникла философия, которая была попыткой найти в мире закон, которому подчиняются и люди и боги и природные явления. 2.Ранняя греческая философия(до Сократа). Первым философом считается Фалес из Милета. Наблюдая за природными явлениями он обнаружил, что все предметы состоят из вещества, которое остается неуничтожимым, даже если предмет разрушен. Это вещество он называл Архэ. Проще говоря, Фалес открыл материю, которую почему то сравнивал с водой. Возможно, он заметил, что вода содержится во всех живых существах и решил, что она является их основой. Но Фалес не мог понять, каким законам подчиняется материя. Ведь если все вещи сделаны из одной материи, то почему они различаются. В 7в. до н.э. философ Парменид из Элеи предложил отказаться от материальных терминов и впервые употребил термин бытие, под которым понимал все, что существует. О бытии можно сказать, что оно неделимо, вечно и неизмено. Если человеку кажется, что мире чтото изменилось, значит он слишком верит своим глазам. Например, осенью листья опадают и лес кажется не таким, как летом. Но весной листья снова распустятся и лес снова станет прежним, то есть изменения это временная иллюзия. С Парменидом горячо спорил Демокрид из Абдеры, который считал, что бытие сотоит из атоллов- неделимых частиц, которые постоянно находятся в движении и различаются между собой размером, формами и цветом. Любой предмет оказывается просто случайным соединением атомов. Демокриду возражали, что если все люди состоят из одинаковых атомов, то почему они так различаются характерами. Такая философия в принципе не могла дать ответ на вопрос о месте человека в мире. Грек хотел знать какое лично его место в мировом порядке, а вовсе не то, как устроен мир сам по себе. Греческая классика. В 5 в. до н.э. афинский философ Сократ совершил поворот в философии предложив изучать не мир, а человека. " Мне нет дела до звезд на небе, потому что им тоже до меня нет никакого дела". Наблюдая за своими друзьями Сократ обнаружил, что люди оценивают одинаково совершенно различные, непохожие друг на друга предметы. Красота это не материальное явление а духовная сущность, которая в материальных предметах только присутствует. Такие духовные сущности Сократ называл идеями и считал, что единственное настоящее знание это знание идеи, например если человек знает что такое красота, то всегда сможет увидеть ее в любом материальном воплощении. С точки зрения Сократа человек не может быть счастливым, если не знает что такое счастье и не может быть добрым, если не знает что такое добро. Материальные вещи являются только воплощением идей и сами по себе не ценны. Иногда они даже свидетельствуют не о тех идеях на которые рассчитывает человек, например дорогой пиджак, надетый в теплую погоду свидетельствует не о богатстве, а о его непомерной спеси. Такая философия не понравилась афинянам, больше всего ценившим материальное богатство и телесную красоту. Сократ казался им чудаком, осмеявшим святыни. И поэтому он был арестован и казнен по ложному доносу. Ученик Сократа Платон начал свою философию с вопроса- " Может ли быть настоящим мир, в котором казнят не за что? ". И пришел к выводу, что такой мир это только тень мира настоящего, который нельзя создать, прежде чем узнаешь, какой он. Опираясь на Сократа Платон утверждал, что любая вещь или человек этот всегда двойственность идеи или материи. Ключ это идея, а металл это материя. Если ключ сломать, то ни идея, ни материя не погибнут, но разъединятся. Идеальный ключ никогда бы не портился, открывал любые замки, но поскольку реальный ключ железный, то свойства железа мешают идеям выразится полностью. Платон учил, что стремление быть идеальным заложено в самой природе вещей. Например, зернышко стремится стать цветком, даже не умея думать, оно все равно стремится стать прекраснее и совершеннее. Поэтому для человека, который умеет думать и действовать отказ от идеалов равен преступлению. Для того, чтобы людям было легче быть идеальными, Платон предположил создать новый тип государства, в котором каждый человек занимался бы только своим делом. Люди делились бы на 3 группы: правители, воины и ремесленники. И человек попадал бы в группу в раннем детстве, когда старшие замечали бы его душевные склонности. Для того, чтобы искоренить коррупцию и кумовство Платон предложил отменить частную собственность и семью. Ни у кого не должно быть своих вещей и никто не должен знать своих детей. Этот план возмутил ученика Платона Аристотеля. Тот полагал, что идея это цель вещи, ее сущность и причина, но возможность реализовать идею все таки содержится в материи. Например, самый замечательный конструктор не сможет сделать автомобиль из бумаги. По этой же причине идеальное государство Платона никогда не будет существовать, ведь реальные люди так жить не захотят. Аристотель учил, что прежде чем выбирать для себя идеал, человеку нужно узнать свои возможности, например хромой не может быть бегуном, как бы об этом не мечтал, зато все остальные дороги для него открыты. И ему достаточно просто выбрать. Апологетика В первые века нашей эры римские власти преследовали верующих и считали их заговорщиками, в ответ на это церковные лидеры обращались к чиновникам с письмами в которых доказывали, что христианство империи не враг, такие письма назывались апологии, а их авторы апологеты. Самым известным апологетом был известный святой Иустин Мученик. В своих письмах святой Иустин объяснял, что будущий божьим творением человек без Бога жить не может и интуитивно ищет Бога каждый день, несколько Бог: «Свет от света и нет в нём никакой тьмы.» То всё доброе, что есть в человеке роднит его с Богом. Именно поэтому и верующие и неверующие люди одинаково любят всё доброе и культивируют это в своей жизни. Например, язычник Платон никогда о Боге не слышавший всё равно создаёт учение о идеалах. Поэтому любой язычник может стать христианином. И если он ищетдобра, то его светскоеобразование не помеха. Святой Иустин был арестован как заговорщик и хотя на нём не было никакой вины, всё равно попал на казнь. До последней минуты он утверждал, что большинство язычников могут стать хорошими христианами, если им рассказать о Боге. Впечатлённый стойкостью христиан император Констанстин 313 г. принял Миланский эдикт, согласно которому христиан запрещалось наказывать и церковь получила не меньше прав, чем школа греческих философов. Патристика В 325 году в городе Никея собрался первый вселенский собор на котором было принято единая доктрина христианства получившая название « Символ веры». С этого момента стало понятно во что верят христиане и никаких изменений вносить стало нельзя. Любые поытки переработать христианство получили название «ересь». Самой известной ересью первых веков было арманство, созданное священником Арией который учил, что Иисус Христос был не Богом, а просто озарением человека, а значит заменить его может кто угодно, в зависимости от своих талантов, получается, что к Богу существует множество разных путей, из которых христианство- только один. Ему возражал другой еретик священник Несторий, учивший, что И.Х. был только Богом, и поэтому то, что он делал ни один человек повторить не может. Значит людям нужно веровать только внутренне, а об их спасении Бог позаботится сам. На Никейском соборе обе точки зрения были осуждены. Двойственная природа И.Х. признается непознаваемой тайной, на жизнь И.Х. и его проповедь пример для всех христиан, которую нельзя не изменить, не отменить. Возник закономерный вопрос: как применить христианские заповеди к тем сферам жизни, которые И.Х. не обсуждал? Именно этой проблеме была посвящена следующая эпоха в развитии христианства получившая название патристика. Самым известным отцом церкви был святой Августин Блаженный. В своих книгах о граде небесном и о граде земном Августин излагает христианское видение в политике. Он учил, что добрый Бог даже после предательства Адама поместил человека не в самый худший мир « Всё что создал Бог по отдельности хорошо, а всё вместе очень хорошо». Жизнь в мире не тяжела, но человек сам делает её невыносимой своими дурными наклонностями. Например самый обильный урожай можно запереть в амбаре и этим вызвать голод, чтобы спекулировать. Никакими разумными, мерами человек не может сделать мир ни светлее, ни добрее, т.к. сам он темен и зол. Злой человек не может совершать добрые поступки. И поэтому жизнь людей не облегчит ни политические ни экономические реформы. Всегда найдутся казнокрады и проходимцы, извращающие самые лучшие начинания. Поэтому человеку следует оставить в покое судьбы мира и начать с самого себя, до тех пор, пока он сам грешен- мир вокруг него тоже будет полон греха, пока он зол- его будут окружать злодеи. И не может быть оправдания, что на человека постоянно влияют обстоятельства. «когда я чего-то хочу я точно знаю, что хочу этого именно я». Спасая себя от зла и греха человек делает шар на встречу Богу и мир не может ему помешать. Схоластика Начиная с 9 века между восточной и западной церквями начинается раскол, получивший название «схизма». На западе были исторически сильны традиции ареанства, поэтому римские священники учили, что Бог в мире не присутствует, и будет судить людей только после их смерти. И.Х. после вознесения с людьми тоже нет. Но поскольку с ареанской точки зрения И.Х. просто человек, то у него может быть заместитель. Так появился католицизм. Откопавшаяся церковь, возглавляемая епископом города Рима, которая называется папой. Папа считается заместителем Бога. В 1054 г Папа и Патриарх взаимно отлучили друг друга и церковный раскол стал свершившимся фактором. На западе начался серьёзный кризис веры, поэтому Папа римский пригласил учёных богословов и приказал не доказывать людям, что богу надо верить. Так наступила эпоха схоластики. Самым известным схоластом был Фома Аквинский. В своей книге «Сумма теологии» он утверждал, что если бы человек сам придумывал для себя моральные правила, то он придумал бы что-нибудь лёгкое, неограниченное. Но мораль мешает человеку своевольничать, значит придумал её не человек, а кто-то мудрее и добрее. Также Фома утверждал, что поскольку Бог в мире не присутствует, то человеку не нужно ждать его вмешательства. Все, что нужно знать о Боге уже написано в Библии, а чтобы это в жизни применить нужно использовать собственный разум. Фома учил, что человек грешен с того момента, как только узнал какой грех он совершает. На это ему возражал схоласт Пьер Абеляр, который в книге Теологические трактаты писал, что часто человек ничего не может поделать против обстоятельств и если он на грех не согласен, а делает его по принуждению, то он не грешен. Например если человеку во время поста насильно запихать в рот мясо, то он не будет виноват в нарушении.
Сразу же после раскола церкви на православную и католическую в католицизме начался кризис, связанный с тем, что папа Римский объявил себя заместителем Бога. Согласно католическому учению, Бог присутствует в мире только через папу, те человек, становясь папой, превращается в подобие Иисуса Христа. Например, он может по своему желанию отменять заповеди или придумывать новые догматы. Но что делает папу таким сверхчеловеком? Только избрание конклавом кардиналов. Получается, что люди из своей среды выбирают Бога. Возникает закономерный вопрос: почему это делают только кардиналы и какими принципами они руководствуются? Проще говоря, если человека можно назначать заместителем Бога, то какими качествами он должен обладать? Католическая церковь использовала непогрешимый статус папы в своих корыстных целях. Например, папа до сих пор торгует отпущением несовершенных грехов, те правом на грех- индульгенцию. Считая свою сласть выше королевской, в средние века папа настаивал, чтобы верующие платили налоги лично ему, при этом некоторые церковные правила менялись папой римским по его желанию. Например, папа Григорий 7 запретил священникам жениться, хотя об этом ни слова нет в Библии, при это само священное писание специально не переводилось на национальные языки. Верующий католик мог только попросить священника рассказать, что написано в библии, и многие священники пользовались этим для собственной выгоды. Обычно папа римский избирался из числа итальянских епископов, и если для французов он был далекой и почти неизвестной фигурой, то итальянцы хорошо знали его прежнюю биографию и не могли поверить, что вчерашний интригант в один день стал безгрешен. Итальянское возрождение. В начале 14 в в Италии начался бурный рост интереса к античному наследию. В этой стране сохранилось много римских развалин и греческих статуй, а в монастырских библиотеках хранилось немало древних книг. Такие торговые города, как Венеция или Флоренция вели дела с востоком и в них жило немало образованных людей, не имевших отношение к церкви. Эти люди легко читали и переводили греческую философию и поэзию и пытались найти в ней какую-нибудь замену католицизму. К сожалению, средневековый итальянец мог понять греческую трагедию только неправильно. Для древнего грека герой это всегда трагическая фигура, потому что несмотря на все его подвиги, ему предстоит умереть как самому обычному человеку или даже раньше. Геракл совершил 12 подвигов, а погиб от того, что его жена перепутала лекарство с ядом. Лучше бы он прожил свою жизнь дома и ни с какими чудовищами не сражался. Но средневековый итальянец уже знал, что есть Бог и рай. Для него герой не умер, а получил вечную жизнь. Герой воспринимается средневековым итальянцем как сверхчеловек, которому Бог дал особые способности и для которого Бог придумал особые правила. Если бы Бог не хотел давать герою полную свободу, то он не создал бы героя в сильнее других людей. Получается, что герои заранее избраны и им можно то, что другим нельзя. Тисей может бросить Ариадну, потому что может одолеть Минотавра. Так возникло учение, именуемое титанизм. С этой точки зрения, если человек наделен каким-нибудь талантом, то божьи заповеди не для него. Он особенный, и ему можно то, что другим нельзя. Один из основателей титанизма Данте Алигьери, учил, что хороший поэт, это тоже самое, что святой. Франческо Петрарка восхищался воинами древности, говоря, что за храбрость им можно простить жестокость. Джованни Боккаччо в произведении " Декамерон" утверждал, что святых нет, все люди порочны, но такое учение не могло существовать долго, потому что талантливых людей мало, а вседозволенности хочется всем. В 15 в философ Лоренцо Валла объявил, что каждый человек является особенным, потому что сотворен богом. Так возник гуманизм - учение о том, что человек угоден богу не только своими достоинствами, но и недостатками. Если бы Бог не хотел, чтобы у человека были пороки, то он не вложил бы их в человека, те получается, что пьяница нужен богу именно в качестве пьяницы, иначе Бог создал бы его трезвенником. Гуманизм является противоположностью христианства, потому что лишает человека свободы воли. Если человек не выбирает между и добродетелью, то он ничем не отличается от животного. Титанизм и гуманизм объединяются в общее учение, именуемое антропоцентризм, согласно которому человек заранее хорош и может жить только ради самого себя. Северное возрождение. В странах, где античного наследия не было, отход от католичества проходил в форме интереса к природе. Немецкий фрач и чернокнижник Теофраст Парацельс в работе " магический архидокс" учил, что если мир сотворен богом, то все в мире угодно богу. Как статуя соответствует вкусам скульптора, так и мир соответствует вкусам Бога. Таким образом, чтобы узнать божью волю достаточно просто изучать природу. В ней нет ничего, что богу бы не нравилось. Бог как личность либо не существует либо уже не вмешивается в дела мира. Это учение называется пантеизм, и с его точки зрения, Бог и природа это одно и тоже. Пантеизм исповедует совершенно зверскую этику, потому что если все существующее угодно богу, то нет разницы между злостью хищного зверя и скромностью монаха. И то и другое существует, значит и то и другое богу нравится. Парацельс обозначал этот принцип фразой: " как наверху, так и внизу". То есть, у Бога нет ничего другого, кроме того, что есть в мире, и поэтому, если даже рай есть, то он не отличается от земной жизни. Ф русского средневековья Первым русским философом считается св Илларион Киевский, живший в 11 в. В своей книге " слово о законе и благодати" он обсуждал отношение человека и Бога, понимая под законом постоянные и бездумные соблюдения библейских заповедей. Св Илларион учил, богу не нужны куклы или рабы, и если человек не пытается искренне Бога порадовать, то любое благочестие фальшиво. Бог надеется на человеческую любовь и сам человека очень любит. Он готов помочь человеку в любых делах, если тот хочет порадовать Бога. Присутствие Бога - благодать. Благодатный человек- это тот, кто научился видеть мир с богом одинаково. Ему не нужны запреты, потому что он не хочет ничего запретного. Но заповеди все таки нужны, потому что они показывают человеку, что богу точно не нравится. К богу ведет много разных путей, но ни один из них не ведет через кражу. Другим ярким представителем Ф русского средневековья был св Нил Сорский( 15 в) он создал учение о 5 ступенях падения души. Никто не грешит вдруг и просто так. Этому предшествует долгий процесс духовной борьбы. Этапы: Русское просвещение Во время своих реформ император Петр 1 разорвал всякие отношения с церковью и старался ориентироваться на западные научные и философские достижения. В 1725 г. был основан мгу, в котором наряду с западными профессорами работали и первые русские ученые, одним из которых был М.В. Ломоносов. Будучи хорошо знакомым с философией Парацельса, Ломоносов исповедовал деизм, т.е. учение о том, что Бог сотворил мир и больше в него не вмешивается. Согласно Ломоносову, все в мире материально и материи присуще такие свойства, как движение и форма. Мир сам себя преобразует и божественное вмешательство для этого не нужно. Человек, будучи одновременно материальным и разумным, может этим процессам помогать, он не может мешать, потому что сам является частью мира. С этой позиции природа и общество представляют собой материал, который оформляет сам себя. Вмешиваясь, человек может ускорить этот процесс. Но даже если он не вмешается, процесс всё равно будет идти. Эти взгляды в 19 в развил немецкий философ Георг Гегель. Проблема заключалась в том, что никто точно не знает, какие изменения произойдут в ближайшее время, и любой социальный реформатор может выдавать свои проекты за неизбежное будущее. На базе Ф Ломоносова сложились 3 социально- философские школы: Социальная философия 19 в В 19 в после победы над Наполеоном, и особенно после крымской войны, стал актуальным вопрос об историческом пути России. Мыслители, получившие название западников (А.Герцен, Ильинский) полагали, что Россия, это одна из европейских стран, отставшая в развитии из-за восточного соседства. Им горячо возражали славянофилы. Их яркий представитель- хомяков- учил, что русское общество возникло при других обстоятельствах, чем западное, не из варварских завоеваний, а из крестьянской общины, поэтому у него особенный характер. На западе основной ценностью является индивидуализм, и во все времена западное общество находится в состоянии борьбы всех со всеми, даже парламенты и конституции были созданы для того, чтобы борьба велась на словах, а не кулаками. Русское общество наоборот -стремиться к добровольному единству, которое Хомяков называл термином соборность. Оба течения резко критиковались философами - народниками. Яркий представитель народничества-.Бакунин- вошло в историю, как основатель анархизма. Он учил, что способ жизни общества, связанный с государством безнадежно устарел. Люди уже духовно выросли для того, чтобы стать полностью свободными. " Под свободой я понимаю право всех людей обоего пола поступать по собственному усмотрению, ничьего позволения не спрашивая, принадлежать к любым ассоциациям, или не принадлежать ни к каким. (Бакунин) ". Бакунина ждало разочарование, потому что в ходе европейских революций народ свергал старые правительства, но создавал новые, и анархия не наступала. Ученик Бакунина, Петр ткачев утверждал, что человеческую природу надо исправлять, что небольшая партия/ группировка людей, представляющих будущие порядки имеет моральное право силой захватить власть и насильно готовить людей к будущим порядкам, никакой свободы не давая и уничтожая неисправимое. Своих героев Ткачев называл люди будущего.
Пространство и время Любой материальный предмет существует в пространстве и времени. Долгое время существовали два подхода к пониманию пространства и времени: Мировоззрение и философия. Формы и типы мировоззрения Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека в нем, определяющее жизненную позицию того или иного субъекта. В его состав входят ценности, идеалы, убеждения, нормы, знания, но не чувства, т. к. мировоззрение носит осознанный характер, а чувства осознаются не всегда. С существенной долей выделяют типы и формы мировоззрения. Мировоззрение присутствует у всех людей, независимо от их уровня развития. Не все компоненты мировоззрения одинаково развиты, поэтому выделяют следующие формы и типы:
Обыденное мировоззрение — набор простых правил, взятых из жизненного опыта, которые позволяют добиваться желаемого. Миф —исторически самая ранняя форма мировоззрения, воспринимает мир как подчиненный нерушимым законом смежности и подобия, на них же и основывается магия. 1. Закон подобия — согласно ему, если 2 предмета похожи между собой, то они как-то связаны и воздействуя на один, можно воздействовать на другой. Такая магия называет гомеопатической (ведовство, целительство) 2. Закон смежности — согласно закону, если 2 предмета когда-либо были связаны между собой, то они сохраняют эту связь навсегда. Такая магия называется контагиозной (каббала) Обычно те, кто применяют магию- применяют любые приемы, чтобы достичь желаемого, так как цель мифа - пользоваться мифом, а не знать его (колдуны) Религия — связь человека и абсолюта, т.е. главной причиной и основой его жизни. Для христианина это Бог, для язычника покойные предки и т.д. Главные вопросы религии- познаваем ли абсолют, если да то как и что человек абсолюту должен. Искусство это создание картины мира, исходя из принципов красоты и гармонии. Наука - стремление к объективному знанию окружающего мира с целью однажды получить из этого знания пользу, при этом наука не ставила перед собой задачи изменить мир к лучшему. Немецкий философ Макс Вебер заметил, что наука не в состоянии ответить на вопрос " Что надо делать? ", она отвечает на вопрос либо что можно сделать либо что человек на самом деле хочет сделать (ученые не решают этические вопросы). Предмет философии Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Так же как и наука она стремится к познанию мира, но рассматривает его не в наличном, а в должном ракурсе. Ученые разбираются как устроен мир, а философ хочет знать как он должен быть устроен и как этого добиться. Предметом философии является мир, и место человека в нем, но в отличи от любого мировоззрения философия пытается построить рациональную, понятную вам систему. Чтобы охватить такой широкий предмет-философия делится на след дисциплины: 1. Онтология — учение о бытии. Ее вопросы: что есть мир, как он устроен? 2. Аксиология — учение о ценностях, делится на этику (учение о долге) и эстетику (учение о прекрасном). 3. Гносеология — учение о познании. Ее вопросы: возможны ли познание и истина? 4. Антропология — учение о человеке. 5. Социальная философия — учение об обществе. 6) Философия. В отличии от науки философия подразумевает духовную практику. Если философ учит тому, чего сам не делает, то это не философ а сказочник. Философские вопросы являются для человека определяющими, так как человек не знает ни себя, ни мира в котором он живет, то вся его жизнь будет бесцельными блужданиями. Тот, кто не знает, чего хочет - всегда будет получать только то, чего он не хочет. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы