Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реформация (Лютер, Кальвин).



В начале 16 в в Германии началось мощное антицерковное движение, получившее название реформация. Лидер реформатов, или протестантов, монах Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык и потребовал, чтобы каждый человек читал ее самостоятельно. Но поскольку Библия трудна для понимания, Лютеру пришлось самому ему объяснить. Так возникло учение, получившее название лютеранство( немцы, шведы, датчане).
Догматы лютеранства:
1) все люди, еще до своего рождения поделены богом на тех, кто обязательно будет в аду, и обязательно будет в раю
2) изменить это предопределение нельзя
3) о том, что человек обязательно будет в раю свидетельствует тот факт, что он верит в это. " Верующему грех не считается за грех"
От человека ничего не требуется. Он ничего не должен ни богу, ни ближним. Если человек верит в то, что он избранный, то так оно и есть. Лютер запрещал запоминать свои грехи и советовал всегда держаться так, как будто прямо сейчас попадешь в рай. Понятие ближнего, без которого немыслима христианская этика, Лютер отменил совсем, запретил помогать бедным. " Кто хочет быть бедным, тот не должен быть богатым". Такое учение расходилось с Евангелием, потому что в послании апостола Якова сказано: " вера без дела мертва". Лютер вырвал послание апостола Якова из Библии и сказал, что без него лучше. Швейцарский последователь Лютера Жан Кальвин добавил, что человек обязательно будет в раю только если он богатый. Если человек не предопределен для рая, он не сможет разбогатеть, а если получит богатое наследство, то потеряет его. Деятельность человека, направленная на получение богатства приравнивается к монашескому подвижничеству. Если человек беден или попал в беду, значит он проклят богом, и ему не только нельзя помочь, но нудно держаться от него подальше. Оказание ближнему помощи и тем более подача милостыни Кальвин объявил смертным грехом, потому что богатство дано человеку как признак избранности, и он не имеет право его разбазаривать. Кальвин отрицал даже равенство людей перед богом, говоря, что Бог имеет дело только с избранными, т.е. с богатыми. В наши дни лютеранство исповедуют немцы и скандинавы, а кальвинизм швейцарцы, шотландцы и голландцы.


Русская философия от средних веков до 19 века.

1. Специфика и этапы развития философии.
На возникновении Ф в России существуют 2 точки зрения, со классно одной из них (Зеньковский) Ф возникла в 18 в под влиянием реформ Петра 1, но то ошибка, потому что идеи, высказанные в 18 и 19 веках высказывались и раньше. Согласно другой точки зрения ( Замалеев) Ф возникла вместе с крещение Руси, и модно выделить следующие этапы ее развития:
1. Ф русского средневековья- 11-17 в - св. Илларион Киевский
2. Русское просвещение- 18 в - Радищев
3. Социальная Ф -19 в- М.А. Бакунин
4. Русский духовный ренессанс - 1900-1922 - Николай Бердяев
5. Ф русского зарубежья - 1922-1970 - Ильин Иван Александрович
5, 5. Современная и отечественная Ф - кара- мурза
Особенностями русской Ф являются:
1- религиозный характер: во всей эпохе русские философы говорят о Боге: одни доказывают, что он есть, другие- что его нет, но никогда русская Ф не молчала о религии.
2- аллегоризм: русские философы приводят не аргументы, а примеры.
3- социоцентризм: русская Ф уделяет большие внимание обществу и очень мало говорит об отдельно взятом человеке.

Ф русского средневековья

Первым русским философом считается св Илларион Киевский, живший в 11 в. В своей книге " слово о законе и благодати" он обсуждал отношение человека и Бога, понимая под законом постоянные и бездумные соблюдения библейских заповедей. Св Илларион учил, богу не нужны куклы или рабы, и если человек не пытается искренне Бога порадовать, то любое благочестие фальшиво. Бог надеется на человеческую любовь и сам человека очень любит. Он готов помочь человеку в любых делах, если тот хочет порадовать Бога. Присутствие Бога - благодать. Благодатный человек- это тот, кто научился видеть мир с богом одинаково. Ему не нужны запреты, потому что он не хочет ничего запретного. Но заповеди все таки нужны, потому что они показывают человеку, что богу точно не нравится. К богу ведет много разных путей, но ни один из них не ведет через кражу. Другим ярким представителем Ф русского средневековья был св Нил Сорский( 15 в) он создал учение о 5 ступенях падения души. Никто не грешит вдруг и просто так. Этому предшествует долгий процесс духовной борьбы. Этапы:
1- прелог: человек воображает какой-нибудь соблазнительный образ
2- сочетание: человек размышляет об этом образе
3- сложение: человек спрашивает себя " соблазнился ли он этим образом, если все было бы по настоящему? ". С этого момента наступает ответственность. Если человек дает свое согласие, то наступает следующий этап.
4- пленение: человек постоянно думает о своем соблазне и жалеет, что это только мечты.
5- страсть: человек ищет возможность подраться соблазну в реальности. " Дурные мысли приходят к нам, как гости, остаются как друзья, и правят нами как хозяева". Каждый человек постоянно окружен прелогами. И вся жизнь это борьба за собственную душу, поэтому св Нил был против ого, чтобы священники участвовали в управлении государством, как требовал популярный в те годы епископ Иосиф Волоцкий. С точки зрения святого Нила, если даже в отдаленном монастыре монах каждый день бороться с соблазном, то, что же с ним станет, когда он окажется во дворце. Иосиф Волоцкий учил, что без богатства невозможно творить добро, ведь милостыню не подашь из пустого кармана. На это св Нил возражал, что из полного кармана никто ничего не даст, потому что у богатого человека соблазнов больше, чем у бедного.

Русское просвещение

Во время своих реформ император Петр 1 разорвал всякие отношения с церковью и старался ориентироваться на западные научные и философские достижения. В 1725 г. был основан мгу, в котором наряду с западными профессорами работали и первые русские ученые, одним из которых был М.В. Ломоносов. Будучи хорошо знакомым с философией Парацельса, Ломоносов исповедовал деизм, т.е. учение о том, что Бог сотворил мир и больше в него не вмешивается. Согласно Ломоносову, все в мире материально и материи присуще такие свойства, как движение и форма. Мир сам себя преобразует и божественное вмешательство для этого не нужно. Человек, будучи одновременно материальным и разумным, может этим процессам помогать, он не может мешать, потому что сам является частью мира. С этой позиции природа и общество представляют собой материал, который оформляет сам себя. Вмешиваясь, человек может ускорить этот процесс. Но даже если он не вмешается, процесс всё равно будет идти. Эти взгляды в 19 в развил немецкий философ Георг Гегель. Проблема заключалась в том, что никто точно не знает, какие изменения произойдут в ближайшее время, и любой социальный реформатор может выдавать свои проекты за неизбежное будущее. На базе Ф Ломоносова сложились 3 социально- философские школы:
1) радикально- демократическая - Радищев - учил, что с пути истории должны быть убраны препятствия. Например, если крепостное право устарело, то его надо отменить, ничего не создавая взамен, потому что общество, будучи частью материи, само себя оформит должным образом. Никаких духовных мотивов Радищев не признавал, считая, что человек это просто биологический организм.
2) либерально- правовое - Петр Яковлевич Козельский- учил, что любое общество должно быть оформлено при помощи законов и ни один его элемент не может девствовать случайно, так же как в механизме ни одна деталь не может свободно болтаться. Козельский призывал в разделению властей, учреждению парламента и конституции.
3) патриархально- консервативное - Михаил Щербатов - с данной точки зрения, состояние общества напрямую зависит от его нравственности. Если человек не понимает, что воровать нельзя, никакие законы его не остановят. Более того, может сложиться ситуация, когда взяточник- судья отпустит взяточника- подсудимого потому, что сам такой же. Безнравственному обществу ничем не поможет и свобода, потому что она будет употребляться только для грабежа и хулиганства. В своей книге " о повреждении нравов в России" 'Щербатов писал, что настоящим защитником государства является не полицейский, а учитель и священник. Никакие правила не будут слишком жесткими, если соблюдающие их люди нравом мягкие. Например, крепостное право не принесет беды, если помещику не приходит в голову обижать крестьян.

Социальная философия 19 в

В 19 в после победы над Наполеоном, и особенно после крымской войны, стал актуальным вопрос об историческом пути России. Мыслители, получившие название западников (А.Герцен, Ильинский) полагали, что Россия, это одна из европейских стран, отставшая в развитии из-за восточного соседства. Им горячо возражали славянофилы. Их яркий представитель- хомяков- учил, что русское общество возникло при других обстоятельствах, чем западное, не из варварских завоеваний, а из крестьянской общины, поэтому у него особенный характер. На западе основной ценностью является индивидуализм, и во все времена западное общество находится в состоянии борьбы всех со всеми, даже парламенты и конституции были созданы для того, чтобы борьба велась на словах, а не кулаками. Русское общество наоборот -стремиться к добровольному единству, которое Хомяков называл термином соборность. Оба течения резко критиковались философами - народниками. Яркий представитель народничества-.Бакунин- вошло в историю, как основатель анархизма. Он учил, что способ жизни общества, связанный с государством безнадежно устарел. Люди уже духовно выросли для того, чтобы стать полностью свободными. " Под свободой я понимаю право всех людей обоего пола поступать по собственному усмотрению, ничьего позволения не спрашивая, принадлежать к любым ассоциациям, или не принадлежать ни к каким. (Бакунин) ". Бакунина ждало разочарование, потому что в ходе европейских революций народ свергал старые правительства, но создавал новые, и анархия не наступала. Ученик Бакунина, Петр ткачев утверждал, что человеческую природу надо исправлять, что небольшая партия/ группировка людей, представляющих будущие порядки имеет моральное право силой захватить власть и насильно готовить людей к будущим порядкам, никакой свободы не давая и уничтожая неисправимое. Своих героев Ткачев называл люди будущего.


Русская философия от конца 19 в до наших дней.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь