Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия поздней античности.



В 3 в до н.э. Греко-римский мир вступил в эпоху политически-духовного кризиса. Старая жизнь рушилась. И уже никто не мог быть ни в чем уверенным. Стала нужна другая философия, которая научила бы человека найти что-нибудь хорошее в сегодняшнем дне. Такой философией стал Кинизм, его основатель философ Антисфен учил, что большинство проблем происходит от неправильно поставленных целей. Для жизни человеку нужно мало, а он почему-то хочет много, и потом жалуется, что жизнь заполнена бессмысленной, ни к чему не ведущей суетой. В качестве примера счастливой жизни Антисфен приводил животных. Ни одна собака не мечтает быть миллионером, и при этом грустная собака это редкость. " Радуйся тому, что имеешь, и не желай иметь того, что ты иметь не можешь". Ученик Антисфена Диоген из Синоав проверил слова учителя на практике - он жил в бочке, ел на помойке и даже кружку выбросил, узнав, что можно пить из горстей. Более аристократичное учение представляет собой стоицизм, популярный в древнем Риме. Его представитель Луций Сенека учил, что в своей жизни человек ни за что не может поручиться - жизнь и все что в ней даны как бы взаймы. Человек не может быть уверен даже в том, доживет ли он до вечера, поэтому ко всему в жизни следует относиться так, как будто это не важно. Человек свободен только в одном - он сам решает жить ему или умереть. Если ему кажется что жизнь дурна и безрадостна, то он всегда может наложить на себя руки. Человек, который постоянно жалуется на жизнь по словам Сенеки - жить не хочет, а умереть боится. Мир всегда был таким - непредсказуемым и неизменным. Если человеку это нравится, то он должен жить и радоваться, и принимать все происходящее как единственный хороший вариант. " Покорного судьба ведет, а непокорного тащит".

Средневековая христианская философия.

Основные принципы христианской философии

Христианство начинало свой исторический путь как малочисленная, преследуемая религия, но оно имело ряд особенностей, которые позволили ему вытеснить язычество и получить признание у греков и римлян. Это произошло благодаря нескольким оригинальным христианским идеям, которых в язычестве нет, и быть не может:

  1. теоцентризм- центром мира и смыслом жизни является Бог, только для него стоит жить и если надо умирать.
  2. креационизм –Бог сотворил мир из ничего и все законы существующие в мире созданы тоже им.
  3. персонализм- Бог и человек являются личностями и отношения между ними свободные. Бог – это не безличная сила, действующая в одних и тех же рамках, это не судьба и не закон, он не только имеет волю, но и готов к диалогу с человеком. человек тоже является личностью и поэтому в руках Бога он не игрушка, более того он может быть Богом помилован или осуждён в зависимости от своих собственных действий.
  4. провиденциализм- Бог вмешивается в человеческую жизнь на всём её протяжении, не только если человек его об этом просит.
  5. эсхатология – Бог сотворил мир и однажды его уничтожит. Такое положение дел как в данный момент будет злиться не вечно и после конца света все люди получат по заслугам. Земная жизнь не более чем экзамен.
  6. ревилиционизм- Бог говорит о себе сам в откровении, которые записано в Библии. Библия не является человеческим творением. Человек её только записал под диктовку Бога. Её можно принимать или не принимать, но переделывать нельзя.

Апологетика

В первые века нашей эры римские власти преследовали верующих и считали их заговорщиками, в ответ на это церковные лидеры обращались к чиновникам с письмами в которых доказывали, что христианство империи не враг, такие письма назывались апологии, а их авторы апологеты. Самым известным апологетом был известный святой Иустин Мученик. В своих письмах святой Иустин объяснял, что будущий божьим творением человек без Бога жить не может и интуитивно ищет Бога каждый день, несколько Бог: «Свет от света и нет в нём никакой тьмы.» То всё доброе, что есть в человеке роднит его с Богом. Именно поэтому и верующие и неверующие люди одинаково любят всё доброе и культивируют это в своей жизни. Например, язычник Платон никогда о Боге не слышавший всё равно создаёт учение о идеалах. Поэтому любой язычник может стать христианином. И если он ищетдобра, то его светскоеобразование не помеха. Святой Иустин был арестован как заговорщик и хотя на нём не было никакой вины, всё равно попал на казнь. До последней минуты он утверждал, что большинство язычников могут стать хорошими христианами, если им рассказать о Боге. Впечатлённый стойкостью христиан император Констанстин 313 г. принял Миланский эдикт, согласно которому христиан запрещалось наказывать и церковь получила не меньше прав, чем школа греческих философов.

Патристика

В 325 году в городе Никея собрался первый вселенский собор на котором было принято единая доктрина христианства получившая название « Символ веры». С этого момента стало понятно во что верят христиане и никаких изменений вносить стало нельзя. Любые поытки переработать христианство получили название «ересь». Самой известной ересью первых веков было арманство, созданное священником Арией который учил, что Иисус Христос был не Богом, а просто озарением человека, а значит заменить его может кто угодно, в зависимости от своих талантов, получается, что к Богу существует множество разных путей, из которых христианство- только один. Ему возражал другой еретик священник Несторий, учивший, что И.Х. был только Богом, и поэтому то, что он делал ни один человек повторить не может. Значит людям нужно веровать только внутренне, а об их спасении Бог позаботится сам. На Никейском соборе обе точки зрения были осуждены. Двойственная природа И.Х. признается непознаваемой тайной, на жизнь И.Х. и его проповедь пример для всех христиан, которую нельзя не изменить, не отменить. Возник закономерный вопрос: как применить христианские заповеди к тем сферам жизни, которые И.Х. не обсуждал? Именно этой проблеме была посвящена следующая эпоха в развитии христианства получившая название патристика. Самым известным отцом церкви был святой Августин Блаженный. В своих книгах о граде небесном и о граде земном Августин излагает христианское видение в политике. Он учил, что добрый Бог даже после предательства Адама поместил человека не в самый худший мир « Всё что создал Бог по отдельности хорошо, а всё вместе очень хорошо». Жизнь в мире не тяжела, но человек сам делает её невыносимой своими дурными наклонностями. Например самый обильный урожай можно запереть в амбаре и этим вызвать голод, чтобы спекулировать. Никакими разумными, мерами человек не может сделать мир ни светлее, ни добрее, т.к. сам он темен и зол. Злой человек не может совершать добрые поступки. И поэтому жизнь людей не облегчит ни политические ни экономические реформы. Всегда найдутся казнокрады и проходимцы, извращающие самые лучшие начинания. Поэтому человеку следует оставить в покое судьбы мира и начать с самого себя, до тех пор, пока он сам грешен- мир вокруг него тоже будет полон греха, пока он зол- его будут окружать злодеи. И не может быть оправдания, что на человека постоянно влияют обстоятельства. «когда я чего-то хочу я точно знаю, что хочу этого именно я». Спасая себя от зла и греха человек делает шар на встречу Богу и мир не может ему помешать.

Схоластика

Начиная с 9 века между восточной и западной церквями начинается раскол, получивший название «схизма». На западе были исторически сильны традиции ареанства, поэтому римские священники учили, что Бог в мире не присутствует, и будет судить людей только после их смерти. И.Х. после вознесения с людьми тоже нет. Но поскольку с ареанской точки зрения И.Х. просто человек, то у него может быть заместитель. Так появился католицизм. Откопавшаяся церковь, возглавляемая епископом города Рима, которая называется папой. Папа считается заместителем Бога. В 1054 г Папа и Патриарх взаимно отлучили друг друга и церковный раскол стал свершившимся фактором. На западе начался серьёзный кризис веры, поэтому Папа римский пригласил учёных богословов и приказал не доказывать людям, что богу надо верить. Так наступила эпоха схоластики. Самым известным схоластом был Фома Аквинский. В своей книге «Сумма теологии» он утверждал, что если бы человек сам придумывал для себя моральные правила, то он придумал бы что-нибудь лёгкое, неограниченное. Но мораль мешает человеку своевольничать, значит придумал её не человек, а кто-то мудрее и добрее. Также Фома утверждал, что поскольку Бог в мире не присутствует, то человеку не нужно ждать его вмешательства. Все, что нужно знать о Боге уже написано в Библии, а чтобы это в жизни применить нужно использовать собственный разум. Фома учил, что человек грешен с того момента, как только узнал какой грех он совершает. На это ему возражал схоласт Пьер Абеляр, который в книге Теологические трактаты писал, что часто человек ничего не может поделать против обстоятельств и если он на грех не согласен, а делает его по принуждению, то он не грешен. Например если человеку во время поста насильно запихать в рот мясо, то он не будет виноват в нарушении.


1.Философия эпохи возрождения и реформации.

Сразу же после раскола церкви на православную и католическую в католицизме начался кризис, связанный с тем, что папа Римский объявил себя заместителем Бога. Согласно католическому учению, Бог присутствует в мире только через папу, те человек, становясь папой, превращается в подобие Иисуса Христа. Например, он может по своему желанию отменять заповеди или придумывать новые догматы. Но что делает папу таким сверхчеловеком? Только избрание конклавом кардиналов. Получается, что люди из своей среды выбирают Бога. Возникает закономерный вопрос: почему это делают только кардиналы и какими принципами они руководствуются? Проще говоря, если человека можно назначать заместителем Бога, то какими качествами он должен обладать? Католическая церковь использовала непогрешимый статус папы в своих корыстных целях. Например, папа до сих пор торгует отпущением несовершенных грехов, те правом на грех- индульгенцию. Считая свою сласть выше королевской, в средние века папа настаивал, чтобы верующие платили налоги лично ему, при этом некоторые церковные правила менялись папой римским по его желанию. Например, папа Григорий 7 запретил священникам жениться, хотя об этом ни слова нет в Библии, при это само священное писание специально не переводилось на национальные языки. Верующий католик мог только попросить священника рассказать, что написано в библии, и многие священники пользовались этим для собственной выгоды. Обычно папа римский избирался из числа итальянских епископов, и если для французов он был далекой и почти неизвестной фигурой, то итальянцы хорошо знали его прежнюю биографию и не могли поверить, что вчерашний интригант в один день стал безгрешен.

Итальянское возрождение.

В начале 14 в в Италии начался бурный рост интереса к античному наследию. В этой стране сохранилось много римских развалин и греческих статуй, а в монастырских библиотеках хранилось немало древних книг. Такие торговые города, как Венеция или Флоренция вели дела с востоком и в них жило немало образованных людей, не имевших отношение к церкви. Эти люди легко читали и переводили греческую философию и поэзию и пытались найти в ней какую-нибудь замену католицизму. К сожалению, средневековый итальянец мог понять греческую трагедию только неправильно. Для древнего грека герой это всегда трагическая фигура, потому что несмотря на все его подвиги, ему предстоит умереть как самому обычному человеку или даже раньше. Геракл совершил 12 подвигов, а погиб от того, что его жена перепутала лекарство с ядом. Лучше бы он прожил свою жизнь дома и ни с какими чудовищами не сражался. Но средневековый итальянец уже знал, что есть Бог и рай. Для него герой не умер, а получил вечную жизнь. Герой воспринимается средневековым итальянцем как сверхчеловек, которому Бог дал особые способности и для которого Бог придумал особые правила. Если бы Бог не хотел давать герою полную свободу, то он не создал бы героя в сильнее других людей. Получается, что герои заранее избраны и им можно то, что другим нельзя. Тисей может бросить Ариадну, потому что может одолеть Минотавра. Так возникло учение, именуемое титанизм. С этой точки зрения, если человек наделен каким-нибудь талантом, то божьи заповеди не для него. Он особенный, и ему можно то, что другим нельзя. Один из основателей титанизма Данте Алигьери, учил, что хороший поэт, это тоже самое, что святой. Франческо Петрарка восхищался воинами древности, говоря, что за храбрость им можно простить жестокость. Джованни Боккаччо в произведении " Декамерон" утверждал, что святых нет, все люди порочны, но такое учение не могло существовать долго, потому что талантливых людей мало, а вседозволенности хочется всем. В 15 в философ Лоренцо Валла объявил, что каждый человек является особенным, потому что сотворен богом. Так возник гуманизм - учение о том, что человек угоден богу не только своими достоинствами, но и недостатками. Если бы Бог не хотел, чтобы у человека были пороки, то он не вложил бы их в человека, те получается, что пьяница нужен богу именно в качестве пьяницы, иначе Бог создал бы его трезвенником. Гуманизм является противоположностью христианства, потому что лишает человека свободы воли. Если человек не выбирает между и добродетелью, то он ничем не отличается от животного. Титанизм и гуманизм объединяются в общее учение, именуемое антропоцентризм, согласно которому человек заранее хорош и может жить только ради самого себя.

Северное возрождение.

В странах, где античного наследия не было, отход от католичества проходил в форме интереса к природе. Немецкий фрач и чернокнижник Теофраст Парацельс в работе " магический архидокс" учил, что если мир сотворен богом, то все в мире угодно богу. Как статуя соответствует вкусам скульптора, так и мир соответствует вкусам Бога. Таким образом, чтобы узнать божью волю достаточно просто изучать природу. В ней нет ничего, что богу бы не нравилось. Бог как личность либо не существует либо уже не вмешивается в дела мира. Это учение называется пантеизм, и с его точки зрения, Бог и природа это одно и тоже. Пантеизм исповедует совершенно зверскую этику, потому что если все существующее угодно богу, то нет разницы между злостью хищного зверя и скромностью монаха. И то и другое существует, значит и то и другое богу нравится. Парацельс обозначал этот принцип фразой: " как наверху, так и внизу". То есть, у Бога нет ничего другого, кроме того, что есть в мире, и поэтому, если даже рай есть, то он не отличается от земной жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь