Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сколько продолжается влюбленность



 

Как говорил Эрих Мария Ремарк, всякая любовь хочет быть вечной. До брака все мечты влюбленных — о семейном счастье: «Мы сделаем друг друга абсолютно счастливыми. Другие пары могут спорить и ссориться, только не мы». Конечно, они понимают, что наверняка у них будут разногласия по каким-то вопросам. Но они уверены, что будут их открыто обсуждать и всегда найдут компромисс.

Однако бессмертной влюбленности, воспетой Данте, Петраркой, Шекспиром, в действительности не бывает. Вечная влюбленность — это фикция, а не реальность. Психолог Д. Теннов, исследуя феномен влюбленности, пришла к выводу, что состояние романтической влюбленности продолжается от полутора до трех лет. Причина столь короткого срока, по мнению психиатра М. Лейбовица, обусловлена особенностями физиологии мозга — он просто не в состоянии бесконечно поддерживать возбуждение участка, отвечающего за романтические чувства. «Если вы хотите волновать друг друга по-прежнему, вам придется поработать, поскольку вы противитесь биологии», — заключает Лейбовиц.

 

К несчастью, теперь трудно думать, чтобы кто-нибудь мог быть совершенством. Иллюзии быстро разлетаются, их хватает ненадолго. И в итоге мы получаем ту характерную для нас черту, которую называют «влюбленностью». По существу, любви теперь нет. Любовь, как нечто длительное, любовь «по гроб жизни» — исчезла и заменилась «влюбленностью и увлечением», мгновенными, прихотливыми и непостоянными. Каждый из нас ищет всю жизнь одну Прекрасную Даму, одну Беатриче, готов отдать ей все, всего и навсегда. Но увы! Мы ищем и не находим, хотим подняться и не можем. Сколько раз мы думали, что нашли!

И однако? Иллюзии таяли, и Беатриче превращалась в обычную женщину. Кто не клялся в жизни любить по гроб, вечно? И кто не убеждался, что это ложь?

И когда перед нами появляется новое лицо — мы уже, как старики, как наученные горьким опытом, не верим или верим мало в то, что мы нашли свою Беатриче, свою Прекрасную Даму. Наш горький опыт нам шепчет, что и эта

 

Любовь пройдет как снег,

О, разве, разве клясться надо

В старинной верности навек?

Нет, я не первую ласкаю,

И в строгой четкости моей

Уже в покорность не играю

И царств не требую у ней…[22]

 

Увы! Мы так много раз требовали царств и так много раз ошибались, что наша вера исчезла; ее хватает лишь на моменты, на мгновение, на «влюбленность».

Сорокин П. А. [23] 1994. С. 265–266

 

По некоторым данным, достаточно сильная страсть у некоторых пар может сохраняться на протяжении тридцати лет (Aron, Aron, 1994). Однако чаще это бывает в случаях с неразделенной любовью, один из которых описан в рассказе Ги де Мопассана «Плетельщица стульев»: девочка, увидев плачущего мальчика Шуке, влюбилась в него; затем она копила деньги, чтобы отдать их этому мальчику, и за это он позволял целовать себя. Когда Шуке женился, она совершила попытку самоубийства, но ее спасли. Это чувство у нее сохранялось на высоком уровне всю жизнь, она признавалась, что для нее существует только один мужчина — Шуке. Перед смертью она завещала ему 2300 франков — все, что она заработала за свою жизнь.

Такие случаи, как уже говорилось в разделе 2.6, называют застреванием на первой любви. Как пишет М. Е. Литвак, появилось даже такое понятие, как «русская любовь», когда в течение длительного времени женщина испытывает сильное любовное чувство к мужчине, который не отвечает взаимностью, не реагирует на это чувство. Такая сверхизбирательная невротическая любовь — удел только женщин. Шесть процентов москвичек не выходят замуж именно по причине «русской любви».

 

Минула страсть, и пыл ее тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Все, что не ты, — так суетно и ложно,

Все, что не ты, — бесцветно и мертво.

 

А. К. Толстой

В большинстве же случаев одна влюбленность может относительно быстро сменяться другой. Так, по данным У. Хепкарда (Hephard, 1970), опрошенные им студенты влюблялись в среднем по 6–7 раз, из них два раза, по выражению респондентов, серьезно.

 

Исчезновение влюбленности

 

В народе говорят: «Любовь прошла». На самом же деле она еще и не приходила. Любовь хотя и произрастает в большинстве случаев из влюбленности, все же несколько иное психологическое явление, чем влюбленность. Поэтому все еще возможно и «любить до гроба», и «жить вместе долго и счастливо и умереть в один день».

 

Любовь наводит мосты от одного одиночества к другому. Они могут быть сказочно красивы, но редко строятся навечно.

К. Хорни

 

Исчезновение влюбленности имеет положительное значение: ведь не может же человек всю жизнь находиться в этом ненормальном состоянии, при котором многие не могут заниматься учебой, работой, а лишь мечтают о встречах с возлюбленной или возлюбленным. Как пишет Г. Чепмен, если бы люди постоянно оставались в состоянии «влюбленного наваждения», то они попали бы в беду. Волны шока потрясли бы мир бизнеса, промышленности, церкви, образования и все общество в целом. Потому что тем, кто влюблен, нет дела ни до чего другого.

 

 

Мнение ученых

Некоторые исследователи, среди которых психиатр М. Скоп Пеки психолог Дороти Теннов, пришли к выводу, что состояние влюбленности вообще не следует отождествлять с любовью. М. Пек считает, что влюбленность не является настоящей любовью потрем причинам. Во-первых, влюбленность не является актом желания или сознательного выбора. Сколько бы мы ни хотели влюбиться, мы не можем вызвать это состояние. С другой стороны, мы и не собираемся влюбляться, а это вдруг происходит[24]. Очень часто мы влюбляемся не в то время и не в тех людей.

Во-вторых, влюбленность не является настоящей любовью потому, что не требует никаких усилий. Что бы мы ни делали в состоянии влюбленности, это не требует от нас ни дисциплины, ни сознательных усилий.

Наши бесконечные дорогостоящие разговоры по телефону, деньги, которые мы тратим на поездки друг к другу, подарки, которые мы дарим, работа, которая обеспечивает нашу жизнь, — все это, кажется, теряет для нас значение. Подобно тому как инстинкт заставляет птицу вить гнездо, инстинкт, разбуженный влюбленностью, заставляет нас делать друг для друга лишенные разумного смысла и непривычные для нас вещи.

В-третьих, тот, кто влюблен, изначально не заинтересован в личностном развитии другого. «Если у нас и есть какая-то цель, когда мы влюбляемся, то это — положить конец одиночеству каждого из нас и, возможно, закрепить результат заключением брака». Влюбленность не сфокусирована ни на нашем собственном росте, ни на росте и развитии другого человека. Наоборот, она дает нам чувство того, что мы уже достигли конечного пункта и дальнейший рост нам не нужен. Мы — в высшей точке жизненного счастья, и наше единственное желание — оставаться там. Естественно, что предмету нашей влюбленности незачем расти, так как она совершенна. Мы лишь надеемся, что она такой и останется.

Г. Чепмен

 

По Г. Чепмену, влюбленность является лишь временным эмоциональным взлетом, а Э. Фромм (1990) пишет, что хотя ее принято считать вершиной любви, на самом же деле она только начало и только возможность обретения любви. Однако это происходит не всегда. Когда мы спускаемся с небес на грешную землю, пишет Г. Чепмен, наши глаза открываются, и мы начинаем замечать недостатки другого. Те маленькие недостатки, на которые мы в состоянии влюбленности смотрели сквозь пальцы, превращаются в непреодолимые препятствия.

 

Идеализация является неотъемлемым свойством страсти (в данном контексте страсть — это вариант яркой, но непродолжительной любви, удар молнии, оставляющей после себя пепелище). В качестве примера можно привести отношения Сергея Есенина и Айседоры Дункан. С самого начала было ясно, что это абсолютно разные люди, с разными взглядами и интересами. Айседора была значительно старше Есенина, знала не более двадцати русских слов. Есенин же был не силен в английском. Как же они общались?

Что могло их объединить? Но в том-то и природа «страсти грубой», что она способна сплотить даже абсолютно разных людей в одно нерасторжимое целое. Но только на время. Потом огонь гаснет, и остаются головешки и пепел. Осенью 1923 г. Сергей Есенин, подводя итоги своим отношениям с Айседорой Дункан, с горечью сделал запись в дневнике: «Была страсть, и большая страсть. Целый год это продолжалось. А потом все прошло и ничего не осталось, ничего нет. Когда страсть была, ничего не видел. А теперь! Боже мой, какой я был слепой! Где были мои глаза? Это, верно, всегда так слепнут».

Самыгин С. // По материалам Интернета

 

Добро пожаловать, пишет Г. Чепмен, в реальный мир семейной жизни, где в раковине умывальника всегда остаются волосы, где зеркало покрыто маленькими белыми пятнышками, где спор разгорается из-за того, с какой стороны должна разматываться туалетная бумага и нужно ли закрывать после себя крышку унитаза. Это мир, в котором обувь сама не идет на свое место, где дверцы шкафа не закрываются сами собой, где пальто не переносит вешалки, а носки воняют во время стирки. В этом мире взгляд может причинить боль, а слово — разрушить все. Байрон в связи с этим иронизировал:

 

Любую страсть и душит и гнетет

Семейных отношений процедура…

Никто в стихах прекрасно не поет

Супружеское счастье: будь Лаура

Повенчана с Петраркой — видит бог,

Сонетов написать бы он не мог!

 

Каждый начинает выдвигать к партнеру свои претензии. Он будет говорить о своих желаниях, но его желания отличаются от тех, которые есть у нее. Он хочет заняться сексом, но она очень устала. Он хочет купить новую машину, но она возражает: «Это абсурд». Она хочет навестить своих родителей, а он говорит: «Съезди одна. У меня много дел». Он хочет сходить на футбол, а она говорит: «Ты любишь футбол больше, чем меня». Потихоньку иллюзия близости испаряется и обнаруживается, что они — разные личности.

Поэтому бракосочетаться на пике влюбленности рискованно. Так, С. Форвард, исследовавшая две тысячи молодых супружеских пар, показала, что самый неудачный выбор сделали поженившиеся на пике влюбленности — через 3–4 месяца после возникновения этого чувства и начала совместной сексуальной жизни: 40 % из них развелись через год, еще 30 % — через два, а к концу третьего года в браке состояли только 20 % пар. Из тех же, кто поженился через два и более года после возникновения любовного чувства, более 80 % оставались мужем и женой через пять лет после свадьбы. К сожалению, предсказать развитие событий после периода влюбленности нельзя, никаких тестов на любовь, типа тестов на беременность, пока не придумано. Поэтому отличать подлинник от копии приходится, как всегда, методом проб и ошибок.

Кстати, Наполеон предлагал ввести закон, по которому запрещалось бы вступать в брак всем, кто знает друг друга меньше полугода. А современные ученые, сторонники «химической формулы любви», считают, что планка эта явно занижена.

 

Надо всегда быть влюбленным. Вот почему никогда не следует жениться.

Оскар Уайльд

 

Приводимые Л. Б. Шнейдер данные свидетельствуют о том, что есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака в будущем. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1. Зависимость устойчивости брака от длительности знакомства до брака

 

Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижаются интерес и новизна межличностных отношений.

 

 

Точка зрения

Страсть — это как дерево горит. А потом остаются пепел или угли. Угли — это и есть любовь. Сильное пламя может обжечь, но не согреть. А любовь может и согреть, и прожечь. Причем любовь скупа на внешние выражения чувств. Это очень сильное чувство, но незаметное. У нас же культивируются внешние проявления, и человек привыкает бурно выражать свои чувства, хотя сами чувства при этом уходят. То, что нам показывают в фильмах, и близко любовью не пахнет.

М. Литвак // По материалам Интернета (ruscourier.ru/archive)

 

Причиной ослабления переживания страсти в процессе длительного любовного общения является адаптация, привыкание к постоянно действующим раздражителям, впечатлениям. Другим фактором является то, что рано или поздно, когда влюбленный начинает анализировать реальное поведение возлюбленного и когда оказывается, что оно не совпадает с его идеалом, дымка рассеивается и он начинает медленно спускаться с небес на землю. Происходит процесс деидеализации, или, как удачно высказался один известный психолог, «депьедестализации». Так, в ряде эмпирических исследований (Kelley et al., 1983; Walster, Walster, 1978) показано, что идеализация не является существенной особенностью стабильных любовных отношений. Партнеры выходят из состояния влюбленности и на этом этапе либо отдаляются друг от друга, не живут вместе, разводятся и отправляются на поиски очередной влюбленности, либо если взаимоотношения влюбленных сохраняются, переходят в отношения с меньшей эмоциональной интенсивностью, но с большей доверительной близостью, которые называются любовью-дружбой (Bersheid, Walster, 1978).

 

Любовь как электричество: сперва высокое напряжение, потом слабое, потом переменный ток.

Жак Тати

 

 

4.8. Эротическая любовь-дружба [25], или Во что перерастает влюбленность

 

В отличие от любви-страсти с ее необузданными эмоциями эротическая любовь-дружба — менее бравурная, но более глубокая связь. Если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна. Грузинский поэт Н. Бараташвили так написал об этом:

 

Мужское отрезвленье — не измена.

Красавицы, как вы ни хороши,

Очарованье внешности мгновенно,

Краса лица — не красота души.

Печать красы, как всякий отпечаток,

Когда-нибудь сотрется и сойдет,

Со стороны мужчины недостаток:

Любить не сущность, а ее налет.

Природа красоты — иного корня

И вся насквозь божественна до дна,

И к этой красоте, как к силе горней,

В нас вечная любовь заронена.

Та красота сквозит в душевном строе

И никогда не может быть стара.

Навек блаженны любящие двое,

Кто живы силами ее добра.

Лишь между ними чувством все согрето,

И если есть на свете рай земной,

Он во взаимной преданности этой,

В бессмертной этой красоте двойной[26].

 

Г. Чепмен пишет, что основной эмоциональной потребностью людей является не влюбленность, а «истинная любовь» со стороны другого человека, любовь, произрастающая из причины и выбора, а не из инстинкта. Карл Минненгер, выдающийся христианский психиатр, выразил эту мысль такими словами: «Любовь не вспыхивает в нас, она в нас вырастает». Об этом же, по сути, говорит и Рей Шорт, профессор социологии Университета Висконсин в Платтевилле: «Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь зреет по мере того, как пара постигает принципы любви в повседневной жизни. Итак, подлинная любовь поднимается над влюбленностью и нам следует не только ожидать любви и внимания от других, но самим относиться с любовью и вниманием к другим». Эта любовь по природе эмоциональна, но не является наваждением. Поэтому есть доля правды в суждении Р. Шорта, что любви (не влюбленности! ) с первого взгляда не бывает. А если и бывают такие случаи счастливой любви, то этот будет относиться к исключению из правила.

 

Влюбленности не хватает дружеской привязанности и прочности. Поэтому одна влюбленность, как правило, легко сменяется и вытесняется другой. Любовь захватывает человека куда глубже влюбленности. Она проникает в душевные глубины человека, во все уголки психики. Влюбленность часто эгоистична, а то и эгоцентрична — тут коренится, пожалуй, главное отличие от ее подлинной любви.

Самыгин С. Любовь глазами мужчины // По материалам Интернета

 

Более того, Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» пишет, что необходимо учиться любви. Поэтому «первый шаг, который необходимо сделать, — это осознать, что любовь — искусство, такое же, как искусство жить». Люди, полагающие, что любовь — это нечто само собой разумеющееся, проявляют легкомысленность и беспечность.

В результате пренебрежения необходимыми знаниями берет верх животная любовь, человеку всю жизнь приходится испытывать неудачи и приобретать свой, часто горький и трагический, опыт ошибок в любви, разрушающих его судьбу.

Рациональная, волевая любовь — вот та любовь, к которой нас всегда призывали мудрецы, пишет Чепмен. Это любовь, которая объединяет причину и эмоции и включает в себя акт воли, требует дисциплины, а также признает необходимость роста личности. Мы не можем ставить себе в заслугу все те добрые и великодушные поступки, которые совершали под влиянием этого «наваждения». Нас увлекает и несет сила, рожденная инстинктом. Но если мы, вернувшись в реальный мир выбора, выбираем доброту и великодушие — то это и есть истинная любовь. Это решение расходовать энергию на усилия, которые принесут пользу другому человеку, знание того, что если его или ее жизнь благодаря вашим усилиям станет богаче, то вы тоже получите удовлетворение, суть которого в том, что вы искренне кого-то любили. Для этого не нужна эйфория состояния влюбленности. Вообще-то, полагает Г. Чепмен, настоящая любовь и не может начаться до того, как влюбленность исчерпает себя. Очевидно, говоря о «настоящей любви», Г. Чепмен имеет в виду любовь-дружбу.

 

Жаркое чувство любви не надолго в душе остается:

Только что вспыхнет оно и угасает сейчас же. Но пепел

Этого чувства души возрождает в нас новое чувство:

Дружбу, которая нам никогда и ни в чем не изменит, —

Так из простого цветка образуется осенью поздней

Плод, услаждающий вкус, обонянье и взгляд человека.

 

С. Ф. Дуров, поэт середины XIX в. [27]

Среди сил, удерживающих двух людей вместе, важное место занимают воспоминания о периоде романтической любви — состоянии необычном и незабываемом.

Воспоминания эти порождают мысль, что если я испытывал(а) к супругу(е) столь яркое и необычное чувство, которое не испытывал(а) ни к одному человеку противоположного пола, значит, мы с ним(ней) предназначены друг другу, мы подходим друг другу. Воспоминания о времени влюбленности согревают супругов в долгой будничной жизни.

В любви-дружбе возрастает роль других факторов, в частности — общности нравственных ценностей, забота о потомстве и прочее. Чем менее родители поглощены друг другом, тем больше у детей шансов вырасти здоровыми и психически развитыми (Kenrick, Trost, 1987). Поэтому ослабление влюбленности можно рассматривать как естественный адаптивный процесс.

Однако к супругам, прожившим вместе более двадцати лет, романтическое чувство может снова возвратиться после того, как подросшие дети разлетаются из семейного гнезда и у родителей появляется возможность снова сосредоточить свое внимание друг на друге (Hatfield, Sprecher, 1986).

 

Только прожив в браке четверть века, мужчина и женщина поймут, что такое любовь.

Марк Твен

 

В одном исследовании, проведенном индийскими учеными, обнаружен парадоксальный факт: супруги, поженившиеся по любви, после пяти лет совместной жизни стали меньше испытывать романтическую любовь, в то время как супруги, состоящие в «договорном» браке, с течением времени начинают любить друг друга все сильнее (Gupta, Singh, 1982). Как здесь не вспомнить наше отечественное утверждение: «Стерпится — слюбится» про тех, кого выдавали замуж или женили насильно, по расчету.

Эрих Фромм считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Поэтому любовь Фромм определял как союз, при котором сохраняются цельность и индивидуальность человека, и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми. Э. Фромм считал, что любовь между мужчиной и женщиной может быть только взаимной. Если любовное чувство без взаимности — это влюбленность. Вряд ли с последним утверждением можно согласиться.

Кстати, и некоторые другие ученые и практики дифференцируют любовь и влюбленность неадекватно. В качестве примера я рассмотрю фрагмент из книги психотерапевта Валерио Альбисетти, который является одной из наиболее значительных фигур в современном психоанализе.

Справедливо считая, что в обыденном сознании постоянно путается влюбленность с любовью, он перечисляет некоторые свойства и того и другого, чтобы читатель мог понять, переживает ли он моменты влюбленности или идет по пути любви.

С некоторыми его сопоставлениями спорить не приходится, например с такими: «Во влюбленности благоразумие изгоняется; в любви оно играет важную роль. Во влюбленности человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая ее к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их. Влюбленность по существу созвучна психологии ребенка, который в своем детском стремлении ко “всемогуществу” желает получить все и сразу; любовь — удел зрелых людей, которые не боятся времени, но, напротив, принимают его в расчет».

Или: «Во влюбленности отрицается предел; в любви предел ищут, признают, принимают и превозносят. Влюбленность господствует над людьми, переживающими ее; идущие по пути любви вместе управляют своей любовью, а не управляются ею. Влюбленность поверхностна и довольствуется наружностью; любовь черпает силы из глубины личности партнера. Любовь никогда не бывает поверхностной. Влюбленность состоит в основном из ощущений; любовь, помимо этого, включает в себя волю.

Однако другие его сопоставления вызывают сомнения в их корректности.

«Влюбленность, — пишет В. Альбисетти, — принадлежит к животной природе человека, любовь — к его зрелости. Для того чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить все на самотек и дать себе волю. Для влюбленности секс имеет решающее значение, в отношениях любви он не обязателен». Остановимся на этом фрагменте. Весьма спорно положение, что влюбленность принадлежит к животной природе человека, а любовь — нет. Как это, например, согласуется с родительской любовью? И разве его утверждение, что для того, чтобы влюбиться, надо дать себе волю, не означает, что влюбленность находится под контролем человека, а следовательно, не только природна, но и, как у нас любят писать, социальна? А как быть с первой любовью (влюбленностью), для которой секс не имеет не только решающего значения, но и вообще никакого? И зачем путать сексуальное влечение и влюбленность?

В. Альбисетти пишет, что влюбленность покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнером для того, чтобы чувствовать себя живым. Согласно мнению этого автора, влюбленность только остановка, временное прекращение невроза. Но разве влюбляются только испытывающие одиночество или невроз? Выходит, что любовь с первого взгляда касается только этих людей?

«Влюбленность, — пишет далее В. Альбисетти, — это искра, принимаемая за огонь; любовь — это пламя, которое постоянно поддерживается». Единственно, что верно в этом сравнении, — это различие в длительности того и другого феномена. Что же касается силы того и другого, то думается, что сравнение с пламенем больше подходит к влюбленности.

А такое противопоставление влюбленности любви: «Во влюбленности восторженное состояние возможно только в присутствии партнера; в любви счастье составляет постоянную основу жизни» — из категории «в огороде бузина». Восторженность и счастье — разные эмоциональные явления; можно любить и страдать, чувствовать себя несчастным, да и при ответной любви нельзя быть все время счастливым. Переживание счастья — это тоже кратковременное состояние человека.

Другие его тезисы звучат красиво, но они голословны: «Влюбленность боится смерти; в любви переживается много смертей, но все они растворяются благодаря умению во всем видеть смысл, значение & lt; …& gt; Влюбленность — это обладание; любовь — дар & lt; …& gt; Сомнения ранят влюбленность, но укрепляют любовь & lt; …& gt; Влюбленности присуща потребительская логика; любви — логика бытия, познания & lt; …& gt; Страдание убивает влюбленность; любовь включает его в себя & lt; …& gt; Во влюбленности двое превращаются в ничто; в любви они умножаются & lt; …& gt; Влюбленность легка, но она опустошает; любовь трудна, но она наполняет».

Остановлюсь еще на категоричной позиции Е. Пушкарева в отношении различий между влюбленностью и любовью: «То, что является укоренившимся понятием — сначала возникает влюбленность, которая перерастает в любовь, — оказалось совершенно не так & lt; …& gt; Любовь возникает совершенно независимо от того, была влюбленность или нет», — считает он. Это утверждение было бы верным, если бы автор не употребил слово «совершенно», а написал бы «может быть независимой». И то, что влюбляться можно несколько раз и что влюбленность может не перерастать в любовь, не отрицает варианта, что влюбленность может перерастать в любовь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь