Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ В ПЕРЕЖИВАНИЯХ



 

Глава 6

Эмоции, в которых проявляется чувство любви

 

Чувство любви сопровождается в зависимости от ситуации разными эмоциями, как положительными, так и отрицательными (например, Мэй (1969) подчеркивает присутствие эмоции грусти в отношениях любви). По этому поводу X. Ортега-и-Гассет пишет, что за любовь постоянно принимают ее следствия, максимально запутывая картину. Любовное переживание, едва ли не самое распространенное из психических состояний человека, сопряжено с необозримым множеством эмоций. Любовь как чувство всегда порождает эмоции, объектом которых является любимый, но сами эти эмоции любовью (чувством) не являются, хотя и свидетельствуют о ней, ибо порождены ею. Это следует подчеркнуть, так как в умах некоторых практиков-психотерапевтов происходит путаница и чувство любви они принимают за что угодно, но только не за то, чем оно в действительности является (см. вставку ниже).

 

 

Точка зрения

Любовь — это действие, деятельность. Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть. Любовь — не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты нелюбви и разрушения. Подлинно любящий человекчасто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно несимпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

Чувство любви — это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, — это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект («объект любви» или «предмет любви») мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом. Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей. Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах, но все же между ними есть четкие различия.

Прежде всего, какуже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту — живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь. Если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно, испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее — он, но не его духовный рост. Интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности — на некоторое время — с переживанием сексуального наслаждения. Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

Подлинная любовь означает обязательство и действенную мудрость. Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком и что обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно.

Пекк М. С., психотерапевт // По материалам Интернета (realove.ru)

 

Эти размышления психотерапевта даже комментировать неловко. Здесь любовь то действие, то не чувство, но все же чувство, то эмоция.

 

Нежность

 

Несмотря на то что при описании любви постоянно используется слово «нежность», описать, что такое нежность, довольно трудно. Неслучайно ни в словарях по этике, ни в философских, ни в Словаре Даля определения нежности нет. В Словаре Ушакова «нежность» — это нежное чувство, ласковость и мягкость в отношении к кому-нибудь. В Словаре С. И. Ожегова «нежничать» — проявлять ласку, любовь. Отсюда — «с нежностью обнять кого-либо», «смотреть с нежностью на кого-либо», «шептать нежности».

 

Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

А. П. Чехов

 

То, что нежность отождествляется с лаской, не случайно: и то и другое считаются спутниками любви и используются как синонимы. Например, в Медицинской энциклопедии говорится, что нежность — это оттенки поведения (легкое прикосновение руки, улыбка, объятие, мягкий и ласковый взгляд, доброе слово, определенная интонация и т. д.), придающие особую эмоциональную окраску любовным отношениям. Но эти же поведенческие особенности присущи и ласке. В «Слове о полку Игореве» есть слово «неговати», что означает нежить, ласкать.

Однако есть и другое понимание нежности. В Этнографическом словаре отмечается, что слово «нежность» происходит от «нега» — полное довольство, наслаждение, упоение, состояние, близкое к блаженству, ласка, радость. Здесь нежность не только ласка, но и сиюминутное эмоциональное состояние человека, испытывающего любовь к кому-либо.

Наконец, есть понимание нежности как трепетного отношения к объекту любви.

 

В любви особенно восхитительны паузы. Как будто в эти минуты накопляется нежность, прорывающая потом сладостными излияниями.

В. Гюго

 

У разных авторов и даже у одного и того же автора нежность тоже выступает в разных значениях: то как действия (поведение), то как чувство, то как эмоциональное состояние, то даже как качество человека. Например, психолог А. Некрасов пишет: «Нежность — это удивительное качество! Оно возникает из самых высоких вибраций доброты, любви, душевности, открытости и других положительных качеств. “Нежные чувства” — это самое тонкое их проявление». Но чувство — это устойчивое эмоциональное отношение к кому-либо. Автор же пишет, что постоянно жить в этом состоянии трудно, так как для этого «нужно сохранять тончайшую гармонию внутри себя и с окружающим миром». Следовательно, если это кратковременное явление, то речь должна идти об эмоции, а не чувстве. Причисление нежности к чувствам является данью давней психологической традиции отождествлять (а точнее, путать) эмоции и чувства. Чувством является любовь, которая может проявляться через эмоцию нежности. В свою очередь, нежность как эмоция проявляется в поведении — ласке. Поэтому понимание нежности то как ласковых действий, то как состояния в какой-то степени оправданно. Например, для психолога В. Майкова нежность является одним из состояний, характеризующих любовь. Ей свойственна ласковость, тонкость, деликатность в отношении к другим.

Нежность, по Э. Фромму (1993), — это утонченное чувственное переживание, следовательно — эмоциональное состояние. А любое эмоциональное состояние (эмоция) характеризуется триадой: «переживание — вегетативные изменения — поведенческие реакции (действия)».

Балинт (1948) первым подчеркнул важность нежности, которая, как он предполагал, закладывается на догенитальной стадии: «Потребность в постоянном, нескончаемом внимании и признательность вынуждают нас к регрессии или даже к постоянному пребыванию в архаичной инфантильной форме нежной любви».

 

Чувство нежности — это выражение способности заботиться об объекте любви.

О. Ф. Кернберг

 

Эмоция нежности всегда возникает в состоянии близости. Как написала одна из посетительниц интернет-сайта, «нежность — это вкус близости».

Нежность — это один из критериев женственности. Не только дети, но и мужчины в непростых ситуациях ищут успокоения в женской нежности.

По данным психологов, женщины чаще на 74 %, чем мужчины, фантазируют о нежных и несексуальных отношениях с любимым человеком, у мужчин этот мотив встречается только в 48 % ответов.

Если обратиться к истории проблемы, то следует упомянуть, что уже во второй половине XIX в. психологи рассматривали любовь и нежность с научных позиций. Еще английский психолог А. Бэн писал о нежности как проявлении любви в ее сущности. Отечественный психолог, богослов и логик В. А. Снегирев в 1870-х гг. рассматривал нежность как эмоциональное состояние человека, как волнение с ослаблением жизненной энергии. Характеризуя этот феномен, он отмечал ряд признаков, характерных для него:

«1. Волнение нежность есть особого рода удовольствие, связанное с понижением духовной и физической жизнедеятельности, не ниже, однако, среднего уровня, т. е. не переходящее в дезорганизацию и бессилие.

2. Такое понижение благоприятствует всего более ровному и так называемому гармоническому течению внутренней жизни. Когда ни одно возбуждение не возникает с особенным напряжением и энергиею, ни одно не сосредоточивает на себе внимание. Отсюда возникает понижение сознания собственной личности и интересов и сосредоточение внимания только на самом волнении, которое от этого, естественно, увеличивается, усиливая тем самым явление самозабвения.

3. Возбудителями его являются все физические и духовные деятели, способные так или иначе уравнивать течение жизни, производить гармонию и покой. При этом волнение ассоциируется с возбудителями такого состояния, переносится на них, как на свои причины и объекты, как на прямых своих производителей.

4. Раз образовавшись, оно потом возникает легко и при отсутствии внутреннего настроения, обусловливающего его бытие, возбуждаясь прямо объектами, с которыми ассоциировалось. При этом реальные условия заменяются идеальным их воспроизведением. Явившееся этим путем волнение уже затем само приводит душу — по крайней мере может приводить — к гармоническому настроению, понижая и сглаживая все возбуждения.

5. От частого повторения как реальных, так и идеально воспроизводимых условий этого волнения, т. е. от частого возникновения его в душе, оно растет и крепнет, по общему всем волнениям закону, с особенною быстротою, которая также обусловливается его тонкостью, легкостью и подвижностью.

6. Как приятное в высшей степени, оно вызывается весьма легко по самым незначительным поводам; вызывается, раз образовавшись, часто и поэтому ассоциируется с множеством состояний, фактов, так или иначе связанных с его объектом. В силу этого оно всегда является сложным.

7. Оно делает в высокой степени ценным предмет свой и легко вызывает деятельности, направленные к его сохранению, улучшению и т. п. В то же время делает человека в высшей степени чувствительным ко всяким изменениям в его объекте, вызывая симпатические волнения, если этот объект существо живое; заставляя пренебрегать собственными интересами, чему благоприятствует подавление — причинами, производящими чувство любви, — общего самочувствия и сознания личности.

8. Оно порождает иллюзию права собственности по отношению к любимому и поэтому ценному и ставшему необходимым предмету, чем вызывает потребность уверенности в прочности владения, которая создается так называемой взаимностью, т. е. подобным же волнением в любимом предмете по отношению к любящему. Здесь источник ревности.

9. Стремясь поддержать себя гармоническими возбуждениями, волнение любви вызывает украшение предмета своего и — на высших степенях — производит иллюзию его совершенства» (Снегирев В. А., 2008, с. 526–528).

 

Очевидно, что это описание признаков не столько самого явления нежности, сколько явления любви. Однако важно, что В. А. Снегирев нежность рассматривает как эмоциональное состояние (волнение), связанное с «понижением духовной и физической жизнедеятельности», т. е. с усилением парасимпатической регуляции и получением удовольствия от ее проявления.

Нежность можно испытывать и чувствовать. В связи с этим можно говорить о внутреннем (переживание) и внешнем проявлении нежности. В частности, к проявлению нежности в Медицинской энциклопедии относят улыбку, «полную душевности и доброты». «Выдающиеся поэты воспевали это волшебство жизни, великие художники запечатлевали на полотнах неуловимую прелесть нежной улыбки».

То, что человек ощущает, испытывая эмоцию нежности, точно описать довольно трудно. Скорее это метафоричные описания, как, например, «ощущение теплых волн нежности». Одна из посетительниц инетернет-сайта написала, что, когда она переживает нежность, у нее в солнечном сплетении появляется маленький комочек.

 

Знаешь что такое нежность?

Нежность — это когда ты раскрываешься во сне, а любимый человек раз за разом тебя накрывает и обнимает, прижимая к себе, чтобы согреть…

Нежность — это солнышко в твоих глазах, когда ты смотришь на меня спящую…

Нежность — это кончик пальца, притрагивающийся к моему носу.

Нежность — это маленький комочек в солнечном сплетении, который иногда не дает тебе дышать.

Нежность — это когда я, сам того не замечая, убираю твои волосы за ухо.

Нежность — это фото, на которое смотришь, тихо улыбаясь.

Нежность — это когда я беру твое лицо в ладони, целуя тебя, или просто обнимаю, прижимая к себе все крепче и пытаясь соскучившимися по тебе руками почувствовать тебя всего сразу.

Нежность — это не слабость, нежность — это мужество, только сильный человек не испугается обнажить свое сердце и показать свою нежность.

Нежность — лучшее доказательство любви, чем любые клятвы.

Нежность — это сила любви, но нежность — это не сюсюканье.

По материалам Интернета (ispanka.com/chto-takoe-nezhnost)

 

Фрейд описал нежность как результат торможения чувственных порывов. Однако другие авторы сомневаются в таком ее происхождении, подчеркивая, что нежность и чувственность в отношении к объекту не исключают друг друга и что реальная любовь обязательно содержит нежные и чувственные устремления. Если нежность и чувственность часто находятся в конфликте, то скорее вторично, вследствие защитной изоляции, а не в силу противоположности их природы. Шульц-Хенке попытался редуцировать эти переживания к разным источникам, предположив, что чувственность может корениться в генитальном эротизме, а нежность — в кожном эротизме. Существует, однако, генитальная нежность и кожная чувственность.

Почему же люди, особенно мужчины, часто прячут свою нежность? Причины бывают разные. Одни считают, что проявить нежность — это показать свое бессилие и слабость (ведь в нежности никогда не проявляются сила, напор, жесткость), свою уязвимость («если буду нежен, то на шею сядут»). Другие боятся прикоснуться к дорогому существу, как это имело место в случае, описанном одним психотерапевтом. В ее практике был случай, когда мама буквально боялась прикасаться к своему новорожденному — слишком дорогой ценой он ей достался, считала она. И только когда ребенок стал плаксивым и апатичным, она, почитав книжки по детскому воспитанию, стала «по расписанию» заставлять себя обнимать своего уже четырехлетнего сына. Ей приходилось делать над собой усилия, но ребенок буквально стал ее «оттаивать». Маме потребовалось более года, чтобы ощутить удовольствие от совместной возни, игр и телесных контактов с малышом.

Нежность можно испытывать к своему отцу или матери, к сестре или брату, к детям, к жене или мужу, к своему коту или другому животному. Она может проявляться в заботе и участии друг о друге, от чего семья становится здоровее, крепче. А это очень важно в наше время, когда институт семьи находится в опасности. Если бы люди не глушили в себе желание быть искренними в своих чувствах, проявляли нежность и заботу друг о друге, а не черствость и безразличие в семейных отношениях, то очень много семей было бы сохранено. Да и многим людям в старости хочется иметь теплое и нежное участие со стороны своих детей.

 

Часто нежность воспринимается как «сюсюканье», обволакивающее проявление любви, которая в буквальном смысле душит. И может надолго заморозить проявления подлинного чувства.

У одного моего клиента родители воспитывали уважение к старшим так. Когда к ним в дом приезжала двоюродная тетка, пожилая старая дева, мальчику приказывали: «Пойди поцелуй тетю». Уже взрослым он не мог без содрогания вспоминать об удушающих объятьях и влажных умильных поцелуях. И само переживание нежности на долгие годы оказалось для него под внутренним запретом.

Поэтому в проявлении нежности к своему, а тем более к чужому ребенку нужно быть предельно внимательным и аккуратным — слишком легко нарушить границы личности маленького человека. С ребенком, особенно незнакомым, не стоит сразу пускаться в фамильярности, ведь ребенок — не бездомная собака, которая рада любой ласке.

По материалам Интернета (Азбука чувств: нежность)

 

Возрастные особенности проявления нежности и потребности в ней. Мальчикам также важны проявления нежности, как и девочкам, но особенно в раннем возрасте (объятия, поцелуи, поглаживания). Нежность для девочек с годами становится все важнее, а к 11–14 годам достигает своей вершины.

Распространенным родительским заблуждением является позиция: «Ну теперь он уже большой. Ему это не нужно». Но человеку — по самой его природе — необходим телесный контакт в любом возрасте. Просто меняется форма проявления нежности. Чем младше ребенок, тем более тесный, интимный контакт ему требуется: не только поцеловать и обнять, но и погладить ручки и ножки, почесать спинку, потанцевать, прижимая к себе ребенка. Однако все это хорошо в младенческом, дошкольном возрасте, а с «ершистым» подростком, не переносящим «всех этих поцелуев», но тоже нуждающимся в родительской нежности, нужны другие действия, можно, например, дотронуться до его руки, положить руки на спину ребенку и прочее.

Проявление родительской нежности особенно нужно детям в те минуты, когда им плохо, они чем-то расстроены. Прежде чем разговаривать о произошедшем с ребенком, нужно найти форму телесной поддержки, которая уместна и органична для его возраста.

Нежность нужна и взрослым. По опросу, проведенному Всероссийским центром общественного мнения, 38 % мужчин в возрасте 25–40 лет среди женских качеств на третье место поставили нежность. До этого возраста и после него нежность в первую тройку женских качеств не входила.

 

Умиление

 

Умиление, очевидно, является разновидностью эмоции нежности. К такому пониманию склоняют определения умиления, даваемые в словарях.

В Толковом словаре В. Даля «умилять» — умилить кого-то, возбуждать нежные чувства, любовь, склониться чувством к нежному и радушному участию.

В Словаре Ушакова умиление определяется как нежное, приятное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным. «Ручки у Анны Васильевны целует с умилением» (И. С. Тургенев). Умиление — нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным (Бытовой психологический словарь).

Это трогательно-восторженное состояние, состояние радости, которое, несмотря на это, может сопровождаться слезами. В Словаре Ушакова приводятся примеры этого из художественной литературы: «Слезы умиления текли у него по щекам» (И. А. Гончаров), «Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час, при имени ее впадая в умиленье» (Н. А. Некрасов).

Умиление — положительная эмоция, отражающая наслаждение видом объекта любви. Она является выражением любви родителей к своему ребенку, когда они наблюдают за успехами своего малыша, или когда влюбленная женщина наблюдает за спящим возлюбленным: ведь в каждой женщине живет архетип матери.

Некоторые люди имеют склонность к умилению. Это особо чувствительные, сентиментальные субъекты. Сентиментальность в какой-то степени присуща большинству, если не всем людям, но у некоторых она принимает избыточный, слащавый характер, превращается в сюсюканье и подменяет деятельную любовь. Тогда она оценивается как отрицательное качество человека.

Сентиментальность может быть избирательной, например направленной на животных, а не на людей.

В психологии состояние умиления остается практически не изученным.

 

Любовное томление

 

Еще одним эмоциональным состоянием, сопровождающим влюбленность, является томление. Упоминание о нем можно довольно часто встретить у поэтов. Например, у А. С. Пушкина: «Давно сердечное томленье теснило ей младую грудь. Она ждала… кого-нибудь».

Однако в психологии томлению практически не уделяется внимания. Можно лишь упомянуть Э. Фромма, который пишет о томлении как о потребности человека в любви. Вслед за А. С. Пушкиным можно сказать, что томление — это эмоция ожидания. Очевидно, что оно может сопровождаться физическими ощущениями (сладострастное томление), и недаром в одном стихотворении говорится об опасности принять томление плоти (желания секса) за любовь:

 

Нам одиночество не раз расставит сети,

И мы, наивные, обманываясь, вновь,

Томленья плоти примем за любовь.

 

В то же время в некоторых теориях оно рассматривается как вторая стадия любви, связанная с подчас неопределенным, как у подростков, физическим влечением и усиленной выработкой дофамина, артеренола и серотонина в организме. Поэтому юношескую любовь называют «томлением сердца» (А. И. Герцен).

 

Он только что ощутил под своими руками ее тонкую, послушную, женственную талию, так дивно расширяющуюся к стройным бедрам, он почувствовал на своей груди упругое и податливое прикосновение ее крепких высоких девических грудей и услышал запах ее тела — тот радостный пьяный запах распускающихся тополевых почек и молодых побегов черной смородины, которыми они пахнут в ясные, но мокрые весенние вечера, после мгновенного дождя, когда небо и лужи пылают от зари, и в воздухе гудят майские жуки.

Так начался для Возницына этот год любовного томления, буйных и горьких мечтаний и тайных слез.

Куприн А. И. Леночка. Собр. соч. М., 1958. Т. 4. С. 407

 

Названными переживаниями набор эмоций, связанных с любовью, не ограничивается. Любовь возбуждает широкий спектр переживаний — от блаженства и восторга до горя, унижения, ревности, отчаяния и ненависти (неразделенная или обманутая любовь).

Исследователи (Dion, Dion, 1973), проанализировав ответы 240 респондентов, пришли к выводу, что в набор связанных с любовью переживаний чаще всего входят эйфория, депрессия. Но конечно, самым сильным переживанием, которое часто сопровождает любовь, является ревность.

 

 

Глава 7

Любовь и ревность

 

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с ней умирает.

Франсуа де Ларошфуко

 

Отсутствие ревности означает расчетливую любовь.

Жермена де Сталь

 

Люди ревновали всегда, либо из боязни потерять, либо оттого, что считали человека своей собственностью. И отстаивали свое право на дуэлях, душили и травили за измену, прикрываясь понятиями чести. Во многом это чувство диктует и общественная мораль, стоящая на страже брака.

Ушли в прошлое жестокие расправы, смягчились общественные нравы, но все равно миллионы людей продолжают испытывать в той или иной степени чувство ревности. Как вечно чувство любви, так вечна и ее спутница — ревность[32]. И поэтому, говоря о любви, нельзя избежать обсуждения проблемы ревности, которая отравляет любовь. Ведь, как писал Лопе де Вега:

 

Любовь, конечно, рай, но райский сад

Нередко ревность превращала в ад.

 

 

Что такое ревность?

 

Имеются различные определения ревности:

• негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой;

• мучительные сомнения в чьей-нибудь верности, любви (Словарь Ожегова);

• страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви, в полной преданности (Словарь Ушакова);

• подозрительное отношение человека к тому, кто ранее отвечал любовью, привязанностью, расположением, а также мучительное сомнение в верности, любви ее объекта (Человек. Анатомия. Физиология. Психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь).

 

Все эти определения, в сущности, говорят об одном и том же: ревность связана с переживанием опасности потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991; Salovey, 1991; Маслоу, 1997). Ф. Ларошфуко писал: «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность» (1971, с. 153).

 

Считается, что ревность связана с любовью, но как? — вот в чем вопрос. Блаженный Августин много веков назад провозгласил тезис: «Кто не ревнует, тот не любит», связав любовь и ревность воедино, и люди приняли на веру это положение и стали руководствоваться им в своей жизни. В сборниках мудрых я обнаружил другое по характеру высказывание неизвестного автора, которое кажется мне более глубоким и психологичным по своей сути, чем афоризм знаменитого богослова. Оно гласит: «Не тогда человек ревнует, когда любит, а когда хочет быть любимым». Таким образом, ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять… Профессор И. Шевелев говорил, что ревность — это «изнанка любви, черная подкладка ее белой мантии», а С. Буфлер высказывался еще жестче: «Ревность — сестра любви, подобно тому как дьявол — брат ангелу».

Щербатых Ю. 2002

 

Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревнивый партнер требует к себе неограниченного, исключительного внимания. Когда эти претензии мнимо или на самом деле ставятся человеком под вопрос, появляется ревность, сопровождаемая целой гаммой эмоций: либо сильным, порой иррациональным страхом потери любимого человека, либо гневом, если человек, несмотря на все попытки, не может вернуть его внимание, любовь и чувство безопасности. Ревность сопровождается и обидой на мнимое или реальное предательство партнера, а также тревогой, стыдом, досадой, печалью.

Ревность можно испытывать к любому сопернику — реальному или воображаемому, будь то мужчина, женщина, ребенок или животное. Но она не является показателем силы любви. Нередко ревность показывает лишь степень неуверенности в себе.

 

Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.

Овидий

 

 

Ревность есть необходимая сторона любви… Она — один из моментов любви, основа любви, фон любви, первичная тьма, в которой воссияет луч любви.

Павел Флоренский

 

Ревность — это зависть? Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимичные. В Словаре по этике (М., 1983) ревность определяется как неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, достоянию или популярности другого лица, а также к его самостоятельности в действиях и чувствах, что скорее характеризует зависть.

Имеются и такие ученые (Salovey, Rodin, 1986), которые считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому используют вместо него понятие «ревность социального сравнения». Как отмечает К. Муздыбаев (1997), от такого смешивания этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сферы межличностных отношений.

 

Ревность — самая исключительная страсть в мире.

Ф. М. Достоевский

 

П. Тительман (Titellman, 1982) следующим образом определяет различия между завистью и ревностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда из-за наличия соперника человек боится потерять то, что имеет и что значимо для него. Г. Клентон и Л. Смит (Clanton, Smith, 1977) отмечают и другое различие: завистник пытается контролировать абстрактные и материальные объекты (статус, деньги и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над людьми, значимыми для него.

В отличие от зависти, где есть две стороны — тот, кому завидуют, и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая — это ревнующий, вторая — тот, кого ревнуют, и третья — тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т. п. Д. Кинсли (Kingsley, 1977) добавляет еще и четвертую сторону — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.

Ф. Ларошфуко писал, что «ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какое-то достояние есть и у наших близких».

 

Есть ли польза от ревности?

 

В общественном сознании любое проявление ревности расценивается как отрицательное явление. Этого же мнения придерживаются и многие выдающиеся деятели литературы. Так, Дени Дидро говорил, что ревность — это страсть убогого скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо. «Ревность & lt; …& gt; есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого им предмета», считал В. Г. Белинский. А Анатоль Франс писал: «Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности».

И в советскую эпоху ревность с точки зрения коммунистической морали осуждалась как безнравственность, как проявление эгоизма, себялюбия, тщеславия, зависти[33].

Действительно, во многих своих проявлениях ревность унизительна и отвратительна, и в атмосфере необузданной ревности даже самая крепкая любовь задыхается и чахнет.

 

Поверь мне: любовь уходит тем путем, которым входит ревность.

Лопе де Вега

 

И все же ревность — нормальное явление, если она возникает редко. Она даже может доставлять удовольствие тому, кого ревнуют.

У уральского писателя Валерия Брускова есть афоризм: «Костер любви питается дровами ревности», а некоторые психологи вообще считают, что ревность отражает уровень притязания личности, поэтому бороться с ней вредно, ибо такая борьба снижает конкурентоспособность человека. Есть мнения, что ревность может иметь и положительную сторону. Это мнение разделяет Матез (Mathes, 1986), выявивший в результате лонгитюдного исследования связь высокой ревности с удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями и их длительностью свыше семи лет. На основании этого он пишет, что ревность предохраняет и содействует любви.

Скорее всего, все дело в пропорциях — ведь даже самое целительное лекарство, применяемое без меры, может причинить вред. Поэтому врач И. Шевелев вывел следующий постулат: «Ревность — яд: в малых дозах стимулирует любовь, в больших — убивает».

Первый опыт ревности, который человек пережил, — это страх потерять любимого человека.

Но хотя страх и гнев — негативные чувства, для ревности они скорее лекарство, чем яд. И первый опыт детской ревности учит тому, что никто из нас не является «центром вселенной», что любовь не дается нам просто так — ее нужно добиваться, заслужить. Но если ревность может быть созидательной силой, надо ли спешить избавляться от нее?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь