Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отказ от себя — это высшее проявление любви
Бытует миф, что любовь и самопожертвование неразделимы. Этот взгляд неоднократно озвучивался многими выдающимися людьми. Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать им самим, считал Гегель. Любовь — это находить в счастье другого свое собственное счастье, вторит ему Лейбниц. И в наше время эта точка зрения повторяется многими. Например, известный в советское время педагог В. А. Сухомлинский писал: «Смысл счастливой любви состоит в том, чтобы отдавать». Конечно, альтруизм присущ любви и имеется много случаев, когда любящий человек идет на подвиг во имя любви и рад отдать последнее своему любимому существу. Но одно дело — пожертвовать собой ради чего-то важного (например, спасти любимого человека, выручить в трудную минуту), другое дело — жертвовать собой постоянно ради каприза объекта любви или потакая его дурным привычкам. Здесь очень уместно вспомнить изречение: «Многие считают, что у них доброе сердце, хотя у них всего лишь слабые нервы». Мамы очень часто «сажают себе на шею» детей только потому, что ребенок умеет жалобно заплакать или умильно попросить. Это всегда приносит только вред и матери, и ребенку, и их отношениям. Жены тоже пускают в ход слезы, чтобы добиться от мужа дорогой покупки. Недаром одна писательница, очевидно, хорошо знающая женскую психологию, в своем романе сказала, что женские слезы — это условный рефлекс, выработанный годами притворства[28]. Да и вчитайтесь в вышеприведенные высказывания философов. Не кажется ли вам, что, говоря об альтруизме любви, они имеют в виду и нечто другое: альтруизм проявляется ради самого себя (собственного счастья, обретения самого себя). Следовать же взгляду на любовь Л. Н. Толстого: «Любить — это значит жить жизнью того, кого любишь» — значит потерять себя. Любовь должна способствовать духовному, а порой и профессиональному росту человека, а не уничтожать его как личность. Несчастные влюбленные зачастую используют этот миф, потому что он возвышает их в собственных глазах. Куда приятнее гордо сказать: «Я жертвую собой ради любви», чем признать: «Я боюсь ее потерять, поэтому согласен на все». Однако чем большим «жертвует» человек, тем глубже он увязает в несчастной любви.
Настоящая» любовь — обоюдная
Многие психотерапевты и гуманистические психологи, следуя за утвердившимся в массовом сознании мнением[29], считают, что «настоящей» является только та любовь, которая обоюдная. Если ответного чувства со стороны объекта любви нет, то это привязанность, зависимость, а не любовь. Утверждение весьма сомнительное. Ведь любовь тоже базируется на привязанности. Как тогда отделить любовную привязанность от той, что недостойна названия любовной? Кроме того, любовная зависимость иногда бывает взаимной, когда оба зависимы друг от друга. Наконец, если следовать этой логике (обязательной взаимности), то выходит, что люблю я или нет, зависит не от испытываемого мной чувства, а от взаимности объекта моей любви: если он не отвечает взаимностью, то моя любовь к нему — это не любовь. Полагают[30], что настоящая любовь — это светлое, радостное, позитивное чувство, и хотя негативные эмоции в связи с любимым могут появляться, но они кратковременные. Заявление, опять-таки ничем не подкрепленное. Если, например, ревнивец постоянно ревнует свою половину (испытывая при этом отнюдь не радостные эмоции), значит, он ее не любит? Отчего же он тогда ревнует? Ну а что стоят следующие утверждения про «настоящую» любовь: «Если я радуюсь тебе и твоим радостям, а ты радуешься мне и моим радостям, если нам радостно и комфортно вместе, значит, мы любим друг друга». Когда я в студенческие годы радовался успехам на экзаменах своих сокурсников, я и не подозревал, что, оказывается, это было выражением моей любви к ним, а не товарищеских отношений. Или: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и свободном развитии объекта любви. Я люблю тебя, но каждый из нас свободен (в своих мнениях, в принятии решений). Главный критерий любви: нам хорошо вместе и нам хорошо отдельно. Если тебе будет лучше без меня, я пойму и отпущу тебя с пожеланиями счастья. При настоящей любви не важно присутствие любимого человека, ты не страдаешь без него, даже если он уехал или ушел навсегда » (!? — Е. И. А как быть с требованием взаимности для настоящей любви? )[31]. «Конечно, это грустно, — продолжает М. Морозова, — но ты не погружаешься в длительные страдания, так как ты не испытываешь в нем нужды, ты желаешь ему счастья». Какая идиллия: полюбили немного друг друга и разошлись как в море корабли, прямо как при «курортном романе». Ну а если один не захочет расходиться, значит, считает психотерапевт, у него возникла любовная зависимость, патологическая любовь. Однако если следовать этой логике, тогда все, кто находится в состоянии влюбленности, испытывают зависимость, ведь им кажется, что они не могут жить друг без друга. Кстати, по мнению М. Морозовой, влюбленность (при которой «сносит крышу») относится к первой стадии наркоманической любви. Очевидно, что любовная зависимость может быть разной и у некоторых субъектов носит патологический характер, становится аддикцией. И большей частью эта зависимость проявляется при неразделенной любви, неся массу негативных эмоций: большую часть времени зависимого переполняют тревога, беспокойство, страхи, неуверенность, сомнения, ревность, зависть, злость, раздражение по отношению к «любимому». Но все это следствие настоящей, хотя и неразделенной, любви, а не ее суррогат.
Другие мифы
Любовь надо заслужить и выстрадать. Миф о том, что любовь нужно заслужить, базируется на весьма странной логике, по которой за все надо платить и необходимо страдать: «Любви без страдания не бывает». Однако это логика несчастливых влюбленных. Здесь есть что-то от христианства, где мученики непременно попадают в рай. В жизни все происходит наоборот: чем больше человек страдает, тем больше хочется от него избавиться. Кому приятно видеть, как человек мучается? Чтобы забыть о несчастной любви, надо влюбиться в другого человека. Это один из часто рекомендуемых методов, навязываемых в бразильских сериалах, от которого обычно больше вреда, чем пользы. Для того, кто безответно влюбился, невозможно сразу полюбить другого человека. В лучшем случае новая «любовь» — это заменитель, средство отвлечься от тяжелых забот. В худшем — еще одна нелегкая забота. Конечно, человеку, которого долго отвергали, как никому нужны тепло и забота, и он с радостью их принимает, но ответить взаимностью обычно не может, потому что его сердце уже занято. В результате возникает любовный треугольник, в который вовлекается ни в чем не повинный человек, а к мукам безответной любви примешиваются еще и чувство вины из-за необходимости лгать или скрывать свою привязанность к другому. От несчастной любви нет лекарств. Конечно, большая доля правды в этом есть. Против несчастной любви фармакология пока бессильна, и лучшим лекарством, как и тысячи лет назад, остается время. Но это вовсе не значит, что несчастному влюбленному нельзя помочь. Первое, что необходимо человеку, который оказался в ситуации безответной любви, — это поддержка и эмоциональное тепло. Человеку очень важно снова поверить в себя, обрести надежду, почувствовать, что он кому-то нужен и важен, что он достоин уважения. Второе, в чем ему можно помочь, — это выслушать и понять его. Возможность выговориться, рассказать о своей любви приносит большое облегчение, человек как бы сбрасывает огромный груз со своей души. Но поскольку это очень интимная тема, то далеко не всегда у человека рядом есть тот, кому можно довериться. Третье: как правило, смысл жизни влюбленного сосредоточивается на том, кого он любит. В случае разрыва отношений вместе с любимым человеком утрачиваются все желания, все стремления. Поэтому ему нужна помощь в поиске нового смысла жизни, нового горизонта. И лучше всех в этом может помочь тот, кто сам испытал безответную любовь. Если влюбленный приходит к мысли, что у него есть ради чего или ради кого жить, то, значит, полдела сделано. От любви умирают только в романах. Несчастная любовь — это серьезно. Это очень мучительное состояние, которое у некоторых проходит чрезвычайно тяжело и нередко приводит к суицидам. Ругать или стыдить: «Разве можно так раскисать из-за какого-то человека?! Соберись! » — это то же самое, что советовать больному воспалением легких: «Соберись и прекращай кашлять! » Человек болен, он нуждается в помощи, и чем более квалифицированной она будет, тем лучше. Поэтому следует обратиться к психотерапевту. От самого человека зависит много, но это не тот случай, когда можно все решить волевым усилием. Любовь — спасение от одиночества. Об этом мифе пишет один из самых известных современных психоаналитиков Г. С. Салливан. При таком понимании любви и брака подчеркивается их ценность как убежища, спасающего от одиночества. Создается союз двоих против мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость. При этом возникает тип отношений, который Салливан называет сотрудничеством. Это четко сформированная приспособленность поведения одного человека к выраженным потребностям другого человека ради все более и более полного взаимного удовлетворения, а также для поддержания возрастающей у обоих безопасности их положения. Такая близость людей на самом деле отражает рыночные отношения индивидов. Обе личности испытывают одиночество, опасность и тревогу, и их союз — это «одиночество вдвоем», объединенное общими интересами и совместным противостоянием враждебному и чужому. Поэтому подлинный комфорт и ощущение удовольствия от жизни для них недоступны. У них нет счастья и нет любви, пишет Салливан.
Раздел второй |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы