Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Творческая и конструкторская деятельность на уроках технологии



 

Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок.

В современных исследованиях зарубежных ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. Также следует отметить, что способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. По мнению П. Торренса в структуре творческой деятельности можно выделить восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку их модификацию и нахождение результатов [12, с.28].

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, ранее не известное. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Итак, можно сделать вывод, что творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Отметим, что творчество младшего школьника - это хотя бы минимальное отступление от образца в процессе самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Для успешного овладения творчеством необходимы способности. Способность определяется В.Д. Шадриковым как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. Индивидуальная мера выраженности способностей оценивается на основе параметров производительности, качества и надежности деятельности.

Крутецкий В.А. считает, что «способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Например, нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память».

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Отметим, что в литературе нет единства в подходах к определению сущности творческих способностей, их взаимосвязей с интеллектом. Так высказывается мысль о том, что как таковые творческие способности не существуют (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, А. Олох, А. Таненбаум и др.).

Другая точка зрения состоит в том, что творческая способность является самостоятельным фактором, не зависимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г.Груббер, Я.А. Понаморев, К. Тейлор).

Третья точка зрения: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот (Г.Айзенк, Г.Груббер, Р. Стенрнберг, Л. Термен).

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам Б.М.Теплова, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (относиться к ним не критически); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека.

Так, творческие способности развиваются, прежде всего, в творческой деятельности, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

Суть творчества, по мнению Н.М. Конышевой, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой " продукт" или придавать ему законченный вид.

Для успешного применения творческих способностей, развития творческих составляющих, необходима правильно организованная творческая деятельность, и как следствие, ее активизация. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению В.А. Левина, благодаря соблюдению четырех принципов:

1) принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

[2, с.4].

Конструирование – творческий процесс.

Согласно Б.М.Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности.

Школьники же, за исключением немногих, не могут создать изделия, имеющие общественную новизну и значимость. Поэтому, такое определение для общеобразовательной школы не может быть принято.

Творчество школьника, считает И.П.Волков, это создание им определённого продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самосто8ятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи. В творческом процессе мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов достижения желаемого результата.

Творчество надо отличать от бессмысленного фантазирования (случайного манипулирования объектами).

Одним из видов творческой деятельности является конструирование. По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.

Термин конструированиеобозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного

[9, c. 191-192].

Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:

· этап замысла, где отображается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения ребёнка;

· этап практической реализации замысла.

Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации. Ни один предмет школьной программы не даёт такой возможности теснейшего слияния теории с практикой, когда дети видят свои ошибки, допущенные в рассуждении, в чертеже, в расчёте, не в виде исправления учителя, а в виде бракованного изделия, которое необходимо переделывать.

Можно выделить следующие виды конструирования:

1. Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок, подробная устная инструкция). Это первый необходимый этап в развитии конструкторской деятельности.

2. Конструирование недостающих частей изделия.

3. Конструирование по модели. Перед учащимися – модель; детали же, из которых она состоит, а также способы соединения деталей не видны или видны не все. Дети самостоятельно конструируют детали (или подбирают имеющиеся готовые), определяют способы их соединения, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой, назначением.

4. Преобразование образца с целью получения новых (заданных) свойств конструкции.

5. Конструирование по условиям-требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция.

6. Конструирование по замыслу. Ребёнок самостоятельно определяет, как содержание конструкции, так и способы её выполнения.

Каждый из видов конструирования включает систему проблемных задач.

Конструкторские задачи:

· На улучшение прочности, надёжности, устойчивости изделия.

· На выбор способов устранения вредного действия или явления (трения, коррозии, намокания и т.д.).

· На определение оптимальной формы, числа деталей, способов их крепления, выбор или замену материалов, необходимых для изготовления изделия.

· На внесение изменений, облегчающих модель и делающих более удобной её эксплуатацию.

· На внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия.

· На расширение или сужение параметров действия модели.

· На увеличение долговечности изделия.

Технологические задачи:

· На выбор рациональных способов разметки и контроля.

· На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а также позволяющих выполнить очень трудные операции.

· На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал, свои усилия, уменьшающей количество операций при изготовлении и сборке изделия.

· На выбор технологии, позволяющей улучшить качество изготовляемого изделия.

Организационно-технические задачи:

· На рациональную организацию труда в бригаде.

· На рационализацию рабочего места.

· На расширение параметров использования инструмента или приспособления.

· На совершенствование трудовых приёмов.

В зависимости от сложности объекта труда, уровня подготовленности детей, других факторов процесс решения проблемных задач на занятиях по технологии может выглядеть по-разному. Можно выделить 5 этапов практического решения творческой конструкторской задачи (в частности, не всегда обязательно наличие всех этапов):

· анализ условий задачи (назначение изделия, определение требований к нему);

· конструирование (подготовка эскиза или чертежа);

· разработка технологии изготовления изделия (определение перечня и последовательности операций, выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования и др.);

· изготовление изделия (поиск, в процессе работы, наиболее оптимальных приёмов, способов обработки, а также внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления и т.д.);

· контроль качества готового изделия, выявление его недостатков, способов их устранения.

Эти этапы предоставляет учителю большие возможности для активизации мыслительной и практической деятельности учащихся. Важно при этом обеспечить максимум их самостоятельности. Дело учителя – постановка проблем, наводящих вопросов, сообщение справочной информации (или отсылка к соответствующей литературе) и т.п. Всё это надо делать с учётом возрастных возможностей ребят, уровня их подготовленности. Ещё одно условие эффективности подобной работы – систематичность и последовательность. Выполнению этого условия будет способствовать разделение объектов труда на группы по степени сложности

[5, c.176-177].

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь