Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика коллективной творческой деятельности
Одной из основных форм досуговой деятельности детей и подростков являются коллективные творческие дела. Методика коллективной организации жизнедеятельности была разработана академиком Игорем Петровичем Ивановым и получила название «коммунарской», или «методики коллективного творческого воспитания». Ее сущность определяется как реализация трех закономерностей: целеустремленность воспитания, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм воспитания. Методику КТД отличает высокая интенсивность и концентрация разносторонней деятельности, коллективное сотрудничество и содружество взрослых и детей, совместное планирование деятельности, совместное действие в социальной среде, в социальном творчестве, совместный анализ сделанного и оценка участия каждого. Ключевым понятием в ней является «забота». Все виды деятельности и взаимоотношений пронизаны творческой заботой участников процесса взаимодействия друг о друге, о своем коллективе, об окружающем мире. Педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Дело это — коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами как их общая забота. Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, поскольку творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, а выступает всегда в разных вариациях, всегда выявляет новые возможности, ведь оно частица жизни! В КТД решается ряд педагогических задач: происходит развитие самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать свои задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Одним из принципов методики КТД является принцип «четырех сами»: сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем. То есть за все, что происходит в жизни коллектива, ребята ответственны наравне со взрослыми. Планируя вместе с педагогом досуговые, познавательные, спортивные и другие дела, ребята совсем иначе относятся к ним. Это их план, их идеи, в осуществлении которых в первую очередь будут заинтересованы они сами. Алгоритм организации творческой деятельности состоит в последовательной реализации шести стадий (этапов). Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага. 1-я стадия — предварительная работа детского коллектива и педагога. Деятельность педагога: – определяет роль данного ТД в жизни детского объединения; – выдвигает конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; – разрабатывает варианты ТД как примеры для выбора детьми; – начинает строить перспективу возможного ТД в установочной (стартовой) беседе с детьми. Задача педагога: пропаганда, идеи, цели КТД, побуждение к участию в нем. При этом можно опираться на: идею бескорыстного служения людям; чувство удовлетворения от совместной деятельности; очарование героическим; побуждение красивым; восхищение творческими способностями; радость от приобщения к непознанному, новому, творческому; открытие возвышенного в повседневной жизни; поддержку позитивной самооценки («Я могу! »). Деятельность коллектива: – формируются микроколлективы по интересам из представителей кружков, детей, свободно посещающих клуб; – выбираются командиры микроколлективов, распределяются поручения между членами микроколлективов; – проводится подготовка к сбору планирования общих дел клуба во время разведки дел и друзей, которую проводят микрогруппы по разным, сообща выбранным маршрутам. Формы выявления самых интересных и полезных дел и проектов могут быть различными: - обсуждение основных направлений, целей и задач деятельности; - конкурс на лучшие предложения по плану, на лучший проект дела; - анкеты предложений (что ты хотел бы сделать? для кого? и т.п.); - «разведка дел и друзей» — предварительная и массовая (по таким, например, маршрутам, как «клуб», «микрорайон», «родная природа», «малыши», «далекие друзья»); - «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения). 2-я стадия — коллективное планирование. Оно происходит на общем сборе макрогруппы или на сборе, который составляет общий план жизни этого объединения на очередной период, или на специальном сборе-старте, на котором планируется только данное ТД. На общем сборе планирования принимается коллективное решение: утверждаются планы работы микроколлективов, формируется план общих дел, утверждается структура органов соуправления, устанавливается график работы Совета самоуправления и т.д. На данном этапе уже сообща решаются основные вопросы, которые ставились перед микроколлективами: Что делаем, какими средствами? Где действуем, в каком пространстве? Как лучше его провести, по какому графику, плану работы, сценарию? Когда начинаем КТД? (сроки, время); Кто организует и за что отвечает? (распределение ответственности); Кто оценивает КТД? Совместно с кем действуем? Чья поддержка необходима? Для кого действуем, на радость и пользу кому? (кому адресовано дело); Зачем действуем? (смысл); Кому участвовать — всему объединению, или отдельным (по желанию) микрогруппам, или сводной бригаде добровольцев? Кто будет руководить — Совет объединения, или специальный Совет дела из представителей всех микрогрупп, или командир сводной бригады? Ведущие общий сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят их воедино и, в случае необходимости, организуют выбор Совета дела или командира сводной бригады. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты, один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект. Можно использовать формы коллективного планирования из опыта работы ВДЦ «Орленок», ОДЦ «Ребячья республика»: «Банк идей», «Строим дом», «Стрелка планирования» и др. Такие формы коллективного планирования, как «Северное лето», «Турфирма предлагает», «Строим дом» описаны в разделе «Методика организации и проведения творческих дел. Коллективное планирование». Функции инициатора, организатора и контролера дела может выполнять временная инициативная группа (ВИГ). Как правило, в нее входят один-два самостоятельно мыслящих, творческих ребенка и два-три ничем не выдающихся ребенка. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ребенок (дети) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект помогает раскрыться самым заторможенным аутсайдерам, предоставляя им возможность побывать в качестве руководителя с весьма большой степенью ответственности. Другая особенность ВИГ (временная инициативная группа) - временное объединение, в связи с чем каждый ребенок получает несколько возможностей проявить свои организаторские способности, а понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность. Выборы ВИГ могут происходить по трем сценариям: 1) предлагаются собственные кандидатуры детьми — педагог следит за уравновешенной компоновкой ВИГ; 2) дети предлагают в состав ВИГ своих товарищей; 3) педагог сам назначает членов ВИГ. Наиболее эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант. ВИГ получает инструктаж о том, что она становится временным генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором микрогруппы, контролером и аналитиком ТД. 3-я стадия — совместная подготовка дела. На этой стадии – руководящий орган данного ТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника; – каждая микрогруппа (или сводная бригада) готовит свой сюрприз; – педагоги направляют работу и помогают воспитанникам «по секрету»; – Совет дела (или ВИГ) разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, составляет программу и план действий, распределяет поручения; – задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД; – ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным. Задача педагога: удержание возвышенного пафоса, энтузиазма, интереса к делу при распространении проектной идеи от ядра (инициаторов) на периферию (ко всем остальным членам коллектива). Я стадия — проведение ТД. Цель педагога как руководителя и участника творческого дела — возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности. Осуществляется план со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла, которые были внесены его участниками при подготовке творческого дела. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения ТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибки, допущенные участниками. Все это тоже необходимая школа жизни. Можно выделить шесть основных «традиционных» элементов дела. Элемент первый — встреча. Возможные варианты: Встречи-церемонии («хлеб-соль», «здравницы», цветы, приветствия и т.д.); Сюжетная встреча (зависит от темы дела, например, «скоморохи» пропускают на ярмарку гостей только после «предъявления» улыбки); Встреча — мини-конкурс (загадки, исполнение песен и пр.). Элемент второй — оргмомент. Небольшой временной отрезок, необходимый участникам и гостям для адаптации, настройки на содержание дела. Элемент третий — начало-зачин. Яркое начало вызывает интерес и внимание к последующему действию. Возможные варианты: Представление гостей и участников (своеобразный «Парад-Алле», т.е. как в цирке выход на арену всех участников представления перед его началом); «живой эпиграф»; звуковые, световые, технические эффекты; кино- или видеопролог; ритуал (подъем флага, зажжение огня и пр.). Элемент четвертый — основная часть. Дело может проходить по четкому плану, а может — в более свободной, импровизированной манере, но при этом всегда в основной части разворачивается главное действие, самые важные события. Основная часть — ядро всего дела. Элемент пятый — финал. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждение; раскрытие секретов и сюрпризы; коллективная оценка и принятие решения; общая песня; ритуал и пр. Вариантов множество, главное не забыть: «Конец — всему делу венец! » Элемент шестой — последействие. Прозвучал финальный «аккорд» дела, но оно не завершено. Очень важно проститься с гостями, убрать помещение и территорию и т.д. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 4089; Нарушение авторского права страницы