Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Знакомство с вычислительными «машинами»
Учитель сообщает, что существует математическая игра «Вычислительные машины», с которой учащиеся познакомятся на занятии. Учитель демонстрирует несколько схем вычислительных «машин», учащиеся должны определить, какие вычисления «умеет» делать каждая из них. Учащимся предлагается сравнить схемы и установить, из каких элементов состоят эти вычислительные «машины». Затем учитель сообщает названия элементов.
Далее демонстрируется «работа» первой вычислительной «машины». Например, на вход «машины» «подаётся» число 5 (учитель «вводит» число 5 на схеме: записывает или ставит карточку с числом 5). «Машина» выполняет действие «+2». На выходе получается число 7 (результат отмечается на схеме). Игра «Вычислительные машины» Учитель «подаёт» на вход вычислительных «машин» разные числа (ставит соответствующие карточки), ученики исполняют роль «вычислительных машин» и с помощью сигнального блокнота или веера цифр показывают результаты на выходе. Можно использовать карточки с числами и задавать число не только на входе, но и на выходе «машины» (обратной стороной карточки). После ответов карточка переворачивается, и учащиеся могут проверить правильность выполнения действий. Переменка 1 Проводится в виде игры на внимание. Учитель бросает мяч ученикам и называет различные числа. Если число больше 10, ученик произносит «да» и возвращает мяч учителю, если число меньше 10 — произносит «нет». Игра проходит в быстром темпе на выбывание. Знакомство с вычислительными «машинами» (продолжение) Учитель сообщает, что вычислительные «машины» могут выполнять одно или несколько действий по заданному «условию», и демонстрирует схему такой вычислительной «машины». Учащимся предлагается обсудить: какие новые элементы изображены на схеме вычислительной «машины», в какой фигуре задано условие, сколько стрелок выходят от ромба, как «работает» «машина с условием» по стрелке «Нет», по стрелке «Да». Следует продемонстрировать три варианта работы «машины с условием» — на вход «подаётся» число: 1) большее 6; 2) меньшее 6; 3) число 6 (в этом случае «машина» «не работает», т.к. число не может быть больше или меньше самого себя). Далее учитель предлагает учащимся подумать, как «простую» вычислительную «машину» перестроить в «машину с условием», как может выглядеть схема такой «машины» (можно предложить учащимся самостоятельно смоделировать её). Учитель может продемонстрировать схему такой вычислительной «машины». Необходимо установить, как работает такая «машина». На вход по очереди «подаются» три числа: число большее 8, число 8 и число меньшее 8 (целесообразно ввести числа 9, 8, 3 или 2 и определить, какие результаты будут на выходе в каждом случае). Переменка 2 Зрительная гимнастика. Упражнение в парах «Ремонт " вычислительной машины" » Каждая пара учащихся получает карточку «Мастерская Винтика и Шпунтика». Требуется установить, правильно ли работает каждая вычислительная «машина», и «устранить» неисправности («починить машины»): При подведении итогов обсуждается, что неисправности можно было устранять не только на выходе или на входе, но и в действиях или в условиях. Упражнение «Проверь работу " вычислительной машины" » Каждый ученик получает карточку, на которых изображены схемы вычислительных «машин». Требуется «проверить работу каждой из вычислительных «машин», заполнив, числами её схему. Кроме того, по желанию ученики могут спроектировать вычислительную «машину», составить её схему и «проверить работу». В конце занятия можно предложить обменяться карточками с «соседом» и проверить, «работает» ли «машина», при необходимости — «починить» её.
Занятие 20. Простые задачи на нахождение суммы
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о прикладной значимости сложения при решении задач на нахождение суммы, о способах моделирования условий текстовых задач на нахождение суммы; уметь: моделировать условия простых задач с использованием схематических изображений. Оборудование: комплект карточек «Весёлая гимнастика», комплект карточек «Герои сказок» (по числу групп учащихся); карточки «3 + 2» (по числу пар учащихся); карточки «Фрекен Бок, Малыш и Карлсон», сигнальные карточки «Светофор» (по числу учащихся). Ход занятия Разминка Дидактическая игра «Светофор». Учитель читает условия задач. Если задача определённая, т.е. в её условии достаточно данных для решения и нет избыточных данных, учащиеся показывают зелёный сигнал, если задача «недоопределённая» или «переопределённая», — показывают красный сигнал. При этом следует предложить учащимся либо дополнить условие, устранив недостаток информации, либо исключить лишние данные или переформулировать вопрос. При этом решать задачи (выполнять действия, называть ответ) не нужно. Примерные условия задач: · Яна вплела в венок 6 ромашек и 10 васильков. Сколько всего цветков вплела в венок Яна? (Задача определённая.) · Марк коллекционирует марки. Вчера он приобрёл 8 новых марок. Сколько марок стало в коллекции Марка? (Задача «недоопределённая».) · На уроке труда ученики изготовили 2 скворечника и 6 кормушек для птиц. Сколько было изготовлено скворечников? (Задача «переопределённая».) · Старший брат отдал одному младшему брату 4 игрушки, а другому — 2 игрушки. Сколько всего игрушек было у старшего брата? (Задача «недоопределённая».) · Максим и Наташа собрали по 5 белых грибов. Сколько белых грибов собрали Максим и Наташа вместе? (Задача определённая.) · Кира купила 3 булочки и столько же пирожных. Сколько пирожных купила Кира? (Задача «переопределённая».) · Денис подтянулся на турнике 8 раз. Отдохнув, он смог подтянуться ещё столько же раз. Сколько всего подтягиваний выполнил Денис? (Задача определённая.) · Таня прослушала 4 песни на одной стороне диска и несколько песен на другой. Сколько всего песен прослушала Таня? (Задача «недоопределённая».) Работа в парах «3 + 2» Каждая пара получает одну тематическую карточку, используя которую надо составить задачу на сложение и решить её устно.
Выполнив задание, каждая пара заполняет соответствующую схему, изображённую на доске. После выполнения задания всем учащимися можно провести блиц-конкурс составленных задач.
Учитель предлагает учащимся указать одинаковые схемы и установить их отличие в зависимости от условия задачи. Затем учитель обобщает схемы для моделирования условий задач на нахождение суммы.
Важно обратить внимание учащихся, что условия всех простых задач на нахождение суммы можно моделировать, используя одну из этих схем. Переменка 1 Учащиеся делятся на три группы: первая — «ЗА», вторая — «ДА», третья — «ЧА». Сначала учитель называет один из слогов слова «ЗАДАЧА» и учащиеся соответствующей группы встают. Затем учитель может предложить запомнить следующие действия по команде: «ЗА» — повернуться, «ДА» — пожать руку соседу, «ЧА» — присесть. Команды подаются в произвольном порядке и в быстром темпе. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3809; Нарушение авторского права страницы