Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Два подхода к вопросу о путях развития человечества
- человечество развивается по пути прогресса, проходя стадии - история развития человечества есть круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Тойнби, Данилевский) Пути развития общества: прогресс (эволюция - в ходе постепенного непрерывного накопления изменения – революция - коренные преобразования, резкий переход от одного состояния к другому) и регресс (упадок в развитии, движение назад, изменения к худшему, утрата способности выполнять какие –то функции) Несмотря на многообразие форм общественной жизни, сегодня все больше государств и народов мира втягивается в процесс глобализации. Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациям, государствами. Цивилизация – это общность, обладающая рядом определенных признаков. Наиболее значимым, основополагающим признаком является присущая каждой цивилизации собственная система духовных ценностей. Типы цивилизаций Восточная цивилизация (традиционное общество) 1) человек должен следовать естественному ходу развития мира, стараясь, по возможности, как можно меньше вмешиваться в этот процесс; 2) человек тесно связан с природой; 3) доминирует принцип коллективизма: интересы коллектива, интересы личности 4) уважение и соблюдение традиций строгая иерархичность общества; 5) контроль государства над обществом; Западная цивилизация (индустриальное общество) 1) нацеленность людей на изменение, переустройство мира; 2) человек считает себя «царем природы»; 3) прошлое (традиции) не обладает серьезной ценностью; важнее настоящее и будущее; 4) ценность личности, ее прав и свобод; 5) ценится стремление сделать карьеру, реализовать свои возможности; 6) высокая социальная мобильность;
Билет 19. Фундаментальные и прикладные науки. Этика науки. Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. Речь о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические — опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках. Например, в области права к фундаментальным исследованиям относится теория государства и права, в которой разрабатываются основные понятия права. Прикладные науки ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом. Этика науки - совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); 2) друг другу (коммуникационная свобода и ответственность; 3) обществу и государству (социальная свобода и ответственность); 4) самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность).
2. Типология обществ. Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. 1)Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, основанными на традициях. Поведение индивидов в нем регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин). 2) Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций, развитая рыночная система, капитализм, высокая мобильность. 3) В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального ( информационного ) общества, вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Билет 20.
Экономика – это система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ. Экономика представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, образование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.). Роль экономики: · существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; · общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; · экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества · в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики. 1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве; 2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены; 3 . Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу. Разные экономические системы решают эти вопросы по-своему.
2. Уголовное право. Преступление и наказание. Уголовное право – отрасль права, рассматривающая понятие преступления и наказания. Принципы уголовного права: законность, равенство лиц, презумпция невиновности, справедливость, гуманизм. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Виды: 1) против личности 2) В сфере экономики 3) Против общественной безопасности и порядка 4) Против гос. власти 5) Против военной службы 6) Против мира и безопасности человечества Категории преступления: небольшой тяжести, средней, тяжкие. Особо тяжкие Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная (цель, мотив, вина – психическое отношение преступника к содеянному). Формы вины: умысел (прямой, косвенный), неосторожность (легкомыслие, небрежность). Стадии преступления: приготовление, покушение, оконченное преступление. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость, принуждение, задержание, приказ, оправданный риск. Наказание – мера, назначаемая по приговору суда лицу, обвиненному в совершении преступления. Цели наказания: не отомстить виновному, а восстановить социальную справедливость и предупредить следуюзие преступления. Виды наказаний: имущественные ограничения (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение по военно службе) +Служебные и профессиональные (лишение права занимать должности, заниматься деятельностью. Лишение чина, звания) +Ограничение свободы (в условиях надзора, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы на определенный срок и пожизненно) Смягчающие обстоятельства: -к личности (беременность, несовершеннолетие, малолетние дети) -Обстановка (в первый раз совершено, тяжелое стечение жизненных обстоятельств, принуждение, аморальность поведения пострадавшего) -Поведение виновного после преступления: явка с повинной, возмещение убытков. Отягчающие обстоятельства: -личность (рецидив, в составе преступной группы, активная роль в преступлении) -Мотивы (садистский, жестокий уклон, мотив национальной, расовой вражды, из мести, преступление над беременной женщиной или подростком) -Особенности способа: использование оружия, ядовитых и технических веществ, применение психического и физического насилия) Освобождение от уголовной ответственности: деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, впервые совершено преступление небольшой тяжести, по болезни, женщинам с детьми до 14 лет, истечение сроков давности, амнистия (ФС РФ) и помилование (президент).
Билет 21.
Право – система общеобязательных норм, правил поведения, установленных и санкционированных государством, а также охраняемых его силой. Происхождение: право появляется вместе с государством, исторически первым стало рабовладельческое право. Особенности: люди – не только субъекты, но и объекты права. Феодальное право – право-привилегия; носит партикулярный (местный) характер. Особенности: церковь создает свои суды и каноны. Функции: охранительная, регулятивная, оценочная (правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности), функция воздействия на сознание и поведение людей (право формирует установки, мотивы поведения человека) Признаки: 1.Исходит от государства, а не от общества. 2.Нормы права общеобязательны в силу принуждения 3.Нормы права неперсонифицированны (носят общий характер) 4. Системность. Принципы права: 1.Подразделеение права на публичное и частное, отрасли и подотрасли. 2. Принцип соразмерности наказания правонарушению. 3. Презумпция невиновности (каждый считается невиновных до тех пор, пока вина его не будет доказана) 4.принцип необратимости закона (закон обратной силы не имеет, в случае если он устанавливает более тяжелую ответственность) 5. Принцип юридической ответственности (за виновное противоправное деяние)
2. Глобализация и её противоречия. Глобализация — это сложный процесс ускоренных и возросших в масштабах потоков идей, капиталов, техники, товаров и услуг во всем мире, послуживший причиной кардинальных изменений во всех обществах.
Билет 22. 1. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Социально-гуманитарные науки в своем развитии прошли несколько этапов. Принято выделять классический, неклассический, постнеклассический этапы. Классическому этапу соответствует время от возникновения философии в Древней Греции (VI век до н.э.) до немецкой классической философии (XIX век) включительно. Развитие математики и механики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться науки об обществе. С XVIII века этот идеал научного знания был еще более упрочен физическими науками, а потому стремление реализовать этот идеал стало проявляться даже в философии. Неклассический этап в развитии социальных и гуманитарных наук, который начинается с середины XIX века, характеризуется тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму. Возникают новые подходы к пониманию сущности социально-гуманитарного знания, его предмета и методов. Быстрый рост с конца XIX века экономических, политических, социологических, психологических, философских и особенно культурологических знаний привел большинство исследователей к мысли о принципиальном отличии социально-гуманитарных наук от физико-математических и, шире, естественных наук, о невозможности использовать в социально-гуманитарных науках методологические установки наук естественных. Идею об особом статусе наук о «душе человека» отстаивали уже А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев и многие другие философы XIX—начала XX века. Постнеклассический этап в развитии социально-гуманитарного знания связан с именами известных западных мыслителей Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Лиотара, М. Фуко и др., расцвет творчества которых пришелся на период 50—70-х гг. XX века. Новые явления в развитии культуры общества после 60-х гг. XX века в области искусства, информации, науки, социально-политических процессов породили новые варианты осмысления мира и новое выражение самоощущения человека современной эпохи. Выдвигается идея ценности хаоса и «беспорядочного мира». На смену идее упорядоченности мира приходит идея «привнесения хаоса в порядок». Мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность. 1)Древнекитайская философия: В центре человек, его моральный облик. Человек зажат между небом и землей. «От человека ничего не зависит» Культ предков. 2. Древнегреческая философия: а) Сократ – познание истин. Принцип самопознания как истинного блага. Разум толкает человека на добрые поступки. Б) Платон – вещи- подобие и отражение идей; сущность красоты есть прекрасное В) Аристотель – основные принципы бытия, красота заключена в математических пропорциях. Г) Пифагор – учение о мире как стройном космосе, математическое выражение соотношения тонов в музыке. Д) Гераклит – противоречие – созидатель гармонии 3) Эпоха просвещения: вера в прогресс и познание мира через разум, нужно учиться использовать разум в политической жизни. Естественный человек – гражданские права.
2. Семейное право. Брак и развод. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Семейное право – совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Черты: характеризуются субъективным составом6 супруги, родители, дети) личный характер, семейно-брачные права неотчуждаемы. Семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный с помощью законов и порождающий взаимные права и обязанности. Условия заключения брака: 1) Добровольность 2) Достижение брачного возраста 3) Нельзя состоять в другом браке 4) Дееспособность 5) Отсутствие близкого родства 6) Нужно предупредить супруга о заболеваниях При разводе раздел имущества можно проводить как законным (поровну) способом, так и по брачному договору (долевой режим, режим совместной или раздельной собственности). При этом личное имущество не делится. Супруги имеют право на алиментные обязанности и в брачном договоре оговариваются условия по взаимному содержанию, распределение долгов и несение доходов. Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, определяющее имущественные права в случае его расторжения. Дети также обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей. Между родителями и детьми существуют личные и имущественные обязанности. Личные: свобода самовыражения, слова, мысли, отсутствие притеснений, право выражать свое мнение, знать своих родителей, иметь имя. За неподобающее поведение, отношение к ребенку, а также хроническую болезнь, родителей лишают родительских прав или их ограничивают. Формы воспитания детей без родителей: усыновление (установление почти кровных отношений), опека и попечительство (безвозмездное ухаживание за детьми в отсутствие родителей), приемная семья (уход за детьми заплату на определенный срок, договор) Билет 23
Воззрения Анри де Сен-Симона (1760-1825) на государство и право преимущественно определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед, к своему «золотому веку». По А. Сен-Симону, частнособственнические отношения вполне совместимы с системой индустриализма. Ш. Фурье гордился тем, что обнаружил аналогию четырех движений (материального, органического, животного и социального) и выявил их основу - «всеобщий закон тяготения и притяжения». В обществе этот универсальный закон действует через игру многообразных людских страстей. Они заложены в человека богом с целью обеспечить людям свободное их удовлетворение. Вскрыть, описать и классифицировать страсти - значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти наиболее верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка. Р. Оуэн был весьма озабочен тем, чтобы уже начавшаяся, по его мнению, революция обрела форму исключительно мирных и постепенных преобразований. При этом он очень хотел избежать двух вещей. Во-первых, превращения революции в насильственный переворот. Во-вторых, совершения революции во мраке бескультурья темными, невежественными людьми. Ему казалось, что акты насилия и развязываемый социальный хаос лишь усугубят и без того ужасное состояние общества, отбросят человечество назад, задержат наступление светлого царства разума. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы