Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диагностика цветового гнозиса.



1. Полихроматические таблицы Е. Рабкина. Испытуемомму предлагается назвать, какие фигуры или цифры он видит на таблице.

2. Идентификация цветов. Испытуемому предъявляются шесть эталонных образцов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричневый) и предлагается к каждому из них подобрать идентичный из набора, включающего 51 цветовой оттенок. В набор входят 5 красных, 5 желтых, 10 зеленых, 9 синих (вместе с голубыми), 4 фиолетовых, 2 пурпурных, 7 коричневых, 2 серых, черный и белый цвета, которые отличались между собой по цветовому тону, светлоте и насыщенности. В случае неправильной идентификации разрешается непосредственное сравнение стимулов и повторение попытки подобрать стимул к образцу. Фиксируется количество попыток и номер подобранного стимула в каждой попытке, который характеризует выбранный цвет. Результаты выполнения задания выражаются в баллах. Правильное выполнение при одной попытке оценивается нулевым баллом. За каждую следующую попытку добавляется один балл. Кроме того, оценивается «качество» идентификации в каждой попытке. Если выбранный стимул находится в пределах того же класса цветов, что и эталон, добавляется один балл, если в пределах соседних участков спектра 2 балла. В случае, когда выбранный цвет очень далек от эталона, добавляется 3 балла. Дополнительно учитывается суммарный показатель по всем цветам.

3. Ранжирование цветов по цветовому тону.Испытуемому предлагается выложить в ряд восемь стимулов таким образом, чтобы получить плавный переход от одного цвета к другому в каждом из следующих участков спектра: красный – желтый, желтый – зеленый, зеленый – синий, синий – фиолетовый, фиолетовый – пурпурный, пурпурный – красный. Начальный и конечный цвета задаются. Для усложнения задания вводятся дополнительно 6 альтернативных цветовых стимулов, немного отличающихся от стимулов ряда по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Таким образом, чем хуже выполняется задание, тем более высокий балл получает испытуемый. Анализируются показатели в каждом участке спектра и суммарный балл по всем секторам.

4. Запоминание цветов.Испытуемому предлагается найти предъявленный стимул среди указанного набора. Ему по очереди предъявляется 14 одиночных стимулов, два раза по два стимула и два раза по три. Время предъявления – 2 с. Требуется по памяти найти точно такой же цвет среди используемого набора. Если испытуемый дает ошибочный ответ, то процедура повторяется до тех пор, пока пациент правильно не найдет нужный цвет или не даст отрицательный ответ. Результат выполнения оценивается в баллах, отдельно для запоминания одиночных стимулов и нескольких (двух или трех цветов). Способ подсчета такой же, как и для теста на идентификацию. Кроме того, подсчитывается общее количество ошибок в процентах для каждого испытуемого.

5. Подбор цвета к контурному изображению знакомых предметов. Это модификация теста на раскраску. Используются изображения семи знакомых предметов: клубники, медведя, ели, лягушки, колокольчика, пламени свечи, цыпленка. Цвет подбирается из описанного ранее набора. Для каждого стимула составляется таблица вероятностей всех возможных ассоциаций по результатам нормы. Результат выполнения задания каждым испытуемым оценивается как сумма вероятностей использования выбранного цвета при подборе к каждому из 7 изображений.

6. Вербальная ассоциация: «знакомый предмет/цвет». Испытуемому предлагается вспомнить и назвать цвет некоторых предметов: пожарной машины, вагона поезда, раствора марганцовки и др. Производится оценка количества ошибочных утверждений в процентах.

7. Вербальная ассоциация: «цвет – предмет».Испытуемого просят назвать 5 предметов из следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий. Требуется называть предметы, для которых данный цвет является одним из характерных свойств. Например, «красный» – гвоздика, огнетушитель и т. д. Анализируется суммарное количество формальных ответов типа «одежда», «цветы», неадекватных ответов типа «желтый помидор» и отказов от выполнения.

8. Классификация цветов по цветовому тону.Используется набор из 51 цвета. Испытуемому предлагается разложить цвета на группы, схожие по цветовому тону. Для анализа выбирается показатель количества ошибочных включений цвета в определенную группу по сравнению с нормой.

Во всех случаях исследование проводится при дневном освещении. При этом испытуемый сидит спиной к источнику света. Стимульный материал находится на столе, на расстоянии около 30 см от глаз.

Буквенная агнозия (некоторые авторы придерживаются названия символическая агнозия, в связи с тем, что у пациентов наблюдается нарушение восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем) наблюдается при левостороннем поражении. Пациент правильно копирует буквы, но не узнает их. Зрительная буквенная агнозия – это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения или дисфункцией височно-затылочных отделов левого, доминантного по речи, полушария. Для буквенной агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв и т. д. Так, буква н может быть опознана как м, буква в как неверно представленная буква р и т. д. Аналогичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса. Буквенная агнозия может иметь место, хотя и редко, при субдоминантных височных поражениях. Она возникает как следствие фрагментарности восприятия буквенных образов, нарушение возможности идентификации букв и цифр при сохранности их написания.

В чистом виде буквенная и цифровая агнозии встречаются редко. Обычно при более широком поражении (с «захватом» собственно теменных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза) нарушается не только восприятие, но и написание графем.

При буквенной агнозии нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранности их написания

Симультанная агнозия возникает при правостороннем или двустороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, т. е. обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. Например, при выполнении задания «поставить точку в центре круга» обнаруживается несостоятельность больного, так как требуется одновременное восприятие во взаимосвязи трех объектов: контура круга, центра его площади и кончика карандаша. Больной же «видит» только один из них. Симультанная агнозия не всегда имеет такую отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь «потеря» каких-либо деталей или фрагментов общей картины. Эти трудности могут проявляться при чтении, при срисовывании или самостоятельном рисовании.

Частным вариантом симультанной агнозии является синдром Балинта. Этот вид расстройств характеризуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при двустороннем поражении затылочных долей мозга.

 

Симультанная агнозия проявляется в не­способности одновременного восприя­тия нескольких зрительных объек­тов


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь