Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1: Участие России в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях.



Вопрос 2: Образование и наука в I-ой половине XIX века.

В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо единственного до того в России Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Виленский (1804), Петербургский (1819).

В 20—50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена главным образом на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.

При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно обособленным. Приходские одноклассные училища предназначались теперь для представителей «низов». В них в течение года обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. В уездные трехклассные училища принимали детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. В семиклассных гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений. Если в начале века в стране существовало всего 158 училищ, то к середине века около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.

Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства. Открывались также технические высшие учебные заведения.

Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. В 40-е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей. Причем по своей цене эти книги были доступны самым широким слоям населения. Развивалось и библиотечное дело. Библиотеки в 30—40-е гг. были открыты по инициативе местной общественности в большинстве губернских и уездных городов России.

Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки.

Биология.

К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Иван Алексеевич Двигубский в 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. Иустин Евдокимович Дядьковский в 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. Жизнь, по его мнению, является непрерывным физико-химическим процессом. Сторонниками идеи развития живых организмов были в этот период большинство русских естествоиспытателей.

Серьезным шагом вперед в обосновании представлений о развитии живых организмов стала работа Карла Максимовича Бэра «Всеобщий закон развития природы» (1834). В ней он предстал предшественником Ч. Дарвина и его учения.

Ученые — ботаники' и зоологи собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

Медицина.

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

Геология .

Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений — «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

С начала XIX в. геологические исследования впервые приобрели систематический характер и охватили практически всю территорию страны, включая Забайкалье, Сибирь, Дальний Восток, Камчатку. В 30-е гг. начались исследования, а в 1840 г. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой ее поверхность значительно изменилась.

Астрономия.

В астрономии шел медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову тогдашней техники.

Математика .

Высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Особенно велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского.

Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже.

Физика.

В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока, в результате чего вся мировая наука и техника вступили в качественно новый этап развития. В России первая работа в этой области появилась уже в 1801 г. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую Дугу — прообраз будущей электрической лампочки. В Западной Европе такая дуга была создана лишь 7 лет спустя. Уже эти первые исследования диктовали необходимость разработки теории электрических явлений. Над ее созданием трудились многие ученые, но наибольших результатов удалось достичь Борису Семеновичу Якоби и Эмилию Христиановичу Ленцу. В 1833 г. Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Якоби изобрел гальванопластику — метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.

Все это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф — прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Наука и производство.

Одной из ярких особенностей первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических новшеств в производство. В 1817 г. на По- жевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. Выдающийся металлург Павел Петрович Аносов разработал четыре варианта технологии получения булатной стали.

В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода Ефим и Мирон Черепановы построили первую паровую железную дорогу. В 1843 г. началось строительство первой (и к тому времени самой протяженной в мире) двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой.

Химики Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров создавали устойчивые химические красители для бурно развивавшейся текстильной промышленности. На основе разработок русских географов в 1842 г. Министерство финансов издало первую экономико-географическую карту России.

С начала XIX в. в России начинает развиваться машиностроение. С 20-х гг. во многих производствах активно применяется энергия паровых машин. Много нового появилось в крепнущей тяжелой промышленности.

Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в. стали: увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоев населения страны; рост численности научных работников; достигнутые на этой основе крупные успехи русских ученых в развитии отечественной и мировой науки; усиление практической направленности научных исследований; укрепление связей науки с промышленным производством.

 

БИЛЕТ 2

Россия в войнах 1806—1807 гг.

В 1806 г. война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. «континентальной блокады» Англии — запрета на всякие связи между ней и странами Европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. Боевые действия коалиции против Наполеона были неудачными для нее и на этот раз. В немалой степени военным поражениям способствовало то, что Россия вела войну на трех фронтах. С 1804 г. она была вынуждена иметь значительные силы на Восточном Кавказе для борьбы с Ираном. А в декабре 1806 г. Наполеону удалось подтолкнуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не только поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. Русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях. После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к границам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с ненавистным ему Наполеоном, который сам предложил начать переговоры.

Музыка.

Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на себе влияние героического 1812 г. Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России. Одной из первых в этом ряду стала опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин» (1815).

Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и др.

Романтическое направление в музыкальном искусстве представлял Александр Николаевич Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова могила».

Центральное место в музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке, заложившему основы русской национальной школы в музыке. «Создает музыку народ, — говорил он, — а мы, художники, только ее аранжируем» (обрабатываем). Глинка сумел утвердить в русской музыке не только народные, но и реалистические традиции. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки. Наиболее яркое представление о творчестве композитора дает его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836). В ней Глинка прославил простого крестьянина-патриота и в то же время мужество, стойкость и величие характера всего русского народа.

Богатая социальная насыщенность отличала музыкальное творчество другого русского композитора — Александра Сергеевича Даргомыжского. Его главное произведение — опера «Русалка» — ознаменовало рождение нового жанра русской оперы — народно-бытовой психологической драмы.

Живопись .

В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ — «Последний день Помпеи» (1830—1833) — он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем», — писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах — «Автопортрете», «Всаднице» и др.

Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин. Кипренский создал замечательные по своей выразительности портреты А. С. Пушкина и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). В них он показал возвышенное начало, внутренний мир настроений и переживаний своих героев, известных всей России. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка» и др. Тропинин знаменит также тем, что стал автором второго прижизненного портрета А. С. Пушкина.

Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал Александр Андреевич Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над созданием которой художник трудился 20 лет (1837— 1858). Основная идея картины — уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Каждый человек из множества изображенных на картине индивидуален и неповторим. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного, указать народу путь к лучшему будущему.

Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные социальные проблемы. Такими стали, например, его работы «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848), в которых мы видим драматизм ситуаций, критическую позицию автора по отношению к действительности.

Рождение популярного в XIX в. бытового жанра связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20-х гг. «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», в портретной галерее крестьян он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это направление живописи принято называть «венециановской школой».

Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832 г. в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура.

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц — Петербурга и Москвы, а также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей — ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое. В Петербурге именно тогда сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве — Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения — музеи, школы, библиотеки, театры.

Крупнейшими представителями русского ампира были Андреян Дмитриевич Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806—1823); Андрей Никифоро- вич Воронихин, построивший Казанский собор (1801 — 1811), положивший начало ансамблю Невского проспекта; Карл Иванович Росси, создавший здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и т. д. Все эти архитекторы работали в основном в Петербурге.

В Москве в стиле ампир были выполнены работы Осипа Ивановича Вове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь, Театральная площадь с Большим театром, Триумфальные ворота и др. В этом же стиле творил и Демьян Иванович Жилярди.

С началом упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространяться «русско-византийский» стиль. Архитектором Константином Андреевичем Тоном в этом стиле были созданы храм Христа Спасителя (1837—1889), Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Николаевский (ныне — Ленинградский) вокзал и др.

Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.

 

 

БИЛЕТ 3

Тарутинский маневр.

2 сентября русская армия покинула Москву. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своей армии. В соборах Кремля были устроены конюшни. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля. В Москве начался пожар, опустошивший весь город.

Пока Наполеон ждал письма от Александра I с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутина. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из вида. Это совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию.

Гибель «Великой армии».
Пребывая в Москве в течение месяца, уже понимая свою обреченность, Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.

Тогда Наполеон в преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. Перед выходом из города он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и другие национальные святыни. Лишь благодаря самоотверженности русских патриотов удалось сорвать эти планы.

6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем (этот город 8 раз переходил из рук в руки), вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стала еще одним бедствием для французов. «Великая армия» постепенно превращалась в неуправляемую огромную голодную и замерзшую толпу. При переправе через реку Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «Великой армии». Сам император еще раньше, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос о том, где же армия, он был вынужден ответить: «Армии больше нет! »

В конце декабря 1812 г. генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

 

БИЛЕТ 4

Тайные общества.

Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям. Число их увеличилось и в России. К началу 20-х гг. в почти 220 масонских ложах было объединено свыше 3 тыс. дворян, чиновников, купцов. Участие в масонстве давало сторонникам идей либерализма опыт, необходимый для создания и деятельности их собственных организаций.

Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816—1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества». Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А. Н. Муравьев, а членами — С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, П. И. Пестель, И. И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.

Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818—1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица.

Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д.

«Союз благоденствия» был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Его члены стали пересматривать свои планы. На многие мысли наталкивали их известия об успешных военных переворотах в ряде стран Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен.

В 1821—1822 гг. были созданы два новых общества — Южное и Северное. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др.

Южное общество.

Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. И. Пестель. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавляли Пестель и А. П. Юшневский. Они же были избраны директорами всего общества. Кроме того, были еще два отделения — в Каменке (под руководством В. Л. Давыдова и С. Г. Волконского) и в Василькове (С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин). Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем. Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в ям паре 1822 г. был заслушан доклад Пестеля об основах разработанного им конституционного проекта.

Свою программу Пестель назвал «Русской правдой» в память о древнерусских законах. Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой. Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, — Народному вечу. Оно избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20 лет. Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоявшей из пяти человек, ежегодно менялся один из членов думы. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом.

Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Он не планировал предоставления независимости отдельным частям страны, за исключением Польши, которая должна была обязательно вступить в союз с революционной Россией.

Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли. Для этого весь земельный фонд страны предлагалось разделить на две равные части — общественную и частную. В общественную (которой распоряжалась волость) должны были войти бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские земли, а также земли, конфискованные у помещиков, владевших более чем 5 тыс. десятин (у них безвозмездно отбиралась половина их земельных владений). Эти земли бесплатно передавались крестьянам, приписанным к данной волости, и не подлежали купле-продаже. Земли же частного земельного фонда оставались в рыночном обращении и должны были помогать развитию предпринимательства.

Северное общество.

Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. М. Муравьева.

Россия должна была, согласно программе Н. М. Муравьева, стать конституционной монархией. Она объявлялась федерацией, состоявшей из 15 «держав». Каждая из них имела свою столицу, например: Волховская держава со столицей в Петербурге, Черноморская — с центром в Киеве, Украинская — со столицей в Харькове, Кавказская — с центром в Тифлисе и др. В «державах» власть осуществлялась двухпалатными учреждениями — Державной думой (верхняя палата) и Палатой выборных депутатов (нижняя).

Верховная власть в федерации принадлежала двухпалатному (Верховная дума и Палата народных представителей) парламенту — Народному вечу. Круг избирателей этих органов был небольшим из-за высокого имущественного ценза. Ограничивались права главы государства — императора. Он должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Табель о рангах уничтожалась, а все должности становились выборными. Вводились гражданские права и свободы.

«Конституция» Н. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Крестьянам предполагалось дать по 2 десятины земли на душу «для оседлости их». Работать на помещика они могли по найму.

Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Их итогом стало решение о вооруженном выступлении.

 

 

БИЛЕТ 5

Династический кризис.

Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге.

У императора сыновей не было, наследником престола считался его брат Константин Павлович. Однако в 1822 г. Константин отказался от своих прав на престол. По закону права наследования переходили к следующему брату царя — Николаю, о чем был издан специальный манифест. Но этот документ опубликован не был, о нем знали лишь 3—4 человека. Поэтому, когда 27 ноября 1825 г. весть о смерти императора достигла Петербурга, столица, а затем и вся страна стали присягать императору Константину. Сам он, будучи наместником в Польше, находился в Варшаве.

Николай, который знал об отречении брата, при первых сообщениях о болезни Александра собрал ближайшее окружение и объявил о своих правах на престол. Однако против этого выступили генерал-губернатор Петербурга М. А. Милорадович и член Государственного совета адмирал Н. С. Мордвинов, заявившие, что отречение Константина, сделанное им в частном порядке, не имеет силы и должен быть издан манифест об этом. До этих пор следует присягать известному всему народу наследнику. Николай был вынужден первым присягнуть Константину. Тот, узнав о смерти Александра, подтвердил свой отказ занять престол, но не спешил издавать специальный манифест на этот счет. Лишь в конце декабря в столицу поступили письма Константина, где он официально отказался от своих прав. Пока гонцы скакали из Петербурга в Варшаву и обратно, заминка с вступлением нового императора на престол привела к растерянности в Петербурге, чем и решили воспользоваться члены тайных обществ.

БИЛЕТ 6

Музыка.

Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» — содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корса- кова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.

Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку.

В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.

Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Ма- риинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.

Музыка, как и иные области художественной культуры, выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн.

Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества.

В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство.

Театр .

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.

В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге.

В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям — Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.

Художественные промыслы.

Появление крупной промышленности и современного транспорта и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь