Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1: Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.



Вступив на престол, император Николай I сразу же поставил перед собой ряд задач, основными из них можно выделить:

Во-первых, были поставлены основные задачи по Европе, в которых Николай I ставил цель надежно укрепить новые границы своей империи и сохранить территории, которые успели захватить и присоединить к Российской империи его предшественники. Также у российского императора были огромные амбиции по поводу подчинения интересам России таких государств, как Финляндия, Польша и Прибалтика и тем самым обеспечить стабильность в Европе.

Второй важной задачей Николая I, было решение восточного вопроса. В то время между Россией и Османской империей сложились довольно таки непростые отношения. Поэтому понятно такое стремление императора к укреплению позиций России на Черноморском побережье. Российский правитель стремился к господству на Черном море и ставил перед собой задачу не допустить в его акваторию иностранные военные суда. А так как в 1833 году России таки удалось получить влияние на Чорном море, то Николай I добился права на запрет входить иностранным судам в Черноморскую акваторию.

Еще одним из важных направлений, которым было уделено пристальное внимание Николая Первого – это отношение России с Ираном по поводу Закавказья. Ну, а немного позже такой же вопрос возник и на дальневосточном и среднеазиатском направлении.

Кроме того, в срочном порядке необходимо было решать и вопрос, связанный с войной на Кавказе, которая длилась практически весь период правления Николая. А так как на территориях Чечни и Дагестана, появилось религиозно-политическое движение, которое активно поддерживалось Османской империей и Великобританией, в средине тридцатых годов этот конфликт еще больше обострился.

Россия и революции в Европе

При Николае I Россия играла ведущую роль в жизни Европы. Двумя основными направлениями ее внешней' политики были борьба с революциями и попытки решения Восточного вопроса.

Пост министра иностранных дел России с 1822 г. занимал К. В. Нессельроде, считавший главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

В июле 1830 г. во Франции произошла революция. Был свергнут король Карл X, и на трон вступил Луи-Филипп, его власть была еще больше ограничена конституцией. Следом вспыхнула революция в Бельгии, страна получила независимость от Нидерландов. Эти события нарушали международный порядок, установленный решениями Венского конгресса 1815 г.

Николай I планировал военный поход во Францию для подавления революции, но в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание в Польше. Повстанцы захватили власть в Варшаве и провозгласили создание своего правительства. Во главе его встал бывший член Негласного комитета князь А. А. Чарторыйский. Началась русско-польская война. Вскоре польская армия была наголову разбита. В сентябре 1831 г. русские войска под командованием графа И. Ф. Паскевича после ожесточенного штурма взяли Варшаву. Результатом восстания стала отмена польской конституции 1815 г., автономия Польши была значительно урезана.

В феврале 1848 г. во Франции началась новая революция. Король Луи-Филипп был свергнут и провозглашена республика. Началась полоса революционных выступлений в других европейских странах, носивших во многих случаях национально-освободительный характер (итальянцев, чехов, поляков и венгров против австрийского господства, румын и сербов против турецкого владычества, ирландцев против английского гнета). Во Франкфурте-на- Майне открылся учредительный парламент для разработки конституции воссоединяемой Германии.

Николай I с большой тревогой воспринял эти события. 25 февраля 1848 г. он прервал дипломатические отношения с Францией, а 14 марта выступил с собственноручно написанным манифестом, в котором объявил о необходимости решительной борьбы «со смутой». В Европе этот документ был воспринят как вызов «международного жандарма».

Русско-иранская война 1826—1828 гг

Получив известия о событиях в Петербурге в декабре 1825 г., иранский шах решил вернуть территории, отошедшие к России по договору 1813 г. В этом стремлении его активно поддержала Англия.

Наступление иранской армии в 1826 г. было неожиданным для России. Прежде чем главноуправляющий на Кавказе генерал А. П. Ермолов успел принять меры, противник захватил южную часть Закавказья и двинулся в Восточную Грузию. Однако уже через месяц войска Ермолова сумели полностью освободить захваченные районы и перенести войну на территорию Ирана.

Назначенный новым командующим кавказскими войсками И. Ф. Паскевич в 1827 г. предпринял успешное наступление. Вскоре дорога на столицу Ирана Тегеран была открыта. В этих условиях шах согласился заключить мир на предложенных Россией условиях. По заключенному в
1828 г. в Туркманчае договору к России отошли зависимые от Ирана Ереванское и Нахичеванское ханства, признавалось исключительное право России иметь военный флот на Каспии. Шах должен был заплатить России 20 млн рублей. Такие итоги войны наносили сильный удар по позициям Англии в Закавказье и развязывали руки Николаю I в отношении Турции.

Русско-турецкая война 1828—1829 гг

Сразу после окончания войны с Ираном Россия объявила войну Турции. Боевые действия развернулись не только на Балканах, но и на Кавказе. В то время как 100-тысячная армия П. X. Витгенштейна заняла Дунайские княжества, на Черном море была блокирована принадлежавшая туркам крепость Анапа. Тем временем 11-тысячный отряд Паске- вича двинулся к Карсу. Предполагалось, что война еще до наступления зимы закончится под стенами Константинополя. Однако на Балканах русские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Лишь в Закавказье им сопутствовал успех: были заняты значительные территории, крепости Анапа, Сухум-Кале (Сухуми), Поти. 30 мая 1829г. новый главнокомандующий балканской армией генерал И. И. Дибич дал генеральное сражение, закончившееся разгромом и бегством остатков турецкой армии. Вскоре он был уже у ворот Константинополя. В то же время кавказская армия, одержав ряд побед, готовилась к новому наступлению. Обеспокоенные таким ходом событий европейские державы оказали давление на султана, чтобы предотвратить захват Константинополя и полный разгром Турции. 2 сентября 1829 г. был подписан Адри- анопольский мирный договор. По нему Россия приобрела устье Дуная, восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до порта Св. Николая и ряд других территорий. Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран. Признавалась внутренняя автономия Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.

Адрианопольский мир укрепил влияние России на Балканах. Османская империя хоть и сохранилась, но попала в дипломатическую зависимость от России.

Кавказская война

После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территории обитания многочисленных народов Северного Кавказа (их называли горцами) оказались окруженными российскими владениями. Правительство предприняло попытки внедрить на этих территориях российские законы. Это вызвало сопротивление ряда северокавказских народов. Горцы особенно были возмущены запретом совершать набеги на соседей и торговать захваченными пленниками.

С 1817 г. началась открытая война горцев и русских войск. В восточной части Северного Кавказа центром сопротивления российской власти стали Чечня и часть Дагестана. На западе Кавказа борьбу с российскими властями вели черкесы, адыги, абхазы. Главноуправляющий войсками на Кавказе в 1815—1827 гг. генерал А. П. Ермолов осуществлял многочисленные походы против горцев, уничтожал их селения, переселял их, прорубал в лесах просеки, возводил укрепленные пункты на путях горских набегов. Под страхом смерти была запрещена работорговля. Однако сопротивление горцев усиливалось, приобретая характер национально-освободительной борьбы. Обоснованием этой борьбы стало распространение среди мусульман Северного Кавказа учения о «пути к спасению» — мюридизма. Одним из положений мюридизма считалось участие в священной войне против неверных (немусульман). На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное государство — имамат. В 1834 г. имамом (правителем имамата) стал Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Существенную помощь горцам оказывали Турция и Англия.

Однако постепенно русские войска начали теснить горцев. В самом имамате усилились внутренние противоречия. Рядовые горцы проявляли все большее недовольство суровой властью Шамиля, постоянными поборами с его стороны. Это обусловило поражение имамата. Территория, подвластная Шамилю, сокращалась. Окончательная победа над имаматом, так же как и над горцами Адыгеи, была одержана уже после завершения царствования Николая I.

Кавказская война была очень длительной и тяжелой для России. Она стоила больших жертв и материальных средств, замедлила экономическое развитие страны.

Россия и Центральная Азия

Опасаясь усиления Англии, российское правительство приняло меры к росту своего влияния и в районах кочевий казахов. В 30-е гг. XIX в. была уничтожена ханская власть в Казахстане, а его северная часть разделена на округа во главе с русскими чиновниками. В 30—40-е гг. велось активное строительство укреплений. Русскими военными отрядами были основаны крепости Копал и Верный (Алма-Ата).

Интересы России и Англии столкнулись в Хивинском, Кокандском и Бухарском ханствах. Особенно острыми были отношения России и Хивы. Местные жители нападали на русские купеческие караваны, обращали в рабство захваченных пленников. Правители ханства стремились подчинить себе казахские земли. В этом стремлении Хиву поддерживали англичане.

В 1839 г. из Оренбурга в сторону Хивы выступил отряд во главе с оренбургским генерал-губернатором В. А. Перовским. Задача отряда состояла в том, чтобы «восстановить и укрепить значение России в Средней Азии». Однако сильные морозы и массовые заболевания, недостаток корма для верблюдов привели к тому, что через два с половиной месяца поход был прекращен. Неприятеля русские войска так и не встретили.

Активная внешняя политика России в 20—50-х гг. XIX в., с одной стороны, расширяла границы империи и способствовала росту ее влияния в различных районах мира, с другой — вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. В этих условиях их открытое военное столкновение с Россией становилось неизбежным.

 

Вопрос 2: Литература и изобразительное искусство во второй половине XIX века

Литература.

Ведущей областью духовной жизни России второй половины XIX в. продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности широкого обсуждения назревших жизненных проблем русская литература не только была значительным культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, — писал А. И. Герцен, — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши»). Художественный прием, которым пользуется писатель, — гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.

Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога.

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.

С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Чеховские герои — мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих. А. П. Чехов стремится показывать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе появились новые герои — интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. Одним из первых свое видение такого героя предложил Иван Сергеевич Тургенев. В 1860 г. вышел в свет его роман «Накануне». В нем писатель в образе разночинца болгарина Инсарова вывел человека с цельным характером, все силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Художественное исследование «нового человека» И. С. Тургенев продолжил в книге «Отцы и дети» (1862). В романе показан жестокий и сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, противоречия и столкновения интересов во всех сферах жизни — между помещиками и крестьянами, между дворянами и разночинцами, внутри дворянского сословия. Все это предстает в романе как разрушительная стихия, взрывающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Олицетворением этой стихии является главный герой — нигилист Базаров. Несмотря на двойственное отношение Тургенева к своему герою, он представляет его как мужественного, последовательного в своих убеждениях человека. Вместе с тем писатель с тревогой наблюдает за тем, как разрушение старого общества становится для подобных людей самоцелью.

Наиболее тревожно эта тема прозвучала со страниц романа Ф. М. Достоевского «Бесы», написанного по следам нечаевского дела. Достоевский разглядел в «нечаевщине» признаки опаснейшей общественной болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным лозунгом становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства». В их сознании происходит размывание нравственных понятий. Ради достижения своей цели они идут на самые страшные преступления. Ставят себя выше Бога, присвоив себе право распоряжаться жизнью и смертью человека. Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество, ибо политика вне морали несет лишь разрушение.

Одним из последовательных сторонников критического реализма, которого разночинная молодежь считала своим идейным вождем, был Н. А. Некрасов (1821—1878). Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, ее беспросветность и горести. В то же время в его произведениях (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) четко просматривается идея народного бунта против угнетателей.

Живопись.

Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.

Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного, и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова — это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»).

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки, ставшие выдающимися событиями в жизни российской провинции, явилось требование отражать жизнь со всеми ее острыми проблемами, во всей злободневности.

Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры — портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»).

Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов.

Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70—80-х гг. художник увлекся историческими темами — «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров.

Полотна Сурикова — это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря.

Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»). Алексею Кондратьевичу Саврасову ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле («Грачи прилетели»).

Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах Исаака Ильича Левитана. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича Айвазовского, который больше всего любил изображать море.

Скульптура .

Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. М. М. Антокольский создал серию исторических портретов: «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак».

Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в Москве в июне 1880 г. памятника А. С. Пушкину, который был создан на народные пожертвования. Автором памятника был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин.

Михаил Осипович Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862) изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он пользовался и при создании памятника Екатерины II в Петербурге (1873).

 

 

БИЛЕТ 8


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь