Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2: Архитектура, музыка, театр, народное творчество во второй половине XIX века.



Архитектура .

В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров, выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в прошлом, используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» — выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы.

Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев).

Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. — это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в.

Музыка.

Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства. Его символом становится творчество «Могучей кучки» — содружества пяти выдающихся композиторов: Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их отличительной чертой было стремление передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера, связать ее с основными запросами народа. Главный источник вдохновения они черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд бессмертных произведений, среди которых можно выделить музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперу Римского-Корса- кова «Псковитянка», музыкальное полотно Бородина «Князь Игорь» и др.

Вторая половина XIX в. подарила миру гений Петра Ильича Чайковского, оставившего богатейшее музыкальное наследие. Вершинами его творчества являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Колоссален вклад Чайковского в симфоническую и камерную музыку.

В 80-х и 90-х гг. постепенно расцветает творчество нового поколения композиторов — С. И. Танеева, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. С. Аренского и др. Получают известность и совсем молодые композиторы — С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин.

Беспримерный взлет композиторского творчества сопровождается подъемом исполнительского искусства. Ма- риинский оперный театр в Петербурге украшали такие певцы, как В. Р. Петров, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова. В Московском Большом театре пели П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов.

Музыка, как и иные области художественной культуры, выполняла во второй половине XIX в. многие просветительские задачи. Использование народных песенных мотивов, обращение к народным сюжетам предполагали приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс населения. В самом начале 60-х гг. на этом поприще выступил пианист и блестящий дирижер Николай Григорьевич Рубинштейн. Благодаря его стараниям в 1860 г. появилось Московское отделение Русского музыкального общества и великолепный симфонический оркестр, дававший по субботам концерты в дворянском собрании. Оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн.

Работа Музыкального общества была поставлена столь серьезно, что даже люди, вовсе не увлекавшиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоев московского общества.

В 1866 г. при Музыкальном обществе была создана консерватория (в Петербурге консерватория была открыта в 1862 г.). Директором консерватории стал Н. Г. Рубинштейн, он вел в ней также класс фортепьянной игры. Возникло нотное издательство.

Театр .

Особая роль в пореформенной России отводилась театру. Он был в то время единственным публичным местом, где легально могли проявляться не только личные, но и общественные симпатии, где авторы пьес могли почувствовать мгновенный зрительский отклик на идеи, заложенные в их произведениях. Театр представлял нечто большее, чем развлекательное зрелище. Он стал единственным серьезным культурным развлечением. Особенно велика была роль театра в провинции. Театры действовали более чем в 100 городах.

В 1865 г. по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского в Москве были организованы Артистический кружок и первый народный театр. В спектаклях, которые ставились этими организациями, наряду с профессионалами принимали участие самодеятельные артисты, представлявшие все сословия.

История русского театра второй половины XIX в. неразрывно связана с именем Александра Николаевича Островского, создавшего около полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Снегурочка» и др.). Он выступал против невежества, отсталости и других пороков, свойственных обществу, взывая к гуманности, просвещению, прогрессу в широком его понимании. Содержание пьес Островского совпадало с настроениями разночинной молодежи, они пользовались огромным успехом.

Первое место в театральном мире занимал Малый театр. Постановками пьес в нем руководил сам А. Н. Островский. Большим успехом пользовался Александринский театр в Петербурге.

В актерской среде выдающееся место принадлежало театральным династиям — Садовских, Самойловых, Васильевых. Пров Михайлович Садовский прославился исполнением ролей купцов-самодуров в пьесах Островского.

В 70-х гг. взошла звезда Марии Николаевны Ермоловой. После первой же ее роли все поняли, что появилось совершенно исключительное дарование. В 1873 г. молодая актриса получила в Малом театре роль Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Так началась в ее творческой биографии череда свободолюбивых, протестующих против насилия, социального и духовного рабства героинь. Особого накала эти мотивы достигли в роли Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Вега). Эта пьеса благодаря игре М. Н. Ермоловой получила такое современное звучание, что ее постановка была запрещена после нескольких спектаклей.

Художественные промыслы.

Появление крупной промышленности и современного транспорта и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.

В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками. И хотя в конце XIX в. фабричные гипсовые статуэтки все более теснили эти игрушки, дымковские «барыни», «няньки», «водоноски» с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.

Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полные народного юмора фигурки-статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских.

Заслуга в том, что эти прекрасные народные промыслы не были поглощены промышленным производством, принадлежит людям, для которых возрождение русских народных традиций стало делом всей жизни. Показательной в этом плане является судьба знаменитой хохломской росписи на дереве. Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти и скрылся.

В конце XIX в. в искусстве Хохломы наступает период упадка: мелкому кустарному производству трудно было конкурировать с фабричным. Но усилиями Нижегородского губернского земства промысел был спасен. Была организована широкая продажа произведений народных мастеров в городских магазинах; по заказам земства с народными мастерами стали работать специально приглашенные художники.

Конец XIX в. характеризовался всеобщим возрождением интереса к народной жизни, народной художественной культуре, фольклору. Никогда ранее народное искусство не оказывало такого влияния на искусство профессиональное. В России того времени повсеместно создаются общества, кружки, объединяющие увлеченных традициями русского искусства просвещенных людей — меценатов, художников, литераторов. Итогом их деятельности стало не только сохранение старинных народных промыслов, но и появление новых.

Так, в конце XIX в. в мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России, — деревянные куклы-матрешки. Источником вдохновения для создателей русской матрешки — художника С. В. Малютина и мастера товарного дела В. Звездочкина — стали традиции богородской деревянной игрушки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.

XIX век стал временем расцвета и такого знаменитого подмосковного промысла, как производство платков и шалей в городке Павловский Посад, хотя первые платки здесь были изготовлены еще в XVIII в.

Мастера мстерской и палехской иконописи, пытаясь выжить в условиях нашествия фабричных икон, перешли на изготовление предметов быта с росписью лаковой миниатюрой. Это позволило сохранить тончайшие технические навыки и уникальные живописные народные традиции.

В художественной культуре второй половины XIX в. отчетливо прослеживается несколько направлений. Культура становится все более демократичной и все более критической по отношению к существующим порядкам. Она превращается в своеобразную общественную трибуну, пытается донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, предлагает свои пути переустройства жизни.
Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.

 

 

БИЛЕТ 7


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1348; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь