Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 2: Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в.



Кризис революционного народничества .

В первые дни царствования Александра III крупнейшие нравственные авторитеты страны — сначала писатель Л. Н. Толстой, а вслед за ним публицисты и ученые К. Д. Кавелин и В. С. Соловьев — высказали идею о необходимости помиловать цареубийц. По их мнению, это нравственно обезоружит сторонников насильственных преобразований и тем самым положит конец ожесточению в обществе. Но Александр III не счел возможным оставить смерть отца без отмщения. 3 апреля 1881 г. состоялась публичная казнь пяти террористов.

После убийства Александр II один из участников покушения, Рысаков, бросивший первую бомбу в карету царя, рассказал полиции все, что знал о своих соратниках. Обыски и облавы привели к разгрому петербургской организации «Народная воля».

Увидев, что надежды на революцию не оправдались, Исполнительный комитет обратился 10 марта 1881 г. с письмом к Александру III, обещая прекратить террор в обмен на конституцию.

Осенью 1882 г. начальник Петербургского охранного отделения Г. П. Судейкин завербовал видного революционера С. П. Дегаева. Была уничтожена военная организация народовольцев. Тогда же был окончательно разгромлен Исполнительный комитет «Народной воли». 56 самых опасных народовольцев были заключены в Шлиссельбургскую крепость.

К 1886 г. с «Народной волей» было покончено. 28 человек казнили, более 500 отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Однако на следующий год, 1 марта 1887 г., в Петербурге была совершена попытка покушения на Александра III (единственная за время его царствования), вызвавшая новую волну арестов.

Либеральное движение.

Убийство Александра II изменило атмосферу в обществе. Требование конституции, прозвучавшее в письме «Народной воли» к Александру III, поставило либералов в двусмысленное положение. Настаивать на своем главном требовании вслед за террористами они не сочли возможным.

Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б. Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом... Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества, но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями... Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода». А участник осуществления реформ 60—70-х гг. Д. А. Оболенский доказывал Льву Толстому, что государственных преступников «ввиду несообразного злодейства их преступлений нужно прямо ослеплять для предотвращения побегов».

Если несколько лет тому назад интеллигенция в целом с большим сочувствием относилась к революционным романтикам, то теперь большинство отвернулось от радикальных способов переустройства общества, а заодно вообще от политики. Умеренные интеллигенты стали искать для себя иные сферы приложения сил. Либеральное движение приняло новые формы.

Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с «великой грустью за человека» со страниц произведений Г. И. Успенского, A.П. Чехова, В. М. Гаршина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, B.Г. Короленко.

Свой вклад внесли и художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире.

Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своему роду занятий средствами ученые: историки В. О. Ключевский, Н. И. Ка- реев, юристы М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин.

Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.

Демонстративный уход из политики позволил либералам, с одной стороны, дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой в конечном счете все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.

Распространение марксизма в России.

Разгром народнических организаций вынудил уцелевших революционеров укрыться за границей. Им предстояло осмыслить причины кризиса народничества и попытаться найти новые идейные ориентиры.

Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.

В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г. В. Плеханов.

За границей Плеханов объединил единомышленников — видных революционеров: В. И. Засулич, П. Б. Ак- сельрода, Л. Г. Дейча, В. Н. Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма. Исходя из общности исторической судьбы России и стран Западной Европы, цель своей деятельности группа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарской социалистической революции.

В программном заявлении, опубликованном группой «Освобождение труда» в 1883 г., провозглашались следующие задачи: полный разрыв с народничеством; борьба с самодержавием; организация пролетариата и пропаганда социализма в рабочей среде. Тогда же было объявлено об издании группой «Библиотеки современного социализма». Эта небольшая организация за 20 лет выпустила более 250 марксистских работ, которые расходились по всей России. Вскоре в стране возникла целая сеть рабочих кружков по изучению марксизма.

 

Консерваторы.

При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К. П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.

Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М. Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М. Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.

Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западноевропейских стран, как это предлагали либералы.

Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.

После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда». В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.

Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882 г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.

В 80-х — начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка общественно-политических сил России. В революционном движении ослабло влияние народников, появились первые марксистские организации. Усилилась роль консерваторов, многие идеи которых легли в основу правительственной политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось.

 

БИЛЕТ 12


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь