Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Княжеское попечительство и церковно-монастырская система помощи и поддержки нуждающихся на Руси с X по XIII вв.



История социальной работы

Система социального обеспечения в СССР в 20-х – 90-х гг. XX века.

Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х годов Верховный Совет СССР 14 июля 1956 года принимает закон о государственных пенсиях. В нем не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсий, но и в са- мостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся.

В январе 1961 года изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 годом значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на министерство возлагались следующие функции: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи. В 1964 году принимается закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников.

Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства. Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось в данный период бесплатное медицинское обслуживание.Можно отметить, что с 1955 по 1968 год наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если РСФСР в 1965 году расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967-м — 45%.

К 70-м годам основными принципами социального обеспечения в СССР являлись: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.

В начале 80-х годов происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных функций к ним добавляются такие: выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины; рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод производственных мощностей. Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, выражалась в следующих показателях: 1950 год — 3, 7 млрд. руб., 1960-й — 9, 9млрд. руб., 1970-й — 22, 8 млрд. руб., 1975-й — 34, 6 млрд. руб., 1980-й — 44, 5 млрд. руб.

Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране.

 

Технология социальной работы

Технология социальной работы как отрасль научного знания.

Технология - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания. Социальные технологии - способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий. Технологию ср характеризует: Динамичность - постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность - постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность - повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность - неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов - основа профессионализма кадров. Лекционный курс “Технологии социальной работы”, опирается на знания, в первую очередь теории и методологии социальной работы, психологии, социальной экологии и других знаний в области гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин.

 

Теория социальной работы

Психология в социальной работе

Социальная педагогика

Управление в социальной работе

Социальная политика

История социальной работы

Княжеское попечительство и церковно-монастырская система помощи и поддержки нуждающихся на Руси с X по XIII вв.

Княжеское попечительство слабозащищенных слоев населения — нищих, убогих, вдов, сирот — явление сложное и неоднозначное, обусловленное факторами экономического, социального, духовно-нравственного характера. Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки в контексте существующих семейно-родовых форм защиты.

До начала периода правления Петра I социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви (особенно в местах распространения монастырей и церквей). Географические и природные условия Древней Руси оказали немаловажное влияние на формирование важнейших духовных и нравственных основ восточных славян, возникновение княжеского «нищелюбия».

Княжеский патернализм - явление сложное и неоднозначное. Княжеское попечительство и защита в своем развитии претерпевают два этапа своего становления:

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси (с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. - образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточно-славянских земель).

Второй период - со второй половины XII в. по XIII в. включительно (благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения).

Крещение Руси в 988 году в период княжения в Киеве Владимира предопределено предшествующим ходом социально-экономического и культурного развития восточных славян, подготовившим благодатную почву для постепенного восприятия ими православной христианской веры.

Русское государство избрало византийскую православную христианскую религию потому, что она была более созвучна с характером и нравами русского народа, с его природой, духовностью и открытостью.

Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести. Христиане придавали слову «милосердие» смысл прощения и деятельной любви. Первые христиане оказывали помощь нуждающимся на дому, раздавали хлеб, принимали изгнанников.

Княжеское попечительство развивается вместе с церковно-монастырской системой помощи и поддержки наряду с существующими семейно-родовыми формами защиты. Князь Владимир, в числе первых русичей принявших христианскую веру, стоял у истоков становления подобной деятельности. Будучи, как свидетельствуют летописные источники, от природы человеком широкой натуры, сам глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближних, быть милосердными. Он велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье и питье и деньги из казны». Кроме того, он велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас, возили по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить? ». Таким и раздавали. В честь побед и во время праздников также устраивались кормления народа.

Под защиту князя берутся изгои. Таким образом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, они приходят на смену семейно-родовым отношениям. Сформировавшаяся новая клиентелла получает не только экономическую поддержку, но и защиту от княжеских сил.

В этом плане характерны действия князя Владимира I, которые получают широкое описание как в летописях, и иллюстрирует ранние страницы отечественной помощи, благотворения и поддержки. В 996 г. Владимир издает устав, по которому церкви поручалось общественное призрение. Финансировалось оно за счет «десятины». Призрение бедных и убогих постепенно становилось предметом постоянного внимания княжеской и духовной власти. Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где обучал на своем иждивении 300 юношей. Традиции, заложенные князем Владимиром в отношении нищих, больных, вдов и сирот, были затем развиты его наследниками.

Среди последующих великих князей особенно славились своей благотворительностью Владимир Мономах, его сын Мстислав, Андрей Боголюбский, Владимир Всеволодович и другие. Так, В.Мономах, отличавшийся особой заботой о бедных и убогих, составил «Духовную» своим детям, в которой была выражена забота об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа: «Если поедете по земле своей, не давайте отрокам обижать народ, напоите, накормите бедняка...».

По мере укрепления государства после свержения монголо-татарского ига в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: первое -- продолжение традиций Владимира I, Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния; второе -- усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Процесс христианизации в Древней Руси видоизменяет и процесс помощи и взаимопомощи. Постепенно всю юридическую жизнь общества, а также и благотворительность под свой контроль взяла Церковь, именно она собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть институтов: заведения для стариков, для содержания бедных, больных, сирот, престарелых, для воспитания и обучения юношества.

Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри -- монастырская система помощи и помощь через приходы -- приходская система помощи. Наряду с данными видами поддержки существовала и языческая форма помощи -- «слепня», подаяние, которое затем переосмысливается в контексте христианской морали как милостыня.

Монастыри выполняют четыре основных функции: лечения, обеспечение неимущих (милостыня), обучение и контроль. Постригающиеся в монашеский сан обязаны были приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и сытую жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился в виде земельных угодий. Перед нашествием монголо-татар в Киевской Руси насчитывалось 120 монастырей.

В период с XIX в. по первую половину XVII в. парадигма помощи и поддержки существенно изменяется. Для этого времени характерны уже три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты, и первые светские тенденции благотворительности.

Монастыри-вотчины скупали земли и становились крупными земельными собственниками. Крестьяне шли в монастыри, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей. Богатство монастырей приумножали и частные вклады -- от церковной утвари до земельных наделов. Вклады жертвовались с различными условиями -- с поминанием вкладчиков после смерти, с кормлением от их имени нищих и т. д. Селившимся на монастырских землях «давалась свобода от податей на 10-20 лет», таким образом, монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости.

Иную систему поддержки мы наблюдаем в приходской системе помощи и защиты. Приходская благотворительность - это переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой приходы - открытая система. Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней воплотились тенденции первых духовных учителей Русской Православной Церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Приходы как элементы коллективной помощи осуществляли организованную поддержку всем ее членам по различным направлениям - от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания.

Постепенно с развитием структуры управления государства, возникают ведомства, которые стали брать на себя функции «защиты и порядка», которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Развивается государственное призрение - оно создается на основе княжеской благотворительности, на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения. В середине ХVI в. впервые формулируется идея оказания государственной помощи нуждающимся и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения.

В 1951 г. Стоглавый собор постановил просить царя повелеть сделать перепись всех престарелых, прокаженных и не имеющих жилья. Одной из существенных форм поддержки братьям по вере со стороны государства являлась милостыня двух уровней - личная царская и государственная.

Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных.

При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь. В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. Согласно церковному законодательству под защиту Церковной власти попадали женщины, дети, престарелые, родители, рабы.

В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф. Регулируются государством цены на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю.

Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся -- частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих.

Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки в данный период. Возникают благотворительные общества. Частная благотворительность в XVII в. - это один из первых исторических показателей изменения общественного сознания, а также первая цепь событий в формировании гражданского общества, когда благотворительность как культурно-историческое явление будет существовать в XIX в. в двух своих основных формах: частной и общественной.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1815; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь