Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социологические парадигмы в теории социальной работы.



Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены

Понятие парадигма (от греч. «образец», «пример») в философии науки введено позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Т. Куном. В работе «Структура научных революций» (1962 г.) Кун определяет парадигму как «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Таким образом, под парадигмой понимается некоторая «дисциплинарная матрица», содержащая символические обобщения, общепринятые теоретические концепции, ценностные установки научного сообщества, определяющие выбор направлений исследования и, наконец, образцы решений конкретных задач и проблем. Таким образом, парадигма отражает определенные традиции в понимании природы характеризуемых явлений, задает программу исследовательской деятельности.

М. Пейн полагает возможным всю совокупность научного и практического, обыденного знания о социальной работе, рассмотренного под определенным углом зрения, также характеризовать в качестве парадигмы, говорить в целом о парадигме социальной работы. В данном смысле, когда парадигма по существу отождествляется с определенной традицией социального мышления, выделяют три относительно самостоятельных теоретических подхода (традиции) в социальной работе:

) прагматическая традиция, которая связана с осмыслением проблем деятельности социологов в официальных учреждениях, правового регулирования работы учреждений социальной защиты. В рамках этой традиции обосновывается точка зрения, согласно которой решающими элементами в развитии практики социальной работы являются социальные проекты, правовые и административные акты, запреты, а не специфика теоретических подходов и соответствующих технологий социальной работы.

) социально-радикальная («социалистическая») традиция. Акцент делается на социальной критике традиционной для западных обществ системы социальной работы за ее содействие эксплуататорской практике, недооценке коллективных форм защиты нуждающихся. В качестве альтернативы предлагается обоснование целесообразности социальной работы в коллективе, общине, больших группах людей, обеспечения их влияния на принятие решений по жизненно важным для населения проблемам.

) терапевтический подход, традиция, в рамках которой уделяется повышенное, основное внимание работе с отдельными людьми или малыми группами, имеющими некоторые персональные или социальные трудности. В свое время на формирование этой традиции существенное влияние оказало развитие благотворительности, ее теоретического осмысления, где акцентировалось внимание на поддержке тех индивидов, которые имели финансовые или социальные проблемы, являлись больными, инвалидами, пострадавшими от каких-либо социальных или природных катастроф, несчастных случаев.

Парадигма теоретического знания в области социальной работы определяется как система категорий, описывающих явления и процессы, закономерности осуществления социальной работы под некоторым углом зрения, определяемым крупным открытием, исходным теоретическим основанием.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы.

К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных.

Рассмотрим данные модели социальной работы более подробно.

) Функционалистская модель работы, целью которой является обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа служит для поддержки социальной сплоченности.

В этой парадигме люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа должна быть направлена на поддержание моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло.

Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков.

С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий.

) Интерпретативная модель. Работа в этой перспективе фокусируется на персональном развитии потребностей людей с некоторым учетом социального положения или окружения людей. К примеру, молодые люди рассматриваются как проходящие через молодежную фазу жизни. Таким образом, они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с молодежью призвана смягчить прохождение этой фазы, предоставляя разнообразные возможности для обучения навыкам необходимым во взрослой жизни. Интерпретативная модель - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, которые отвечают их потребностям, связанным с развитием личности, а так же с потребностями других людей.

) Радикально-гуманистическая модель. Основная идея работы - привести людей к достаточному уровню осведомленности относительно их социальной и политической ситуации, когда они будут мотивированы и мобилизованы для попыток достижения перемен внутри институциальных структур. Люди должны осознать тот факт, что для них открыта возможность изменить социальную реальность, они могут конструировать новые реалии, где будут не потребителями, а творцами социальных норм. Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Главное внимание обращается на обеспечение солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы дискриминируемых меньшинств как средстве понимания жизненной ситуации друг друга.

Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.

) Радикально-структуралистская модель предполагает, что в условиях растущего кризиса у людей есть шанс осуществить существенные перемены в социальной системе, люди могут рассматриваться как их потенциальные агенты. В этой перспективе перемены являются необходимым намерением, но не достаточным условием для трансформации социальной, экономической и политической систем в общество, в котором гуманный потенциал больше не искажается и не опустошается.

В радикальной перспективе социальные службы становятся одним из выражений формулы конструктивного использования досуга как главной стратегии помощи людям в реализации своего социального потенциала, как посредством неформального научения социальным навыкам, так и через участие в развитии социальных общностей.

В современной России пространство реализации этой модели определяется деятельностью политических и общественных организаций.Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социальных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адвокатуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания помощи.

В целом они предлагают специалисту по социальной работе методологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объективного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь