Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-психологическая сущность брака и семьи.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Социально-психологическая сущность брака и семьи. Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители—дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. АИ. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. На наш взгляд, семья — это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание». В разных обществах устанавливается определенный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Анализ понятия «семья» с позиций различных социальных наук. Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки. Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А. Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей». В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г. Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме. Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́ м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи. Психологический подход к семье понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям: Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.Пространственная и временная ограниченность.Закрытость, межличностная интимность.Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. Представители культурфилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Следует подчеркнуть, что семья выполняет не только задачу воспроизводства, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве.
Исторические формы брака и семьи. В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений: 1. Неделимая семья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей. 3. Индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия). Групповой брак, форму брака, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. И далее, на более поздней ступени развития мы находим такую представляющую собой исключение форму, как многомужество, которое в еще большей степени находится в вопиющем противоречии с каким-либо чувством ревности и потому не известно животным. Развитие семьи в первобытную эпоху состоит... в непрерывном суживании того круга, который первоначально охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких, затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников, всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Первый результат установившегося единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме – патриархальной семье. Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, как показано выше, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа – один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению.
Функции современной семьи. Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания. Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов. Она предполагает взаимопонимание, альтруизм, доверие, искренность, взаимную верность, признание взаимной исключительности и единственности друг друга. Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи. Коммуникативная (сфера семейного общения). Компоненты: организация внутрисемейного общения (сфера общения сужаются до бытовых проблем), посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой, искусством. Досуговая (рекреационная) Организация рационального досуга, восстановление трудоспособности. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. психотерапевтических функциях: 1. Это функция «поглаживания» (подобно детям супруги ждут и оказывают внимание, ласку друг другу). 2.«Резонирование» (понимания и помощи друг другу в оценке позиций по важным проблемам), поддержка другого в самореализации и личностном развитии. Новизна этих функций семьи заключается не в самих функциях, а в их осознании, не только как критерия оценки супружеских отношений, но и как психологического инструмента регуляции этих отношений.
Циркулярная модель Олсона Эта модель включает в себя 2 основные оси (сплоченность и гибкость), которые задают тип семейной структуры и один дополнительный параметр — коммуникацию, графически не включенную в модель. Выделяется 4 уровня сплоченности: низкий — разобщенный тип семьи; разделенный— низкий к умеренному; объединенный— умеренный к высокому и запутанный— чрезмерно высокий уровень. Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. На этой шкале Олсон также выделяет 4 уровня; от ригидного— очень низкий, структурированного— низкий к умеренному; гибкого— умеренный; к очень высокому — хаотичному типу семейной системы. Постулируется, что центральные уровни сплоченности (разделенный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения по этим шкалам (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный типы) являются проблемными. Если уровень сплоченности слишком высок (запутанная система), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.В другой крайности — разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует чрезмерно много центробежных сил. Члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоциональную разделенность, но она не является такой крайней, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы.Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях Члены семьи часто проводят время вместе. Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации. Хаотическое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Структурированный тип системы склонен иметь некоторую степень демократичности руководства, предполагающую переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто, и активно включают детей. Основываясь на циркулярной модели, Олсон выдвигает 3 гипотезы: 1. Супруги и семьи сбалансированных типов, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалансированные типы. 2. Имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жизненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. 3. Позитивные коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т.д.) помогают поддерживать равновесие по выделенным двум измерениям, дают возможность сбалансированным типам семей изменять их уровни близости и гибкости более легко, чем несбалансированным типам. Напротив, крайние типы систем имеют бедную коммуникацию, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их застревания в крайних позициях.
Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип семейной системы, который у них был в родительских семьях, или иногда пытаются создать противоположный. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные типы семейных динамик, для них будет труднее создать совместный стиль взаимоотношений.
Понятие о семейных мифах. Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи. Вот наиболее распространенные из них: • миф о вечной любви; • миф о волшебной силе любви; • миф о внешней детерминации эмоции; • миф об абсолютности понятий (категоричность); • миф о «злой судьбе», «злой воле»; • миф о постоянстве супружеского счастья; • миф о том, что члены семьи досконально знают ДРУГ друга; • миф о необходимости жертвовать друг для друга; • миф о том, что супруги — это «одно тело и одна душа». Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления — на практическое решение актуальных проблем. Семе́ йные ми́ фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому ее члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов: проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе; Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей». расщепление — культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе; Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.
Концепция брака К. Роджерса Основное в учении Рождерса - это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: 1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера; Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения. 1. Посвящение соглашения. Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого». Отношения – это работа; это работа ради отдельных, равно как и ради общих целей. 2. Общение – выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении. 3. Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. «Мы будем жить по своему собственному выбору с наибольшим организмическим чувствованием, на какое мы способны». Роджерс указывает, что многие папы испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным принятием образов, которые их родители и общество в целом им навязывают. 4. Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются.
Теории и типологии любви. Теория любви А. АфанасьеваА. Афанасьев обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей иэ четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»).1 Этот набор функций присущ всем людям. Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви. Эрос — любовь по принципу противоположности. Филия — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Агапе — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Теория любви В.И. Мустейна По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множество характеристик: альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Теория любви Дж. Ли (ее стили цвета) Джон Алан Ли разработал свою теорию «любви», посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, это встреча с партнером, который бы разделял наши взгляды, наши мнения, наши взгляды на жизнь. Теория любви Э. Фромма По мнению Э. Фромма, человек вырван из изначального единства с природой, которое характерно для животного существования. Обладая одновременно разумом и воображением, он осознает свое одиночество и отдаленность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения. Необходимость единства с другими живыми существами, связанности с ними — насущнейшая потребность, от ее реализации зависит психическое здоровье человека. В самом общем виде, по Э. Фромму, можно описать любовь как дающее, а не берущее начало. Роберт Дж. Стернберг предложил свою теорию любви — Треугольную. «Она называется так потому, что подтверждает, что любовь может быть понята при наличии трех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершины равнобедренного треугольника». Три вершины — это: • интимный компонент (наличие близких взаимоотношений) • компонент страсти включает романтические отношения, сексуальное влечение, половой контакт• компонент решения / обязательства включает два аспекта — решение человека, любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человека поддерживать эту любовь Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект‑ субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви. Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально‑ волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви. Социально‑ психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально‑ психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Т. Кемпером выделены типы: • братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но охотно идут навстречу друг другу; • харизматическая любовь, имеющая место, например, в паре учитель — ученик. Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости. А.А. Ивин приводит концепцию девяти ступеней или форм любви. В первый «круг» он включает эротическую или половую любовь и любовь к самому себе. второй «круг» любви — это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, к братьям и сестрам, членам семьи и т. д. третий круг «любви» — любовь к человеку. Это любовь к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений. в четвертом «круге» любви Ивин выделяет любовь к родине, любовь к жизни, любовь к Богу и т. п; • в пятом «круге» — любовь к природе, в частности «космическая любовь». Ивин понимает под космической любовью чувство, направленное на мир как целое, оно говорит о единстве человека и мира. шестой «круг» — любовь к истине, любовь к добру, любовь к прекрасному, любовь к справедливости; • седьмой «круг» — любовь к свободе, любовь к творчеству, любовь к славе, любовь к власти, любовь к своей деятельности, любовь к богатству; • восьмой «круг» — любовь к игре, любовь к общению, любовь к собирательству, любовь к развлечениям, к постоянной новизне; • «девятый» круг — то, что любовью уже не является, скорее пагубным пристрастием — любовь к пище, к алкоголю, наркотикам.
Развод: причины и стадии. Выделяют три глобальные причины разводов: 1.Экономические, 2. Социальные, 3. Психологические. Примечательно, что женщины более склонны считать причиной разводов материальные трудности, алкоголизм и ослабление ценности семьи, а мужчины – новое увлечение, несовместимость и скуку семейной жизни, т.е. прослеживается явная склонность приписывать ответственность за развод противоположному полу. Стив Каган выделяет 7 возможных причин развода: развод по принципу «неразрешенные проблемы»; развод по принципу «жертвы»; развод по принципу «маленький мальчик – маленькая девочка»; развод по принципу «я был обманут! »; развод по принципу»принудительная женитьба или замужество»; развод, связанный с кризисом «середины жизни»; развод по принципу «ничья вина». Стадии развода Каслоу: 1. Эмоциональный развод 1ступень - Чувства крушения иллюзий, неудовлетворенность, страх. Действия супругов направлены на то, чтобы избежать проблем; 2 ступень - Боль, злость, шок, пустота. Действия супругов носят хаотическую направленность: отрицание и отчуждение, стремление уладить ситуацию, попытки вернуть любовь. 2. Юридический развод - Жуткая агрессия, споры, угрозы, переговоры. Депрессия и обособление супругов. 3. Экономический развод - Чувство жалости к себе, беспомощности, печали, сменяющиеся неистовым чувством гнева. Происходит физическое отделение, подача заявления на развод, урегулирование раздела имущества. 4. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку - Чувства облегчения, хотя сохраняется боль и печаль. Действия направлены на поиск совета, на разговоры с родственниками. 5. Самопознание и возврат к равновесию - Чувства нерешительности, сожаления и печали. Чувства оптимизма, возбуждения и любопытства для создания новых отношений. 6. Психологический развод - Прилив энергии, вера в себя, приход к самоценности, независимости. Человек готов к переменам. Стадии развода Кюблер-Росс: 1. Стадия отрицания - Первоначально реальность происходящего отрицается. Ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации, обесцениваются брачные отношения. 2. Стадия озлобленности - От душевной боли защищается озлобленностью по отношению к партнеру. Ребенок втягивается в конфликт как средство манипуляции друг другом. 3. Стадия переговоров - Самая сложная стадия, так как предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу. 4. Стадия депрессии - Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. 5. Стадия адаптации - Цель – перейти в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.
Повторный брак. Семья, образующаяся в повторном браке, характеризуется более сложной картиной развития, чем семья первого брака. В случае повторного брака пересекаются две линии развития семьи. Первая — последовательность стадий жизненного цикла семьи, обусловленных реализацией воспитательной функции и возрастом членов семьи. Вторая — специфические для повторного брака этапы развития: сепарации/развода; неполной семьи; ухаживания и повторного брака. С. Кратохвил [1991] выделяет следующие типы повторных браков: 1) брак, где один из супругов ранее состоял в браке, а второй не состоял; обычно это брак разведенного мужчины со свободной и значительно более молодой женщиной; 2) брак разведенных супругов, прежде состоявших в браке; как правило, это брак разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми; 3) брак, в котором участвуют вдовцы или вдовы. Каждый из перечисленных типов брака имеет свои отличительные особенности и проблемы. В исторической ретроспективе преобладали браки с участием вдов и вдовцов по типу брак — смерть супруга/супруги - повторный брак. В современном обществе большая часть повторных браков строится по принципу брак — развод — повторный брак. Повторные браки условно можно разделить на две группы: те, в которые вступают партнеры, не имеющие детей: от предшествующих браков, и те, в которых у одного или обоих супругов есть дети от предшествовавших браков. В последнем случае говорят о воссозданных, или смешанных, семьях. Именно смешанные семьи, включающие такие роли, как отчим, мачеха, пасынок, падчерица, испытывают наибольшие: трудности при формировании новой семейной системы. Принципиальное различие между браком, в котором один или оба супруги разведены, и браком вдовцов состоит в том, что бывший партнер по браку, являющийся отцом/матерью детей, жив. Особенно острая проблема установления адекватной системы отношений между: родителем, проживающим без детей, и новой семьей возникает тогда, когда новый супруг претендует на активную реализацию своей роли отчима или мачехи и пытается конкурировать с бывшим супругом. Обычна требуют психологического консультирования и сопровождения случаи, когда новый супруг принимает решение юридически оформить опекунство (усыновление/удочерение) ребенка, тем самым «подводя черту»: под историей первого брака. Задачи повторного брака, определяющиеся основной целью создать условия объединения трех и более семей для образования новой семейной системы, таковы: 1) определение новых границ семейной: системы, состава семьи, правил и норм взаимодействия; 2) создание новой ролевой структуры семьи с учетом прежнего опыта главенства, распределения ролей и осуществления функций контроля; 3) формирование нового семейного самосознания, семейной культуры и семейной истории. История брака первого типа (разведенный мужчина — молодая свободная женщина), как правило, предполагает любовную связь будущих супругов, ставшую причиной или поводом распада прежней семьи. Основные проблемы новой семьи связаны с реализацией супругом роли отца и необходимостью материальной поддержки детей в старой семье, что может существенно влиять на уровень жизни в новом браке. По-иному разворачивается сценарий семейной жизни в случаях, когда знакомство с будущей супругой и время ухаживания приходятся на период после развода. Факторами благополучия здесь выступают отсутствие чувства общей вины у супругов за крах старого брака и возрастание вероятности формирования партнерских отношений с прежней семьей в решении вопросов воспитания детей.. Факторы риска — поспешность заключения нового брака без должного познания партнерами друг друга и установления подлинной интимности межличностных отношений, а также неадекватная гипертрофия мотива самоутверждения разведенного супруга посредством заключения нового брака. Вместе с тем во всех трех перечисленных вариантах жизнестойкость и судьба повторного брака определяются доброй волей супругов, их готовностью работать на благо нового союза, социальной и коммуникативной компетентностью и личностной зрелостью. Повторный брак второго типа (разведенный мужчина — разведенная женщина, имеющая детей) основывается на неудачном опыте супружеской жизни обоих партнеров. В этом слабость и одновременно сила нового брачного союза. Слабость в том, что «приданым» обоих супругов являются разочарование, несбывшиеся надежды, ригидные и неэффективные модели ролевого супружеского поведения, деструктивные способы разрешения конфликтов. Сила - в надеждах, рациональности, большей толерантности и готовности пойти навстречу партнеру в решении проблем. Ключевым моментом здесь оказывается установление отношений отчима и детей от первого брака жены.
Насилие в семье. Насилие - психологическое и физическое давление на человека с целью принуждения его к определенным действиям. Насилие может быть физическим, психологическим и половым. В психологии насилие расценивают как проявление агрессии. Склонность к насилию может быть наследственной или приобретенной в результате негативного жизненного опыта, например, в асоциальной среде. Распространению насилия способствуют не только проявления насилия со стороны отдельных личностей, но и отношение к этой проблеме общества в целом. Например, насилие в семье зачастую обусловлено стереотипом, что мужчина - глава семьи, поэтому женщина должна ему подчиняться. С молчаливого одобрения общества совершаются многие преступления в семье (изнасилования, побои и т.п.). Одной из основных причин насилия является неспособность людей при возникновении конфликта просто поговорить и прийти к компромиссному решению проблемы. Зачастую люди склонны решать проблемы только с помощью силы, считая насилие лучшим аргументом. Насилие в семье является одной из наиболее распространенных проблем современного общества. Чаше всего насилие направлено против жены или спутницы жизни. Женщины нуждаются в защите, поэтому растет число приютов, дающих им кров и защиту от озлобленных супругов. Дети в семье также достаточно часто подвергаются насилию: их бьют, насилуют, морят голодом и т.п. Такие преступления очень часто скрываются и окружающие зачастую даже не догадываются, что происходит за порогом дома внешне вполне приличной и благополучной семьи. Обычно жертвой насилия в семье становится женщина. Около 60% женщин, погибших насильственной смертью, были убиты своими партнерами. Говоря о тех случаях, когда жертвой насилия становится один из партнеров, необходимо учитывать причину данной ситуации. Партнеры в критической ситуации часто прибегают к насилию, что значительно ухудшает их совместную жизнь. Морально и физически причиняют боль, угрожают убийством обычно при возникновении следующих проблем: отсутствие жилья, работы, незапланированная беременность, болезнь или финансовые трудности. Это обычно усугубляется злоупотреблением алкоголя. Такое агрессивное поведение возможно и в том случае, если у одного из партнеров есть серьезные психические нарушения. В мировой практике существуют два основных подхода к проблеме предотвращения домашнего насилия: ресторативный, направленный на урегулирование конфликта и сохранение семьи, включающий модерируемые товарищеские суды и принудительные программы медицинской и психологической помощи, и карательный, направленный на разрушение цикла насилия путём расторжения отношений между конфликтующими сторонами. Карательный подход доминирует в большинстве стран с развитой законодательной базой и предусматривает разную меру ответственности за совершенное домашнее насилие.
82.Понятие о родительских установках и стиле родительского воспитания. Типология неправильного воспитания. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить; термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2838; Нарушение авторского права страницы