Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Генограмма как метод исследования семьи
Генограмма - метод, позволяющий собрать данные о расширенной семье испытуемого и проанализировать наследственные (не только генетически заданные) факторы, влияющие на актуальную ситуацию клиента. Генограмма – это система записи взаимоотношений людей в поколениях. Семейная генограмма – это схематическое изображение семейной системы в нескольких (3-4 и более) ее поколениях и она дает возможность наглядно увидеть и проследить закономерности и повторения в данной семейной системе. Генограмма составляется начиная с Вас, как бы с низу вверх, т.е. Вы обозначаете себя в самом низу листа и от этого обозначения рисуете остальные связи – муж/жена и сестры/братья должны оказаться рядом. Внизу только Ваши дети и внуки. На уровень выше старшее поколение – родители, их сестры и братья. Еще выше родители родителей и т.д. И таким образом получается, что у каждого поколения свой уровень, свой этаж. После того как Вы обозначите все связи, все даты и все события можно будет проследить какие события повторяются из поколения в поколение, какие существуют закономерности в отношениях между родственниками (имеется ввиду эмоциональная составляющая отношений) и т.д. При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем. Согласно рационально-эмотивной теории, поведение человека опосредовано взаимодействием мыслей и чувств. Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуация людям, имеющим проблемы в семье. Основные положения рационально-эмотивной теории, используемы в консультативной и психотерапевтической работе с супругами, родителями сводятся к следующему: мышление, эмоции и поведение - это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. При этом именно мышление является главным фактором, обусловливающим эмоциональные переживания человека. Наши мысли о браке, о семье, партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Эмоциональные и поведенческие реакции на происходящие события в семье вызываются не самим событием непосредственно, а восприятием, пониманием и оценкой этого события. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье. Но не они являются прямой причиной человеческих эмоций. Их истоки _ в понимании событий прошлого, настоящего или будущего. Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: *мысли и чувства по поводу собственного брака; *образ идеального брака; *информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей. Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, еще больше разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает 44. 44.Типичные ошибка мышления как причина нарушения супружеских отношений. Тревога возникает вследствие следующих мыслей: (1) он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе, (2) я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится, и (3) он(а) ппохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем. Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается. В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения. Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги. Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий: 1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий; 2. выражения « следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям; 3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие; 4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан»
Понятие о семейных мифах. Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи. Вот наиболее распространенные из них: • миф о вечной любви; • миф о волшебной силе любви; • миф о внешней детерминации эмоции; • миф об абсолютности понятий (категоричность); • миф о «злой судьбе», «злой воле»; • миф о постоянстве супружеского счастья; • миф о том, что члены семьи досконально знают ДРУГ друга; • миф о необходимости жертвовать друг для друга; • миф о том, что супруги — это «одно тело и одна душа». Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления — на практическое решение актуальных проблем. Семе́ йные ми́ фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому ее члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов: проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе; Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей». расщепление — культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе; Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы