Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Э. Б. ПЛАКСИНА, Л. А. МИХАЙЛОВСКАЯ, В. П. ПОПОВСтр 1 из 25Следующая ⇒
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Э. Б. ПЛАКСИНА, Л. А. МИХАЙЛОВСКАЯ, В. П. ПОПОВ ИСТОРИЯ КОСТЮМА СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ Под редакцией Э. Б. ПЛАКСИНОЙ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся По специальностям 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» И 2809 «Технология швейных изделий» 2-е издание, стереотипное
Москва Academ'a
УДК 687.16(075.32) ББК85.126я723 П371 Рецензенты: декан факультета искусства и индустрии моды Московского национального института моды Л. Б. Рытвинская; председатель цикловой комиссии _ конструкторских и швейных дисциплин Московского политехнического колледжа имени Моссовета Т.А.Кульнева', преподаватель кафедры ТКШИ Московского государственного университета сервиса И. Ю. Бруй Плаксива Э. Б. П371 История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. уч-режд. сред. проф. образования / Э.Б.Плаксина, Л.А.Михайловская, В.П.Попов; Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с., [8] л. цв. ил.: ил. ISBN 5-7695-1067-6 Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию. Показана связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой. Исторический костюм представлен как часть понятия «исторический художественный стиль». Для студентов средних профессиональных учебных заведений, может представлять интерес для студентов вузов и широкого круга читателей. УДК687.16(075.32) Учебное издание Плаксина Эльвира Борисовна, Михайловская Людмила Александровна, Попов Виктор Павлович История костюма. Стили и направления Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Редактор А.И.Цветкова. Оформление: А.А.Евдокимова. Художник О.Г.Дмитриева. Технический редактор О. С.Александрова. Компьютерная верстка: Н.В.Протасова. Корректоры Л.А.Котова, Н.С.Потемкина Изд. № А-568-П. Подписано в печать 22.03.2004. Формат 70* 100/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 18, 85 (в т.ч. цв. вкл. О 65). Тираж 10000 экз. Заказ № 13056. Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. © Плаксина Э. Б., Михайловская Л. А., Попов В. П., 2003 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2003 Предисловие Для изучения истории костюма можно пользоваться различными источниками, обращаясь к живописи и скульптуре, произведениям прикладного искусства, литературным художественным произведениям. В них отражены стили и направления, главенствующие в то или иное время, национальные традиции, придающие костюму ярко выраженный колорит и неповторимость. Однако учебных изданий, посвященных анализу исторического костюма от палеолита до стиля модерн, в настоящее время нет, а необходимость в подобных изданиях существует уже давно. В учебном пособии «История костюма. Стили и направления» костюм рассмотрен как совокупность элементов, гармонически и образно отражающих исторический и художественный стиль. Авторы стремились наиболее полно и системно изложить уже накопленную информацию в области истории костюма, обогатив ее современными представлениями и уточненными терминами. В качестве иллюстрирующих текст изображений костюмов, причесок, аксессуаров и образцов текстиля используются, как правило, элементы репродукций произведений искусства, на которых зачастую трудно рассмотреть отдельные детали. Поэтому наряду с репродукциями применяются рисунки, что значительно облегчит усвоение материала. На приведенных рисунках показаны наиболее характерные формы костюма с соблюдением хронологической последовательности и учетом читательского адреса данного издания. Описать исторический костюм каждой европейской страны и стран Востока на протяжении нескольких тысячелетий невозможно в рамках настоящего учебного пособия. Однако поскольку вклад разных стран в мировую культуру неравнозначен, то и в данной книге основное внимание уделено тем странам, которые оказали решающее влияние на развитие и становление костюма. При описании костюма каждой исторической эпохи дана целостная картина развития костюма (европейского, восточного, русского), показана тектоническая и стилистическая связь форм костюма с архитектурой на каждом этапе развития. Рассмотрены характерные черты русского народного костюма (региональные особенности северорусского и южнорусского костюмов), в том числе казачьего, а также костюмов народов России. Специальной темой выделен костюм донских казаков. Отдельный раздел посвящен описанию костюмов народов Севера и Сибири (чукчей, коряков, эвенков и др.), Поволжья (марийцев, мордвы, татар, башкир), Северного Кавказа (аварцев, ланцев, черкесов и т.д.). Каждая тема сопровождается контрольными вопросами и заданиями для лучшего закрепления знаний. Приведенный в конце книги словарь терминов облегчит усвоение материала. Главы I (1.1, 1.2), II, Ш.1, III.3-III.7, IV. 1, IV.2, IV.4, V (V.1), VI —VIII (VIII.l—VIII.3) написаны Э.Б.Плаксиной, главы IX, X (Х.1, Х.2) — М.А.Михайловской, отдельные подразделы (1.3, III.2, IV.3, V.2, VIII.4, Х.З) - канд. ист. наук В.П.Поповым. Авторы выражают глубокую благодарность Л.Б.Рытвин-ской, Н. М. Конопальцевой, А. Н.Ясносекирскому, И. Ю. Бруй, К. Ш. Ковалевой, Т. А. Кульневой, А. Г. Сабадаш за ценные замечания, сделанные ими при рецензировании рукописи, а также Ф.А. Зоткину за помощь в работе над рукописью. I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Костюм эпохи палеолита С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело. Однако не по причине целомудрия, а, во-первых, спасаясь от холода, во-вторых, защищаясь от злых сил. Амулет на обнаженном теле уже играл роль одежды, так как был оберегом, символом прикрытия от внешнего мира, той «оболочкой», пусть условной, которая, как казалось человеку, укрывала, сохраняла его и создавала его «Я», его индивидуальность. Материалы для одежды были под рукой. Это растительные волокна и шкуры животных. Одежда из растительных материалов хорошо защищала от зноя, а шкуры животных были такими теплыми, мягкими и «ласковыми», что быстро нашли широкое применение у людей. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных и др. Параллельно с усовершенствованием одежды развивалось «искусство макияжа». Люди с глубокой древности обмазывали свои лица и тела различными веществами: соком растений и трав, жиром, а также глиной. Со временем люди заметили, что цветная глина (желтая, красная), сок растений, уголь и пепел от кострищ — все это выглядит на коже достаточно красиво, а ожерелья из когтей и клыков, цветных камешков и ракушек привлекают внимание соплеменников. Раскраска тела уже являлась своеобразной одеждой, одеждой-символом. Считается, что прическа появилась раньше, чем одежда; ведь мешающие при работе волосы, убранные с лица тем или иным образом, уже являются прической. У мужчин волосы были обычно до плеч, у женщин — более длинные. Их убирали в пучки, хвосты или заплетали в виде кос. В различных уголках земли сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита. И везде на них изображены люди с достаточно длинными волосами и в одеждах из шкур животных (рис. 1.1), причем мужчины обычно в набедренных одеждах и шкурах, наброшенных на спину и плечи, а женщины, как правило, в длинных юбках. По мере развития и расслоения первобытно-общинного общества разница между вождем и рядовым членом племени проявлялась все резче, что отразилось в одежде. Раскрасок, татуировок и украшений в виде когтей, перьев и других материалов на вожде было больше, чем на других, они были ярче и красивее. Со временем раскраски и татуировки становятся все красочнее, линии и контуры — четче, ровнее. Считается, что рисунки и узоры татуировок послужили прообразом рисунков для будущих тканей. Сейчас, наблюдая за жизнью некоторых племен, можно предположить, как выглядели наши предки в первобытном обществе (рис. 1.2). Контрольные вопросы и задания 1. Какой была одежда людей эпохи палеолита? Что носили мужчины и женщины? 2. Назовите материалы, из которых изготовляли одежду. 3. Использовал ли украшения древний человек? 4. Какими были прически и макияж древних людей? II.5. Костюм в Древнем Риме Рим — это мира единство: В республике древней — Свободы строгий языческий дух Объединял племена... Д. С. Мережковский Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие. Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды. Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ характерный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э. Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др. Рис. 11.53. Тога периода Республики. Рис. 11.54. Мужская туника колобиум. Рис. 11.55. Плащ полудаментум Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры. Периоды развития: I. Период Республики (III — I вв. до н. э.). II. Период Империи (I—V вв.). Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь. Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Распространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одежде — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукоризненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали греческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17). В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — 0длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк. Мужская одежда. В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого ги-матия (рис. 11.53). Туника — переродившийся греческий хитон — обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54). В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких. Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия. Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно. Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина. Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5, 6 х2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные Рис. 11.57. Классический способ драпирования тоги. Рис. 11.58. Далматик и пенула. Рис. 11.59. Туника и палла лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57). Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полуда-ментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацер-ну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром. В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной. Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59). Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой. В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок). Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценностей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресыщенности Рима. Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты сандалий (рис. 11.60, д). Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венками из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла. Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсо-рес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку. Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту. Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с завивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы. В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце. Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла. Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемо-ниальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянина. 2. Назовите основные элементы, из которых состоит костюм римлянки. 3. Какие виды текстиля использовались в Риме для изготовления одежды? 4. Носили ли женщины Древнего Рима тогу? 5. Были ли классовые различия в костюме римлян? 6. Какова была женская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла? 7. Какова была мужская одежда позднего Рима? Из каких элементов она состояла? 8. Какие ткани пришли в костюм римлян из восточных стран? 9. Какая цветовая гамма была наиболее популярной в одежде римлян? 10.Каким был идеал женской красоты в Древнем Риме периода Империи? 11.Какую тунику носил полководец-победитель в Риме? III. 1. Византийский костюм Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничто же земное в себе да не помышляет. Д. С. Мережковский Византия явилась естественной наследницей погибшего Рима. На развалинах античной культуры и в преддверии Средневековья формировались культу- J ра, быт, стиль жизни византийцев. В Византии, жившей по законам христианства, выработались новые по срав-1 нению с античными эстетические представления и новый художественно-догматический стиль. В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. В Византии самым известным был храм Святой Софии в Константинополе — образец красоты и величия, воплощение идеи могущества христианского Бога. Из-за ограничений церкви статуарная скульптура в Византии практически перестала развиваться, но зато появился новый, невиданный ранее вид живописи — писание икон по канонам и были созданы такие шедевры иконописи, как «Богоматерь Владимирская» и «Двенадцать Апостолов». Византийские мозаики также славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе на Руси: в Киеве, Новгороде. Идеал красоты. Под влиянием христианства пропадает свойственный грекам и римлянам интерес к красоте человеческого тела (плоти) и возникает интерес к духовной красоте человека. Фигура, замаскированная объемными, многослойными одеждами, — не главное в облике человека. Высокий лоб, прямой тонкий нос, маленький изящный рот, удлиненный овал лица с выражением печали и кротости, как на лике Богоматери, — облик прекрасного человека в этот период. Виды и формы одежды. Текстиль. Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда — из плотного узорчатого шелка, превращавшего ее в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным раппортом (рис. III. 1), а также парча и алта-бас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчуг-ом (цв. вкл., рис. 21, 22). В Византии с середины VI в. знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией. В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные, сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие, как пурпур, золотистая охра и др. Византийские узорчатые ткани прославляются и упоминаются во многих литературных источниках: русских летописях, французских поэмах, в иранской литературе. Узоры византийских тканей сочетали в себе античные и восточные традиции, а также христианскую символику. Это были узоры с реальными и фантастическими животными (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента (см. рис. III. 1). Символичными были и цвета, применяемые в текстиле и костюме. Голубой символизировал небо, зеленый означал цветение, возрождение, надежду. Золотому цвету придавалось главенствующее значение: блеск золота ассоциировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота — вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой. Для Византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье — накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ — драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукружными линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя ее (лорум, мантия, стола, пенула).
Мужская одежда. Мужская одежда обычно состояла из туники, штанов, далматика и плаща. Штаны становятся обязательным элементом мужского костюма. Император носил нижнюю тунику из тонкого шелка, сверху — далматик, подпоясанный золотым поясом и украшенный золотой отделкой. Нижняя туника имела узкие длинные рукава. У далматика рукава были значительно шире, из-под них виднелись рукава нижней туники, отделанные каймой. Плащ был пурпурного цвета из тяжелой и неэластичной шелковой ткани и ниспадал до земли. На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из драгоценной парчи — таблион (рис. III.2). Начиная с VII в. император стал носить поверх далматика длинный шарф из алтабаса — лорум. Лорум — это как бы переродившаяся тога. Свое происхождение он вел от консульского парчового шарфа времен позднего Рима. Конец его перебрасывался через левую руку, как у римской тоги. Драпировался он согласно определенным канонам (см. цв. вкл., рис. 21). Несколько позже лорум переродился в нарамник, в котором перед был короче задней части (рис. III.3). Духовенство носило длинные туники — лати-клавии (рис. III.4) с двумя вертикальными полосами. Мужчины также носили поверх далматика пенулу с капюшоном или без него (см. рис. 11.58). Все плащи имели полукруглые очертания. Женская одежда. Именно в Византии появилась манера носить сразу не- ' сколько одежд, одну на другой. Это были широкие рубашкообразные туники-столы до пола; у нижней туники были узкие, а у верхней — широкие рукава (рис. III.5, III.6). Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (супергуме-раль) с фибулой на плече. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья. Императрица поверх столы из многоузорчатого шелка носила плащ с таб-лионом из парчи либо с широкой каймой (см. цв. вкл., рис. 22). Вокруг шеи надевалось оплечье — византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Роскошный головной убор с жемчужными подвесками, богатая узорчатая кайма на платье, вышивка, бисер, драгоценности — все это превращало костюм в драгоценное произведение искусства (рис. III.7). Аристократки носили также богато декорированные полуприлегающие далматики с диагонально срезанным подолом (рис. III.8). Замужние женщины-простолюдинки имели одежду более скромную: нижнюю — тунику, верхнюю — столу, пенулу и накидку на голову — мафорий (см. рис. III.5, III.6). Такой была одежда Богоматери. С принятием христианства замужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило господствовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса.
Обувь. Обувь (цв. вкл., рис. 23) была мягкая, удобная: ремешковая по римскому образцу; закрытая, с узкими носами — соччи; узконосая домашняя типа шлепанцев-пантофли. Простолюдины носили камгтаги — мягкую обувь черного цвета, придворные — яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популярны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Популярные в Византии головные уборы — венцы (рис. III.9, ШЛО), митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки. Прически мужчин — это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха (рис. III. 11). Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе. Женская прическа, наиболее популярная в этот период, — валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши (см. рис. III.7). Однако прически замужних женщин обычно прятались под головные уборы, мафории, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой. Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко прослеживается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации. Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, хотя церковь их и запрещала. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота (рис. III. 12). Они инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обилием камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг. Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косметические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, бывшая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи. Простолюдинки выглядели скромно. Связь костюма с архитектурой. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. митра с крестом и мафодий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объёмные одежды напоминали тело храма (рис.III.13). Контрольные вопросы и задания Каким был идеал человека в Византии? Какие ткани использовала византийская знать в своём костюме? Почему византийцы считали золото необходимым атрибутом костюма? Каким был костюм императора Византии? В чём состоит отличие костюма простолюдинки от аристократки? Назовите страну – наследницу и продолжательницу византийских традиций.
III.5. Индийский костюм О, Матъ-Бенгалия! Край золотой! Твой небосвод в душе поет свой гимн святой, Меня пьянит весной рощ манговых цветенье, Я твой, навеки твой!... Р. Тагор История культуры Индии насчитывает более 5 тыс. лет. Культура Индии многогранна и многолика, как ее народ. Искусство Индии всегда было связано с религиозными верованиями индусов: брахманизмом, буддизмом и мусульманством. Сохранившиеся архитектурные сооружения средневековой Индии очень разнообразны. Это выполненные в индуистских традициях храмы юга и севера Индии с высокими башнями, достигающими в высоту 50 — 60 м, а также буддийские пещерные храмы. В эпоху Великих Моголов (мусульманский период) были построены прекрасные образцы мусульманской архитектуры. Жемчужиной погребального зодчества этого периода стал мавзолей Тадж-Махал, построенный шахом Джеханом в память о горячо любимой жене. Скульптура, росписи, изделия прикладного и ювелирного искусства, выполненные индийскими мастерами, поражают самобытностью и красотой. Культура Индии с глубокой древности соприкасалась с культурой соседнего Китая. Из Индии в Китай пришли буддизм и хлопководство, а в Индию из Китая — технология изготовления шелковых тканей. Идеал красоты. Если судить по росписям и скульптурным изображениям, идеалом мужской красоты были смуглая кожа, миндалевидные глаза, черные волосы, тонкая талия, пластичная фигура и воинственный вид. Женщины обычно изображены с более светлой кожей, узкой талией, пышными бедрами и полной, часто обнаженной грудью. Глаза женщин темные, миндалевидные, губы яркие, чувственные, красиво очерченные. Самобытность, пожалуй, самое подходящее определение красоты индийских женщин. Черные блестящие волосы, дугообразные брови, выразительные глаза, обрамленные пушистыми длинными ресницами, пластичное, гибкое тело, нежность, женственность в сочетании с некоторой эротичностью всегда были характерны для внешности индианок. Яркая южная красота жителей Индии гармонично сочеталась с обилием украшений и прозрачными одеждами, затканными золотыми, серебряными или шелковыми нитями. Виды и формы одежды. Текстиль. Индия — родина хлопка. Тончайшие муслины, кисея, а также другие сорта тканей были самыми распространенными в этой стране, что повлияло на формирование видов одежды. Древнейшие одежды были драпирующимися. Легкие, нежаркие, пластичные ткани красиво ложились вокруг тела, позволяли ему «дышать» и не стесняли движений. В условиях тропического климата такие одежды были просто необходимы. Индия — страна, в которой носили и носят до сих пор как драпирующиеся, едва прикрывающие тело одежды, так и глухие, полностью закрывающие его. Драпирующимися одеждами были набедренная повязка дхоти у мужчин и сари в роли платья-покрывала у женщин. Ношение таких одежд предполагало наличие обнаженных участков тела: у мужчин — торса и ног, у женщин — живота, части спины, плеч, рук. В районах, где традиционно селились мусульмане, население носило глухие распашные и накладные одежды и штаны, причем штаны носили как мужчины, так и женщины. В костюме мужчин преобладали узкие штаны, кафтаны и куртки, в костюме женщин — туникообразные рубахи и платья в сочетании со штанами типа шаровар. Наиболее популярными головными уборами были и остаются драпированные чалмы и тюрбаны. В женской одежде часто присутствовали вуали, покрывала и платки из прозрачных тканей. В Индии с глубокой древности ткали настолько тонкие и прозрачные муслины и кисею, что украшения надевали под одежду из них. Прозрачные нежные ткани имели поэтические названия: «вечерний туман», «текущая вода», «ткань, сотканная из воздуха». Ткани довольно часто ткали, вплетая золотые и серебряные нити. Использовались для этих целей и шелковые нити. Красители Для текстиля были очень яркими, стойкими. Многие из них обладали способ-
ностью после стирки становиться свежее и ярче. На смуглом и темном теле летящие, легкие ткани, затканные золотом, серебром, шелком и украшенные драгоценными камнями, выглядели сказочно красиво независимо от того, каких цветов они были: нежных пастельных или ярких красочных. Завоеватель Индии А. Македонский был поражен тем, как получали ткани из хлопка, который он называл шерстью дерева, шерстью, добытой из орехов. Вообще вплоть до эпохи Средневековья многие европейцы считали, что в коробочках хлопчатника живут крошечные овцы. Когда овечка подрастает, коробочка лопается, овечку стригут и таким образом получают сырье, называемое шерстью дерева. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы