Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. КОШТОМ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



(V-XV вв.)

III. 1. Византийский костюм

Да молчит всякая плоть человеча

и да стоит со страхом и трепетом

и ничто же земное в себе да не помышляет.

Д. С. Мережковский

Византия явилась естественной наследницей погибшего Рима. На развали­нах античной культуры и в преддверии Средневековья формировались культу- J ра, быт, стиль жизни византийцев.

В Византии, жившей по законам христианства, выработались новые по срав-1 нению с античными эстетические представления и новый художественно-дог­матический стиль.

В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских хра­мов. В Византии самым известным был храм Святой Софии в Константино­поле — образец красоты и величия, воплощение идеи могущества христиан­ского Бога.

Из-за ограничений церкви статуарная скульптура в Византии практически перестала развиваться, но зато появился новый, невиданный ранее вид живо­писи — писание икон по канонам и были созданы такие шедевры иконописи, как «Богоматерь Владимирская» и «Двенадцать Апостолов».

Византийские мозаики также славились во всем христианском мире, а ви­зантийские мастера работали во многих странах, в том числе на Руси: в Киеве, Новгороде.

Идеал красоты. Под влиянием христианства пропадает свойственный гре­кам и римлянам интерес к красоте человеческого тела (плоти) и возникает интерес к духовной красоте человека.

Фигура, замаскированная объемными, многослойными одеждами, — не главное в облике человека.

Высокий лоб, прямой тонкий нос, маленький изящный рот, удлиненный овал лица с выражением печали и кротости, как на лике Богоматери, — об­лик прекрасного человека в этот период.

Виды и формы одежды. Текстиль. Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда — из плотного узорчатого шелка, превращавшего ее в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным раппортом (рис. III. 1), а также парча и алта-бас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчуг-ом (цв. вкл., рис. 21, 22).

В Византии с середины VI в. знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией.

В отличие от греков и римлян византийцы ценили слож­ные, сумрачные цвета, придававшие облику таинствен­ность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие, как пурпур, золотистая охра и др.

Византийские узорчатые ткани прославляются и упо­минаются во многих литературных источниках: русских летописях, французских поэмах, в иранской литературе. Узоры византийских тканей сочетали в себе античные и восточные традиции, а также христианскую символику. Это были узоры с реальными и фантастическими живот­ными (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из рас­тительного орнамента (см. рис. III. 1).

Символичными были и цвета, применяемые в тексти­ле и костюме. Голубой символизировал небо, зеленый означал цветение, возрождение, надежду. Золотому цве­ту придавалось главенствующее значение: блеск золота ас­социировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота — вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой.

Для Византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье — накладные виды одеж­ды; лорум, мафорий, плащ — драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукружными линиями, мягко касаю­щимися фигуры, не выявляя ее (лорум, мантия, стола, пенула).

 

Мужская одежда. Мужская одежда обычно состояла из туники, штанов, далматика и плаща. Штаны становятся обязательным элементом мужского ко­стюма.

Император носил нижнюю тунику из тонкого шелка, сверху — далматик, подпоясанный золотым поясом и украшенный золотой отделкой. Нижняя ту­ника имела узкие длинные рукава. У далматика рукава были значительно шире, из-под них виднелись рукава нижней туники, отделанные каймой. Плащ был пурпурного цвета из тяжелой и неэластичной шелковой ткани и ниспадал до земли. На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из дра­гоценной парчи — таблион (рис. III.2). Начиная с VII в. император стал носить поверх далматика длинный шарф из алтабаса — лорум. Лорум — это как бы переродившаяся тога. Свое происхождение он вел от консульского парчового шарфа времен позднего Рима. Конец его перебрасывался через левую руку, как у римской тоги. Драпировался он согласно определенным канонам (см. цв. вкл., рис. 21).

Несколько позже лорум переродился в нарамник, в котором перед был короче задней части (рис. III.3). Духовенство носило длинные туники — лати-клавии (рис. III.4) с двумя вертикальными полосами. Мужчины также носили поверх далматика пенулу с капюшоном или без него (см. рис. 11.58). Все плащи имели полукруглые очертания.

Женская одежда. Именно в Византии появилась манера носить сразу не- ' сколько одежд, одну на другой. Это были широкие рубашкообразные туники-столы до пола; у нижней туники были узкие, а у верхней — широкие рукава (рис. III.5, III.6). Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (супергуме-раль) с фибулой на плече. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья.

Императрица поверх столы из многоузорчатого шелка носила плащ с таб-лионом из парчи либо с широкой каймой (см. цв. вкл., рис. 22). Вокруг шеи надевалось оплечье — византийский воротник из жемчуга и драгоценных кам­ней. Роскошный головной убор с жемчужными подвесками, богатая узорча­тая кайма на платье, вышивка, бисер, драгоценности — все это превращало костюм в драгоценное произведение искусства (рис. III.7). Аристократки но­сили также богато декорированные полуприлегающие далматики с диаго­нально срезанным подолом (рис. III.8).

Замужние женщины-простолюдинки имели одежду более скромную: ниж­нюю — тунику, верхнюю — столу, пенулу и накидку на голову — мафорий (см. рис. III.5, III.6). Такой была одежда Богоматери. С принятием христианства за­мужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило гос­подствовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса.

 

Обувь. Обувь (цв. вкл., рис. 23) была мягкая, удобная: ремешковая по рим­скому образцу; закрытая, с узкими носами — соччи; узконосая домашняя типа

шлепанцев-пантофли. Простолюдины носили камгтаги — мягкую обувь черно­го цвета, придворные — яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золоты­ми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популяр­ны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Популярные в Византии го­ловные уборы — венцы (рис. III.9, ШЛО), митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки.

Прически мужчин — это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха (рис. III. 11). Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе.

Женская прическа, наиболее популярная в этот период, — валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши (см. рис. III.7). Однако прически замужних женщин обычно прятались под го­ловные уборы, мафории, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой.

Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко просле­живается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации.

Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, хотя церковь их и запрещала.

Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обыч­но по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диа­демы, а также серьги из золота (рис. III. 12). Они инкрустировались драгоцен­ными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обили­ем камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг.

Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косме­тические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, быв­шая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи. Простолюдинки выглядели скромно.

Связь костюма с архитектурой. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. митра с крестом и мафодий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объёмные одежды напоминали тело храма (рис.III.13).

Контрольные вопросы и задания

Каким был идеал человека в Византии?

Какие ткани использовала византийская знать в своём костюме?

Почему византийцы считали золото необходимым атрибутом костюма?

Каким был костюм императора Византии?

В чём состоит отличие костюма простолюдинки от аристократки?

Назовите страну – наследницу и продолжательницу византийских традиций.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь