Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IV.2. Испанский костюм XVI в. течения маньеризм
С середины XVI в. европейский костюм начинает испытывать сильное влияние испанской моды. Испания становится господствующей державой в Европе благодаря блестящему экономическому положению, династическим бракам с европейскими дворами, господству на море, наличию воинствующего рыцарства, победившего в реконкисте и изгнавшего мавров. Испанская католическая церковь своим рвением и фанатизмом также укрепляла устои государства. Она контролировала нравы общества, держала в узде народ и наблюдала за поведением двора. Вследствие всего перечисленного в Испании сложились своеобразные эстетические и морально-этические идеалы. В отличие от итальянского костюма, удобного, комфортного, естественного в своих формах и пропорциях и максимально приближенного к фигуре человека, испанский костюм имел противоположные характеристики. Это была тесная, узкая, нефункциональная одежда, деформировавшая тело своими жесткими каркасами и ватными подстежками, придававшая фигуре и позе человека неестественность, чопорность. В испанской моде мы сталкиваемся с понятием «маньеризм», т.е. вычурность, манерничанье. И если в искусстве Испании маньеризм почти не проявился и отразился в основном в творчестве Эль Греко, то в костюме он сформировался совершенно отчетливо. Манерность, надуманность, изощренность форм, поз, пропорций, характерные для маньеризма, создали очень специфический по виду и образу костюм. Идеал красоты. Идеальной считалась худощавая, прямая, стройная фигура, втиснутая в глухие каркасные одежды. Жесткие костюм и воротник вырабатывали медленную походку, горделивую осанку, некоторое высокомерие в облике. Виды и формы одежды. Текстиль. Одежды были накладные: сорочка, котт; распашные: пурпуэн, или колет, ропа (ропон); драпирующиеся: плащи, мантильи. Пурпуэн — общеевропейское понятие, обозначающее мужскую одежду типа куртки. Пурпуэн первоначально был плечевой одеждой, надеваемой под доспехи, затем так стали называть многие мужские куртки. Пурпуэн с воротником-стойкой называли колетом. В Испании пурпуэн, или колет, называли хубон. Излюбленным материалом для сорочек, воротников и носовых платков был белый батист. В их отделке использовались кружева, которые позже запретила католическая церковь. Появились чулки вязаные, трикотажные, машинного плетения, так как к этому времени уже были изобретены вязальные устройства. Хубоны, штаны и платья шили из дорогих узорчатых тканей: парчи, шелка, бархата сумрачных, темных оттенков. Моден был черный цвет. Одежда из черного бархата, подчеркнутая белизной съемного воротника, манжет и чулок, была очень эффектной (см. цв. вкл., рис. 31). Узоры на испанских тканях были довольно своеобразными. Обычно это был мелкий геометрический орнамент, представлявший собой смесь мавританских и испанских мотивов (цв. вкл., рис. 36). Испанская мода в отличие от итальянской «не уважала» человеческое тело, но тем не менее в течение многих десятилетий господствовала в Европе. Мужская одежда. Мужская одежда напоминала рыцарские доспехи, но была изготовлена из ткани, подбитой ватой, паклей, конским волосом, что превращало ее в «игрушечную» одежду. Это были «доспехи понарошку». Так, например, хубон одно время имел прокладки в нижней части живота, образуя так называемое гусиное брюшко — пане; такой хубон назывался пансерон. Стоящий в профиль мужчина с таким брюшком напоминал гуся. Костюм состоял из белой батистовой сорочки, хубона с мысом, коротких шаровидных штанов, набитых паклей или опилками, надеваемых на чулки-трико; плаща, головного убора и обуви под названием «медвежья лапа* (цв. вкл., рис. 37). Кроме того, носили невысокие мягкие сапоги и туфли из бархата и атласа. Они хорошо сочетались с узкими штанами до колена (цв. вкл., рис. 38). В костюм входили шпага, сменившая меч; кинжал, перчатки, съемный воротник, носовой платок. Шпага лежала на объемных штанах почти горизонтально. Короткий плащ «идальго» полукруглой формы набрасывался на плечо и, по существу, играл больше декоративную, чем функциональную, роль. Мужчины носили также длинные плащи и ропу (ропон) — распашную широкую одежду разной длины — с откидными рукавами и меховым воротником. Вся верхняя мужская одежда имела наплечные валики или крылышки, расшитые золотом или серебром и подчеркивавшие прямизну линии плеч. Женская одежда. Силуэт женского костюма — это два конуса, соединенных на талии своими вершинами. Лиф каркаса — плоский конус из лозы или тонких металлических пластинок, обтянутых замшей и слегка повторяющих форму тела. Юбка — воронкообразный конус на металлическом каркасе. Такой каркас назывался вертюгаден или вертюгард, что означает «страж добродетели». По каркасу шла плотная прокладка из конского волоса. Поверх нее натягивалась без единой морщинки черная тафта, а затем ткань платья. Платье-футляр уплощало и без того худощавую фигуру испанки. Плоский конус лифа почти полностью скрывал грудь, которая утягивалась, бинтовалась перед надеванием платья. Плечи были прямые за счет валиков или крылышек, расположенных по окату. Лиф платья котт заканчивался треугольным мысом, так же как и на хубоне мужского костюма. Металлическая пластинка бюск, вставленная в корсет (корсо), уплощала живот, а высокий гофрированный воротник заставлял приподнимать подбородок и делать прическу из поднятых вверх волос. Такое верхнее платье котт называлось по-испански «вестидо». Как правило, испанки носили два платья. Рукав вестидо был обычно откидным, из-под него выглядывал длинный, более узкий, буфированный снизу доверху рукав нижнего котт (см. цв. вкл., рис. 36), юбка вестидо была обычно нераспашная (глухая). Вестидо украшалось золотыми шнурами, позументами, кружевами, жемчугом и драгоценными камнями и представляло собой образец ювелирного и швейного мастерства. Популярной верхней одеждой у испанок был плащ. Верхней одеждой было также распашное платье ропа. К концу XVI в. гофрированные воротники (по-испански горгеры) стали еще более объемными и получили название «мельничные жернова». Иногда воротник стоил не меньше, чем костюм. Обувь. Мужчины носили обувь «медвежья лапа», сапоги и туфли, женщины — туфли, которых не было видно из-под длинного вестидо. Головные уборы, прически, украшения, косметика. Мужчины носили шляпы различной формы. Сначала был популярен берет. Затем появляются ток, а позже шляпа с высокой тульей и жесткими полями. Шляпы украшали перьями, шнурами. Прически мужчин делались из коротко остриженных волос, так как длинные волосы не позволяли носить высокие воротники. Короткая бородка остроконечной формы — эспаньолка — хорошо сочеталась с короткой стрижкой и усами. Испанки носили на голове накидки (мантильи), различные вуали, шляпы, украшенные перьями и жемчугом. Мантилья являлась красивым кружевным покрывалом. Женские прически были из высоко поднятых волос и украшались гребнями и шпильками. Косметикой пользовались все аристократки. Женщины белили и румянили лицо, красили губы, пользовались духами. Было модно иметь при себе надушенный платок и веер (см. цв. вкл., рис. 36, 39). Связь костюма с архитектурой. Прослеживается некоторое стилевое единство в декоре и хрупкости образного решения костюма и архитектуры. В архитектуре Испании в это время господствовал так называемый ювелирный стиль — эклектичная смесь готики, ренессанса и мавританского искусства. Эти черты прослеживаются и в костюме испанцев: эклектичность, ювелирность, мавританские мотивы в узорах тканей. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите характерные черты испанской моды XVI в. 2. Каким был идеал красоты в Испании XVI в.? 3. Каковы особенности женской одежды Испании эпохи Возрождения? 4. Назовите виды и цветовую гамму текстиля в костюме испанцев. 5. Каковы особенности и элементы мужской одежды Испании эпохи Возрождения? 6. Каковы элементы женской одежды Испании эпохи Возрождения? 7. Что такое «маньеризм» в испанской моде? |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы