Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Каролингской империи (архитектура: базилики, имперские замки, пфальцы, капеллы, жилищные и хозяйственные постройки)



В 8-9 веках в средневековой Европе в империи Каролингов, названной по имени императора Священной Римской Империи Карла Великого (768-814 годы), попытались возродить римские традиции и навыки каменного строительства. Сознательное обращение к римскому наследию в архитектуре Франции, Германии, Италии и последовавший в эпоху Карла Великого расцвет культуры дали повод некоторым исследователям назвать этот период " Каролингским ренессансом".

Главной объединяющей силой в Европе того времени являлась христианская церковь. Во всех частях огромной империи богослужение происходило по римскому образцу. Очагами культуры в Западной Европе стали монастыри. Огромного размаха достигло монастырское строительство по Бенедиктинскому уставу. Был создан идеальный план образцового монастыря, в основе которого лежал регулярный принцип организации всей монастырской деятельности и регламентировалось местоположение различных построек на территории монастыря, вместо спорадически разбросанных зданий, как это было раньше.

Были построены знаменитые монастыри Сен-Рикье, Сен-Дени, а всего между 768 и 855 годами было построено 417 монастырей, 27 новых соборов и 100 королевских резиденций, помимо этого - школы, больницы, мосты, города, крепости. Возможно, этот план никогда не был полностью реализован, однако, он стал идеалом, к которому стремились строители монастырей и который стал моделью для Цистерцианских монастырей 12 века. В монастырях развивался культ священных реликвий. Он привел к созданию в восточной части соборов крипт - подземных капелл с кольцевым обходом, перекрытых крестовыми сводами, для доступа паломников к реликвиям. Только возрождение римской техники каменного строительства, кладки арок, возведения сводов позволило достичь такого размаха строительной деятельности. Вплоть до 12 века мы не увидим столь совершенной техники кладки, когда каменные блоки перемежаются с рядами кирпича, так как последующие поколения ее не переняли, и в эпоху романики ее пришлось возрождать снова.

Ярким примером использования римских традиций в эпоху Каролингов являются ворота с надвратным залом аббатства в Лорше (Германия), строившиеся с 774 года до 9 века. В нижнем ярусе - три больших арочных проема, напоминающие римские Триумфальные арки. Они опираются на мощные пилоны, декорированные красивыми тонкими полуколоннами, как бы несущими, а на самом деле лишь обозначающими верхний ярус с надвратным залом. В верхнем ярусе главное - плоскость мощных стен, пластически почти не расчлененных, а лишь декорированных снаружи полихромным геометрическим узором: шестигранниками и треугольными щипцами, а внутри расписанных фресками наподобие римских домов.

В это время создается новый тип королевской резиденции - пфальца, где соединяются жилые, парадные и культовые постройки. Два равнозначных центра пфальца - тронный зал и дворцовая капелла - демонстрируют единство церковной и светской власти. Самый большой дворцовый комплекс Карла Великого в Ингельгейме, к сожалению, не сохранился, хотя сохранился рисунок этого пфальца. Зато сохранилась замечательная королевская капелла в Ахене, и археологам удалось реконструировать облик всего пфальца в Ахене. Прямоугольный в плане двор имел 180 метров в длину. С севера он замыкался тронным залом, а с юга - дворцовой капеллой. Большой внутренний двор и все постройки были соединены между собой открытой галереей. Аула - тронный зал, был меньше, чем дворец византийского императора, но больше, чем приемные покои Папы Римского в Латеране. Он имел три апсиды, в западной находился императорский трон. В центре южной стороны - знаменитая восьмигранная капелла, которая была построена в 790-798 годах, но снаружи сильно перестроена во времена готики и в 19 веке. Руководителем строительных работ и автором плана капеллы был Одо из Меца. Строительство капеллы рассматривалось как важный государственный акт, символизирующий могущество и единство Империи.

Глава империи Каролингов Карл Великий заказал мраморные колонны из Рима и Равенны. Считается, что образцом для этой капеллы могла послужить византийская церковь 5 века Сан-Витале в Равенне. В центре капеллы 8 массивных столбов поддерживают мощную аркаду. Выше - второй ряд аркад, разбитый на два яруса, с мраморными колоннами, поддерживающими архитрав, и вторым рядом колонн, которые странным образом упираются прямо в арку. В третьем ярусе - окна, сквозь которые льется свет. Все венчает восьмигранный шатер-купол, изначально украшенный мозаиками 9 века, а сейчас - конца 19 века. На первом и втором ярусе вокруг центрального пространства устроен кольцевой обход - амбулаторий, перекрытый внизу крестовыми сводами, а наверху - цилиндрическим сводом. Эта постройка оказала огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой архитектуры. В эпоху Каролингов возводились первые огромные каменные соборы с башнями над средокрестием и на западном фасаде, где появился вестверк - двухъярусный зал с эмпорами, возможно, светского назначения, императорский зал. Возник новый тип укрепленного военного лагеря - бург, с высокой башней - прообразом донжона, который лег в основу средневековых замков. К сожалению, сохранилось очень мало памятников Каролингской архитектуры.

 

Примечания:

Бази́ лика (базили́ ка) (греч. β α σ ι λ ι κ ή — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.

Капе́ лла (от позднелат. capella, cappella уменьшительное от позднелат. сарра (capa) капа, вид облачения католических священников, первоначально — плащ-накидка) — в католицизме термин, используемый для названия храмовых помещений нескольких типов:

домовая церковь в замках и дворцах для частных богослужений;

молельная комната во дворцах и других частных владениях, предназначенная для их хозяев;

отдельное помещение в интерьере больших храмов, имеющее собственное посвящение какому-либо святому, церковному празднику, чтимой иконе и др.

 

Жилищные/хозяйственны постройки -???

Базилики -???

 

5. Каролингская миниатюра и главные центры ее изготовления (" дворцовая школа", " римская школа", турская школа" )

Интеллектуальная и религиозная направленность каролингской куль­туры породила искусство книжной миниатюры необыкновенно высоко­го уровня. Богато украшенные, часто заключенные в переплет из резной слоновой кости, эти рукописные книги должны были свидетельство­вать о мощной объединительной ро­ли христианства в раздробленной Европе. Стилистическое разнообра­зие в миниатюрах каролингского времени объясняется тронным влия­нием: Рима, Византии и Нортумбрии. Одним из замечательнейшим произведений «каролингского воз­рождения» считается Утрехтская Псалтырь (IX в.). В Утрехт­ской псалтыри заметно влияние позднеклассической традиции, осо­бенно в использовании римских букв и в реалистическом изображе­нии фигур среди пейзажа и архитек­туры, в отличие от стилизованных нортумбрийских миниатюр. Не менее известны иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Св. Мартина в Туре. В так называемой Библии Карла II Лысого изображена сцена поднесения книги этому гocударю. Эта миниатюра — одно из са­мых ранних изображений реального события в западноевропейском сред­невековом искусстве.

Разнообразие стилей рукописной миниатюры той эпохи отра­жает многообразие культурных традиций. Ранние каролингские манускрипты чаще всего содержали лишь евангельский текст, украшенный изображениями Христа во Славе и евангелистов. Позднее появляются иллюстрированные Псалтыри и Библии, включающие полный текст Ветхого и Нового Заветов. Миниа­тюры были очень разными по стилю. Использование темперных красок и позолоты было характерно, как кажется, для близких ко двору мастерских. Однако беглое письмо и перовые рисунки чернилами, свойственные вышедшей из реймских мастерских Утрехтской Псалтыри, демонстрируют стиль, утонченными ценителями которого могли быть просвещенные ари­стократы. Богато украшенные манускрипты пользовались не­малым спросом у придворной знати Каролингской эпохи. Это привело не только к увеличению числа ру­кописей, но и к появлению миниатюры, где в посвя­щении указано имя заказчика.

 

" Турская школа" - С середины 9 в. ведущая роль в области искусства миниатюры перешла к мастерским двух монастырей - св. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. Это так называемая турская школа. Она выделяется прежде всего изяществом орнаментации, выработанной под непосредственным влиянием художественных изделий из металла. С другой стороны, здесь получила дальнейшее развитие изобразительная миниатюра. Специальностью турской школы было иллюстрирование Библий (Библия Алкуина и др.). Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов. Такие изображения имеются в известных рукописях турской школы: евангелии Лотаря (около 840 г.) и Библии Карла Лысого (около 850 г.). Последняя была исполнена в Туре под наблюдением аббата монастыря св. Мартина - Вивьена. Одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов. Окруженный придворными, стражей и духовенством, Карл восседает на троне с величием, достойным римского императора. Несмотря на отсутствие верной перспективы, в этой сцене есть много реального. Перед нами характерные франкские типы. Правда, воины изображены в римских доспехах, но в иных случаях мы несомненно имеем дело с современной одеждой.

 

Сюда примыкают затем, по духу еще более близкие к антику, три великолепных каролингских Евангелия - Венского кабинета драгоценностей, ризницы Ахенского собора и Брюссельской Королевской библиотеки, считавшиеся до сей поры главными произведениями дворцовой школы, по мнению же Сварценского - составляющие особую, классическую ветвь реймсской школы. В венском Евангелии коринфские колонны на таблицах канонов почти совсем античные. В фигурах евангелистов, сидящих перед стенами, сквозь отверстия которых рисуется пейзаж, видна еще чисто классическая величественность поз, черт лица и драпировок. Моделированы эти фигуры очень мягко, кистью; лишь изредка, да и то только внутри фигур, встречается контурный рисунок. В той же живописной манере выполнены миниатюры ахенского Евангелия. Даже ионические капители и аттические базы гладких разноцветных колонн на таблицах канонов имеют совершенно правильные формы; четыре евангелиста, изображенные вместе на титульном листе, на фоне пейзажа, трактованы довольно мягко и живописно. Такой же характер имеет и брюссельское Евангелие. Близок к нему по стилю так называемый " Золотой кодекс" (Codex aureus) из Клеве, в Берлинской Королевской библиотеке.

Примечания:

Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Римская школа -???


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь