Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Готические соборы Франции. (собор Парижской Богоматери, собор в Шартре, собор в Реймсе, собор в Амьене, Сент-Шапель в Париже, Руанский собор)



Собо́ р Пари́ жской Богома́ тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — католический собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандиисо свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.

История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257—1270-х годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280—1330-х годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане. К благородному делу строительства собора подключились даже... парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: да, можно, но при условии, что это останется в тайне.

Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную мессу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Главный, западный, фасад храма с подчеркнутой четкостью делится на три яруса: нижнюю часть, состоящую их трех порталов, среднюю часть — Галерею Королей с окном-розой, и верхнюю часть — башни. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Наиболее интересен левый портал, посвященный Деве Марии. Его украшает удивительная по выразительности и силе исполнения скульптура «Слава Пресвятой Девы». Это один из лучших образцов ранней французской готики. Правый портал посвящен святой Анне, и на нем высечены сцены из ее жизни. Средний портал производит более суровое впечатление. В его центре находится трехъярусная композиция «Страшный суд», над которой возвышается фигура грозного Судьи мира — скульптура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений Средневековья. Они объединены общим замыслом: изобразить всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй Галереи Королей, — копии XIX века: оригиналы разбиты в годы Великой французской революции.

 

Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари чрезвычайно интересны знаменитые статуи химер. Они установлены на верхней площадке собора у подножия башен. Химеры, разрушенные от времени, были восстановлены в 1850—1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Эти страшные фантастические существа оживают благодаря мастерству средневековых авторов, и это производит на зрителей чрезвычайно сильное и, пожалуй, жутковатое впечатление.

В зависимости от времени дня и погоды силуэт собора окрашивается в самые различные тона серого цвета: от стального до дымчатого. А вечером в лучах заходящего солнца башни собора выглядят розово-пепельными.

В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачноватости, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти бесконечную вышину. Высота центрального нефа собора Парижской Богоматери составляет 35 м, и в сочетании со сравнительно небольшой шириной и чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство высоты и величия.

Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, преломляется в храме целой радугой оттенков. В некоторых частях храма преобладает чистый фиолетовый или голубой цвет, в других — жаркие оранжевые или красные тона. Эта игра света не только смягчает однотонность постройки, но и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен — фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 м, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого Завета.

Соборе Парижской Богоматери ныне находится одна из великих реликвий христианства — Терновый венец Иисуса Христа. А первоначально он хранился в специально построенной для этого Святой капелле — Сент-Шапель.

 

Собор в Шартре

Сент-Шапель

Капелла Сент-Шапель (1240—1248 гг.) стала вершиной развития стиля «лучистой» готики. Она строилась как часовня-реликварий, и весь ее облик говорит об особом значении этого сооружения. И это действительно так: на протяжении шести столетий здесь хранился Терновый венец Иисуса Христа, в 1239 году привезенный в Париж из Константинополя. Французский король Людовик IX выкупил его у Балдуина II, императора Латинской империи.

Двухэтажную Святую капеллу проектировал и строил архитектор Пьер де Монтрейль, мастер из Амьена, принесший с собой традиции амьенской архитектурной школы. С внешней стороны здание капеллы декорировано многочисленными остроконечными фронтонами над окнами и контрфорсами, украшенными башенками-пинаклями. И то и другое характерно для Амьена и вообще для архитектурных традиций Северной Франции.

Предназначенный для обычных богослужений цокольный зал — низкий, трехнефный, с нависающими сводами и множеством колонн — выступает полной противоположностью просторному высокому верхнему залу, словно сотканному из мерцания мозаик, мягкого сияния витражей и бликов позолоты. Из-за огромного количества украшений как внутри, так и снаружи капеллу нередко сравнивают с ювелирным украшением. Вряд ли отыщется хотя бы одна деталь, не покрытая позолотой или декоративным орнаментом. Здесь почти нет стен — пространство между опорами свода заполняют огромные двухчастные окна, попарно соединенные круглыми шестилепестковыми окнами-розами. Витражи этих окон, сияющие наподобие драгоценных камней, производят завораживающее впечатление. Великолепная, изысканного рисунка роза (XV в.) украшает фасад Святой капеллы.

Капелла Сент-Шапель стала образцом для подражания и вдохновляла многих архитекторов за пределами Франции. В дни Великой французской революции толпы граждан, озверевших от «свободы, равенства и братства», нанесли часовне колоссальный ущерб. Однако хранившийся здесь Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в собор Парижской Богоматери, в котором находится вот уже почти два века.

Шартрский собор (фр. Cathé drale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектурыдепартамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

 

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Наружное устройство

Архитектура

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла [1].

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

 

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 [1]. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Собор был построен около 817 года. Несколько раз перестраивавшийся собор погиб в пожаре в ночь на 6 мая 1210 года. Строительство нового здания началось уже в следующем, 1211 году, и продолжалось до 1481 года. Средства на строительство поступали от духовенства и частных лиц.

История собора в Реймсе — это история и нескольких поколений зодчих, возводивших храм, по словам летописца, «с великим тщанием и заботой». Архитекторы, художники и ремесленники, поколение за поколением работавшие над строительством собора, создали памятник, в котором с великой силой воплотился истинный дух французского народа.

План собора был составлен Жаном д’Орбе. По его замыслу, храм должен был представлять собой трехнефную базилику, пересеченную трехнефным трансептом. Этого плана в основном придерживались последующие архитекторы. Жана д’Орбе сменил Жан де Лу, который в 1241 году завершил возведение хора и трансепта. После него строительство в течение восемнадцати лет возглавлял Готье (Гоше) де Реймс, а следующие 35 лет — Бернар де Суассон. Авторству последнего принадлежит замечательное окно-роза на западном фасаде собора. «Галерею Королей» и башни строил до 1311 года Робер де Куси. Верхние ярусы башен были завершены около 1427 года, но предусмотренные проектом высокие шатры над башнями так и не были построены. По замыслу строителей, их должны были венчать гигантские остроконечные шпили. Остались в проекте и еще пять башен собора — первоначально он задумывался семибашенным.

Несмотря на длительные сроки строительства и разных архитекторов, собор в Реймсе сохранил единство замысла: многообразие талантов строивших собор зодчих слилось в настоящую каменную симфонию. При первом же взгляде на фасад собора бросается в глаза устремленность всех его архитектурных форм ввысь. Здание как бы растет из земли, поднимаясь ярус за ярусом, дробясь множеством остроконечных стрельчатых арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Массы собора как бы теряют свою тяжесть, и гигантский храм длиной 150 м с двумя 80-метровыми башнями стремительно взлетает к небу.

Реймский собор обильно украшен скульптурой. Недаром его называют «царством скульптуры». Высеченные из камня рельефы украшают его главный фасад. Их тысячи. «Скульпторы Реймса придали своим работам такую глубину содержания, что даже как бы заслонили его чисто архитектурный замысел, — пишет О.А. Лясковская в книге “Французская готика”. — Кажется, что мастера-каменотесы искали в Реймсе последнего прибежища, чтобы выразить в своих образах еще нерастраченные духовные силы, как бы предчувствуя, что скоро место высокого искусства займет либо изящная поверхностная манерность, либо скучный готический академизм».

 

 

Первый ярус фасада украшают три массивных портала. Их обрамляют стрельчатые арки. Центральный портал выше и шире боковых. У главного входа посетителя встречает статуя Богоматери, которой посвящен храм. Два других портала посвящены святому Сиксту и теме Страшного суда. Порталы украшают большие фигуры святых, изваянные в 1220—1225 годах. На втором ярусе главного фасада находится традиционная для французской готики «Галерея Королей», где помещены скульптурные портреты королей Франции и статуи святых. Обильно украшены резьбой и скульптурой и боковые фасады, контрфорсы, стены и даже крыша, на которой установлены статуи причудливых чудовищ. Скульптурная резьба украшает и капители колонн внутри собора. Важным новшеством, впервые появившимся в Реймском соборе, стали капители с растительным узором. Впоследствии этот мотив распространился по всей Европе.

Многое из скульптурного убранства Реймского собора до наших дней не дошло. Часть скульптур безвозвратно погибла, часть в новейшие времена была заменена копиями. Но все же от XIII века сохранилась бульшая часть рельефов. Среди них первое место занимает композиция «Встреча Марии с Елизаветой», расположенная справа от центрального входа. Из-за удивительной близости к памятникам Древней Греции ее называют «греческим мгновением готической скульптуры». Имя гениального автора этих изваяний неизвестно. Исследователям удалось установить, что он был одним из первых художников, участвовавших около 1220 года в украшении собора. Вероятно, он возглавлял скульптурную мастерскую, и многие статуи Реймского собора несут на себе печать его оригинального таланта.

Высота центрального нефа собора — 38 м, длина — 139 м, ширина — 14, 6 м. В силу того, что собор служил для коронаций, его центральный неф значительно длиннее, чем в других французских соборах. На витражах Реймского собора можно видеть изображения королей Франции и архиепископов Реймса. Все существующие витражи — копии. Большинство из подлинных средневековых витражей погибло еще в XVIII веке, когда в собор ворвались революционно настроенные солдаты. Часть горожан попыталась защитить храм, но была сметена. К 1914 году единственным подлинным витражом оставалась знаменитая «темно-пурпурная роза» главного фасада, посвященная Славе Богоматери, но она была уничтожена германской артиллерией в Первую мировую войну.

В апсиде собора находится скульптура атланта с искаженным в отвратительной гримасе лицом. Предание утверждает, что именно эта безобразная физиономия вдохновила Виктора Гюго на создание образа Квазимодо, звонаря собора Парижской Богоматери. Драгоценной реликвией, хранящейся в Реймском соборе, является золотая чаша для коронационных церемоний, относящаяся к XII веку. Из нее причащались короли Франции во время коронации.

В годы Первой мировой войны германские войска на протяжении 1914—1918 годов целенаправленно обстреливали Реймский собор из тяжелых орудий. В храм попало около трехсот крупнокалиберных снарядов. Здание устояло, но получило тяжелейшие повреждения. Была полностью разрушена апсида, во многих местах рухнули стены, погибло большое количество скульптур, в том числе монументальная фигура Христа. Этот акт бессмысленного вандализма возмутил весь мир и явился прологом к массовому уничтожению памятников культуры, совершенному немцами во время Второй мировой войны.

После войны французы бережно восстановили Реймский собор — драгоценнейшую реликвию своей национальной культуры, но множество ценностей было безвозвратно утрачено.

Собор в Амьене

Амьен — главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор — самая большая готическая постройка во Франции.

Строительство собора в Амьене началось почти одновременно со строительством Реймского собора. В 1218 году пожаром, вызванным ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. А первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 г. и был погребен в центральной капелле собора). Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена.

Строительство Амьенского собора было в основном завершено к 1288 году, но достройки продолжались и в XIV веке. Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть в два раза шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни лишь до половины высоты. Они почти не поднимаются над кровлей собора, отчего возникает ощущение определенной дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северная башня была достроена только в начале XV века. Разные по высоте и рисунку башни делают фасад собора чрезвычайно живописным.

Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина — 145 м, максимальная ширина — 59 м, высота сводов центрального нефа достигает 42, 5 м, ширина центрального нефа — 14, 5 м, общая площадь здания составляет 7800 кв. м. После завершения строительства собор мог вмещать в себя все население Амьена, составлявшее тогда около 10 тыс. человек.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ.

Издали Амьенский собор напоминает драгоценный ларец. Скульптура, рельефы, резной орнамент покрывают его фасады. Главный, западный, фасад отличается особым богатством убранства. Три пышно украшенных портала обозначают первый ярус здания. В центре фасада, над главными вратами, расположена статуя Христа, попирающего льва и химеру — символы смерти. Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, а наличники — сидящие фигуры химер. Второй и третий ярус украшен нарядными аркадами — их называют «ажурной галереей», на четвертом находится традиционная «Галерея Королей».

Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем сюжетам: теме Страшного суда, Деве Марии и местночтимому святому — первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224—1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура «Золотая Мадонна», относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная статуя послужила в последующем образцом для многих скульпторов Франции и Европы.

Стены храма почти лишены убранства — их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма разделено широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 м создает в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом.

Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета и рельефами, изображающими историко-бытовые сценки. Всего здесь около 4500 фигур. Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И «роза», и стрельчатые окна высотой 12 м раньше были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны — в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало возвышенное настроение у молящихся. Но для того чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.

 

Руанский собор (фр. Cathé drale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции[1]. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Постройка нового собора в Руане была начата в 1201 г., после того как в 1200 г. пожаром был уничтожен вместе с большей частью города старый собор, отдельные сохранившиеся части которого (северная башня до уровня колокольни, тимпаны порталов западного фасада и др.) были включены в новую постройку.

В основном собор был закончен к 1250 г., но достройка его отдельных частей растянулась до XVI в. Собор несколько раз горел и реконструировался до XX в. включительно.

Руанский собор — трехнефная базилика, в которой промежутки между контрфорсами застроены капеллами. Мощные опоры среднего нефа, образующие пучки колонн, несут высокую двухъярусную аркаду, верхний ярус которой первоначально открывался на галереи (позднее уничтоженные в связи с увеличением окон).

В хоровой части нет второго яруса аркад, сохранены лишь трифории, аркада которых имеет более вытянутые пропорции, чем в нефе.

Архитектура собора отражает влияния местных нормандских традиции: о них свидетельствуют мощная башня над средокрестием и громоздкие, несмотря на позднеготические мотивы декора, западные башни, по-романски фланкирующие необычно широкий фасад.

Внутреннее убранство Руанского собора поражает величием. Максимальная высота свода – 51 метр. Ажурные окна заливают залы рассеянным светом. В соборе нет многоцветия красок, свойственного барочным храмам. Мощные многогранные колонны, стрельчатые полуарки галерей, светлые своды на нервюрах и монохромные скульптуры отражают возвышенную строгость готики. На этом сдержанном фоне яркими красками выделяются лишь витражные окна трансепта. Этим окнам уже восемьсот лет. В хоре храма покоится «Львиное» сердце великого короля – Ричарда Первого. В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк с памятной надписью от англичан.

 

Общая характеристика искусства Германии готического периода. Готические соборы (собор в Бамберге, Наумбургский собор, Кельнский собор, Магдебургский собор)

Руанский собор

Сент-Шапель в Париже

Собор в Амьене

Собор в Реймсе

Собор в Шартре

Собор Парижской Богоматери

Немецкая готика складывалась под влиянием готики Франции, но имела региональные особенности. Недостроенные романские постройки достраивают в новом стиле или добавляют к ним лишь готические детали и элементы, не изменяя конструктивную базу сооружений. Возникает целый ряд сооружений романско-готического, переходного стиля, не лишённых выразительности, монументальности и достаточно отличных от готических сооружений Франции, Испании, Британии.

Постепенно немецкая готика приобретает мощь, индивидуальность и появляются как заимствованные из Франции образцы, так и оригинальные, местные. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трир. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Вытянута лишь алтарная часть. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики — Франция. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.

Готические постройки Германии имеют свои особенности: архитекторы не разрабатывают и не украшают западный фасад, как во Франции, башен часто не две, а одна высокая или четыре, вход в собор с бокового фасада, а сама архитектура сохраняет строгий геометрический, почти крепостной характер.

В Германии была разработана система зальных церквей, впервые применены принципы готики в архитектуре зданий центрического плана, по-новому решена проблема возведения башен-колоколен. Существенное значение имело и более широкое, чем в других странах, применение в готической архитектуре Германии фахверковой системы конструкций, а также распространение на севере и северо-востоке страны так называемой кирпичной готики, создавшей новые конструктивные и художественные приемы.

Готическая архитектура Германии обычно делится на три периода: ранняя готика (XIII в.), высокая, или зрелая, готика (XIV — начало XV в.) и поздняя готика (XV — начало XVI в.)

Кафедральный собор – архитектурный символ Магдебурга, первое и старейшее готическое сооружение на немецкой земле. В архитектуре собора, отражая периоды его строительства, сочетаются черты позднероманской и раннеготической архитектуры, высокая немецкая готика. Собор находится на одноименной площади примерно в 1, 3 км к югу от главной городской Старой рыночной площади.

(((В 937 году будущий император Великой Римской империи Оттон I Великий избрал город Магдебург своей резиденцией и основал здесь монастырь святого Маврикия. В 950 году, согласно историческим источникам, он начал грандиозное строительство резиденции и монастыря.

Первый собор предположительно был трехнефной базиликой, с трансептом и криптой в восточной части и обширным зальным пространством на западе.

В 968 году на рейхстаге в Равенне Магдебург был возвышен до архиепископства и Адальберт Трирский был объявлен первым архиепископом. Церковь святого Маврикия стала кафедральным собором.

20 апреля 1207 года сильный пожар уничтожил большую часть города, в том числе монастырские постройки и замок императора, не пощадив и собор.

Предполагают, что готический проект восточной части (хора) здания принадлежит именно архиепископу Альбрехту. В ходе строительства в проект неоднократно вносились изменения.В о второй половине 13-го столетия сооружение собора надолго остановилось (до 1274) и было возобновлено благодаря золоту, чудесно обретенному пастухом Томасом Коппеле.

При архиепископе Отто Гессенском была, наконец, завершена внутренняя отделка, и в 1363 году было широко отпраздновано освящение собора. Очередной этап строительства был начат более чем через сто лет, в 1477 году, когда собор, наконец, увенчали две башни высотой около 100 метров, возведенные Бастианом Биндером, единственным мастером, чье имя сохранилось в летописи строительства храма. Датой завершения всех работ считается 1520 год, когда на северную башню был помещен орнаментальный крест.)))

Магдебургский собор известен своими старинными колоколами, пять из которых сохранились со средневековья; три самых больших колокола обладают лучшим барочным звучанием в Германии. В соборе Магдебурга проводятся концерты духовной музыки с использованием нового органа, установленного в 2008 году.

Поскольку возведённый собор стал результатом деятельности зодчих нескольких столетий, это нашло отражение в архитектуре и декоре здания. Первое на немецкой земле готическое сооружение сохранило следы романской архитектуры. В результате нижний ярус центрального нефа еще слишком тяжел и слитен, его скорее следует отнести к поздней романике, чем готике, зато второй ярус обходной галереи отмечен уже всеми чертами раннеготического стиля. Наконец, большие окна третьего, самого последнего яруса собора, можно уже считать подлинно готическими.

Главный фасад собора напоминает настоящую крепость из-за монолитных четырехугольных башен, которые на две трети своей высоты сливаются с основной частью фасада. С юга к собору примыкает небольшой клуатр – оставшийся в наследство от первоначальной монастырской постройки. А с северной стороны находятся так называемые «Райские врата» - портал с десятью фигурами Дев разумных и неразумных. Эти фигуры представляют собой один из самых ярких образцов готической скульптуры (около 1240-1250). Библейская притча о разумных девах, которые в ожидании небесного жениха (Христа) наполнили свои светильники маслом, и девах неразумных, которые, придя на свидание к жениху масла с собой не взяли, воплощена в самых лучших традициях готического натурализма. Мудрые девы, встретившие жениха достойно, бурно ликуют, не скрывая своей радости, тогда как девы неразумные, оставленные женихом рыдают столь же искренне и неподдельно.

Собор длиной 120 метров и высотой 32 метра, с башнями высотой чуть более 100 м, представляет собой трехпролетную базилику с одним поперечным пролетом, галереейхора и деамбулаторием. Вопреки драматической истории, собор обладает многими художественными сокровищами. В их числе романские надгробные плиты из бронзы и античные колонны из порфира, мрамора и гранита, вероятно, происходящие из Равенны. Большой интерес представляют раннеготические фигурные изваяния святого Маврикия и святой Екатерины (1240-1250-ые годы). Фигура святого Маврикия с подчеркнуто натуралистично переданными африканскими чертами лица представляет собой первое изображение мавра в европейском средневековом искусстве.

Дубовые скамьи в восточной части храма украшены резными композициями с изображениями сцен из жизни Иисуса Христа (1363)

В северном боковом нефе находится еще одна достопримечательность собора - шестнадцатиугольная капелла середины 13 века, напоминающая по своему внешнему виду восточный шатер.

 

Кельнский собор

 

В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов Священной Римской (Германской) империи, встала задача сооружения нового городского кафедрального собора. Кёльн переживал в ту пору свой расцвет, и, по замыслу отцов города, масштабы нового собора должны были затмить все остальные храмы.

15 августа 1248 года архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, положив тем самым начало самому затянувшемуся европейскому «долгострою», — окончательно собор был завершен только в 1880 году. Впрочем, работы в соборе не прекращались никогда и продолжаются до сих пор.

План Кёльнского собора заимствован у собора в Амьене. Кроме того, архитекторы собора были хорошо знакомы с французскими готическими постройками в Париже, Сен-Дени и Бове. Однако Кёльнский собор — произведение немецкой архитектуры.

27 сентября 1322 года был освящен хор собора. Его длина составила 41 м, ширина — 45 м, высота центрального нефа — 43 м. Высокие стрельчатые окна, в которые были вставлены цветные витражи, достигали в высоту более 17 м.

Работы на южной башне были прекращены около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. На гравюре Антона Везена, запечатлевшей Кёльн 1531 года, вместо собора возвышается только его гигантский остов. Возле доведенной до пятидесятиметровой высоты башни застыл ручной подъемный кран. Вокруг безлюдье — стройка приостановлена.

К 1790 году эта картина мало изменилась: Кёльнский собор стоял недостроенным, вдобавок, уже требующим ремонта. Между хором, завершенным около 1300 года, и южной башней располагался прикрытый временной кровлей недостроенный неф длиной 70 м и высотой лишь 13 м. Башни тоже не были завершены — южная доведена до высоты 59 м, северная — и того меньше.

В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV распорядился завершить Кёльнский собор согласно первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1863 началось строительство башен высотой 157 м. А 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялись торжества по случаю завершения постройки. Однако и после этого в соборе продолж


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1987; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь