Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четыре Евангелиста. Книжная миниатюра



Общая характеристика искусства Византии IX - XII веков. Формирование крестово-купольного храма. Храм Св. Софии в Константинополе.

Становление раннего феодализма в Византии (кон. 7 - нач. 9 вв.) сопровождалось глубокими социальными конфликтами, движениях крестьянско-плебейских слоев общества – икопоборчестве - которые охватили прежде всего византийский Восток. ( их традиции вообще не допускали изображения человека). Период иконоборчества длился с 726 до 843 г. Борьбу иконоборцев поддерживали и им­ператоры, заинтересо-ванные в укреплении воен­но-земледельческой знати. В иконоборчестве воз­родились светская традиция античного искусст­ва, мотивы эллинистических декоративных росписей, народного искусства Востока, абст­рактной символики. С движением иконоборче­ства связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного дви­жения вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. С конца 9 но начало 13 в. длился период зрелого средневековья - феодальные отношения господствовали. В эпоху Македонской династии (867-1056) и династии Комнинов (1081-1185) византийская художественная культура пережила новый расцвет. В 9-12 вв. завершилось сложение зрелого средневекового искусства и класси­ческого средневекового синтеза. В искусстве усилились спиритуалистические тенденции, оно подчинялось строгим догматическим правилам.

 

В церковной архитектуре с 12 в. самостоятельное место заняли монасты­ри, представлявшие комплексы утилитарных построек, обнесенных крепостными башнями. В середине монас­тырского двора располагался храм (Католикон) - с конца 8-10 вв. господствующим его типом стал крестово-купольный

((( Кресто́ во-ку́ польный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

 

ФОРМИРОВАНИЕ (в целом)

На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик, начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм (круглые, граненые, крестообразные и др.) возводились как крещальни (баптистерии) и мартирии (от лат.martyr) — постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников. Самый известный мартирий — ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Таким образом первоначально функции центрических купольных сооружений и храмов-базилик, в которых совершалась литургия, четко различались.

Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Однако, прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек, благодаря которым можно увидеть, как интенсивно шёл процесс осмысления образа христианского храма.

С одной стороны, центрические храмы сформировались на основе раннехристианских мартириев. С другой стороны, сам старый тип храма-базилики подвергся трансформации и был соединен с куполом. )))

 

Храм имел 3-хнефный пли 5-нефный план, в центре здания - небольшой полусфе­рический купол. В крестово-купольных храмах исчезает драматический пафос, характерный для гигантских универсальных по замыслу сооружений империи Юстиниана. Своей целесообразностью, прочностью и устой­чивостью новый храм отвечал массовым потреб­ностям средневекового общества. Типичные памятники крестово-купольного храма - Католикон в Фокиде, церковь св. Феодоров в Афинах (1049), церковь Успения божьей матери в мо­настыре Дафни (1060—1070). Они отличались уравновешенными пропорциями и гармоничным соотношением материальной формы и простран­ства. Широкое рас­пространение крестово-купольных храмов за пределами Византии. Небольшие по размерам, они строились в провинциях империи монастыр­скими общинами, епископатами, приходами и отдельными семьями, украшали городские и сельские кварталы. Начали украшать наружные стены храмов. В дальнейшем в византийской арх-ре не произошло существенных изменений. Воплощенное в архитектуре средне­вековое представление о мироздании не изме­нялось.

 

После завершения конфликта между иконоборцами и иконопочитателями в 9-10 вв. стала возрождаться сюжетная изобра­зительная церковная живопись. Складывалась законченная канониче­ская система со строгой иерархией святых. Месторасположе­ние мозаик и росписей определялось новой архитектурной конструкцией храмов. Живопись целиком теперь заполняет стены, своды, опоры, купола, она создает с архитектурой единую эмоцио­нальную среду. В куполе, олицетворяющем небо, изображался Христос Вседержитель (Пантократор), по четырем сторонам от него - ангелы - хранители четырех стран света, еван­гелисты - в четырех парусах купола, Богома­терь - в апсиде, апостолы, мученики - на сво­дах и столбах и т. д. Усложняется и обогащается характер обра­зов. Пассивная созерцательность образов вы­тесняются активной моральной проповедью. Во второй половине 11-12 вв. при Комнинах утверждается классический торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не свя­занные друг с другом фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальной среды на золотом фоне, лица приобретают аскетический характер. В живописи нарастает линейное на­чало. Цвет, положеный ровным слоем, становится плотным, условным. Мозаики уклады-ваются правильными рядами кубиков с постепенным переходом близких тонов. Главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духов­ной содержательности образа, то драматичного, то сурового, то возвышенно-ясного и т. д.. К луч­шим памятникам поздней поры (12 в.) относят­ся одухотворенные образы Христа, Марии и Иоанна Крестителя в южной галерее св. Софии Констан-тинопольской, в которых сохраняются еще правильные пропорции и пластическая трактовка форм.

Классическое произведение византийской жи­вописи конца 11 в. - мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин). Он сосредоточил вни­мание на внутренней характеристике образов. Особое место в этом ансамбле, посвященном Христу и Богоматери, занимает монументальное изображение Пантократора, наделенного огром­ной эмоциональностью и нравственной силой. Он суров, строг, широко раскрытые глаза приковывают зрителя, в них укор и гнев, мудрость и следы трагических переживаний.

Основной формой станковой живописи в Ви­зантии была иконопись, значение ее возросло в после иконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, восходят к ритуальным фаюмским портретам. Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратив­шем земную оболочку священном образе. Инди­видуальные черты заменялись канонизирован­ным ликом святого. Вопреки кано­ничности изобразительных приемов в лучших иконных образах проявлялось живое человече­ское чувство.

Шедевр византийской живописи 11- нач. 12 в. - икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографическо­го типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами о 1204 г. сыграли трагическую роль и судьбе империи. Крестоносцы разгра­били город, греческие художники переселились в страны Западной и Восточной Европы. Вме­сте с тем крестовые походы способствовали взаимопроникновению элементов культуры разных пародов.

 

Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии.

Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, снова был разрушен, на этот раз до основания, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тыс. человек.

После этого император Юстиниан I заложил новый храм. В это время в Константинополе уже существовало 30 церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все когда-либо построенное в мире.

Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был к тому же выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще 100 архитекторов.

Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.

Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.

Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.

 

В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тыс. бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но силы были неравны. 29 мая турки ворвались в город.

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота христианского храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальный вид собора. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и лишь в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке находились султанская усыпальница — здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.

" Как некогда людям средневековья подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором"

 

Примечания:

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь