Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре.Стр 1 из 5Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ
Преподаватель: Тимошевский Александр Васильевич
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Задачи курса и основные рекомендации для изучения философии…………...3 2. Содержание дисциплины………………………………………………………....5 3. Организация самостоятельной работы студента………………………….…….6 4. Темы для выступлений и планы семинарских занятий…………………………9 5. Темы контрольных работ/рефератов……………………………………………14 6. Тестовые задания для текущего контроля успеваемости……………………...16 7. Примерные вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета/экзамена) ………………………………………………………………..30 8. Список рекомендуемой литературы…………………………………………….31 9. Словарь основных терминов…………………………………………………….36
ЗАДАЧИ КУРСА И ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Студенту, приступающему к серьезной работе над философским курсом, крайне важно уяснить (и желательно как можно раньше), что, как многократно подчеркивал выдающийся советский философ М.К. Мамардашвили, научить философии, как можно научить физике или математике, принципиально невозможно. Разумеется, она представляет собой определенную сумму знаний, или, по крайней мере, информацию, которую можно получить и (при желании) заучить. Но заучить – не означает понять. В отличие от конкретных, так называемых точных наук, философские размышления даже запомнить крайне трудно. Настолько велико обилие идей, принципов, терминов, имен, систем, направлений. Философию можно только понять. По многим причинам. Одна из них в том, что философская теория – это предел человеческой мысли. Это теория, дошедшая до края возможных абстракций. Дальше нет ничего, кроме чистой мысли. Философию невозможно ничем измерить, исчислить – никакими теоремами, алгоритмами, формулами, схемами. Не укладывается она и в простое перечисление идей, фактов, дат и событий, примеров. Ее понятия не только предельно абстрактны, но и “ пусты ”, внепредметны, под них невозможно “подвести” конкретные вещи и явления, которые мы осязаем и видим. Но именно таковы понятия, которые обычно встречаются в философских текстах - Бытие, материя, дух, бог, сознание, «человек», логос, хаос, космос, эйдос, даймонион, номос, эрос, танатос, архэ, апейрон, энтелехия, динамис, энергейа, синергейа, монада, «вещь», «вещь-в-себе», ноумен, феномен, апперцепция, трансценденция, трансцендентальное, трансцендентное, интенция, трансгрессия, любовь, тоска, воображаемое, «текст», симулякр и др. Философия обладает множеством свойств, странных для обыденного состояния сознания человека, одно из которых условно можно назвать “протеизмом” – она постоянно скрывает свою подлинную сущность под чужим ликом, как Протей, мифологический сын Посейдона. Например, философию часто называют наукой, а это более чем сомнительное утверждение. Философия – это теория, но не научная, а совершенно особенная. Как любовь к мудрости, она скорее относится не к реальному, а к виртуальному, точнее идеальному, т.е. возвышенному миру. Философия связана с чем-то сверхчувственным, причем таким, которое мы не можем обнаружить непосредственно в собственном опыте. В этом смысле ее часто называют метафизикой – учением о сверхчувственных, основополагающих первоначалах Бытия. Философия – это сама человеческая мысль, и способ, форма, в которой эта мысль существует. Именно поэтому философию выучить или «вызубрить» просто так невозможно, а можно только понять. Отсюда проистекает и основная цель курса – понять философию как подлинное, а не сокрытое под чужим ликом явление. Предельная абстрактность философского мышления и необходимость разобраться в философии личным усилием мысли отпугивали не одно поколение студентов. В самом деле, когда философы утверждают, что философия имеет дело с сущностями, а не с предметными явлениями, что она не признает чувственный опыт в качестве достоверного и достаточного для постижения истины, что, наконец, каждая вещь, каждый предмет имеет свой некий идеальный первообраз, свою идею – все это для непосвященного ума может показаться бредом сумасшедшего. Но еще большим бредом, на грани шизофрении, для “нормального” человека может показаться одна из ключевых установок современной философии, так называемого постмодернизма: “мир есть текст, и чтобы понять мир, нужна деконструкция этого текста”. Что это означает? Откровенную чепуху, рениксу, как любил говаривать выдающийся советский физик Китайгородский, или, все-таки, глубокое понимание того, что сам мир, в котором живет человек, не имеет единого смысла, а исполнен множества смыслов и значений, которые открываются не сразу и не каждому? Вот в этом, в частности, и предстоит разобраться учащемуся высшей школы. Однако, несмотря на столь популярный ныне философский постмодернизм, автор программы придает гораздо большее значение не ему, а классической философии. В связи с эти особое место в курсе занимает изучение философии Древнего мира, включающей восточную и западную философские парадигмы. Без понимания этих парадигм невозможно адекватно представить все последующее движение мировой философии. Поэтому студентам необходимо предпринять особые самостоятельные усилия с тем, чтобы разобраться в этих парадигмах и попытаться понять их смысл. Но как же понять философию в целом, ее извечное любовное и мучительное стремление к истине? Как утверждал великий Платон, философские идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души. Отсюда следует, что те из студентов, кто поставил перед собой цель лишь получить “корочки” о высшем образовании и прагматически думает только о своей профессиональной карьере, в идеальный мир знаменитой платоновской Гиперурании, т.е. в мир философии, попасть не смогут. “Когда не смотришь в небо, ты занят только собой”, - любили повторять древние. Отсюда становится понятно, что философия – это, безусловно, теория мира. Но это такая теория, когда возникает особое состояние человеческой души, которая ставит человека на край мира, подводит к его последнему пределу. Или, как говорил Мамардашвили, философия – это особое состояние души человека в поисках ее самой. Для успешной работы над курсом, конечно же, необходима еще и систематичность, и последовательность в работе в течение всего межсессионного периода, причем работе преимущественно самостоятельной. Философию нужно осваивать поэтапно, переходя от одной ее части к другой. Это относится как к собственно теории, так и к истории философии. Аристотеля невозможно понять без Платона, Платона – без Сократа, Сократа – без Фалеса, Маркса – без Гегеля. Это самое важное, содержательное соображение. Второе, формальное соображение, относится к специфике учебного плана, в соответствии с которым составлена программа курса. Учебным планом предусмотрено определенное количество времени на аудиторную(лекции и семинары) и внеаудиторную работу. Поэтому часть содержания тем курса отводится на лекции и семинары (работа студентов под непосредственным руководством преподавателя), другая часть – на собственно самостоятельную учебную работу студентов (СРС). Данное замечание представляется тем более существенным, поскольку, как показывает опыт, у многих студентов существует представление, будто бы на лекциях они должны получать весь программный материал “под запись”, что, конечно же, совершенно неверно. Высшая школа должна привить студенту навыки самостоятельного и творческого мышления. А это достигается только в ходе систематического интеллектуального тренинга, большую часть которого и должна занимать СРС за пределами учебной аудитории (дома, в библиотеке и т. д.). И еще одна задача курса: усиленная и настойчивая работа над философскимкатегориальным аппаратом. Для большинства люде й, не занимающихся философией, ее язык остается “закрытой лексикой”, или, как говорят, “птичьим языком”. Но чтобы прорваться в Бытие, нужно его понимать. А понять то, что думали до тебя другие (что само по себе исключительно непросто), можно лишь освоив язык философии. Ибо язык – это дом Бытия (М. Хайдеггер).
Учитывая все вышесказанное, студенту можно рекомендовать начать вхождение в философию с небольшого круга источников, постепенно, при желании и необходимости, расширяя этот круг и делая его все более объемным. По мнению автора, начинать изучение философии можно с чтения лекций М.К. Мамардашвили «Введение в философию», трактатов Платона «Протагор» и «Пир», историко-философского исследования Д. Реале и Д. Антисери «Западная философия от истоков до наших дней». Определенную помощь может оказать философский словарь Николы Убальдо «Иллюстрированный философский словарь». Параллельно чтению этих источников следует обращаться и к учебным пособиям.
Все основные философские тексты, включая тексты первоисточников и исследований, учебников, учебных пособий, справочников, словарей и энциклопедий по философии можно найти в «Электронной философской библиотеке», составленной автором специально для студентов СПбГИК. «Электронную философскую библиотеку» можно получить у старосты своей группы. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 4. Теория познания Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
ТЕМЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1. Философия как системно-теоретическая основа мировоззрения. 2. Значение философии в истории, современном мире и судьбе человека. 3. Почему Сова Минервы вылетает в сумерках? 4. Главные представители и основные философские проблемы ранней греческой философии. 5. “Золотой век” античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 6. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. 7. Историко-социальные и мировоззренческие предпосылки средневековой философии. 8. Понятия средневековой философии (креационизм, волюнтаризм, провиденциализм, эсхатология, теодицея). 9. Система Фомы Аквинского как вершина схоластики. 10. Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). 11. Социально-политические концепции и проблема человека в философии Нового времени: “Левиафан” Гоббса, “Мысли” Паскаля, “Этика” Спинозы, политический либерализм Дж. Локка. 12. “Критическое” учение И. Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. 13. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. 14. Кризис европейского рационализма и возникновение неклассической философии в середине ХIХ в. 15. Формирование, развитие и основные идеи иррационалистической философии Х1Х-ХХ вв. 16. Русский духовный Ренессанс в философии. 17. Истоки бытия в различных философских концепциях. 18. Время как философская проблема. 19. Мышление и язык как проблемы философского дискурса. 20. “Мысль изреченная есть ложь”. 21. Правда-истина и правда-справедливость как специфика русского поиска цельного знания. 22. Диалектика как искусство полемики. 23. Концепция научной революции в трудах Куна. 24. Дано ли нам предугадать, как наше слово отзовется? (Проблема этики творчества в ХХ веке). 25. Легисты Древнего Китая и современный тоталитаризм. 26. Идея космоса как природного и социального порядка в древнегреческой философии. 27. Актуальные проблемы общества и государства в трактате Августина “О граде Божием”. 28. Теория гражданского общества в истории западноевропейской социальной мысли. 29. Социальная деятельность людей в концепции З. Фрейда. 30. Оказался ли пророческим социальный пессимизм О. Шпенглера? 31. Будущее в фантастической и философской литературе. 32. Война и мир как проблемы философского осмысления. 33. Человек в поисках смысла жизни. 34. Жизнь после смерти: проблема личного бессмертия в философии и религии. 35. В поисках себя: значение межличностного общения и одиночества в жизни человека. 36. Интерпретация человеческой жизни в восточной и западной философии: сравнительный анализ.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1
Тема: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Возникновение, проблематика и содержание учений античных философов. 2. Становление древнекитайской философии. Ее основные характеристики, понятия, школы. 3. Философская культура Древней Индии.
Литература:
Семинарское занятие № 2
Тема: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Библия: новый смысл Бытия. 2. Греческая патристика: открытие Веры. 3. Латинская патристика: открытие Личности. 4. Схоластика: открытие Универсалий. 5. Теоморфная антропология: Плоть и Душа. Проблема Смерти.
Литература:
Семинарское занятие № 3
Тема: ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
1. Временные границы и основные характеристики Ренессанса. 2. Философские начала Возрождения: оправдание природы и достоинства человека. 3. Возрождение платонизма, аристотелизма, скептицизма. 4. Ренессанс, искусство, политика, магия и философия.
Литература:
Семинарское занятие № 4
Тема: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Философия, наука и проблема нового синтеза знаний. 2. Модусы, монады и гармония мира. 3. Номинализм и эмпиризм. 4. “Проект” философского Просвещения. 5. Немецкая классическая философия и ее проблемы. 6. Зарождение иррационалистической философии.
Литература:
1. Антология мировой философии. В 4-х т. / Т. 3. – М.: Мысль, 1971. – 761 с. 2. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб., 1998. 3. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 2002. – 320 с. 4. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1999. 5. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994. 6. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с. 7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с. 8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / В 4 т. – Т. 3. Новое время (От Возрождения до Канта). – СПб.: Пневма, 2002. – 880 с.
Семинарское занятие № 5
Тема: ФИЛОСОФИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ: МОДЕРН И ПОСТМОДЕРН
1. Модернизм и критика “Проекта Просвещения”. 2. Структурализм и постструктурализм. 3. Понятие постмодерна. Основные принципы и идеи философии постмодернизма. 4. Деконструкция и деконструктивизм. Символический обмен и симулякры.
Литература:
1. Бодрийяр Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000. – 306 с. 2. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.: ООО «Академический проект», 2009. – 261 с. 3. Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2000. 4. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. – СПб.: ООО Петрополис, 1999. – 240 с. 5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – 2-е изд. – К.: Час-Крок, 2006. -312 с. 6. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с. 7. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М., 1998. 8. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. 9. Карасев Л.В. Философия смеха. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – 232 с. 10. Коплстон Ф. История философии. XX век. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. – 269 с. 11. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.; СПб., 1998. 12. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994. 13. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). – М.: Ad Marginem, 1995. – 547 с. 14. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 584 с. 15. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб., 1999 – 605 с. 16. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. – 149 с. 17. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с. 18. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – 546 с. 19. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с. 20. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США – М.; СПб., 2000. 21. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М., 2000. 22. Секацкий А.К. Онтология лжи. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – 120 с. 23. Секацкий А.К. Прикладная метафизика: [эссе]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 414 с. 24. Секацкий А.К. Соблазн и воля: Проза, эссеистика. – СПб.: Борей-Арт, 1999. – 348 с. 25. Феноменология искусства. – М.: ИФРАН, 1996. – 264 с. 26. Фигура Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей / Под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 220 с. 27. Фуко М. Надзирать и наказывать. – М., 1999. 28. Фуко М. Слова и вещи. – М.; СПб., 1994.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Раздел 4. Теория познания
66. Теория познания именуется: 1) онтологией 2) аксиологией 3) эпистемологией 4) теодицеей
67. Исходная, простейшая форма чувственного познания: 1) аналитическое рассмотрение 2) измерение 3) восприятие 4) представление
68. Форма рационального познания: 1) ощущение 2) представление 3) понятие 4) восприятие
69. Критерий истины в марксистской философии 1) практика 2) наука 3) действительность 4) интуиция
70. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок: 1) индукция 2) синтез 3) абстрагирование 4) дедукция
71. Агностицизм — это: а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира в) учение о развитии мира г) учение о всеобщей причинной связи
72. Какое из понятий лишнее в данном перечне: а) гносеологический оптимизм б) агностицизм в) скептицизм г) антропоцентризм
73. Критерий проверки подлинности знания называется: 1) критицизмом 2) верификацией 3) фальсификацией 4) бихевиоризмом
74. Какой термин был введен М. Фуко для описания различных типов рациональности: 1) система 2) эпистема 3) парадигма 4) модель
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ (ЗАЧЕТА/ЭКЗАМЕНА). 1. Понятие философии и ее предмет. Философия и мировоззрение. 2. Функции философии и специфика философского знания. 3. Особенности древнеиндийской философии и ее основные школы. 4. Особенности древнекитайской философии и ее основные школы. 5. Космоцентризм древнегреческой философии. Первые (досократические) школы. 6. Сократ и Платон. 7. Основное содержание и историческое значение философии Аристотеля. 8. Особенности средневековой философии и основные этапы ее развития. 9. Основные направления и характерные черты философии Возрождения. 10. Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение философии Нового времени. Сенсуализм и рационализм и представители этих течений. 11. Материализм и идеализм в рационалистической философии XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 12. Идеалы философии Просвещения и специфика ее развития в Англии, Франции и Германии. 13. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. 14. Основные принципы философии Гегеля и ее историческое значение. 15. Критика религии и идеализма в антропологическом материализме Л. Фейербаха. 16. Отличие марксистской диалектики от диалектики Гегеля. Сущность материалистического понимания истории. 17. Национальные черты русской философии и основные этапы ее развития. 18. Философия всеединства Вл. С. Соловьева. 19. Философские идеи представителей русского духовного Ренессанса. 20. Философия естественнонаучного и религиозного космизма. 21. Главные направления неклассической западной философии и ее основные черты. 22. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 23. Позитивизм, его сущность и этапы развития. 24. Сущность философии экзистенциализма и его представители. 25. Философские аспекты фрейдизма и неофрейдизма. 26. Качественное многообразие форм бытия. 27. Материя и дух, их единство и противоположность. 28. Иерархия структурных уровней материи. Современные представления о единстве мира. 29. Движение и его свойства, качественная специфика и взаимосвязь форм движения. 30. Проблема пространства и времени в истории науки и философии. 31. Понятие развития. Диалектическая концепция развития. 32. Принцип детерминизма. Причина и следствие, закон причинности. 33. Закон и формы проявления закономерной связи. 34. Сознание, его происхождение и сущность. 35. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. 36. Общественное и индивидуальное сознание. Основные формы общественного сознания. 37. Проблема познания и познавательные способности человека. 38. Практика и познание. Формы и функции практики в познании. 39. Учение об истине и проблема отграничения истины от заблуждения. 40. Наука как форма познания и общественная деятельность. 41. Основные уровни научного познания и их взаимосвязь. Методы научного познания. 42. Научная теория, ее структура и основные функции. 43. Общество и природа, их взаимосвязь. Философия о сущности общества. 44. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. 45. Основные сферы жизни общества и их специфика. 46. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. 47. Философия о природе человека и смысле человеческого бытия. 48. Индивид и личность. Проблема социализации личности. 49. Глобальные проблемы современной цивилизации и будущее человечества. 50. Философия о принципах и законах развития бытия и познания.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ. Абстракция (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе процесса абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий. Агностицизм (с греч. не и знание) – исторически сложившееся направление в гносеологии, отрицающее возможность полного или даже частичного познания истины (солипсизм). Аксиология (с гр.) - учение о ценностях, исследующее происхождение и эволюцию ценностей, причины их существования, их роль в познании мира. Возникает на рубеже XIX—XX вв. Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр. Антиклерикализм (от лат. против и духовенство) – учение, сутью которого является критика церкви и ее вероучений. Антиномия (с гр; противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений. Антропоморфизм (с гр. человек и форма) – принцип уподобления явлений окружающего мира человеку. Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Парадигма, утвердившаяся в европейской философии со времени эпохи Возрождения. Антроподицея (с гр. оправдание человека) — принцип, обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире. Апория (с греч. непреодолимое препятствие) – суждение, содержащее в себе противоречие тому, что в нем утверждается. Впервые термин используется в философии греческим мыслителем Зеноном Элейским. Априорное знание (с лат. предшествующий опыту) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. Артефакт (с лат. — сделанное искусственно) - процесс, предмет, вещь, созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей. Аффект (с лат. душевное волнение, страсть) — определенное эмоциональное состояние, для которого характерны сильные чувства и волевые порывы, нарушающие ясность мышления. Существует точка зрения, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества. Архетип (с гр. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры. Атеизм – (с греч. нет и Бог) – учение, отрицающее существование Бога, в том числе и как первопричины вещей и явлений. Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе. Бессознательное — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По З. Фрейду, это Id или Оно. К. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры. Бытие — философская категория, обозначающая существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие, или существование, и идеальное бытие, или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы