Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



 

а) основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М.: Проспект, 2009.

2. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: РИОР ИНФРА-М: РАП, 2007. – 412 с.

3. Балашов Л.Е. Философия: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2010. – 612 с.

4. Бибихин В.В. Язык философии. – 3-е изд., стер. – СПб.: Наука, 2007. – 389 с.

5. Введение в философию: Учебник для вузов. - / В 2 ч. - / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

6. Волков Г. Сова Минервы. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 256 с.

7. Волков Г. У колыбели науки. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 224 с.

8. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. М.: Форум, 2011. – 288 с.

9. Ильин В.В., Лебедев С.А. Философия: курс лекций. – М.: Эксмо, 2011. – 336 с.

10. Канке В.А. Современная философия: учебник. – М.: Издательство Омега-Л, 2010. – 328 с.

11. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

12. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 318 с.

13. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

14. Курбатов В.И. Основы философии: учебное пособие. – М.: Наука Пресс, 2009. – 350 с.

15. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2011. – 408 с.

16. Липский Б.И. Философия: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2011. 496 с.

17. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992.

18. Мамардашвили М.К. Введение в философию. – М.К. Мамардашвили. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – с. 7-154.

19. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

20. Менетти А. Основы философии. – М.: БФ «Онтопсихология», 2007. – 268 с.

21. Налётов И.З. Философия: учебник. – М.: ИНФРА, 2010. – 400 с.

22. Новая философская энциклопедия / В 4 т. – М.: Мысль, 2010.

23. Паульсен Ф. Введение в философию. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 464 с.

24. Петров В.П. Философия: учеб. для вузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 551 с.

25. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. / В 4 т. – СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997.

26. Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах. – М.: Московский психолого-социологический институт, 2009.

27. Розин В.М. Традиционная и современная философия. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 400 с.

28. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА, 2009.

29. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

30. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 432 с.

31. Толпыкин В.Е. Основы философии: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.

32. Убальдо Н. Иллюстрированный философский словарь. – М.: БММ АО, 2006. – 582 с.

33. Философия (конспект лекций в схемах) / Редактор-составитель Д.И. Платонов. – М., 2007.

34. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009.

35. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008.

36. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008.

37. Философия: Хрестоматия / Сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

38. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина – М.: Гардарики, 2009.

39. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – изд. 8-е, дораб. и доп. – М.: Республика. Современник, 2009.

40. Челпанов Г.И. Введение в Философию. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 584 с.

 

 

б) дополнительная литература:

1. Kenny A. An Illustrated Brief History of Western Philosophy. – Blackwell publishing, 2006. – 421 pages.

2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. – Античность и современность. – М.: Наука, 1972. – С. 90-102.

3. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлис и Арнольдом И. Дэвидсоном. – М.; СПб.: «Степной Ветер»; ИД «Коло», 2005. – 288 с.

4. Антология мировой философии. В 4-х т. – М.: Мысль, 1969-1972.

5. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. / Сост. С.В. Перевезенцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 448 с.

6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

7. Бодрийяр Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000. – 306 с.

8. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. – М.: Изд. Савин С.А., 2008. – 284 с.

9. Будиль Й. Десять размышлений о времени. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. – 136 с.

10. Бычковский Б.С. Современная философия: проблемы материи и энергии. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 312 с.

11. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988. – 224 с.

12. Владимиров Ю.С. Метафизика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 568 с.

13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.

14. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М., 1987.

15. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1990. – 335 с.

16. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 528 с.

17. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб., 1998.

18. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.: ООО «Академический проект», 2009. – 261 с.

19. Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2000.

20. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. – СПб.: ООО Петрополис, 1999. – 240 с.

21. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – 2-е изд. – К.: Час-Крок, 2006. -312 с.

22. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.

23. Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2009. – 950 с.

24. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

25. Карасев Л.В. Философия смеха. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – 232 с.

26. Кессиди Ф. От мифа к логосу: Становление греческой философии. – 2-е изд., испр., доп. – СПб.: Алетейя, 2003. – 360 с.

27. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. – 264 с.

28. Коплстон Ф. История философии. XX век. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. – 269 с.

29. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов – М.: Инфра-М, 2009.

30. Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). – СПб.: Наука, 2014. – 533 с.

31. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.

32. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: АО АКРОН, 1995. – 232 с.

33. Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен». – М.: ИНСАН, РФК, 1993. – 240 с.

34. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. – М.: ИНСАН, 1992. – 154 с.

35. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И цзин, Дао дэ цзин, Лунь юй. – М.: Радикс, 1994. – 113 с.

36. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М.: Изд-во УДН, 1989. – 188 с.

37. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 2002. – 320 с.

38. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994.

39. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). – М.: Ad Marginem, 1995. – 547 с.

40. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с.

41. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики (Вильнюсские лекции по социальной философии). – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 306 с.

42. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 584 с.

43. Мамардашвили М.К. Стрела познания: Набросок естественноисторической гносеологии. – М., 1996. – 293 с.

44. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика. – 2002. – 832 с.

45. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). – М.: Высшая школа, 1968. – 192 с.

46. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М.: Московская школа политических исследований. 2000. – 416 с.

47. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – М., 2010.

48. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб., 1999 – 605 с.

49. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. – 149 с.

50. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с.

51. Понятие судьбы в контексте разных культур. – М.: Наука, 1994. – 320 с.

52. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

53. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – 546 с.

54. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

55. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США – М.; СПб., 2000.

56. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. – М., 2000.

57. Секацкий А.К. Онтология лжи. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – 120 с.

58. Секацкий А.К. Прикладная метафизика: [эссе]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 414 с.

59. Секацкий А.К. Соблазн и воля: Проза, эссеистика. – СПб.: Борей-Арт, 1999. – 348 с.

60. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Лондон-Москва: ПАНПРИНТ, 1998. –1064 с.

61. Томсон М. Философия науки. – М.: ФАИР-Пресс, 2003. – 304 с.

62. Феноменология искусства. – М.: ИФРАН, 1996. – 264 с.

63. Фигура Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей / Под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 220 с.

64. Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2011 – 1045 с.

65. Философия любви. Ч. 1 / Сост. А.А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990. – 510 с.

66. Философия любви. Ч. 2 / Сост. А.А. Ивин. – М.: Политиздат, 1990. – 605 с.

67. Философия: хрестоматия – М.: РАГС, 2006.

68. Философская энциклопедия. В 5-ти т. – М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

69. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

70. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

71. Фрагменты ранних греческих философов: Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. – 577 с.

72. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. – 240 с.

73. Фуко М. Надзирать и наказывать. – М., 1999.

74. Фуко М. Слова и вещи. – М.; СПб., 1994.

75. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб.: Евразия, 1998. – 376 с.

76. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

77. Хайдеггер М. Гераклит. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2011. – 515 с.

78. Хайдеггер М. Парменид. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2009. – 383 с.

79. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / Пер. с нем.; Отв. ред. А.Б. Рукавишников, Д.Н. Разеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 448 с.

80. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение – М.: АСТ, 2008.

81. Хрестоматия по философии – М.: Проспект, 2008.

82. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.

83. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии). – Античность и современность. – М.: Наука, 1972. – С. 251-263.

84. Ясперс К. Введение в философию. – Минск, 2000.

85. Ясперс К. Великие философы: Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна. – М.: ИФРАН, 2007. – 236 с.

86. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. – СПб.: Наука, 2000. – 272 с.

 

 

в) электронные ресурсы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http: //www.humanities.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование» http: //www.edu.ru

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http: //school-collection.edu.ru/

4. Портал «Куб - Электронная библиотека» http: //koob.ru (раздел «Философия»)

5. Портал «Словари ИНФО» – Словарь терминов по философии http: //www.slovari.info/philosophical/slovar_philosophical.htm

6. Портал «Национальная философская энциклопедия» http: //terme.ru

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.

Абстракция (с лат. отвлечение) — основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе процесса абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

Агностицизм (с греч. не и знание) – исторически сложившееся направление в гносеологии, отрицающее возможность полного или даже частичного познания истины (солипсизм).

Аксиология (с гр.) - учение о ценностях, исследующее происхождение и эволюцию ценностей, причины их существования, их роль в познании мира. Возникает на рубеже XIX—XX вв.

Амбивалентность (с лат.) — двойственность переживания, двойственные чувства, эмоции, вызываемые у человека какими-либо явлениями: любовь и ненависть, симпатия — антипатия, радость — горе и пр.

Антиклерикализм (от лат. против и духовенство) – учение, сутью которого является критика церкви и ее вероучений.

Антиномия(с гр; противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

Антропоморфизм(с гр. человек и форма) – принцип уподобления явлений окружающего мира человеку.

Антропоцентризм(с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире. Парадигма, утвердившаяся в европейской философии со времени эпохи Возрождения.

Антроподицея (с гр. оправдание человека) — принцип, обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире.

Апория (с греч. непреодолимое препятствие) – суждение, содержащее в себе противоречие тому, что в нем утверждается. Впервые термин используется в философии греческим мыслителем Зеноном Элейским.

Априорное знание (с лат. предшествующий опыту) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом.

Артефакт (с лат. — сделанное искусственно) - процесс, предмет, вещь, созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

Аффект(с лат. душевное волнение, страсть) — определенное эмоциональное состояние, для которого характерны сильные чувства и волевые порывы, нарушающие ясность мышления. Существует точка зрения, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества.

Архетип (с гр. начало + образ) — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.

Атеизм – (с греч. нет и Бог) – учение, отрицающее существование Бога, в том числе и как первопричины вещей и явлений.

Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.

Бессознательное — психическая жизнь, происходящая без участия сознания. По З. Фрейду, это Id или Оно. К. Юнг считает бессознательное коллективным достоянием, оно формирует основные мотивы жизнедеятельности, является источником творческой фантазии духа и архетипов культуры.

Бытие — философская категория, обозначающая существование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие, или существование, и идеальное бытие, или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия — возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия — объект дискуссий.

Витализм (с лат. жизнь) — концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Утверждает, что характер и продолжительность жизни зависят от витальности того или иного организма.

Витальность (с лат, жизнь) — жизненная сила, степень жизненности.

Верификация(с лат. истина + делать) — подтверждение истинности или ложности какого-либо высказывания с помощью логического доказательства или опытным путем. Неопозитивизм считает, что метод верификации разоблачает несостоятельность тех высказываний, которые не могут быть подтверждены эмпирически.

Гедонизм (с гр. удовольствие) — направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

Географический детерминизм– направление в социальной философии и социологии, объясняющее индивидуальные особенности развития этноса, присущие разным народам различные формы общественного сознания (экономического, этического, правового, политического и др.), - особенностями географических условий проживания данного этноса (климатом, ландшафтом, плодородием почв, наличием или отсутствием каких-либо полезных ископаемых и т.д.).

Герменевтика (с гр.) — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения. В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре. Философская герменевтика обосновывает превосходство понимания и интерпретации над объяснением.

Гетерогенность (с гр. — разнородность) - характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие отгомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.

Гносеология (с гр.) — учение о познании. Гносеологический — относящийся к процессу познания.

Гносеологический оптимизм – исторически сложившееся направление в гносеологии, утверждавшее возможность познания истины в процессе развития науки.

Гипостазирование (с гр. сущность) — приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования.

Дедукция- метод познания от общего к частному (противоположен индукции).

Деизм (от лат. Бог) – философско-религиозное учение, ограничивавшее участие Бога в судьбе мира сотворением и первотолчком, приведшим мир в движение, после которого мир развивается сам по себе, вне участия Бога. Возникло в натурфилософии Возрождения, было распространено в Европе в эпоху Нового времени и Просвещения.

Деконструкция (с лат.) — процесс, обратный конструкции, разборка смысловых конструкций текста с целью выявления его подлинного смысла.

Деонтология (с гр. учение о должном) — раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований в отличие от аксиологии — учении о ценностях. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в соответствии с требованиями социально-исторической практики, культурной традиции.

Дескриптивность (слат. описание) — изображение с помощью языка содержания переживания, соответственно — дескриптивный (описательный) метод в науке.

Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.

Деятельность — человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая целесообразное его изменение и преобразование. В любой форме деятельности есть цель, средство и результат. Деятельность всегда опосредована орудиями и знаками.

Диалектика (с греч. искусство спора) – философское учение о всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений мира, предполагающей их движение и развитие, выход на более высокий качественный уровень.

Дискурс (с лат. рассуждение) — знания, полученные на основе предшествующих суждений, зафиксированные в письмах или устной речи.

Дуализм (с лат. два)– исторические сложившееся направление в философии, исходящее из постулата наличия двух независимых друг от друга первопричин бытия вещей и явлений.

Идеализм(с греч. идея) – исторически сложившееся направление в философии, согласно которому материальное есть результат идеальной первопричины.

Имманентный (с лат.) — пребывающий внутри, внутренне присущий.

Имморализм (с лат.) — отрицание обязательности принципов и предписаний морали. Крайний имморализм стоит на точке зрения аморализма, т. е. отрицания требований морали и принятых норм поведения в любом обществе.

Индукция(с лат. наведение) — метод и принцип познания, основанный на восхождении от частного, отдельного, единичного к общему и закономерному.

Интровертность (с лат.) — обращенность человека на свой внутренний мир, самоизоляция от мира, который воспринимается интровертом как грубо вмешивающийся в мысли и чувства человека и подчиняющий воздействиям извне (термин: введен К.-Г. Юнгом).

Интерпретация (с лат.) — истолкование, разъяснение смысла и значения чего-либо. Интерпретация предполагает предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.

Категории (с гр. высказывание) — основные понятия философии, обозначающие присущие вещам и явлениям общие характеристики (например, причина и следствие, возможное и действительное, материальное и идеальное). Категории, согласно диалектическому учению, носят парный характер.

Категорический императив (с лат. – безусловное требование, повеление) — термин философии И. Канта, означающий априорную форму морального знания в человеке, на основе которой он поступает и которой руководствуется при оценке собственных поступков.

Картезианство (с лат. имени Декарта) — философия приверженцев и продолжателей Декарта. Последовательный рационализм, дуализм тела и души, дедукция и математические методы в познании составляют особенности этой философской школы.

Код (с фр.) — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, с помощью которых представляется, обрабатывается, передается и сохраняется информация. Культурные коды характеризуют разные типы культур.

Коммуникация (с лат. — совещаться с кем-либо) — центральное понятие в философии экзистенциализма: благодаря коммуникации субъект действительно становится самим собой, обнаруживая себя в другом. Коммуникация как общение может быть контактом, договором, дискуссией, встречей.

Коммулятивность (с лат. сообщение) — способность речи сообщать другому о переживаниях говорящего, в отличие от риторики, где на первый план выходит эстетическая функция речи, т. е. способность доставлять удовольствие своей красивой формой.

Конвергенция (с лат. вместе и сближаться) — сближение различных объектов исследования к одной системе. В социальной философии — поиск одинакового в разных, сообществах и государствах, что позволяет сближать их историю развития.

Конвенция (с дат.) — договор, регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами на основе целесообразности.

Контекст (с лат.) — тесная связь, соединение. Законченная часть текста или устной речи, обеспечивающая понимание смысла входящих в него слов и фраз.

Космоцентризм (с греч.космос и центр) – философская картина мира, сформировавшаяся в античной философии, согласно которой все вещи и явления мира созданы и соотносятся друг с другом на основе всеобщего Божественного порядка.

Креативность — способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Креативность как свойство личности, как правило, сочетается с высоким интеллектом, творческой самореализацией и правильной самооценкой личности.

Креационизм (с лат. Творение) – религиозно-философское христианское учение о сотворении мира Богом из ничего.

Легитимность (с лат. законность) — признание или подтверждение законности каких-либо прав и полномочий.

Либидо (с лат. влечение, желание, стремление) — термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий врожденное инстинктивное сексуальное влечение, стихийную силу желания. К.-Г. Юнг расширяет понятие либидо до психической энергии вообще.

Логика– философское учение о законах мышления.

Материальное – философская категория для обозначения объективной реальности, которая познается на основе ощущений, существуя независимо от них и различных форм сознания.

Материализм – исторически сложившееся направление в философии, согласно которому материя первична по отношению к идеальным формам бытия и предопределяет в своем развитии характер последних.

Менталитет (с лат.) — образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида. Менталитет обусловлен национальными и социокультурными особенностями, в которых живут и развиваются народы.

Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая утверждает наличие неизменного, постоянного и связь всего, что есть в действительности.

Мимесис (с гр. подражание) — стилистический прием; воспроизведение какого-либо образца или подражание каким-то манерам и стилю поведения.

Монада (с гр. единица) — термин, обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. Нередко термином монада обозначают духовную сущность в противовес материальной частице атому.

Монотеизм (с греч. один и Бог) – религия единобожия. В современном мире существует три монотеистические религии: иудаизм (национальная религия древних евреев, сложившаяся в основных текстах примерно к 5 веку до н.э.; христианство – мировая религия, возникшая в 1 в. н.э., и ислам – религия, возникшая в 7 в. н.э.

Мораль – существующие на всех исторических этапах и меняющиеся в соответствии с уровнем морального сознания человечества представления о добре и зле, о необходимых к соблюдению всеми членами общества нормах поведения.

Объективация (с лат. предмет) — превращение в объект, опредмечивание. Объективировать — превратить что-либо в объект.

Овеществление —понятие, которое обозначает исторически преходящую форму социальных отношений, когда отношения между людьми принимают видимость отношении между вещами, что приводит к отчуждению человека от его сущности и обезличению человека.

Онтология(с гр.) — учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков философии.

Опредмечивание и распредмечивание — процессы, в которых человеческие способности в процессе деятельности воплощаются в определенном предмете или вещи. Вместе с созданием чего-то нового человек изменяет и самого себя. Обратный процесс называетсяраспредмечивание, когда свойства предмета в процессе познания становятся достоянием человека.

Ориенталистика (с лат. восточный) — совокупность наук, связанных с изучением культуры и языков восточных народов.

Отчуждение (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного " подлинного Я". Проблема истоков, сущности и снятия отчуждения исследуется многими философскими школами.

Пантеизм (с гр. все и Бог) — учение, отом, что все есть Бог, отождествляющее Бога и природу. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога как Личности, Творца и Вседержителя.

Панлогизм (с гр.) — учение о том, что все в мире является осуществлением разума, что сама Вселенная имеет логическую природу.

Парадигма(с гр.)образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства определенных смысловых связей между изучаемыми явлениями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.

Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особоесостояниеэтноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.

Паттерн (с англ.) — образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной философии — типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты.

Позитивизм (с лат. положительный) — философская школа, основанная О. Контом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте, и претендующая на " снятие односторонностей" материализма и идеализма.

Политеизм (с греч. много и бог) — религия многобожия.

Провиденциализм(с лат. провидение, промысел) — философско-религиозное учение о предопределенности истории человечества и индивидуальной судьбы человека, всех событий в мире – провидением Божиим.

Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) — методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам; такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхождение и единство с другими объектами.

Реинкарнация (с лат.) — перевоплощение души, возрождение.

Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невозможности получения константного, абсолютного объективного знания.

Рефлексия (с лат.) — самоуглубление, обращение внимания субъекта на самого себя и на результаты собственной активности, их переосмысление.

Реформация(с лат.) – процесс широких общественных преобразований (экономических, политических, церковных, культурных и др.), охвативших Западную Европу в эпоху Возрождения.

Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — этика долженствования.

Секуляризация(с лат.) – отделение от церкви, формирование в обществе светской культуры, дистанцирующейся от церкви, независимой от ее влияния. Термин носит не только культурологический, но также экономический (отторжение в средние века земель от церкви), политический (появление светских государств), эстетический (преодоление церковного канона в искусстве, появление светского искусства, литературы).

Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — принцип познания, основанный на чувственном восприятии, согласно которому в интеллекте нет ничего, чего ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок позитивизму.

Символ (с гр.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ многозначен, хранит тайну, указание, понятное только посвященным.

Синкретизм – принцип целостного воззрения на мир, отсутствие разделения его на части. Свойственен древним культурам, тенденции к развитию синкретического воззрения на мир появляются в настоящее время.

Синология (с лат. названия Китая) — наука о китайском языке и литературе, часть китаеведения.

Синтез (с гр. соединять, сочетать) - процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое. Понятие противоположно понятию «анализ».

Скептицизм(с греч. сомнение) – исторически сложившееся направление в гносеологии, обосновывающее необходимость сомнения, критического мышления, как двигателя научного прогресса.

Соборность – понятие в русской религиозной философии начала ХХ века, противопоставившее себя западному индивидуализму, позитивизму и секуляризации, отражавшее особенность восприятия мира русским человеком (через собор, собрание). Развито в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.

Социальная философия – философское учение об обществе, его сущности, происхождении и всеобщих закономерностях его развития.

София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней заключены все мировые идеи и идеи самого человечества. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно.

Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение либидозных влечений, не получающих удовлетворения, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.

Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизменное в противовес меняющимся состояниям и свойствам. Часто субстанция — синоним материи, вещества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.

Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки в жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Тварность — сотворенное Богом, например, природа, вещь, человек; созданное, сотворенное, возникающее в результате акта Божественного творения.

Тенденция (с лат.) — стремление, склонность к чему-либо; предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направление, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) — учение об оправдании бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла.

Теология (с гр.) — богословие, учение о Боге, систематизация вероучения той или иной религии. Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом философской критики.

Теосо́ фия (от греч. божественная мудрость) — оккультное религиозное движение, уходящее корнями в гностицизм и неоплатонизм. В более узком значении под теософией понимается учение Е.П. Блаватской и ее последователей.

Теоцентризм– религиозно-философский принцип, согласно которому Бог является началом и центром мироздания.

Теизм (с гр.) — вера в единого Бога, существующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.

Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.

Трансцендентное (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пределами опыта, по ту сторону опытного, эмпирического знания.

Феноменология (с гр. явление + наука)по И. Канту, " наука о феноменах или явлениях действительности; по Гегелю — учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъекта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю — априорная наука о чистом сознании, которое всегда является " сознанием чего-либо», т.е. направленным на предмет.

Физикализм — философская концепция, считающая, что все познание должно осуществляться при помощи методов физики, в противном случае оно бессмысленно.

Философия (с греч. любовь к мудрости) – наука о всеобщих закономерностях развития бытия, природы, общества и мышления; тип мировоззрения.

Философская антропология – философское учение о человеке, его сущности, предназначении, смысле жизни, смерти, бессмертии.

Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональной физической действительности.

Эгалитаризм (от фр. равенство) – учение о социальном равенстве, впервые получившее развитие в период Великой Французской революции.

Экзистенция (с лат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающем, что существование предшествует сущности человека.

Экзистенциализм– философское течение, возникшее во второй половине 19 в. (основателем считается датчанин С. Кьеркегор) и развивавшееся в 20 веке, в фокусе внимания которого проблемы человеческого существования, пограничные состояния человеческой души, такие как тоска, одиночество, страх, абсурд и как возможный исход – самоубийство.

Экуменизм — движение за объединение всех христианских церквей. Возникло в XX веке.

Экстравертность (с лат.) — обращенность личности вовне. Противоположно понятию «интровертность».

Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как принцип познания противостоит рационализму.

Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теоретико-познавательный, гносеологический.

Эсхатология (с гр. крайний, последний) — представление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Р


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.109 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь