Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стадия категоризации социальных групп.
Процессы социальной категоризации привлекли особое внимание после экспериментов Г. Теджфела. Экспериментальные исследования показали, что существует предубежденность индивидов в пользу своей группы независимо от видов групп, характера и результатов взаимодействия. Причем коллективное взаимодействие дает больше предубеждение, чем межиндивидуальное. Подобные результаты привели к идее первичного фактора, с которого зарождается формирование групп, и начинаются межгрупповые отношения. Этим фактором является признание индивидами того что они относятся к определенной социальной категории. Они должны сами категоризовать себя. Этот процесс называется самокатегоризацией, т.е. восприятием индивидом своей идентичности в каком-либо отношении друг к другу. Суть процесса категоризации заключается в первую очередь не в том, что индивиды сходны друг с другом, а в том, что они отличаются от остальных людей и социальных групп. Категоризация отражает дифференцирующие процессы. Биллиг, Теджфел пришли к выводу что подобие это недостаточное свойство для того чтобы возник процесс межгрупповой дифференциации. Необходима социальная идентичность, т.е. индивидуальные знания о том, что личность принадлежит некоторой социальной группе. (Вместе с некоторым эмоциональным и ценностным субъективным смыслом группового членства). Стремление к приобретению ценной для личности персональной идентичности заставляет индивидов начинать процессы межгруппового сравнения и выходить на межгрупповой уровень поведения. Социальная идентификация возникает в сознании сразу в процессе его категоризации. Социальная идентификация превращает категоризацию в самостоятельный мотивирующий и значимый процесс. Существует ряд причин объяснения категоризации. Исходя из теории Фестингера, она объясняется потребностью личности в валидизации собственных знаний и повышении субъективной уверенности в них. С точки зрения Теджфела, категоризация вызвана потребностью личности в социальной идентичности и позитивной самооценке. Аллен предполагает, что, конструируя свое поведение на уровне групп, индивид получает больше информации и снижает уровень ее неопределенности в сложной ситуации. Брунер относит категоризацию к процессам превращения восприятия стимулов в знания о них. Она направлена на правдивое представление о реальности без излишних подробностей. Кодол доказала, что поиски сходства часто объясняются избеганием чувства ответственности и вкладом в сплоченность группы. Ряд психологов считало, что категоризация - процесс упрощения окружения до более когнитивно-приемлемого вида. Во всех толкованиях затрагивается как когнитивный, так и ценностный и установочный аспекты, что непосредственно связывает процесс категоризации с социально-психологическими отношениями групп и существенным влиянием на поведение личности. Домс, Ван Авермет провели эксперименты, в которых индивиды проявляли реакции сходные с реакциями группы, но при этом эти реакции были представлены как индивидуальные. В результате эффект негативного воздействия, которое они оказывали на своих партнеров, заметно снизился. Причиной было простое отсутствие того ярлыка, который мы присваиваем совокупности людей, определяя их в ту или иную социальную категорию. Сам факт перехода от восприятия простой совокупности людей к восприятию их как внешней организованной совокупности независимо от сущности этой организации меняет характеристики взаимоотношений. Существует ряд исследований взаимоотношений черного и белого населения в США, которые показывают, что могут формироваться смешанные группы в процессе трудовой деятельности при жестком сохранении расовых предубеждений в процессе общения во внешнем мире. Социальная природа групповых субъектов заставляет людей вступать в дифференцирующие процессы, оформлять категоризационные границы, которые делают совокупности людей самостоятельными элементами социальной системы. В основе такой категоризации лежит простое противопоставление своей общности и всех остальных людей по дихотомическому принципу. Данные дихотомические принципы играют большую роль в ходе развития личности. Валлон указывал первой мыслительной операции ребенка является образование бинарных сочетаний. До этих операций упрощается мышление некоторых психически больных людей. На таких противопоставлениях построены древние мифы. Можно сказать что дихотомия - это основной закон, который запустил процесс социального развития мира. Категоризация по жестким дихотомиям характерна для первых этапов развития общества. Первые сообщества проводят жесткие неспецифические границы, внутри которых разрешен, а вне - полностью запрещен социальный обмен. Поэтому восприятие тех, кто категоризуется как «они» сопровождается чувством тревоги и поляризацией отношений, т.к. они не могут быть такими как «мы». В эмпирическом исследовании испытуемых просили написать 20 раз фразу: «Я – это… Мы – это… Они – это…». В итоге в портрете «мы» встречается около 20% характеристик из портрета «я» и практически не встречается характеристик из портрета «они». В другом исследовании была задача выделить самые распространенные дихотомии, по которым совокупность индивидов начинает восприниматься как 2 различные социальные группы. В 80% случаев пространственно-территориальное расположение индивидов; 42% - пол; 40% - эмоции; 35% - раса и национальность; 28% - одежда и символы. Это те же категории, по которым часто социальная система автоматически упрощает поведение групп в ситуации острого межгруппового конфликта. Но дихотомия - это необходимое условие существования социальной системы, т.к. импульс развития в бесструктурной среде очень быстро угасает. Системы развиваются за счет отталкивания от своего отрицания, от своей противоположности. За счет этого они утверждают свои характеристики. Франк еще в 20е годы 20 века утверждал, что категория «мы» - это первичная категория социального бытия человека. Но простой дихотомии для развития социальной системы не достаточно. Должна существовать категория, где дихотомические категории пересекаются. Такой категорией является категория «вы». Такая категория становится основой для развития социологической структуры и снимает взаимоуничтожающие или изолирующие тенденции жесткой дихотомии. Дуаз, Дешамс, Майер провели эксперименты со швейцарскими лингвистическими группами. Когда 2 группы противопоставлялись не швейцарской, различия между швейцарскими становились менее актуальными, чем при отсутствии иностранной группы. Аналогичные результаты были получены при исследовании ивановских групп. Замерялось степень неприятия других национальных групп в зависимости от опыта межиндивидуального взаимодействия с представителями этих групп, как коллег по работе, соседей, друзей, родственников. Предубежденность постепенно снижалась, и особенно падала при наличии родственников данной национальности.
Категоризация выполняет 2 функции в социальной системе: 1. Сохранение группы как самостоятельного элемента социальной системы. 2. Обеспечение оптимального функционирования группы, связанного с развитием системы.
Выделяют различные уровни категоризации: 1. Вертикальные. Связана с включением более частных категорий в более общие. 2. Горизонтальные. Отражают качественную природу категорий.
Рельефность категории (доступность для сознания) является функцией взаимодействия между соответствием характеристик категории и воспринимаемой ситуацией с одной стороны и доступностью категорий для восприятия субъекта с другой стороны. Категоризация должна соответствовать ситуации.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы