Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проект «Индустриального города»



АРХИТЕКТУРА 1830-1890 гг.

XIX столетие характеризовалось быстрым раз­витием капитализма в Европе и Америке. Развитие производительных сил привело к изменениям в укладе общественной жизни. Перед архитектурой вставали совершенно новые задачи.

В прошедшие эпохи архитекторы проектирова­ли и строили главным образом дворцы и храмы, сооружали крепости, возводили жилые дома. Здания иного назначения (административные, зрелищные, торговые, производственные и др.) были немногочисленны. До XIX в. зодчие, таким образом, имели дело с небольшим числом типов построек. Объемно-планировочная структура этих зданий была сравнительно простой и мало изменялась со временем. Композиционно-художественные решения и архи­тектурные формы также отличались стабильностью.

В XIX в. возникла потребность в сооружениях, которых не знало тради­ционное зодчество. Надо было строить фабрики, конторы, многоквартирные жилые дома, вокзалы, универмаги, выставочные залы, библиотеки и другие здания новых типов. Это приводило архитекторов к затруднениям: поначалу они не знали, как увязать формы объемов этих сооружений, возникавшие на основе практических требований, с традиционными приемами архитектурной композиции.

Долгое время производственные здания не считались входящими в сферу архитектуры и их строили инженеры. А между тем при возведении этих объектов в силу их специфических особенностей разрабатывались новые виды строительных конструкций и новые приемы организации внутреннего простран­ства, что впоследствии оказало революционизирующее воздействие на форми­рование новой архитектуры.

В связи с наплывом людей в города, развитием производства товаров и интенсификацией торговли возникла необходимость строительства универма­гов и крытых рынков. Надо было разрабатывать конструкции обширных тор­говых залов, минимально загроможденных стенами и столбами, чтобы создать условия для беспрепятственного движения людей, а также для незатрудненной обозреваемости пространства и ориентации в нем посетителей. В универмагах устраивали остекленные крыши, внутренние мостики-переходы, огромные витринные окна; все эти и другие новшества требовали применения не традицион­ных решений планировки помещений и архитектурной композиции.

Неподходящими были старые приемы и для многоквартирных жилых домов. Такой дом имеет равномерную ячейковую внутреннюю структуру и повто­ряющуюся планировку квартир, что внешне выражено равномерной сеткой фасада. Но вид здания, состоящего из равнозначных элементов, был непри­вычен и представлялся неприемлемым для вкусов, воспитанных на облике двор­цов и храмов.

XIX век явился периодом подъема всех видов искусств. Но архитектура была не столь отзывчива к новому и оказалась беспомощной перед лицом резко изменившейся ситуации. Архитек­торы продолжали оснащать фасады построек новых типов формами, заимствованными из прошлого. Здания банков украшали древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башенками, фабрики порой имели облик замков.

Трудности были связаны не только с новизной типов сооружений, но и с необходимостью обширного строительства. Прошли времена, когда дворец возводился десятки лет, а городской собор - сотни лет. Традиционные архи­тектурные формы, как и традиционные строительные методы, не отвечали новым задачам массового строительства, его растущим масштабам и темпам.

Происходили изменения и в строительной технике; появились новые строительные материалы и конструкции. На творческое осмысление перемен требовалось время. Надо было отрешиться от привычных представлений об архитектурных формах и компози­ционных приемах и выработать новые практические приемы, соответствую­щие новым задачам. На первых порах формам, которые возникали при строи­тельстве зданий новых типов, с применением новых конструкций, пытались при­дать «художественный лид», не совершенствуя их, а декорируя старыми, привычными мотивами.

 

Градостроительство

В крупнейших добывающих и обрабатывающих районах возникают обширные городские агломерации.

Ядром капиталистического города становятся деловые центры с конторами, биржами, банками, вокруг них концентрировались кварталы богатой части населения. На окраинах городов размещались промышленные районы с хаотичной застройкой рабочих окраин.

Перенаселённость и антисанитария городов требовали инженерного благоустройства: освещения, водоснабжения, канализации.

Создавались новые градостроительные концепции, решались проблемы благоустройства, транспортные и трудовые связи. Выдвинута идея зонирования города на жилые, промышленные районы, разделённые санитарно-защитными зонами.

Париж

В это время во Франции развернулось в больших масштабах строительство. Париж в это время претендовал на роль столицы мира.

В годы интенсивного индустриального развития Франции и в первую очередь Парижа население города росло исключительно быстрыми темпами — за одно столетие население возросло в пять раз — с 0, 55 млн. в 1800 году до 2, 7 млн в 1901 году. В некоторых кварталах плотность населения достигла 100 000 чел на км². Город оказался не предназначен для такого большого количества жителей: сеть узких кривых улиц, плотно застроенных зданиями, затрудняла дорожное движение, а плохие санитарные условия приводили к частым вспышкам эпидемий, что, в свою очередь, приводило к тому, что богатые парижане покидали город и переселялись в пригороды на север и запад, а центр столицы превращался в квартал бедняков, подверженный также и частым социальным волнениям. Для устранения подобных проблем требовалась масштабная перепланировка.

В 1850-х гг. было проведено самое значительное в эпоху нового времени градостроительное предприятие – перепланировка и застройка Парижа. В своих принципах перепланировки Ж.Э.Осман исходил из традиций французского градостроительства: сеть улиц-лучей, на ключевых пересечениях которых находятся значительные в архитектурном отношении сооружения, держащие таким образом далекие перспективы. Так был развит сложившийся еще в 18-начале XIX в. ансамбль центра Парижа с площадью Согласия и проспектом Елисейских полей, ведущим к арке Звезды.

Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м.

От круглой площади Звезды в дополнение к пяти уже бывшим улицам было добавлено еще 7 лучей. Образовавшиеся 12 широких магистралей, обсаженных деревьями, связали площадь с различными районами города.

Были расширены и продолжены проезды внутренних и внешних бульваров, создан ряд новых проспектов и площадей, построено 5 новых мостов через Сену. Это решало уже назревшую транспортную проблему. Кроме того, организовывало в единое целое с единым центром. Существовали стандартные требования к облику домов: определенная этажность, запрещение на выступающие за фасадную линию детали; улице придавалось единообразие. С другой стороны, узловые здания имели подчеркнуто уникальный облик; часто им присуще нагромождение декора всевозможных стилей прошлого, повышенная праздничность.

Концепция города-сада

Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом (1898 г.).

Говард считал, что современный город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария и, в более общем смысле, антигуманность. В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни.

В соответствии с описанным в книге проектом численность населения нового города должна была составлять 32 тыс. жителей. Города должны были образовывать более крупные группы с единым центром. Общее население такого «созвездия» городов должно было составлять порядка 250 тысяч жителей.

Сам идеальный город Говарда представлял собой структуру из концентрических круглых зон. В самом центре такого города находится парк, его окружает жилая зона, состоящая из малоэтажной застройки с приусадебными участками. Радиус зоны с жилой застройкой должен был составлять примерно один километр. На периферию выносилась промышленность и сельхозугодья.

Форма города — круг. Площадь города — 400 га, площадь сельскохозяйственного пояса — 2000 га. Город пересекает 6 бульваров (шириной 35 м), этим город делится на 6 равных секторов. Центральная площадь — место пересечения бульваров — круг площадью 2 га (также сад), который окружён общественными зданиями: ратуша, библиотека, музей, больница и др.

Центральный сектор окружает стеклянная галерея — общественный парк площадью в 60 га (со спортивными площадками). Сам Crystal Palace — также часть парка, крытая. Здесь проводятся выставки, идет и торговля. При удалении от центра увеличиваются концентрические кольца зданий (каждое окружено доп. территорией земли, плотной застройки нет).

Застройка: 5 500 участков размером 6 х 40 м, из которых застроено должно быть как минимум 6 x 30 м. Муниципалитет контролирует линию фасадов, чтобы улицы были проницаемыми и ровными, в остальном поощряется проявление творчества в оформлении домов.

Grand Avenue — зеленый пояс 130 м шириной (по сути парк площадью в 45 га). Сюда выходят здания: школы, детские площадки, церкви — внутри пояса, а административные здания, выходящие к авеню имеют форму полумесяца.

На внешнем кольце города — фабрики, склады, маслодельни, рынки, угольные дворы, дворы древесины и т. д., все выходящие на ж/д пути (для экономии на транспортировке товаров в центр города и разгрузке внутригородских магистралей, что снижает в конечном итоге стоимость обслуживания дорог). Все промышленное оборудование работает на электричестве, что спасает город от загазованности.

Земля вокруг города — не принадлежит частным лицам и следовательно не может быть застроена при резком росте численности его населения. В городе по идее автора концепции формируется гражданское общество, которое оберегает эти земли от застройки. Единственный способ вырасти для такого города — «выплеснуться» городом-спутником за пределы сельскохозяйственного пояса. Спутники соединяются с центральным городом сетью ж/д. В конечном итоге вокруг главного города формируется кольцо из спутников. Глобально — формируется гексагональная система расселения определенного района.

Цель всего этого: достижение максимально высокого уровня качества жизни в городах-садах.

Два недостатка, выявившиеся в результате реали­зации идеи города-сада, показали, что это не может быть средством для решения всеобщей проблемы. Во-первых, жилье в этих поселениях оказалось не по средствам для малоимущей части населения. Во-вторых, эти города были небольшими, создание же по такому образцу городов с числом жителей в несколько сот тысяч или тем более несколько миллионов человек приве­ло бы к тому, что города раскинулись бы на непо­мерно большую территорию. Одноэтажная застройка поглощает огромные (протяженностью иногда в сот­ни километров) пространства земли.

ЭКЛЕКТИКА

 

Эклектика (эклектизм, историзм) – (греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий) направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Классицистическая система с ее ордерной регламентацией пропорций стесняла, ограничивала дальнейшее развитие архитектуры; во многих случаях она противоречила усложнившимся требованиям функционального порядка. В 30-е годы XIX в. классицизм постепенно вытесняется более гибким стилем – эклектикой (историзмом). В англоязычном искусствоведении употребляются термины романтизм (для второй четверти XIX в., неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль) и боз-ар (для второй половины XIX в., фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства», продолжает традиции итальянского ренессанса и французского барокко). Термин «историзм» не несет в себе оценочного, осуждающего оттенка, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства 1830–1880 гг. «Историзм» говорит лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Но в отличие от классицизма, который обращался к античному искусству и к эпохе Возрождения, черпая там и образы, формы и мотивы, историзм допустил обращение не только к классике. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила.

Сам эклектизм – явление, характеризующее собой не только архитектуру XIX в. Эклектика собой обозначает время рефлексии, выбора, поиска дальнейшего пути. Явление эклектики свидетельствует о ретроспективных тенденциях, в задачу которых входит вернуться и задержать зодчество определенного периода, в силу актуальности мировоззренческих позиций, заявленных в искусстве той эпохи, которая «цитируется».

Характерные черты эклектики:

1) использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль)

2) эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность, он перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора, различные вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.

3) свобода выбора только облика здания, конструктивный каркас практически одинаков при любой внешней декорации.

4) утрата визуального единства; не используется единая ось композиции.

5) если в классицизме выдерживается прием подчинения второстепенных элементов главному, то в эклектике – равнозначность акцентов, утеряна градация важности приемов и форм в пределах одного здания.

6) в эклектике частное преобладает над общим, декоративными деталями покрывается равномерно поверхность фасадов, размещение деталей на фасаде отличается нескоординированностью, бессистемностью, главное не акцентируется.

7) дисгармония отношения не только системы «здание – внешняя среда», но и игнорирование целостности общегородского пространства.

8) декорирование экстерьеров и интерьеров характеризуется избыточностью, чрезмерностью, архитектура активно использует скульптуру и живопись, но скульптурные группы не включались в архитектурный организм, а лишь присоединялись к той или иной части здания; здания характеризуются весьма сложным силуэтом, подчеркнуты мотивы движения, перехода одной архитектурной формы в другую, использование приемов контраста, криволинейных форм.

9) используются полихромные материалы: камень различного цвета, бронза, медь.

 

Можно выделить две линии эклектики:

1) рестроспективизм - в экстерьере и в интерьере воспроизведены композиционно-декоративные формы одного стиля. Распространено в строительстве уникальных зданий – дворцов, музеев, театров, церквей, банков и т.д.

2) эклектика - конгломерат стилей, употребление в декоративном убранстве одного здания различных стилей, иногда смешиваемых между собой. Господствует в постройках массового значения: доходные дома, больницы, школы, отчасти вокзалы, магазины.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

 

Архитектура историзма сыграла огромную положительную роль. Она освободила зодчих от тяжелых пут ордера, сковывавших их фантазию и ограничивавших их возможности. Она продемонстрировала необыкновенное богатство раскрепощенной фантазии и то, что исторические формы могут вполне уживаться и между собой, и с современными планировочными решениями. Большинство жилых построек этого времени в своей внутренней структуре никак не связаны с решением фасадов. Больше того, был найден довольно удачный компромисс между потребностями большого города в массовом жилищном строительстве с простой одинаковой поэтажной планировкой и сеткой каркаса внутри и разнообразными фасадами, вписывающимися в окружающую историческую архитектурную среду. Формальный язык практически всех архитектурных стилей и эпох был введен в строительную практику.

Во всех странах было реабилитировано принижаемое ранее национальное наследие и велись поиски национального языка архитектуры как протест против универсального и наднационального языка классических архитектурных форм.

 

Глубинная противоречивость эклектики заключается в том, что архитекторы отрицают старое, изжившее, средствами того же старого. Воспринятые поверхностно, готика, ренессанс, барокко и другие стили, взятые в отдельности или смешанные друг с другом, не могли послужить основой нового оригинального стиля. Они способны были лишь внешне в той или иной степени имитировать архитектуру прошлого.

 

Западная Европа и США

В утверждении эклектики как ведущего стилевого направления большую роль сыграл дух национального романтизма (в европейских странах, сбросивших с себя иго наполеоновской Франции, пробудились сильные националистические тенденции), принимавший в разных странах разную форму. Как правило, они сводились к двум вариантам обращения к источникам вдохновения – к выдающимся периодам из национальной истории и архитектуры или к экзотическим стилям Востока, привлекавшим интерес зодчих и декораторов еще с XVIII в.

С созданием огромных европейских колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модны. Они не воспроизводили точные фрагменты или детали, а воссоздавали ощущение, навеваемое загадочными культурами Востока, пытаясь передать разнообразные нюансы восточного колорита, но средствами европейской архитектуры.

Парламент в Лондоне

1836-1865 гг., арх. Чарлз Бэрри, О.Пьюджин; закончено при участии Э.Бэрри. Заказ Ч.Бэрри получил в 1836 г., выиграв конкурс, по условиям которого здание требовалось построить в «готическом, или елизаветинском стиле». Соответственно, необходимо было подчеркнуть преемственность парламентской системы в Великобритании. Фасад здания, обращенный к берегу реки, – симметричен. Его композиция отличается законченностью, завершенностью своей композиционной организации, уравновешенностью объемов здания. Упорядоченность ритма здания задается единообразием ряда пилястр-контрфорсов. Готические детали в основном касаются деталей завершия стен.

 

На протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария. Поэтому неудивительно, что многие художники, архитекторы осуждали индустриализацию и воспевали " добрую старую Англию", такую, какой она была раньше.

В 1870-е гг. возникает движение " эстетизма". В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Архитекторы этого направления любили красный кирпич и черепицу, темный дуб, достаточно простые интерьеры.

 

Готические формы стали очень популярными и в других странах со своей средневековой традицией.

Вотивкирхе в Вене

1879 г. Высота церкви составляет 99 метров, и тем самым она занимает среди венских церквей второе место по высоте.

Замок Нойшванштайн

1869–1886 гг., арх. Кристиан Янк.Выстроенв баварских Альпах недалеко от города Фюссена. В нем воплотились романтические идеи короля Людвига II (прозванного – Безумным) об идеальном немецком средневековье, воспринятые им через призму театра. Это замок-сказка, замок-фантазия на тему национального немецкого прошлого, совмещающая в себе черты средневековья и великолепных дворцов эпохи Людовика XIV. Архитектурные формы романских замков, во множестве представленные в этой громадной постройке, спокойно уживаются в одном здании с самыми совершенными по тем временам инженерными коммуникациями.

 

Архитектура США XIX в. характеризуется тем, что страна, не имеющая глубоких исторических корней, стремилась создать видимость древней истории за счёт обращения к стилям разных эпох.

В начале XIX в., в США господствовала эстетика классицизма. Особую популярность получил так называемый греческий стиль, в котором были выполнены многие правительственные и общественные здания. Подъем национального самосознания, национальной гордости отражался в величестве зданий греческого стиля.

Наиболее ярко идеи и черты греческого стиля были воплощены при постройке столицы США – Вашингтона. К числу самых значительных зданий этого типа относятся здание Капитолия в Вашингтоне (арх. Т. Уальтер) и Государственное казначейство (арх. Р. Миллз). Также в этом стиле были построены банки и церкви в таких городах, как Филадельфия, Вашингтон, Балтимор.

С 1840 г. крайне популярным становится неоготический стиль, основным представителем которого был Эндрю Джексон Даунинг, который отрицал классический стиль и призывал к возрождению готики и средневековых деталей. Неоготический стиль активно использовался при построении университетов, усадеб и церквей.

 

Обращение к тем или иным архитектурным формам из прошлых эпох не всегда было связано с общенациональными программами.

Церковь Сакре-Кёр в Париже

1874–1919 гг., арх. Поль Абади. Возведена на высоком холме Монмартр. В свое время он руководил реставрационными работами в своеобразном романском соборе Сен-Фрон в Перигё. Этот собор отличался от типичных романских соборов близостью своих форм архитектуре Византии, воспринятой через собор Сан-Марко в Венеции. При строительстве собора Сакре-Кёр Абади использовал многое из того, что он исследовал в Сен-Фрон. Новый храм строили из красивого камня, давшего ему столь неповторимый молочно-розовый оттенок. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики – «Савояр» – самый большой колокол Парижа, он весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г. Большой главный купол и маленькие купола по сторонам напоминают не ренессансные прообразы (хотя здесь тоже все купола имеют фонарики), а нечто из восточной архитектуры. Главный купол имеет каменную облицовку в виде чешуек, на облицовке боковых куполов – менее изощренный рисунок. Отдельные формы собора напоминают о романике, другие (как, например, карнизы) – о классике, окна-розы – о готике, а две конные статуи при входе – о Древнем Риме или Возрождении. Верхом безвкусицы считали этот собор некоторые современники. Слишком много разностильных элементов здесь перемешано. Однако собор прекрасно вписался в окружающий ландшафт, став великолепным завершением холма. Он парит над Парижем, сделавшись одним из его главных символов, вполне в соответствии с его первоначальным замыслом – сталь символом национального французского возрождения после страшного поражения от немцев в тяжелой войне 1870–1871 гг.

Марсельский собор

1845-1893, арх.Леон Водуайе. Соединение элементов византийских (купола), флорентийских романских (геометрическое оформление экстерьера, полосы камня разного цвета), египетских архитектурных построек, восточно-французского романского стиля (романская полуциркульная арка как лейтмотив, башни западного фасада, вырастающие из основного объема здания). Сочетание средиземноморских и североевропейских деталей, выполненных из местных материалов, символизирует роль Марселя как портового города и связь с различными культурами.

Опера Гарнье

1861-1875 гг, арх. Шарль Гарнье. Здание расположено на одном из главных перекрестков центра города и решено пространственно активно. Гарнье не вносил существенных изменений в традиционную планировку театрального здания, во многом идущую от классических традиций. Но была расширена программа здания и внесены изменения в наружный облик.

Многочисленные выступы, ризалиты, проемы и портики, купола различной конфигурации, скульптурные группы в простенках и на кровле делают силуэт здания весьма сложным. Кроме того, использованы полихромные материалы. Пышность и красочность, свойственная экстерьеру, проявлена и в интерьере. Здание рассчитано на 2 тысячи мест и служило также местом официальных и светских встреч. Этому назначению была подчинена вся система интерьеров здания: обширные фойе и клуатры, ложи, широкая парадная лестница, большое количество люстр, позолота, большая площадка перед театром, предназначенная для приема публики и дефилирования официальных кортежей - атмосфера парадной зрелищности. Опера и задумывалась архитектором как модель общества Парижа.

Подходы к зданию распределены на 4 категории: для посетителей на экипажах, тех, кто приходит пешком, посетителей с билетами и посетителей без билетов. Для каждой категории – отдельные входы и вестибюли. Для императора – также отдельный вход в ротонде на боковом фасаде. Опера как ярмарка тщеславия: посетители смотрели не только представление, но и друг на друга и демонстрировали себя.

Избыточность декора сочетается с вполне рациональным и удобным решением функциональной стороны театрального здания. Здание Оперы отличается ясностью композиции. Наружный облик вытекает из планировки здания: четко различаются различные части сооружения. Обширны помещения для публики, обширна и сцена (одна из самых больших в мире) сподсобными помещениями, оснащенная всем необходимым оборудованием для работы с декорациями.

 

В архитектуре Германии актуализировались традиции римской архитектуры, традиции классицизма XVII в.

Рейхстаг

1884-1894 гг., арх. Пауль Валлот. Здание обладает вполне современным планом, применены металлические и иные новые конструкции, но архитектурно-декоративные формы основаны исключительно на копировании и смешении мотивов старых, «исторических» стилей.

 

Российская Империя

Со сложением в России новой государственной доктрины, определяющей национальную идею, появилось целое направление в официальной архитектуре, называемое «русский стиль». К славянофильскому пониманию «народности» в 50-е годы добавилось еще и обращение к византийскому прошлому, связанному с реабилитацией византийской архитектуры и работой Императорской археологической комиссии по изучению, обмерам и зарисовкам памятников древнерусского искусства. Именно к археологической точности деталей и форм стремились архитекторы историзма. Их не очень занимал образный строй исторических прототипов. В «псевдорусском стиле» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д.

Храм Христа Спасителя в Москве

1837–1883 гг. Арх. К.Тон. Храм строился невдалеке от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая теперь уже понималась как победа православия. Для выражения большой общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру. Основание храма представляет собой квадрат, имеющий с каждой стороны выступ и образующий равноконечный крест. Фасады одинаковы со всех сторон. Здание имеет традиционную пятикупольную систему с главенствующим центральным куполом, барабан купола лежит на восьмигранном основании и украшен аркатурным пояском, имеющим световые проемы. Подкупольное пространство освещается 16 окнами в главном куполе и 36 под хорами. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание.

Фасады храма украшены двойным рядом мраморных горельефов, 12 входных дверей выполнены из бронзы и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного скульптора графа Толстого. Внутренняя облицовка выполнена из двух сортов русских камней – лабрадора и порфира и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Интерьеры расписывали более 30 лучших художников России – Верещагин, Суриков, Крамской.

Большой Кремлёвский дворец

1838-1849 гг. Арх. К.Тон. В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.

 

В начале 1870-х годов в России народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одним из направлений стало подражание в декоре фасадов и интерьеров современных зданий убранству крестьянских изб. Поборники такой «народной» архитектуры применяли стилизацию орнаментов народного прикладного искусства, вышивок

Верхние Торговые ряды (ГУМ)

1889-1898 гг., арх. А.Н.Померанцев, инж.В.Г.Шухов. В ноябре 1888 года был объявлен закрытый архитектурный конкурс, на который поступило 23 проекта; одним из условий конкурса было соответствие облика нового зданий стилистике других построек Красной площади. Первую премию (6000 руб.) получил А. Н. Померанцев, вторую (3000 руб.) — Р. И. Клейн, третью (2000 руб.) — А. Е. Вебер. Большинство конкурсных проектов и все премированные отличались большим сходством и в объемно-планировочных решениях, и в стилистике.

Основное здание поставлено параллельно Кремлёвской стене, главный вход в ряды был устроен в центре фасада на Красной площади. Задняя часть основного корпуса выходит на Ветошный переулок, где стоит ещё один самостоятельный корпус рядов. Основной корпус сооружён в виде пассажа — популярного в европейской архитектуре второй половины XIX в. типа торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода-галереи, с остеклённым перекрытием. Здание состоит из 16 корпусов, соединённых тремя продольными и тремя поперечными галереями («линиями»), над которыми расположены световые фонари. Постройка выдержана в псевдорусском стиле, элементы декора заимствованы у русских памятников эпохи узорочья, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению соседнего здания Исторического музея. В гигантском трёхэтажном сооружении, состоящем из трёх продольных пассажей с глубокими подвалами, разместилось более тысячи магазинов. Конструкция перекрытий линий — арочные стальные фермы с остеклением шестнадцатиметровых пролётов. Кроме пассажей в здании устроены три больших зала. Во внешней отделке использован финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

Храм Спаса-на-Крови

1883-1907 гг., арх.А.А.Парланд. Храм сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 г. в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Сразу после убийства был объявлен конкурс на лучший проект храма. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII в. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 м. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. В западной части собора находится колокольня, имеющая сходство с колокольнейИвана Великого.

 

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Развитие производительных сил привело к изменениям в укладе общественной жизни. Появились новые типы сооружений: фабрики, заводы, ангары, многоквартирные доходные дома, вокзалы, универмаги, выставочные залы, библиотеки. Трудно было увязать новые типы зданий и традиционные подходы в архитектуре.

Вторая половина XIX в. – период активного введения в архитектуру новых строительных материалов: стали, железобетона, большеразмерного стекла. Интерес к использованию новых материалов, чугунных и железных конструкций проявляется раньше всего в строительстве мостов и утилитарных промышленных и складских сооружений. Стали использоваться стандартные конструктивные элементы, для сокращения сроков строительства. Металлические конструкции применялись для возведения покрытий и для создания общей каркасной системы всего здания. Лёгкие купольные и сводчатые конструкции из металла и стекла применялись для перекрытия гражданских сооружений: вокзалов, рынков, библиотек, выставочных павильонов, магазинов. Металлические конструкции, застекленные стены и отчасти крыши позволили создать обширное, светлое пространство, функционирующее со всеми удобствами для посетителей. Железобетонные конструкции в конце XIX в. применяли и для сооружения культовых зданий.

С каждым десятилетием роль новых строительных материалов все более возрастала, однако в течение долгого времени они рассматривались как вспомогательные и скрывались под каменными оболочками или же приобретали старые, не свойственные им, декоративные формы.

Для этого времени показательно разделение функций архитектора и инженера. Инженеры давали конструкции (часто смелые), архитекторы одевали эти конструкции в эклектичную оболочку.

Библиотека Св.Женевьевы

1843-1850 гг., арх. А.Лабруст. В этом здании впервые была применена металлическая конструк­ция, оставленная открытой во внут­реннее пространство двухнефного чи­тального зала. Новатор­ство зодчего особенно было заметно на общем фоне применения архитек­турных форм Возрождения и класси­цизма. Выделение в конструкции сво­да несущей части арок и заполнения явилось началом будущих каркасных металлических систем.

Северный Вокзал в Париже

1861-1865 гг., арх. Ж.-И. Итторф. Фасад вокзала выполнен в форме триумфальной арки. Здание каменное, крыша поддерживается чугунными конструкциями. Поддерживающие колонны с внешней стороны вокзала были отлиты в Англии, так как на тот момент ни одна другая страна мира не располагала литейными цехами такого размера. Фасад украшен скульптурами, символизирующими города, в которые ходили поезда компании. Восемь больших статуй относятся к международному сообщению, двенадцать меньших, расположенных на фасаде ниже относятся к внутреннему сообщению, это города северо-западной Франции.

Вокзал д’Орсе

1896-1897 гг., арх. Виктор Александр Фредерик Лалу.

 

В связи с распространившимся в больших масштабах туризмом появились новые архитектурные типы, ставшие впоследствии чрезвычайно популярными в мировом строительстве. Это - громадные отели, большие универсальные магазины. Во внешнем облике эти постройки во многом следовали приемам стилизации и эклектики, однако специфические задачи, выдвигавшиеся насущными потребностями обслуживания больших масс, неизбежно толкали зодчих к использованию новых материалов и конструкций. Так, в фасаде магазина ярусы широких застекленных окон, за которыми расположены торговые залы являются новым элементом для в остальном традиционной композиции здания с симметричными боковыми ризалитами, подчеркнуто повышенными кровлями.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь