Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем заключается различие между вечной религией и временной (религиозным вероисповеданием? (5)
Ссылки: БГ, введение, стр. 36-38; БГ 18.66; ШБ 1.1.23; 1.17.25; 1.17.32; УГК, гл.1, текст 1, стр. 17-18; НС, раздел 1, стр. 29-30; раздел 1, стр. 42; раздел 4, стр. 146, 151; раздел 5, стр. 215-217; НС, раздел 8, стр. 374. «Путешествие вглубь себя», раздел 2, стр. 58-65.
" Совершенная религия учит, как любить Бога, не стремясь извлечь из этого выгоду для себяю Если я служу Богу ради какой-либо выгоды - это бизнес, а не любовь. Истинная любовь к Богу - это ахаитукй апратихата: ей не могут помешать никакие материальные препятствия. Она не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Тому, кто действительно хочет полюбить Бога, ничто не в силах помешать… религия подразумевает знание Бога и любовь к Нему. В этом суть религии… если я заявляю, что исповедую какую-то религию, но не знаю, кто такой Бог и что значит любить Его, я исповедую лжерелигию" (НС, с.с. 29-30).
" Из многих так называемых религиозных людей большинство отождествляет себя со внешними определениями, заявляя " Я - индус", " Я - мусульманин", " Я - христианин" и т.п. Одни занимаются филантропической деятельностью, другие жертвуют бедным и открывают школы и больницы. Эта альтруистическая деятельность называется карма-кандой. На миллионы таких карма-канди, может быть, приходится один джнани… Из миллионов джнани один может быть освобожденным, а из миллиардов освобожденных душ едва ли найдется одна, способная постичь Кришну… Постичь Кришну очень трудно, но если Сам Бог передает нам Свое знание [в " Бхагавад-гите" ], понять Его не составляет труда. Это действительно единственный способ, с помощью которого можно понять Бога… Умозрительное знание о Боге никуда не приведет" (НС, с. 42-43)
" Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самооотождествлений типа " индус", " мусульманин", " христианин" и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти " (НС, с. 146)
" Жизнь дана человеку для самоосознания, то есть для того, чтобы научиться любить Бога. В этом заключается подлинное величие человека. Исполняете вы этот долг как индус, христианин или мусульманин, значения не имеет, главное, исполняйте его! " (НС, с. 151)
" В ведических писаниях утверждается, что человек с телесными представлениями о жизни ничем не отличается от коровы или осла... В нашем обществе [сознания Кришны] много мексиканцев, канадцев, индийцев, евреев и мусульман, но они больше не считают себя мусульманами, христианами, евреями или кем-нибудь еще. Все они - слуги Кришны. Это стадия осознания Брахмана" (НС, с. 374)
Перечислите основные (не менее 3-х) религиозные вероисповедания и объясните причины их возникновения. (2) Ссылки: БГ, введение, стр. 38; УГК, гл. 1, текст 1, стр. 18 (причины возникновения различных вероисповеданий); БГ 4.7 (комм); БГ 17.6 (по гунам); ШБ 1.2.24 (по поклонению).
Литература: Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.; Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм/Под ред. С.В. Пахомова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 403 с.
В соответствии со временем, местом и обстоятельствами Верховный Господь дает человечеству законы, исполняя которые оно может осознать Верховного Господа как личность и понять свои отношения с Ним (т.е. тот или иной религиозный путь). Буддизм. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек. Этическое истолкование священных текстов, а также интуитивные методы познания того времени (I тысячелетие до н. э. в Индии) оставались в рамках традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли основателя буддизма (царевича Гаутаму или Будду, который является одной из аватар Верховного Господа), поскольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (" буддха" -просветленный). Именно Будде Шакьямуни (" мудрецу из племени шакьев" ) удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь нашел и описал Будда. Основу учения составляют " четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его " просветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, " погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам " правильного поведения" и " правильного знания". " Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур- манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром; а также есть после полудня. " Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию. " Правильное поведение" и " правильное знание" позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны. По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.
Христианство. В озникло в Палестине в I в. н. э. Относительно быстрое распространение христианства в малоазийских провинциях Римской империи и самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Ислам (мусульманство). Ислам (в переводе с арабского " покорность", " предание себя Богу" ) является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх ханифов. Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии, названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее - Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отношениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу. От этого события (ар. " Хиджра" - переселение) ведется мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения, в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины нашла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и поддержку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения, а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской знати. В результате была создана мусульманская община (умма), члены которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская община носила не только религиозный, но и политический характер. Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630 г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское феодально-теократическое государство получило название Арабский Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухаммеда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.
Иудаизм. В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Является продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока- Месопотамии, Египта и Ханаана. Структура иудаизма еще на ранней стадии его становления приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений. Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву" а божья воля открывается человеку через Танах (священное писание). Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание. Этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости. " Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.). Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области.
Вайшнавизм (бенгальский), или сознание Кришны. Главная черта вайшнавизма - это почитание Вишну в качестве верховного личностного Божества. Бенгальский же вайшнавизм - это религиозная традиция и одновременно религиозно-философская школа, последователи которой признают верховной ипостасью Бога не Вишну, а Кришну, считая первого одним из воплощений Кришны. Основоположником бенгальского вайшнавизма является Верховная Личность Бога Шри Чайтанья Махапрабху (являвший Свои игры на этой планете с 1486 по 1533 гг.), провозглашавший равенство всех людей перед Богом, а бхакти (путь любви и преданности Богу) - универсальным духовным путем для всех людей - независимо от их касты, этнической или религиозной принадлежности. В 20-м веке бенгальский вайшнавизм вышел за пределы Индии и укоренился на западной почве. Бенгальский вайшнавизм сыграл одну из ведущих ролей в движении бхакти, которое необычайно сильно повлияло на индийскую культуру - послужило ее интеграции, сложению из разнородных социокультурных единиц в самобытное единство. Миллионы бенгальцев, множество жителей Ориссы, Уттар Прадеша, Манипура и других индийских штатов и поныне остаются приверженцами данной традиции. По-прежнему существует традиционная община бенгальских вайшнавов (кришнаитов), поддерживается традиционный жизненный уклад и традиционная система передачи знания.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1749; Нарушение авторского права страницы