Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем состоят сущность, структура и функции сознания?
Сознание есть целостный динамический процесс, состоящий из различных элементов. Целостное ядро сознания составляют знания. Сознание есть знание и самознание. Познавательный процесс внутри имеет различные уровни и глубину понимания. Он идет, как мы уже говорили, в направлении от максимальной конкретности Из всех структурных образований сознания существенное значение и непосредственное влияние на осуществление его регулятивно-управленческих функций имеет область эмоций и чувств. Эмоции – внутренние отношения организма к характеру оказываемых на него извне влияний. Переживания образуют у людей субъективную, личностную сторону отражения ими объективной действительности. Без эмоций и чувств невозможна предметная продуктивно-творческая целеполагающая деятельность людей. Иногда люди вопреки логике, требованиям теоретических рациональных знаний могут поступать иначе. Часто так происходит по отношению к соблюдению людьми норм морали. Объясняется это тем, что у человека, нарушающего моральные требования, знания их не превратились в убеждения, не стали мерилом оценки реальных поступков, не закрепились выработкой соответствующих чувств, выражающих у отдельного человека его отношение к влиянию и воздействию людей друг на друга. Структура сознания не тождественна всей психике человека, которая помимо осознанных включает подсознательные ибессознательные психические процессы. Бессознательное характеризует совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, лежащих вне сферы его разума. Часть из них характеризует регуляции человеческого организма (например, внутренних органов), которые объективно не осознаются. А другая часть – это то бессознательное у человека, которое связано с существованием большого пласта жизненного опыта, знаний, оседающих в памяти. Из всей суммы знаний в ядро сознания попадает их незначительная часть, необходимая для ситуации, Проблема бессознательного получила широкое истолкование в учении австрийского психиатра З. Фрейда. Согласно фрейдовской концепции, психика состоит из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознания. Бессознательное – это глубинный фундамент психики, состоящий из неосознаваемых желаний и вытесненных из сознания идей и определяющий всю сознательную жизнь человека, а порой и судьбу народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти – смысловое содержание всех эмоций и переживаний по Фрейду. Подсознание – это особая пограничная область между сознанием и бессознательным, куда прорываются бессознательные влечения и подвергаются там «строгой цензуре» особой инструкцией, порожденной «сверх-Я» человека – совестью. Сознание же – всего лишь оболочка психики, целиком зависящая от бессознательного, поскольку человек в жизни постоянно стремится к удовлетворению своих влечений и страстей. Индивидуальность человека в его понимании неизменна от природы, социальное враждебно биологическому и между ними существует противоречие, постоянный конфликт. Господствующими в поведении человека являются сексуальные мотивы, только в связи с неудачами в любви возможна творческая деятельность. Фрейд правильно выделил сферу бессознательного, но явно преувеличил роль бессознательного в жизнедеятельности человека, который, прежде всего, руководствуется в своих действиях логикой мысли, адекватно отражающей материальный мир. Несомненно, в развитии человека имеют большое значение биологические потребности. Но в процессе вовлечения человека Человек – сознательное существо. Его инстинктивная деятельность носит подчиненный характер по отношению к человеческой сознательной деятельности и поведению. Если сознание у человека играет, особенно в непредвиденной и незнакомой ситуации, регулирующую роль в действиях и поведении, то для проявления привычных поступков и навыков необходима его сигнальная роль, тогда в одном случае сознание может преднамеренно взять под свой контроль автоматизированные действия, замедлить, остановить или ускорить их. В другом случае сознание, при протекании бессознательных явлений, не «вникает» в их детали, а контролирует лишь общую картину происходящего. В свою очередь, бессознательное может повлиять на сознание. Например, нельзя абсолютно отрицать силу инстинктов человека, а также то, что хранящиеся Сознательное и бессознательное взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, переходят друг в друга, взаимодополняют друг друга. Так человек бросается на помощь тонущему ребенку, рискуя собственной жизнью, не думая о значимости поступка. Он действует под влиянием бессознательной регуляции (инстинкта взаимопомощи), но нельзя забывать, что инстинкты, само биологическое в человеческом организме качественно отличны от биологического как природно-животного вообще. Сознание есть свойственная только человеку и связанная Сознание у человека формируется и развивается только Сознание выступает не только результатом отражения человеком отдельных предметов и явлений или их совокупности и связи между собой и объективной действительности, но и выявляет значение и смысл отражаемого для организации деятельности человека. Поэтому идеальное можно определить в качестве человеческой способности получать информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени. В этом и суть продуктивно-творческой функции сознания, позволяющей человеку «творить мир». Фантазии, утопии, иллюзии людей напрямую связаны с отходом от реальности изаменой действительности бытия для человека воображаемым миром. Решение вопроса о том, каким быть человеку, во многом зависит от ясности сознания в понимании окружающего мира и своего места в нем. Каждый человек задает себе этот вопрос: «Кто я есть? » Образ своего «Я» человек может воспринимать через идеал своего «Я» или через то, как он выглядит в глазах других людей. Самосознание осуществляется не только на личностном, но Какова взаимосвязь индивидуального Вопрос об общественном сознании (сознании общества) невозможно рассматривать в отрыве от общественного бытия. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого изменения его. Понимание общественного бытия как совокупности общественно-практических отношений, возникающих на базе производственных отношений и материальных элементов производительных сил, а общественного сознания – как совокупности учений, обобщенных взглядов, систематизированных знаний, мнений, чувств, переживаний, эмоций членов данного общества, возникающих как результат отражения и понимания общественного бытия, приводит к выводу о вторичности общественного сознания как по происхождению, так и по уровню отражения. Оно является духовной стороной жизни общества, имеет относительную самостоятельность в развитии, активно воздействует на общественное бытие, имеет сложную структуру. Существование общественного сознания возможно только В современный период вопрос о диалектике общественного Индивидуальное сознание по своей природе общественно, оно содержит типичные черты и свойства, детерминированные конкретно-историческими условиями. В революционные периоды возникают новые формы человеческой практики и познания, поэтому индивидуальное сознание играет особую роль. В эволюционные периоды роль общественного сознания по отношению к индивидуальному существенно возрастает. Если в сознании общества формально продолжают функционировать нормативы, ценности, стереотипы духовной жизни, явно не соответствующие потребностям практики, то возникает новый тип индивидуального сознания, характеризующийся, с одной стороны, чувством осознанного или неосознанного протеста против существующих порядков в обществе, с другой – такими чертами, как отчужденность от общественных ценностей, сомнение и неверие в общественные идеалы, бездуховность и равнодушие к социальным проблемам, или противостоит господствующему мировоззрению. М.К. Мамардашвили считает, что сознание двоично, оно аннигилирует в период перестройки, попадая в ситуацию неопределенности, где человек тоже аннигилирует, и «сознательные» акты – честь, достоинство, мужество, трусость, бесчестие – перестают участвовать в мировых событиях (Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М., 1989. Развитие творческой активности индивидуального сознания во взаимосвязи с сознанием общественным является необходимым фактором изменения всех сфер общественной жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы