Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Каково место человека во Вселенной?
Мы уже установили, что система миропонимания включает Научная методологическая программа и исходные познавательные установки современного диалектического материализма позволяют раскрыть мировоззренческую проблему человека во Вселенной, решить вековечный спор науки и религии о сущности мира, его законах, их познании и использовании в человеческом или божественном «измерении» мира. Конституирование современной естественно-научной картины мира во многом определено «вселением» в эту картину самого человека и выявлением его места и роли в системе мироздания. Давно известный, старый мировоззренческий вопрос о месте, роли, значении человека во Вселенной, в Космосе обретает сегодня, Эти новые научные достижения при неправильной методологической и мировоззренческой вооруженности могут дать пищу для всякого рода антропоцентрических интерпретаций, абсолютизирующих человека, приводящих к субъективистским, теологическим объяснениям мира и человека во Вселенной. Такого рода рассуждения возникали у известных космологов, физиков (Ф. Хойла, Дж. Уилера, С. Хокинга, Б. Картера и др.). Для выявления существа взглядов на человека во Вселенной следует ограничить определенными понятиями предмет изучения. Мы обозначим этот предмет космосферно-мировоззренческим объектом. Космомировоззренческие представления зародились в глубочайшей древности, в эпоху становления человека. Астрономические знания стали накапливаться, опредмечиваться еще в условиях родо-племенной формации. Но наиболее интенсивно развивались они в период цивилизации, закреплялись в памятниках, сооружениях, В последующие эпохи господства религиозного мировоззрения представления о Вселенной и человеке получили теологическое объяснение, опиравшееся на мифологию, в частности, на трехмерную вертикаль мира: небесное, земное, подземное, – иерархически заселенную своими жителями – небожителями, земными жителями, подземными жителями... Натурфилософское рационалистическое мировоззрение вело борьбу против мифологического и религиозного представлений Развитие науки и современной космопрактики (освоение Космоса человеком), обобщение данных более чем сотни космических (и пограничных) научных дисциплин дали огромную информацию Современный образ Вселенной характеризуется такими чертами: а) «расщепление» понятия и образа астрономо-физической Вселенной и мира в целом. Появление моделей «ветвящихся», параллельных, многосвязных вселенных; б) фундаментальное обоснование концепции взрывающейся (теория большого взрыва) Вселенной, утверждение образа анизотропной[1] нестационарной Вселенной, разработка идеи взаимосвязи локального и глобального, микро- и мегаструктурных пространственно-временных характеристик и мировых констант; в) утверждение антропного принципа в качестве методологического и мировоззренческого ориентира и регулятива, осознание Из наиболее активно разрабатываемых сегодня выступает антропокосмическая концепция, стремящаяся всесторонне утвердить космический подход к человеку, раскрыть научно мировоззренчески его единство с Космосом, противоречивые их взаимоотношения в разных аспектах, плоскостях. Особенности антропокосмизма, основные его научные и мировоззренческие положения представлены в трудах отечественных ученых – К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Не только Солнечная система и Земля как космическое образование, но и жизнь на Земле есть процесс и результат развития Космоса. Человек как высшее проявление жизни есть результат, продукт не только земной, но и космической эволюции, «и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются, – писал А.Л. Чижевский, – результатом творческого воздействия космических сил. Человечество – сила, способная преобразовать природу во все более возрастающих масштабах и тем самым влиять на космическую эволюцию. Обратная зависимость земной и космической эволюции от человечества увеличивается и будет возрастать с развитием человеческой космопрактики, развертыванием производства в Космосе, качественным изменением науки. Будущее распространение разумной жизни во Вселенной имеет существенное значение и для Вселенной, главным образом – для ее обитаемых областей, где космическая среда подвергается трансформации благодаря разумной практической деятельности людей. Процесс формирования и развития ноосферы, последовательное распространение ее в пространство Солнечной системы благодаря геокосмической деятельности человека следует рассматривать как качественно новый этап в развитии системы Вселенная – человек. В реализации этого процесса человек может выступать не только в качестве создателя искусственных сооружений из естественных космических материалов, но и в виде устроителя биокосмических зон Солнечной системы, заселенных различными, творчески изученными, трансформированными и отобранными земными формами жизни. Эта раскрытая обратная зависимость Космоса от человечества требует более глубокого изучения не только Вселенной, но Необходимо преодоление чисто утилитарного, потребительского отношения к природе, к Космосу, деятельности для сиюминутной выгоды, отчужденно-«покорительного» принципа отношений человека к природе. Концепция антропокосмизма не закрывает тех реальных гипотез, которые развиваются сегодня в науке, в частности, той концепции, что земная жизнь – это лишь одна из форм существования космической жизни, и человек не одинок во Вселенной. По мнению К.Э. Циолковского, обосновавшего с новых позиций идею множественности миров, – населенность Вселенной есть абсолютная, хотя не фактическая истина» (Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга. 1930. С. 2). Обнаружение иных цивилизаций, внеземных форм жизни – дело времени, дело науки и космопрактики человека. Циолковский писал не только о встрече в Космосе разумных существ, но и об объединении космических цивилизаций, с тем чтобы стать реальной силой, способной воздействовать на эволюцию Вселенной. Научно-фантастическая художественная литература давно уже раскрывает эту проблему (Ефремов И. Туманность Андромеды). Антропокосмизм – реальная проекция нового бытия людей На наших глазах стремительно развертывается космизация современной науки, хотя уже имелись задолго до космических полетов достижения астрономии, астрофизики и других наук. Совершенствуются научно-организационные, экономические основы космизации науки. Космизация в науке развивается на эмпирическом уровне, научно-теоретическом и мировоззренческом, сформировалось более ста новых научных дисциплин в сфере космических исследований. Четко определены группы наук – технические, естественные, гуманитарные, концентрирующиеся вокруг космонавтики. Формируется ряд комплексов наук разных направлений, в частности, комплекс наук о Земле и ее подсистемах, изучаемых из Космоса или комплексно с участием космических средств – космическая океанография, землеведение, космическая геология, геодезия, метеорология и др. Есть комплекс наук, изучающих Солнце, околосолнечную среду и планеты, комплекс направлений, исследующих макроземные предметы в Космосе, включая человека, комплекс астрономических дисциплин и др. Развиваются взаимосвязи всех наук, групп, комплексов наук, и в частности – геоцентрических и космических. Уже давно идет процесс идеологизации и политизации космической деятельности. Геополитическая космическая доктрина может приобретать милитаристское и невоенное направление. Существует и процесс космизации политико-идеологических построений. Новые возможности космонавтики существенно изменили содержание и характер политических доктрин, военных стратегий ядерных стран. Развертывается космизация правосознания – создаются правовые регуляторы космической деятельности и сопряженные с ней сферы, затрагивающие межгосударственные и общечеловеческие интересы. За последнее время освоения Космоса опубликовано более 1000 научных работ по космическому праву, приняты многочисленные межгосударственные соглашения, договоры по освоению Космоса и космических объектов. Осуществляется космизация нравственности, морального познания с приматом общечеловеческих этических ценностей. Разрабатывается учеными правовой и нравственный аспект будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями. В сфере литературы, кино, живописи, телевидения, музыки Подвержены космизации экологическое и религиозное сознание. Если обобщить итоги космической деятельности человека, процессы космизации духовной жизни, то вполне своевременно выделение в ряду форм общественного сознания такой формы, как космосферное сознание. Оно имеет четко выраженный объект отражения, предметы изучения, свой специфический способ отражения и гносеологический, понятийный аппарат, особые взаимосвязи В историческом аспекте антропокосмизм зарождается как диалектическое отрицание и диалектический синтез двух противоположных направлений в развитии философско-мировоззренческих концепций – антропоцентрических учений, подчеркивающих уникальность и единственность человека и порой обожествляющих Таким образом, включая в себя антропоцентризм в диалектически снятом виде, антропокосмизм не «растворяет» человека во Вселенной, хотя попытки представить человека ничтожной пылинкой Космоса встречаются в некоторых концепциях космизма. Но тезис о том, что человек есть центр мира, наивысший пик его развития в антропокосмизме лишается своей абсолютности и статичности В конце 50-х гг. XX в. был выдвинут советскими учеными Введение антропного принципа в космологию означало утверждение в ней важного методологического приема, ориентирующего на такую теоретическую реконструкцию прошлой эволюции Вселенной, которая в качестве исходной предпосылки берет современное присутствие в ней человека. Действительно, для того, чтобы появился человек, необходимо наличие жизни, разнообразие ее форм, объединенных в единую биосферу. Но для возникновения жизни требуется присутствие многих элементов тяжелее водорода: углерод, кислород, азот и др. В свою очередь, для образования этих элементов нужны реакции термоядерного синтеза, протекающие в недрах звезд. Обычно для «приготовления» элементов в результате звездного нуклеосинтеза требуется несколько миллиардов лет. Но Вселенная не располагала бы этим временем, если б была замкнутой, а ее радиус при максимальном расширении не превышал бы несколько миллиардов световых лет. Однако размеры наблюдаемой, расширяющейся Вселенной – огромны и больше этой величины. Развитие Вселенной привело к возникновению человека. Сейчас ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения нашей Метагалактики, когда образовались и прошли достаточно длинный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических, химических факторов, благоприятных для перехода от неживого к живому. Мы наблюдаем нашу космическую систему именно такой, какая она есть, потому что мы сами существуем, а при других ее параметрах мы возникнуть и существовать просто не могли бы. Это утверждение Выдвижение антропного космологического принципа породило некорректные объяснительные структуры субъективистского и телеологического толка – в частности, возникли мнения, что существование человека во Вселенной как бы предопределяет ее глобальные свойства и ход эволюции (С. Хокинг, Дж. Барроу и др.), а Мир человека под воздействием способа производства, общественных отношений, развития науки, космизации изменяется, развивается разнонаправленно. Но самое главное, приобретенное при этом, – общечеловеческие ценности, ориентации, диалектически разностороннее мышление, выражающее противоречивое единство человека и Вселенной.
Базовые понятия Человек. Антропология. Антропологизм. Труд. Деятельность. Смысл жизни. Личностный смысл жизни. Общественный смысл жизни. Смысл истории.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1986. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. Бердеяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. Бубер М. Проблемы человека. М., 1993. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. М, 1998. Имянигов И.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии, 2006. № 7. Крапивенский С.Э., Корчагин Е.В. Гомо сапиенс – человек философствующий // Философия и общество. 2006. № 3. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. Мартынов А. Исповедимый путь. Философские этюды. М., 1990. Мир философии. М., 1991. Раздел 5. Москаленко А.Т., Сержантов И.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989. Муранов Б.Д. Единство социального и биологического в формировании сознания личности. Ростов н/Д, 1991. О человеке. Выпуск 1. М., 1991. О человеческом в человеке. М., 1991. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии, 2006. № 12. Проблемы человека в западной философии. М., 1988. Проблемы человека в современной философии. М., 1969. Сержантов З.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Н. Новгород, 1992. Современная западная философия. Словарь. М., 1998. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Фролов И. Ценностное понимание человека // Вестник высшей школы. 2006. № 7. Франк Л. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой природы // Вопросы философии. 2006. № 5. Человек – философия – гуманизм. Тезисы докладов и выступлений участников первого российского философского конгресса |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы