Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.



Широкие социальные мотивы:

а) общественно ценные — мотивы долга, ответствен­
ности, чести (перед обществом, классом, учителем,
родителями и др.);

б) узколичные (престижная мотивация) — мотивы
самоутверждения, самоопределения, самосовершен­
ствования.

Мотивы избегания неприятностей — учение на осно­
ве принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема, значитель­
но беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом
отражает суть явления. Все группы мотивов присутству­
ют практически в каждом действии ребенка, связанном

с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и от­ветственности, стремление к самоутверждению и само­совершенствованию, в какой-то мере интересно содер­жание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.


Но следует говорить не об отсутствии или присут­ствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в моти-вационно-потребностной сфере личности, а какие на­ходятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что иерар­хия мотивов является сравнительно устойчивым психи­ческим образованием. Будучи сформированной в дет­стве, она мало подвержена изменениям.

Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием уче­ния (ориентация на овладение новыми знаниями, факта­ми, явлениями, закономерностями; ориентация на усво­ение способов приобретения знаний и т. п.). Доминиро­вание этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

Психологами доказано, что умственная работа, вы­полняемая не из-за чувства долга, не для получения вы­сокой отметки и не для того, чтобы победить на олим­пиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверж­дением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных спо­собностей.

Но важно не только то, какие мотивы доминируют. Небезразлично, как выстроятся в данной воображае­мой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, уступают по своей ценности предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в содержа­тельные, чем, например, мотивы избегания неприят­ностей.

Традиционно эффективным инструментом, стиму­лирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее управляемы, так как

Действенность в значительной мере определяется



Часть I. Психология детской одаренности


глава 1. Что такое детская одаренность



 


глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т. п.).

Естественно, возникает вопрос: как выявить домини­рующую мотивацию? Но при всей его важности надо от­метить, что более важен другой: на какие мотивы воспи­танника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархиче­ская структура мотивационно-потребностной сферы.

Естественно, что интерес к содержанию может про­будить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

Не менее важно и пробуждение интереса к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стрем­ление сделать его (процесс) увлекательным требует изо­бретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и ма­териальных затрат.

Педагоги и родители многих стран мира опираются на широкие социальные мотивы, и это вполне справед­ливо. С самых первых шагов они говорят своим воспи­танникам о том, что хорошая учебная работа ребенка в детстве — залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квали­фикации. Высокая квалификация работника и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно по­этому, например, японский школьник даже при минималь­ных попытках со стороны учителя и родителей «увлечь» (содержательные мотивы) и «развлечь» (мотивация npo-j цессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не) только в школе, но и дома.

К числу негативных следует отнести мотивацию из­бегания неприятностей, но и учителя и родители, ори­ентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов еще не ушли в историю педагогики. Стремление кара­тельными мерами заставить учиться не только не изжи­то, но напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.


С точки зрения воспитания особенно важно, что в по­следнее время многие исследователи склоняются к мыс­ли, согласно которой ключевой характеристикой потен­циала личности следует считать не выдающийся интел­лект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Так, например, Некоторые ученые отмечают, что лю­ди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следователь­но, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к вы­бранной цели.

Творческость(креативность)

Многие отечественные ученые до сих пор отказыва­ются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способ­ности. Они считают, что творчество всегда жестко свя­зано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техни­ческое творчество и так далее.

Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ре­бенок без труда может перенести этот опыт в любую Другую сферу. Именно поэтому творчество рассматри­вается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, про-

веДенных в последнее время, трудно найти приемлемое

пределение творческости, но там содержится довольно мно-

°писаний основных параметров, ее характеризующих.


часть I. Психология детской одаренности

«Креативность (творческость), — пишет Е. П. Торранс, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, прохо­дить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре кри­терия.

Продуктивность, или беглость, — способность к про­дуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопро­дуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Лео­нардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволи­ло ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тыся­чи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость — способность легко переходить от явле­ний одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Проти­воположное качество называют инертностью мышле­ния.

Оригинальность — один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожи­данные идеи, отличающиеся от широко известных, об­щепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается тер­мином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие — детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжирую? ' ся, считается, что это просто разные способы реализа­ции творческой личности.


глава 1. Что такое детская одаренность | 27


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь