Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификация мультимедийных ресурсов.



Мультимедийные продукты — это документы, несущие в себе информацию разных типов и предполагающие пользование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения. Не все из многочисленных компакт-дисков или онлайновых ресурсов могут считаться подлинно мультимедийными продуктами.

Мультимедиа может быть классифицировано как линейное и нелинейное:

Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

 

1.2.3 Качество образовательных мультимедиа-ресурсов

Все, без исключения, мультимедиа-ресурсы, используемые в системе общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым к традиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные и методические пособия. Дидактические требования соответствуют потребностям учебного процесса школы и, соответственно, дидактическим принципам обучения. Далее рассмотрены стандартные дидактические требования к мультимедиа-ресурсам.

Требование обеспечения научности обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ресурсом с учетом последних научных достижений. В соответствии с потребностями системы общего среднего образования процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедиа-ресурсов должен строиться с учетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование и системный анализ.

Требование обеспечения доступности обучения, осуществляемого с использованием мультимедиа-ресурсов, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда школьник сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью мультимедиа-ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в случае использования мультимедиа-ресурсов должно реализовываться на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедиа-средствами самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе функционирования и использования мультимедиа-ресурсов должен лежать деятельностный подход. Поэтому в соответствующих ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы мультимедиа-ресурсов должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять школьнику возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедиа-ресурсов означает обеспечение потребности системы обучения в последовательном усвоении учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области, потребности в том, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в логически обоснованном порядке. Для этого необходимы:

- предъявление учебного материала в систематизированном и структурированном виде;

- учет как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при формировании и представлении каждой порции учебной информации;

- учет межпредметных связей изучаемого материала;

- дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий;

- организация процесса получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

- обеспечение связи информации, предъявляемой мультимедиа-ресурсом, с практикой за счет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как к мультимедиа-ресурсам, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к мультимедиа-ресурсам должны предъявляться специфические дидактические требования, обусловленные существующими потребностями системы обучения в школе и использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании мультимедиа-ресурсов.

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость образовательных мультимедиа-ресурсов к индивидуальным возможностям школьника. Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием мультимедиа-ресурсов к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Целесообразно различать три уровня адаптации ресурсов. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы мультимедиа-ресурса стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего количества школьников.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие школьника с образовательными мультимедиа-ресурсами. Такие средства должны обеспечивать диалог и обратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция мультимедиа-ресурсов на действие учителей и школьников. Средства обратной связи осуществляют контроль и корректируют действия учащегося, дают рекомендации по дальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с мультимедиа-ресурсами отвечает потребностям системы общего среднего образования к формированию у школьников стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в мультимедиа-ресурсах.

Требование обеспечения формируемости и уникальности заданий в контрольно-измерительных подсистемах мультимедиа-ресурсов. Согласно этого требования задания, предъявляемые школьникам, не должны полностью существовать до начала измерений или контроля и должны формироваться случайным образом в момент работы обучаемого с мультимедиа-ресурсами. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования в обеспечении объективности и адекватности педагогических измерений.

Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием мультимедиа-ресурсов означает, что такие ресурсы должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и телекоммуникационной техникой.

С дидактическими требованиями к мультимедиа-ресурсам тесно связаны методические требования. Методические требования предполагают учет потребностей обучения конкретной школьной дисциплине, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации и методологии реализации образовательной деятельности.

Мультимедиа-ресурсы должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.
В связи с многообразием реальных технических систем и устройств, а также в связи со сложностью их функционирования предъявление учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления школьников.

Мультимедиа-ресурсы должны обеспечить отражение системы научных понятий школьной дисциплины в виде иерархической структуры, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий. Подобный подход способствует удовлетворению потребности систем обучения в эффективных методах изложения учебного материала за счет возможности последовательного обхода иерархической структуры и объяснения научных понятий образовательной области.

Образовательные мультимедиа-ресурсы должны предоставлять школьникам возможность выполнения контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

Наряду с учетом дидактических требований к разработке и использованию мультимедиа-ресурсов необходимо соблюдение комплекса психологических требований, влияющих на эффективность обучения в школе. Нижеследующие психологические требования относятся к числу требований, предъявляемых ко всем без исключения мультимедиа-ресурсам.

Представление учебного материала в мультимедиа-ресурсах должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням когнитивного процесса. Мультимедиа-ресурсы должны создаваться и функционировать с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации в кратковременной памяти).

Изложение учебного материала с использованием мультимедиа-ресурсов должно быть ориентировано на тезаурус и лингвистическую композицию конкретного возрастного контингента и специфики подготовки обучаемых. Мультимедиа-ресурсы должны создаваться и функционировать с учетом системы знаний школьников и знания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту обучаемых, но не должно быть слишком простым, поскольку это может привести к снижению внимания.

Использование мультимедиа-ресурсов должно быть направлено на развитие у школьников как образного, так и логического мышления.

Создание и использование мультимедиа-ресурсов должно сопровождаться соответствующим документированием с целью обеспечения интерфейса между разработчиками, заказчиками, учителями и школьниками, а также для обеспечения возможности освоения и совершенствования функций мультимедиа-ресурса. Документация к ресурсам должна быть полной и обеспечивать неснижаемую эффективность их использования в обучении школьников.
Документация к мультимедиа-ресурсам должна способствовать мобильности, повторному использованию и переиспользованию их компонентов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь