Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая власть: понятие, исторические формы, основные подходы к определению сущностиСтр 1 из 7Следующая ⇒
Власть – это понятие гораздо более широкое по своему объему, чем понятие политика. Более того, политическая власть всего лишь разновидность властных отношений. Исторические формы власти. Власть как социальный феномен возникает в догосударственную эпоху и приблизительно 40 тыс. лет существует в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриплеменных отношений в виде господства вождей, шаманов и т.д. С момента образования государства власть существует и в своей политической, публичной форме. В настоящее время имеется тенденция к складыванию надгосударственной политической власти. В самом общем виде политическую власть можно определить как возможность и способность субъектов политики оказывать определяющее воздействие на процесс принятия политических решений, их реализацию, а также на политическое поведение других участников политических отношений. В политологии используются два подхода к определению феномена власти – субстанциональный и реляционный. Сторонники первого пытаются выявить фундаментальную сущность, первоначало, субстанцию, лежащую в основе феномена политической власти. Причем это первоначало рассматривается как нечто трансцендентное и непреходящее. К данным трактовкам политической власти, прежде всего, относятся следующие: 1) Биологическая концепция (М. Марсель, Ф. Ницше) – власть понимается как неотъемлемое свойство всего живого. Политическая власть же есть просто вариант биологического феномена присущего отдельному виду. 2) Психологическая концепция (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) – власть понимается как следствие психических влечений, потребностей в господстве и подчинении, способ компенсации физической и духовной неполноценности и т.д. Таким образом, корни политической власти видятся в психике человека, а феномен власти оказывается явлением не столько биологическим, сколько антропологическим. 3) Бихевиористская концепция (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл) – власть как особый тип поведения, обусловленный неотъемлемым свойством человека. В феномене власти усматриваются, прежде всего, взаимосвязь с субъективными качествами конкретной личности. 4) Теория «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви) – власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. 5) Теория обмена ресурсов (П. Блау, Д. Хиксон) – власть формируется в результате обмена одним субъектом своих ресурсов на необходимое ему поведение другого. 6) Теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть в качестве следствия контакта социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. 7) Телеологическая концепция (Б. Рассел) – власть как форма целенаправленной деятельности человека. Реляционный подход предполагает, что политическая власть должна рассматриваться не как сущность, а как определенная система отношений. Среди множества концепций сформированных в рамках данного подхода можно выделить следующие основные: 1) Концепция М. Вебера. Власть понимается как способность и возможность одного индивида или группы в данных социальных условиях проводить свою волю вопреки сопротивлению другого, т.е. в основу власти кладутся отношения господства и подчинения. 2) Собственно реляционнный подход (Д. Картрайт, П. Блау, Д. Ронг). Власть – социальное взаимодействие, при котором субъект при помощи средств (ресурсов) контролирует поведение объекта. 3) Системный подход (К. Дойч, Н. Луман). Власть как способность политической системы мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей. 4) Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс). Власть рассматривается как социальные отношения, обусловленные теми ролями (функциями), которые выполняются различными субъектами. 5) Теория К. Дойча. Политическая власть рассматривается как «платежное средство» в политике, которое необходимо там, где отсутствует добровольное согласование действий. 6) Марксистское понимание власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Политическую власть – функция социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения, предопределяющая его способность навязывать свою волю другому классу и обеспечивающая его социальное господство. 7) Информационно-коммуникативные трактовки власти (Ю. Хабермас). Власть – процесс многократно опосредованного и иерархиизированного социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество. 8) Постструктуралистские теории (М. Фуко, П. Бурдье). Власть –модальность общения, изначально присущая всему социальному, не локализуемая в пространстве и не способная принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов. Ресурсы власти – совокупность средств и методов осуществления власти, т.е. средств, с помощью которых субъект (носитель власти) способен оказывать влияние на объект. Ресурсы власти с эволюцией общества претерпели серьезные изменения. Если в ранних обществах основным ресурсом власти был авторитет правителя, который к тому же дополнялся сакрализацией его персоны, то на более позднем этапе появляются такие ресурсы как богатство, сила, организация, информация и т.д. Классифицировать ресурсы власти можно по различным основаниям. Наиболее ранней классификацией ресурсов власти является антропологическая. В ней типы властвования (соответственно и типы ресурсов власти) различаются по устойчивым мотивам, лежащим в основе поведения субъекта и объекта власти. С этой точки зрения ресурсами власти могут быть страх, убеждение, интерес, любовь и т.д. Наиболее известна типология О. Тоффлера, который выделил три главных ресурса: сила, богатство и знание. В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться разные типы властвования. Эволюция общества связана с переходом от силы (доиндустриальные), к богатству (индустриальные) и знанию (постиндустриальные). Именно переход в информационное (постиндустриальное) общество приводит к становлению «антибюрократических» форм власти. Основные аспекты (стороны) политической власти: 1) Способность побуждать индивидов и целые социальные группы к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта. 2) Способность предотвращать нежелательные действия людей. 3) Возможность осуществлять господство при отсутствии видимого контакта властвующих и подвластных. 4) Тотальность, т.е. способность повсеместно осуществлять принуждение. Универсальные свойства политической власти: - асимметричность (характеризует доминирование воли властителя и существующее неравенство статусных позиций); - инверсионность (положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, как результат их статусы могут изменяться); - комбинированность (власть формируется в результате пересечения усилий властвующих и подвластных); - ресурсность (власть невозможна без опоры на определенные средства); - кумулятивность (в сфере властных отношений преобладает «эгоизм», т.е. субъект ориентируется на собственные интересы); - конструктивность (политическая власть выступает в роли источника социальных преобразований). Специфические свойства политической власти: - политическая власть формируется в условиях конкуренции между группами; - как система отношений, политическая власть предполагает конкуренцию за обладание самым мощным социальным институтом – государством; - полиресурсность, т.е. политические институты обладают доступом ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества. Легитимность – степень соответствия политической власти ценностным ориентациям индивидов, социальных групп, общества в целом; убеждение граждан в правомерности тех решений, которые принимает власть, и готовности добровольно выполнять принятые решения. Легитимность следует отличать от легальности, которая свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления. Власть может быть легальной и нелегитимной, а может быть легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения. Идеальный вариант – легальность и легитимность власти. Источниками легитимности являются население, правительство и международные организации. Типы легитимности по М. Веберу: - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая основана на традиции, обычае, привычке к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам; - харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера; - рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Типы легитимности по Д. Хелду: - «согласие под угрозой насилия»: общество поддерживает власть, опасаясь угроз с ее стороны; - легитимность основанная на апатии: основывается на безразличном отношении общества к политическому режиму; - прагматическая легитимность: основанная на принципе «ты – мне, а я – тебе»; - нормативная легитимность, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки правящего режима, которое влияет на эффективность деятельности власти, ее способность отвечать на вызовы и реализовывать базовые функции. Признаками кризиса можно считать: - неспособность органов власти осуществлять свои функции; - чрезмерное использование правящим режимом средств силового принуждения; - наличие военных и гражданских конфликтов; - неспособность политической системы адаптироваться к изменяющимся условиям; - разрушение конституционного порядка и т.д. Кризис легитимности имеет два предела: нижний и верхний. Нижний предел чреват серьезными последствиями, т.к. способен привести не только к смене существующего режима, но и к изменению всего конституционного строя. Верхний предел отражает текущие изменения мнений, симпатий и антипатий в обществе. Основные средства выхода из кризиса легитимности: - развитие диалога между властью и обществом; - конкретизация и разъяснение целей; - усиление роли правовых методов достижения целей; - достижение оптимального баланса ветвей власти; - соблюдение равных правил политической игры без ущемления интересов оппозиционных групп; - организация контроля со стороны общества за различными уровнями государственной власти; - укрепление демократических ценностей; - преодоление правового нигилизма населения и т.д. 2.4 Вопросы и задания для самостоятельной работы Вопросы для самоконтроля: 1. В современной политологической теории сформировалось несколько подходов к определению политической власти: а) психологическое (бихевиористское) определение – тип поведения, основанный на изменении поведения других людей, проявлении особых психологических качеств политического руководителя (лидера); б) телеологическое – достижение определенных целей; в) инструменталистское – возможность в ходе реализации власти использовать определенные средства, например насилие; г) структуралистское – особые отношения между управляющим и управляемым; д) конфликтологическое – возможность принятия решения, регулирующего отношения (в частности, по распределению благ) в ходе разрешения конфликтных ситуаций; е) марксистское – господство одного класса над другим. Проанализируйте представленные подходы и оцените возможность использования данных определений для изучения современной политической действительности России. 2. Назовите причины (и ситуации), по которым власть может игнорировать права и свободы человека и гражданина, а индивид высказывать недоверие к властям. 3. Всегда ли легитимная власть бывает эффективней, т.е. оперативно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти. 4. Прокомментируйте высказывание французского философа А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью». 5. Феномен власти является весьма противоречивым и непредсказуемым. Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть – всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила». Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти? 6. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления? 7. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства. 8. Приведите примеры из мировой истории, когда «действия власти были незаконными, но оказались легитимными». 9. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью? 10. В рамках идеологии либерализма существует течение анархо-либерализма (либертаризма), связанное с верой в то, что рыночные отношения обмена могут окончательно вытеснить властные отношения. Если власть есть способность «присваивать не покупая», то надо преодолеть эту «патологию неэквивалентного обмена», распространив отношения гражданского партнерства на все без исключения сферы общественной жизни. Сформулируйте свое отношение к представленной позиции. Тест: 1. К каким направлениям политической мысли и методам анализа относятся следующие определения власти: а) «Власть – это вероятность того, что одно действующее лицо в рамках общественных отношений будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление, независимо от того, на чем эта вероятность покоится»; 6) «Власть – это обобщенное средство или источник, аналогичный деньгам, который помогает достичь совместных целей через соглашение членов общества, легитимность на руководящих позициях тех, кто способствует достижению целей системы, в случае необходимости пользуясь отрицательными санкциями»; в) «Политическая власть – в собственном смысле слова, это организованное насилие одного класса для подавления другого»; г) «Власть – это способность лиц или группы навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление, путей устрашения, либо в форме прекращения регулярно выдававшихся наград, либо в форме наказания, поскольку и то, и другое представляет негативную санкцию»; д) «Власть – это отношения между группами, позволяющие одной группе изменить поведение другой группы»; е) «Власть есть способность некоторых людей производить намеренные и предвиденные воздействия на других». 2. Что является лучшем примером практической реализации властных полномочий? а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не сделал; б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А; в) А вынуждает Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б; г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А. 3. Как понимал легитимное господство М. Вебер? а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов; б) наследование законного представителя династии; в) гармоничное сосуществование различных общественных групп; г) власть, опирающаяся на насилие. 4. Что понимается под категорией «основания власти»? а) иррационалистическое понимание власти; б) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые, могут быть ею использованы; в) характеристика власти вообще; г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей. 5. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации? а) интерес; б) распределение материальных благ; в) принуждение; г) убеждение. 6. Бихевиористские концепции власти анализируют... а) системную природу власти; б) поведенческие аспекты властных отношений; в) ролевые отношения в процессе осуществления власти; г) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения. 7. На каких источниках основывается: а) власть вознаграждения; б) власть принуждения; в) нормативная власть; г) власть эталона; д) власть знатока; е) информационная власть. 8. Что понимается под политической властью в правовом государстве? а) умение навязать свою волю другому; б) использование элитой своих преимуществ; в) управление слабыми со стороны сильных; г) делегирование обществом государству политических полномочий. 9. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному: а) осуществляется в период формирования индустриального общества; б) для своего поддержания требует «великих свершений»; в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения; г) возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса; д) авторитет власти не связан правовыми нормами и правилами; е) основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность, а не личная преданность. Практические задания: 1. Установите соответствие между понятиями и определениями:
2. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксизма, защитникам теологических доктрин? а) «Задача политики – привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»; б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»; в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»; г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»; д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»; е) «Политика – это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»; ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера». Литература к разделу 1. Антипьев А.Г. Введение в политологию: [учебное пособие] / А.Г. Антипьев. – М.: Деловая книга, 2005. – 350 с. 2. Бачинин В.А. Политология: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 287 с. 3. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или Воссоздание презумпции виновности // Полис. – 2006. – №3. 4. Василенко И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М.: Гардарики, 2004. – 287 с. 5. Василик М.А. Политология: Элементарный курс: [учебное пособие] / М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2001. – 270 с. 6. Воробьев К.А. Политология: учебное пособие для вузов / К.А. Воробьев. – М.: Академический проект, 2005. – 446 с. 7. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2005. – 485 с. 8. Грановский С.А. Прикладная политология: учеб. Пособие / С.А. Грановский. – М.: Флинта, Московский психо-социальный институт, 2004. – 404 с. 9. Даниленко, В.И. Современный политологический словарь / В.И. Даниленко. – М.: NOTA-BENE, 2000. – 1023 с. 10. Иванченко А.В. Российское народовластие: уроки истории / А.В. Иванченко, В.М. Курицын; Независимый институт выборов. – М.: Юриспруденция, 2005. – 111 с. 11. Ильин, М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – 430 с. 12. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Экзамен, 2007. – 350 с. 13. Курс политологии: Учебник / [А.Г. Грязнов и др.] – М.: ИНФРА-М, 2003. – 458 с. 14. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев. – М.: РОССПЭН, 2001. – 380 с. 15. Луман Н. Власть / Н. Луман. – М.: Праксис, 2001. – 249 с. 16. Панарин А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин. – М.: Проспект, 2000. – 438 с. 17. Политика: Толковый словарь: Originally Published by Oxford University Press / Под ред. А. Макслика. – М.: Инфпа-М; Весь Мир, 2001. – 761 с. 18. Политология: Словарь справочник / М.А. Василик и др. – М.: Гардарики, 2000. – 327 с. 19. Политология: учебник / [В.С. Комаровский и др.]; Российская академия государственной службы при Президенте РФ; Северо-кавказская академия государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 516 с. 20. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. – 589 с. 21. Политология: Хрестоматия / Составитель М.А. Василик, М.С. Вершинина; Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. – 843 с. 22. Политология: Энциклопедический словарь / [Аверьянов Ю.И. и др.] – М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. – 431 с. 23. Практикум по курсу «Политология»: Учебное пособие для вузов / М.А. Василик и др.; Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 1999. – 389 с. 24. Российская политическая наука: В 5 т. / Под. общ. ред. А.И. Соловьева. – М.: РОССПЭН, 2008. 25. Семенова Р.У. Соотношение политики и морали в русле дискуссионного поля современной политической науки. №3 с.87. Вестник Московского университета 2005. 26. Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? (Апология экзистенциальной автократии) // Полис. – 2005. – №2. 27. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. – М.: Республика, 1999. – 302 с. 28. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России // Полис. – 2005. – №3. Политическая система |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 3095; Нарушение авторского права страницы