Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политическая культура, политическое сознание и политическая психология
Материалы к лекционным занятиям Политическая культура Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий историк-просветитель И. Гердер в XVIII веке. Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества, глубоко укоренившихся образцов политических представлений, убеждений, ценностных ориентации, установок и политического поведения, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования деятельности членов общества. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения. Элементы политической культуры · политические представления; · политические ценности и ценностные ориентации; · политические установки; · политическое поведение и участие; · политические традиции. Типы политической культуры (Г. Алмонд, С.Верба «Гражданская культура» 1963 г.): · патриархальная (ориентирована на местные ценности, проявляется в форме семейственности, коррупции, местного патриотизма). Индивид индифферентен по отношению к политике, не выполняет конкретных политических ролей, низок уровне его политической культуры, компетентности и активности. · подданническая или провинциалистская (ориентирована на традиции, при наличии политической сознательности). Индивид является носителеы исполнительных политических ролей, ожиданий материальных благ и поощрений от политической системы, одновременно страх перед диктатом и наказанием. · активистская или культура участия (высокий интерес граждан к политике, их хорошая информированность, ориентация на политическую активность, вовлеченность и рациональность). Роль индивида – активное участие во всех сферах и проявлениях политической жизни общества, стремление реализовывать с помощью власти собственные интересы и цели. Данные типы политической культуры в чистом виде в реальности не существуют. На практике они сосуществуют одновременно, в различной пропорциональности, в одном и том же обществе. Г. Алмонд и С.Верба в своих работах акцентируют внимание, что в большинстве исследованных ими стран присутствует смешанная культура (синтез), названная ими «культурой гражданственности». Роль индивида – соответствующее демократической политической системе рационально – активное поведение граждан, профессионализм политиков, лояльность граждан к политическим элитам и контроль за ними, готовность общества соблюдать законы. Существует вариант разделения политической культуры по типологии, опирающийся на принцип зависимости от характера политического режима присущего конкретному обществу. · Тоталитарная политическая культура (культ власти, сакрализация, мифологизм, психологическое напряжение, энтузиазм); · Авторитарная политическая культура (отчуждение от власти членов общества, опора режима – армия, отсутствие легитимности власти, фактор насилия); · Демократическая политическая культура (наличие гражданских прав и свобод, активность граждан, чувство ответственности и соучастия). Функции политической культуры: · групповой идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. Это достигается посредством усвоения гражданами определенной политической культуры, в результате чего преодолевается барьер изолированности и отчужденности человека в обществе и формируется чувство принадлежности к нации, партии, группе. · ориентации характеризующих стремление человека к смысловому отображению политических явлений, норм, ценностей и оценок, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; · предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; · нормативного регулирования, обеспечивающей укрепление политического порядка и стабильности в обществе путем снабжения граждан нормами и образцами, а так же эталонами политического мышления и реагирования на политические события; · адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий. Обеспечивает преемственность поколений, целостность политической жизни; · социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков, знаний и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; · интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность усвоения единых и одинаковых для всех ценностей и образцов поведения, существования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; · коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых, единых терминов, символов, норм, образцов, стереотипов и других средств информации и языка общения. Политическая культура России и ее особенности. Особенностью взаимоотношений граждан государства и власти в России на протяжении веков является преемственная из поколения в поколение подданническая политическая культура. Подданническая политическая культура в России характеризуется: 1) Дуализмом (наличие двух социокультурных потоков, ориентированных на различные системы ценностей: соборность и индивидуализм). 2) Конфронтационный характер взаимоотношений в обществе и политике (бунты, гражданские войны, революции). 3) Концентрация политического господства в руках правящего класса как фактор обеспечения стабильности, развития и безопасности российского общества. 4) Формирование устойчивых образцов политического поведения, следование которым остается неизменным, несмотря на трансформации, происходящие в обществе. Политическая культура на современном этапе. Политическая культура российского общества являет собой культуру внутренне расколотую, не представляющую собой единого целого, а включающую в себя элементы разнородных субкультур при доминировании патриархально-традиционалистского типа. Для политической культуры на современном этапе характерно: · низкий гражданский статус личности; · доминирование государственных форм регулирования жизни; · склонность к несанкционированным формам политического протеста; · предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций; · малая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования. Политическая психология Политическая психология – рассматривает совокупность духовных образований, содержащих эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения. Как самостоятельная наука сложилась в 60-70-е годы ХХ века. Сферой её исследований являются такие направления как: · психологический склад (архетипы, менталитет, темперамент, характер, интеллектуальные способности); · механизм группового политического поведения (феномен толпы); · механизмы восприятия политической информации; · мотивация политического поведения. Функции политической психологии. Гносеологическая функция – обеспечением мышления человека, дополнение чувственными сведениями той информации, которая формируется рационально-логическим способом. 1. Функция адаптации – предполагает обеспечение политического приспособления человека к окружающей обстановке, как при его пассивном приспособлении к среде, так и при активном взаимопреобразовании. · конформность (означающая приятие сложившегося порядка вещей); · инновационность (предполагающая сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде); · ритуализм (выражающий символическую и некритическую позицию человека по отношению к среде). 2. Мотивационная функция - организует и интегрирует субъективные свойства человека, служит главным механизмом перенесения политических целей и намерений из сферы сознания в сферу бытия. Основные типы политического поведения. По типу мотивации: · открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) · закрытые формы поведения граждан (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм). По соответствию системе ценностей и норм: · нормативные формы политического поведения (ориентирующиеся на господствующие принципы); · девиантные формы политического поведения (отклоняющиеся от господствующих принципов). По уровню и принципу воздействия идеологии: · традиционные формы политического поведения; · инновационные способы практического достижения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности). Политическая социализация. Политическая социализация – процесс включения индивида в политическую систему. Политическая социализация – двуединый процесс, так как: · фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы · демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Политическая социализация –двусторонний процесс: усвоения членами общества одних и отказа от других стандартов и ценностей, что происходит благодаря способности человека осознанно как приобретать, так и утрачивать те или иные ориентиры, ценности, нормы. Фазы политической социализации: 1. Доконвенциональная (формирование индивидуальной идентичности, интеллектуально – познавательные и нравственные компоненты сознания). 2. Конвенциональная (формирование политической идентичности и политических установок). 3. Постконвенциональная (формирование собственной критической нравственной позиции – формирование политической личности). На способность личности воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности влияют, так называемые, агенты социализации (семья, система образования, первичные группы, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и т.п.) Они обладают способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Влияние агентов социализации зависит от многих причин: от возраста и внутреннего состояния человека, интенсивности его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций. В последнее время актуальным для многих политических систем мира, становится такое явление, как политический индифферентизм. Эта проблема имеет весьма глубокие корни. Известно, что еще Перикл – один из основателей Афинской демократии, отмечал в своих трудах о нежелании некоторых граждан посещать народные собрания. На данном этапе развития общества, этот процесс, является массовым во многих странах мира. Иногда приобретая форму абсентеизма – избиратели уклоняются от участия в голосовании. Тоталитарный режим-политический индифферентизм – государственное преступление; Авторитарный режим-политический индифферентизм – приемлем, «лишь бы не вмешивались в политику»; Для демократического режима – проблема найти баланс между вовлечением личности в политический процесс и снятием излишней политизации общества. Политическая идеология Понятие политической идеологии. Политическая идеология – система ценностей, идеалов, установок воплощенных в определенной доктрине; предполагающая рациональное обоснование. Оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающаяся в соответствии с этими целями формирования общественного мнения в соответствии с определенными ценностными стандартами. Является разновидностью общественного сознания. Существует проблема определения места политической идеологии в системе политологических категорий, а также в системе культуры: Антуан Дестют де Трасси (1754 -1836) - французский философ и политик впервые использовал данный термин в своем пятитомном труде «Элементы идеологии». Он рассматривал политическую идеологию как учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами воспитания, права и государства. В. Парето рассматривал общественные (политические) идеологии как интеллектуальные системы, которые являются «языками чувств» и лишь оформляют побудительные мотивы человеческого поведения. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли идеологию как форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и производственных отношений. Связывая ее с интересами господствующего класса. К. Манхейм (1893 – 1947) понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», одновременно большое внимание уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности к сплочению людей, аккумуляции их политической энергии. Д. Истон и А. Конноли акцентировали свое внимание на ценностном содержании политической идеологии. Основными функциями политической идеологии являются: · ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; · мобилизационная – мотивирует и мобилизует человеческую деятельность для достижения идеала более совершенного общества; · интегративная – обосновывает и выражает коллективные интересы, ценности и цели, придавая им значимость, доминантно превосходящую любой индивидуальный или групповой интерес; · амортизационная – служит для ослабления социальной напряженности в обществе в случае конфликта общественных потребностей и возможностей; · функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Уровни политической идеологии: · теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития; · программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан; · актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы