Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. Вера в посланников.



Тема 1. Религиозное предписание по поводу веры в посланников и его доказательства.

 

Вера в посланников Всевышнего Аллаха является обязательным предписанием религии и одним из важнейших столпов мусульманской веры, и это подтверждается свидетельствами из Корана и Сунны.

 

Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! » (аль-Бакъара, 285).

 

Аллах упомянул веру в посланников в числе тех столпов, в которые уверовали Посланник и правоверные. Более того, уверовав в посланников, они не делают различий между ними и признают каждого из них.

 

В писании Аллаха говорится и о тех, кто отказывается уверовать в посланников: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими» (ан-Ниса, 150-151).

 

Таким образом, Аллах назвал неверующими всех тех, кто не признает Божьих посланников или проводит между ними различия, признавая одних и отказываясь уверовать в других. После этого Аллах подчеркнул, что такие люди являются самыми настоящими неверующими, поскольку их неверие очевидно и бесспорно. В продолжение этой темы Господь разъяснил позицию, которой придерживаются правоверные: «А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса, 152).

 

Всевышний указал на то, что они уверовали в Аллаха и во всех Божьих посланников без исключения. Они не делают различий между ними, признавая одних посланников и отвергая других. Напротив, они убеждены в том, что все они были посланы Аллахом.

 

Подтверждения того, что вера в посланников является одним из столпов мусульманской веры в целом, находятся не только в писании Аллаха, но и в Сунне. Об этом свидетельствует хадис Джибрила, который мы привели в главе о вере в ангелов. В нем сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечая на вопрос Джибрила о том, что такое вера, сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». В этом хадисе вера в посланников тоже упоминается наряду с другими столпами веры, в которые обязан верить каждый мусульманин.

 

В другом хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время дополнительного ночного намаза говорил: «О Аллах, хвала Тебе, ведь Ты – Свет небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты – Вседержитель небес и земли! Хвала Тебе, ведь Ты – Господь небес, земли и того, что на них. Ты есть истина, и обещание Твое – истина, и Слово Твое – истина, и встреча с Тобой – истина, и Рай – истина, и Ад – истина, и пророки – истина, и Судный Час – истина…». [«Сахих аль-Бухари» (7499)].

 

Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) засвидетельствовал истинность Божьих пророков в числе других важных столпов веры, таких как вера в Аллаха, в существование Рая и Ада, в наступление Судного Часа. Упоминание об этом перед молитвами в начале намаза лишний раз указывает на важность веры в пророков и посланников и ее особое место в религии.

 

Из всего сказанного ясно, что вера в посланников является обязательной и относится к фундаментальным предписаниям исламской религии и важнейшим элементам мусульманской веры в целом. А кто отрицает посланников или хотя бы одного из них, отвергая этот важный столп мусульманской веры, тот открыто демонстрирует свое неверие в Великого Аллаха.

 

Польза веры в посланников.

Вера в посланников оказывает на верующего прекрасное влияние и приносит ему большую пользу. Вот некоторые из ее плодов:

1. Знание о милости Всевышнего Аллаха и той заботе, которую Господь проявил к Своим творениям, когда отправил к ним благородных посланников для наставления их на прямой путь.

2. Благодарность Аллаху за эту величайшую милость.

3. Любовь к посланникам, почитание их и восхваление их достойным образом за то, что они были посланы Всевышним Аллахом и являются Его избранными рабами, и за то, что они донесли Его послание до творений, были в высшей степени искренними по отношению к своим народам и терпеливо перенесли причиненные ими страдания.

 

Тема 2. Понятия «пророк», «посланник» и разница между ними.

 

Арабское слово «наби» («пророк») является производным от слова «наба», означающего «весть, приносящая большую пользу». Всевышний сказал: «О чем они расспрашивают друг друга? О великой вести» (ан-Наба, 1-2).

 

Пророки получили такое название, потому что они получают вести от Аллаха и оповещают об Аллахе.

 

Существует мнение, что это слово является производным от слова «набава», которое означает «нечто возвышенное». В этом случае пророки получили такое название, потому что они занимают более высокое положение, чем все остальные люди. Всевышний сказал: «Мы вознесли его на высокое место» (Марьям, 57).

 

Арабское слово «расул» («посланник») произошло от слова «ирсал», означающего «послание», «отправление». Говоря языком царицы Сабы, Всевышний сказал: «Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы» (ан-Намль, 35).

 

Богословы давали разные определения понятиям «пророк» и «посланник». Согласно наиболее предпочтительному мнению, пророком в шариате называется тот, кто получает откровения от Аллаха о том, что он должен совершать и приказывать правоверным. Посланником же называется тот, кто получает откровения от Аллаха с повелением донести Его послание до людей, которые ослушались Его.

 

Таким образом, разница между этими понятиями заключается в том, что пророков Аллах оповещает о Своих повелениях и запретах для того, чтобы они передали их правоверным. Их не посылают к неверующим, и им не приказывают обращаться к ним с проповедями. Посланники же отправляются как к неверующим, так и к правоверным, чтобы донести до них послание Аллаха и призвать их к поклонению Ему.

 

Посланники не всегда приносили новый шариат. В частности, пророк Йусуф исповедовал религию Ибрахима, а пророки Дауд и Сулейман руководствовались законодательством, ниспосланным в Таурате, хотя все они были посланниками. Всевышний сказал: «Прежде к вам явился с ясными знамениями Йусуф, но вы до сих пор сомневаетесь в том, что он вам принес. Когда же он умер, вы сказали: «Аллах не отправит посланника после него» (Гафир, 34); «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе, Айюбу, Йунусу, Харуну, Сулейману. Дауду же Мы даровали Забур. Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 163-164).

В Коране пророки иногда называются посланниками в широком смысле этого слова: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение» (аль-Хадж, 52).

 

Аллах сообщил, что и пророки, и посланники были отправлены к творениям. Это объясняется тем, что пророки, которым было приказано проповедовать среди правоверных, тоже были отправлены к ним Аллахом, однако их послание носило конкретный, ограниченный характер. Что же касается абсолютного послания, то его были удостоены только посланники, которых Аллах отправлял как к неверующим, так и к правоверным.

 

Тема 3. Суть веры в посланников.

 

Верить в посланников значит быть убежденным во всем, что Аллах сообщил о них в Своем писании, и что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал о них в своей Сунне, причем эти повествования могут носить как общий, так и частный характер.

 

Общие воззрения.

Для того чтобы уверовать в Божьих посланников в целом необходимо иметь твердую убежденность в том, что Всевышний Аллах отправил к каждому народу посланников, которые призывали людей поклоняться одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и отреклись от всего, чему поклоняются помимо Аллаха. Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута! » (ан-Нахль, 36).

Все посланники Божьи были правдивыми, добродетельными, праведными, благородными, почтенными, богобоязненными, верными и надежными наставниками, следовавшими прямым путем. Всевышний сказал: «Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду» (Йа син, 52).

А после перечисления большой плеяды пророков и посланников Всевышний сказал: «…а также некоторых из их отцов, потомков и братьев. Мы избрали их и повели прямым путем. Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает» (аль-Ан’ам, 87-88).

 

Все они придерживались очевидной истины и верного руководства и приносили своим народам ясные знамения от их Господа. Говоря же устами обитателей Рая, Всевышний сказал: «Посланники нашего Господа приносили истину» (аль-А’раф, 43).

 

Господь также сказал: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (аль-Хадид, 25).

 

В основе проповедей всех посланников лежал призыв к единобожию и поклонению одному Аллаху, однако между их законодательствами были различия. Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне! » (аль-Анбийа, 25);

«Каждому из вас Мы установили закон и путь» (аль-Маида, 48).

 

Все они самым ясным образом донесли до творений послания Аллаха и лишили их возможности оправдать свое неповиновение. Всевышний сказал: «…чтобы знать, что они донесли послания своего Господа. Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил всякую вещь» (аль-Джинн, 28); «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (ан-Ниса, 165).

 

Мусульмане обязаны верить в то, что Божьи посланники были людьми и обычными творениями. Они не обладали качествами, присущими Господу, а были всего лишь рабами, которых Аллах почтил пророческим посланием. Всевышний сказал: «Посланники говорили им: «Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает» (Ибрахим, 11).

 

Говоря языком пророка Нуха, Всевышний сказал: «Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха. Я не ведаю сокровенное. Я не говорю, что являюсь ангелом» (Худ, 31).

 

Обращаясь же к нашему Пророку Мухаммаду, Аллах приказал ему: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении» (аль-Ан’ам, 50).

 

К воззрениям, которые необходимо разделять в отношении Божьих посланников, относится и вера в то, что Аллах помогал им и оказывал им поддержку, и что благой конец уготован только им и их последователям. Всевышний сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Гафир, 51).

 

Также необходимо верить в то, что одни посланники имели превосходство над другими, о чем нам поведал Великий и Могучий Аллах: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпоч­тение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах…» (аль-Бакъара, 253).

 

Мусульмане обязаны иметь такие убеждения и верить во все, что говорится о Божьих посланниках в Коране и Сунне в целом.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь