Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четвертое правило: все имена Аллаха прекрасны.



Все имена Аллаха прекрасны, то есть совершенны по своей красоте. Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прек­расные имена» (аль-А’раф, 180). Объясняется же это тем, что они указывают на самое прекрасное и самое славное из существ – Великого и Могучего Аллаха, а также тем, что они включают в себя совершенные качества, недостатки в которых нельзя ни предположить, ни допустить.

Приведем пример. Живой (Аль-Хейй) – это одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее самую совершенную форму жизни, которой не предшествовало небытие и за которой не последует исчезновение. Жизнь в свою очередь требует наличия других качеств совершенства, таких как знание, мощь, слух, зрение и т.п.

 

Вот еще один пример. Знающий (Аль-Алим) – тоже одно из имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее совершенное знание, которому не предшествовало невежество и которое не сменится забывчивостью. Всевышний сказал: «Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та ха, 52). Это – безграничное всеобъемлющее знание обо всякой вещи в общем и в частности, включающее знание о Его божественных деяниях и деяниях Его творений. Всевышний по этому поводу сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19).

 

Красота и совершенство имен Всевышнего Аллаха выражаются в каждом из них в отдельности, а также при сочетании этих имен. Таким образом, благодаря сочетанию двух божественных имен возникает еще более прекрасное совершенство.

 

В качестве примера можно привести имя Могущественный, Мудрый (Аль-Азиз аль-Хаким). Всевышний Аллах часто сочетает эти два имени в Коране. Каждое из них указывает на одно конкретное проявление совершенства: могущество Могущественного и мудрость Мудрого. Сочетание же этих имен указывает на другую форму совершенства, которая выражается в том, что могущество Всевышнего Аллаха сопряжено с мудростью. Его могущество не приводит к деспотизму и несправедливости, как это часто бывает у некоторых могущественных творений. Известно ведь, что могущество иногда подталкивает к греху, побуждает поступать несправедливо, деспотично. С другой стороны, власть и мудрость Всевышнего сопряжены с совершенным могуществом, в отличие от власти и мудрости творений, которые могут быть поражены унижением. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Завершая эту главу, мы укажем на ту пользу, которую мусульмане извлекают из этой важной основы, из веры в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей ни в господстве, ни в поклонении, ни в обладании божественными именами и качествами. Вот некоторые из плодов этой веры:

 

1. Благодаря ей раб обретает счастье как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, счастье в обоих мирах целиком и полностью зависит от веры в Аллаха, и тем счастливее человек, чем сильнее его вера в Господа, Его имена и качества, Его божественность.

2. Вера в Господа с Его именами и качествами – это величайший из факторов, заставляющих бояться Аллаха, опасаться Его и повиноваться Ему, и чем лучше раб знает своего Господа, тем ближе он оказывается к Нему, тем больше он боится Его, тем усерднее он поклоняется Ему, тем дальше он держится от ослушания и неповиновения Ему.

3. Благодаря этому раб достигает душевного спокойствия и умиротворения, чувствует себя в безопасности и следует прямым путем как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? » (ар-Ра’д, 28).

4. От веры в Аллаха и ее правильности зависит награда в Последней жизни. Если раб верил в Аллаха и выполнял требования этой веры, то он зарабатывает награду в Последней жизни и попадает в Рай, ширина которого равна небу и земле, в котором есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Наряду с этим он спасается от Ада и ужасных мучений в нем. Но самое главное, он заслуживает довольство Пречистого Господа, Который уже никогда не разгневается на него, и в День воскресения он сможет наслаждаться взором на Его прекрасный Лик, не опасаясь несчастья, которое может навредить, или искушения, которое может ввести в заблуждение.

5. Вера в Аллаха является тем фактором, который определяет правильность деяний и способствует тому, что Аллах принимает их. Если она отсутствует, то деяния не принимаются и возвращаются человеку, какими бы многочисленными и всевозможными они ни были. Всевышний сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (аль-Маида, 5).

Он также сказал: «А если кто возлюбит Пос­леднюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).

6. Правильная вера в Аллаха побуждает человека узнавать и выполнять свои обязанности и приводит его в состояние полной готовности к принятию полезных наставлений и действенных назиданий.

Она обеспечивает непорочность подсознания и чистоту намерений, заставляет не медлить с добрыми делами и сторониться запретных и предосудительных поступков, обязывает проявлять добронравие и благородство, соблюдать правила приличия.

7. Вера в Аллаха является убежищем для верующих, когда их постигают радость и печаль, когда они находятся в безопасности или испытывают страх, когда они соблюдают покорность или впадают в грех, а также во всех других случаях, которые выпадают на долю каждого человека. Когда случаются желанные и радостные события, они прибегают к вере в Аллаха, восхваляют и прославляют Его и используют Его милости так, как Ему угодно. Когда случаются неприятные и печальные события, они снова прибегают к вере в Аллаха, утешают себя ею и той наградой, которая обещана за это. Когда же происходит нечто страшное и скорбное, они опять прибегают к вере в Аллаха, и их сердца обретают покой, их вера увеличивается, а их уверенность в своем Господе приумножается. А еще они прибегают к вере в Аллаха, когда совершают богоугодные дела и праведные поступки; они признают милость Аллаха по отношению к ним, стремятся довести ее до совершенства и просят Аллаха укрепить их на этом пути и принять их деяния. Они также прибегают к вере в Аллаха, когда совершают какой-либо грех; они торопятся покаяться в нем и избавиться от его зла и дурных последствий. Одним словом, верующие во всех своих делах ищут спасения только в вере в Единого Аллаха.

8. Познание Аллаха посредством Его имен и качеств прививает сердцам любовь к Аллаху, поскольку божественные имена и качества совершенны во всех отношениях, и души творений по природе своей склонны любить все совершенное и достойное. И если любовь к Аллаху укореняется в сердце раба, то его тело покоряется Его воле, и он поклоняется Аллаху, выполняя миссию, ради которой он был сотворен.

9. Знание божественных имен и качеств порождает твердую убежденность в том, что только Всевышний Аллах управляет делами творений, и никто не принимает в этом соучастие. Эта убежденность позволяет искренне уповать на Аллаха и надеяться на обретение благ в делах религии и мирской жизни. Это является залогом успеха и благополучия раба, ибо тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства.

10. Знание и перечисление прекрасных имен Аллаха является основой любого знания, которое только можно приобрести, потому что знания обо всем, кроме Аллаха, можно разделить на знания о Его творениях и знания о Его повелениях. Все творения и повеления исходят из Его прекрасных имен, и между ними существует причинно-следственная связь. Поэтому тот, кто сумеет исчислить имена Аллаха так, как это надлежит делать творению, сумеет исчислить все знания.

 

 

Часть 2 Остальные столпы веры.

 

Глава 1. Вера в ангелов.

Тема 1. Сотворение, природа, качества и особенности ангелов.

 

Определение.

Арабское слово «малаика» (ед. ч. «малак») произошло от слова «алук», которое означает «послание».

Ангелы – одни из творений Аллаха, имеющие нежные тела из света, способные менять форму и принимать прекрасные обличия, обладающие огромной силой и способностью к передвижению. Этих творений так много, что их точное количество известно только Аллаху. Он почтил их и избрал их для поклонения Ему и выполнения Его велений, и они не ослушаются велений Господа и совершают то, что им приказано.

 

Природа ангелов.

Ангелы сотворены из света. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам создан из того, что вам было описано». [«Сахих Муслим» (2996)].

 

Их качества.

В Коране и Сунне есть много текстов, повествующих о качествах ангелов. Мы же перечислим лишь некоторые из них.

Ангелы обладают силой и мощью, о чем сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные» (ат-Тахрим, 6). Описывая же Джибрила, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Аллах также называет его «обладателем силы при Владыке Трона, могущественным» (ат-Такуир, 20).

 

Ангелы обладают огромными телами и размерами. В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Аиши о том, что однажды она спросила Пророка Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о смысле высказывания Всевышнего: «Он видел его (Джибрила) на ясном горизонте» (ат-Такуир, 23). В ответ он сказал: «Это был Джибрил. Я видел его в том облике, в котором он был сотворен, только те два раза. Я видел, как он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». [«Сахих Муслим» (177)]

 

Имам Ахмад же передал следующий хадис Абдуллаха бин Мас’уда: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел Джибрила в его исконном облике, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падают самоцветы, жемчуга и яхонты, о которых известно одному Аллаху». [«Муснад Ахмад» (1/395), (6/294)]. Хафиз Ибн Касир сказал, что цепочка рассказчиков этого хадиса хорошая.

 

Абу Дауд передал хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, которые носят Трон. Воистину, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет». Аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

 

Ангелы отличаются друг от друга внешним обликом. Они не находятся на одной ступени, и среди них есть такие, у которых два крыла, и такие, у которых три крыла, и такие, у которых четыре крыла, и такие, у которых шестьсот крыльев. Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает» (Фатыр, 1).

 

Ангелы в высшей степени прекрасны и красивы. Говоря о Джибриле, Всевышний сказал: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился)» (ан-Наджм, 5-6). Ибн ‘Аббас в комментарии к словам «обладающий прекрасным сложением» сказал: «Обладающий прекрасным обликом». Катада же сказал: «Высокий, обладающий прекрасным обликом».

 

Говоря же о женщинах, которые порезали руки, увидев пророка Йусуфа, Всевышний сказал: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: «Упаси Аллах! Да ведь это – не человек. Он – не кто иной, как благородный ангел» (Йусуф, 31). Они сказали это, потому что у людей сложилось твердое представление об изумительной красоте ангелов.

 

Еще одним качеством ангелов является их благородство и благочестие. Всевышний сказал: «…в руках посланцев благородных и покорных» (Абаса, 15-16);

«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы» (аль-Инфитар, 10-11).

 

Еще одним их качеством является стыдливость. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об Усмане бин Аффане: «Как же мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы».[«Сахих Муслим» (2401)].

 

Знание тоже относится к качествам ангелов. Обращаясь к ним, Всевышний сказал: «Во­истину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакъара, 30). Великий и Могучий Аллах подтвердил существование у ангелов знаний, но сообщил, что Ему известно и то, чего они не знают. Об ангеле Джибриле же в Коране сказано: «Научил его обладающий могучей силой» (ан-Наджм, 5). Ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Этому Корану Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) научил Джибрил». Это означает, что Джибрил обладает знаниями и способен обучать им.

В Коране и Сунне упоминаются и другие славные качества ангелов, свидетельствующие об их важной миссии и высоком положении.

Их особенности.

Ангелы обладают особенностями и качествами, которыми Всевышний Аллах наделил только их, которые отличают их от джиннов, людей и других творений.

 

Одной из таких особенностей является то, что они обитают на небе и спускаются на землю только для того, чтобы выполнить распоряжение Аллаха относительно других творений и устроить дела, которые им поручены. Всевышний сказал: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает» (ан-Нахль, 2).

Он также сказал: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа» (аз-Зумар, 75).

 

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Находящиеся рядом с вами ночные и дневные ангелы сменяют друг друга и собираются вместе на рассветный и послеполуденный намазы. Затем те, которые провели ночь вместе с вами, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему лучше знать об этом: «Что делали Мои рабы, когда вы покинули их? » Они отвечают: «Когда мы покинули их, они совершали намаз. Когда мы явились к ним, они тоже совершали намаз». [«Сахих аль-Бухари» (555), «Сахих Муслим» (632)]. Текстов по этому поводу очень много, и привести всех их здесь трудно.

 

Еще одной особенностью ангелов является то, что среди них нет особей женского пола. Всевышний укорил неверующих за то, что они называли ангелов женщинами: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (аз-Зухруф, 19). Он также сказал: «Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами» (ан-Наджм, 27).

 

К особенностям ангелов относится и то, что они никогда не ослушаются Аллаха и не совершают грехов. Напротив, Аллах обрек их на повиновение Ему и выполнение Его велений. Вот как описал их Всевышний: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (ат-Тахрим, 6). Он также сказал: «Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям» (аль-Анбийа, 27).

 

Еще одной из их особенностей является то, что они не устают поклоняться Аллаху, и это не наскучивает им. Всевышний сказал: «А те, кто находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (аль-Анбийа, 19-20);

«Если же они возгордятся, то ведь находящиеся возле твоего Господа прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает» (Фуссылат, 38).

 

Это – лишь некоторые из особенностей, которыми Аллах отметил ангелов и не наделил два других весомых рода – людей и джиннов. Одним словом, ангелы – это совершенно другой род творений. Они отличаются от людей и джиннов по своей природе и сотворению. Что же касается людей и джиннов, то они тоже обладают особенностями, которые отличают их друг от друга. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь