Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Суждение относительно дружбы с ослушниками и еретиками.



Если в одном человеке есть как хорошие, так и дурные качества, если он иногда повинуется Аллаху, а иногда ослушается Его, если он в чем-то придерживается Сунны, а в чем-то предается ереси, то он заслуживает как дружбы с ним, так и враждебного отношения, как вознаграждения, так и наказания, в зависимости от того, сколько он совершает добра и сколько грешит. Возможно, что один и тот же человек обладает качествами, за которые он заслуживает как уважения, так и презрения, и тогда к нему нужно относиться таким же образом. Например, если бедный человек совершил кражу, то ему отрезают руку за воровство, но вместе с тем ему продолжают подавать милостыню и оказывать материальную помощь из казны в таком количестве, которого достаточно для удовлетворения его потребностей. По поводу этого принципа между приверженцами Сунны и единой общины нет никаких разногласий.

 

Считается ли дружбой связь с неверующими в мирских делах?

Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у них, нанимать их на работу и даже просить их о помощи при необходимости, если это носит ограниченный характер и не может навредить исламу и мусульманам. Известно, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) нанял Абдуллаха бин Урейкита как опытного проводника».[«Сахих аль-Бухари» (2263)].

 

Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заложил у иудея свою кольчугу за один саа[Мера сыпучих тел] ячменя, а Али бин Абу Талиб нанялся на работу к иудейке и вычерпал для нее шестнадцать ведер воды из колодца, получив за каждое ведро по одному высушенному финику. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к помощи иудеев, которые жили в Медине, во время сражений с язычниками и пользовался помощью хузаитов в войне с неверующими курейшитами. Подобные действия не влияют на дружбу и вражду ради Аллаха.

Глава 3. Права сподвижников и наши обязанности перед ними.

 

Тема 1. Сподвижники и необходимость любви к ним.

 

Кто такие сподвижники?

Сподвижником считается тот, кто встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) будучи мусульманином, и умер, не отвратившись от веры.

 

Необходимость любви к сподвижникам.

Сподвижники были лучшим поколением среди всего человечества. Будучи Божьими избранниками, они были лучшими среди мусульман после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мы обязаны поддерживать и любить их, быть довольными ими и признавать за ними то высокое место, на которое их поместил Аллах. Любить их является обязанностью каждого мусульманина. Любовь к ним – это религия, вера и близость к Милостивому Аллаху, а ненависть к ним – это неверие и беззаконие. Они были носителями этой религии, и поэтому оскорбление их равносильно оскорблению всей религии. Мы обучились религии у них, поскольку они переняли ее в первозданном виде от посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) и передали ее нам, честно выполнив эту миссию. Они распространили ислам во всех уголках света за менее чем четверть века. Аллах покорил им страны, и в результате их проповедей люди толпами обращались в Его религию.

 

Из Корана и Сунны следует, что поддерживать и любить сподвижников обязательно, и что это свидетельствует об истинности веры. В Коране об этом сказано: «Верующие мужчины и жен­щины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). И если вера сподвижников не вызывает сомнения, более того, если они являются лучшими верующими, что подтверждается свидетельствами Аллаха и Его посланника, то любовь к ним и поддержка их являются признаком веры того, кто питает к ним такие чувства.

 

К доказательствам из Сунны относится хадис Анаса бин Малика о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к ансарам – это признак веры, а ненависть к ним – это признак лицемерия». [«Сахих аль-Бухари» (17)].

 

Текстов на эту тему очень много, и мы не в состоянии перечислить их здесь полностью. Зато здесь уместно отметить то вознаграждение, которое полагается за любовь к сподвижникам в этом мире и в Последней жизни, поскольку это побуждает нас возлюбить их по-настоящему.

 

Одним из благих плодов любви к ним в этом мире является преуспеяние, успех и победа, поскольку Всевышний сказал: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (аль-Маида, 56).

 

Ибн Касир писал: «Каждый, кто доволен близостью к Аллаху, Его посланнику и верующим, обретет успех и добьется победы как в этом мире, так и в Последней жизни».

 

А в будущей жизни тот, кто возлюбил сподвижников, будет собран вместе с ними, что подтверждается словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В хадисе Абдуллаха бин Мас’уда сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, может ли быть, чтобы человек возлюбил народ, но не смог присоединиться к нему». Он сказал: «Человек будет с теми, кого он возлюбил». [«Сахих Муслим» (6168)].

 

Поэтому сподвижники посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) пытались приблизиться к Аллаху посредством своей любви к Абу Бакру и Умару. Они считали это одним из самых прекрасных деяний и возлагали на него большие надежды. Имам аль-Бухари передал хадис Анаса бин Малика о том, что некий мужчина спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда наступит Судный час? ». Он ответил: «А что ты приготовил для него? » Мужчина сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Анас же сказал: «Мы ничему не радовались так, как словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Я люблю Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бакра и Умара, и надеюсь, что благодаря своей любви к ним я буду вместе с ними, хотя я не совершил того, что совершили они».[«Сахих аль-Бухари» (3688)].

Тема 2. Необходимость веры в превосходство и надежность сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов.

 

Превосходство сподвижников.

Всевышний Аллах похвалил сподвижников, остался доволен ими и обещал им наилучшее вознаграждение. Господь сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (ат-Тауба, 100); «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии» (аль-Фатх, 18);

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности – это преуспевшие. А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» (аль-Хашр, 8-10).

 

Эти прекрасные аяты свидетельствуют о превосходстве сподвижников и содержат похвалу в адрес мухаджиров, ансаров, участников битвы при Бадре, участников присяги довольства, состоявшейся под деревом в Худейбии, а также всех тех, кто был удостоен чести быть сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Описывая тех, кто уверовал после них, Аллах подчеркнул, что они просят прощения для своих предшественников, в том числе для сподвижников, и молят Аллаха не помещать в их сердцах ненависти и зависти к тем, которые уверовали.

 

Эти и многие другие аяты также свидетельствуют о том, что Аллах остался доволен ими и обрадовал их вестью о Рае и великом преуспеянии. Господь почтил их похвалой и перечислил некоторые из их достоинств, такие как щедрость, великодушие, любовь к братьям-мусульманам, предпочтение их самим себе, поддержка религии Аллаха. Он охарактеризовал их и другими славными качествами и сказал о них много заслуженных добрых слов.

 

Похвала в их адрес содержится и во многих хадисах посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует). Муслим передал со слов Джабира бин Абдуллаха, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в Огонь никто из тех, кто присягнул под деревом».[«Сахих Муслим» (2496)].Одни хадисы повествуют о превосходстве сподвижников в целом, другие подчеркивают превосходство участников битвы при Бадре, третьи упоминают о превосходстве некоторых из них в отдельности.

Мусульмане обязаны руководствоваться этими текстами и любить всех сподвижников без исключения. Они должны быть довольны ими, говорить о них все самое хорошее, брать с них пример и следовать их путем.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь