Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Южный административный округ города Москвы



Южный административный округ города Москвы

Исследовательский проект

По предмету

Мировая художественная культура

По теме

«Магический реализм в творчестве

Габриэля Гарсиа Маркеса».

Автор - ученица 11 класса Б Артёмцева Мария

Руководитель - учитель МХК Красавин М.Ю.

Москва 2015 год

Содержание:

Паспорт

Введение

Глава I

История магического реализма.

Основные представители магического реализма.

Признаки магического реализма.

Глава II.

Краткая биография Маркеса

Глава III.

Признаки магического реализма в произведении «Сто лет одиночества»

Признаки магического реализма в коротких рассказах Маркеса.

Заключение.

Список литературы

Приложение

 

Паспорт проекта

• Название- «Магический реализм в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса»

• Руководитель – учитель МХК Красавин Михаил Юрьевич

• Учебный предмет- МХК

• Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, ИКТ

• Возраст учащихся, на которых рассчитан проект- 9-11 класс

• Состав проектной группы( Ф.И.О., возраст, класс): Артёмцева Мария,

11 «Б» класс

• Тип проекта- исследовательский

• Заказчик проекты- ГБОУ ШКОЛА 878

• Тема: Магический реализм в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса

• Актуальность: магический реализм – один из актуальных стилей современности, а Маркес- писатель, являющийся нашим современником. Знать литературу настоящего- важнейшая часть культуры современного человека.

• Проблема: каким образом проявляется магический реализм в произведениях Маркеса?

• Цели и задачи:

Цель: выявлении символического начала в восприятии мира в эпоху Возрождения

Задачи:

-чтение произведений Маркеса,

-поиск источников информации: критическая литература,

-изучение отдельных аспектов искусства магического реализма;

-изучение стилевых особенностей магического реализма Маркеса;

-изучение творчества Маркеса;

-изучение методики анализа произведений литературы;

Объект (область)исследования –искусство магического реализма

• Предмет ( аспект, отдельная сторона)исследования- проявление особенностей магического реализма в творчестве Маркеса

• Рабочая гипотеза: сочетание несочетаемого позволяет нам назвать Габриэля Маркеса представителем магического реализма, и в то же одним из лучших писателей в своем роде.

• Новизна и практическая значимость- создание авторского творческого продукта- статьи- исследования

• Состав проекта реферат-исследование, защитная речь, презентация в программе POWER POINT

• Сроки и этапы. График работ

1.сентябрь-октябрь 2014г.- формирование задания на проект;

2.ноябрь- декабрь 2014г.- поиск литературного, искусствоведческого, формулировка проблемы и поиск путей ее разрешения;

3. декабрь –март 2014г.- написание реферативной части, защитной речи, выполнение презентации в программе Power Point;

4. апрель 2015г.- защита на школьной конференции

• Материально-техническое оснащение: компьютер, принтер, программы Power Point,

• Библиография- см. стр. 18

Введение.

 

Те, кто впервые слышат термин «магический реализм» обычно обращают внимание только на одно из слов в этом словосочетании. Кто-то начинает думать, что произведения в этом жанре будут очень близки к реальности, поэтому «магический», а кто-то будет ошибочно считать, что это что-то близкое к фентези. Оба будут ошибаться, и поэтому могут разочароваться, увидев, что же это на самом деле.

Анализируя информацию о магическом реализме, я встретила термин «чудесная реальность». Первоначально это словосочетание показалось мне очень удачным и красивым, но обдумывая его позже, я поняла, что он не очень хорошо подходит. Чудесная реальность звучит как обещание сказки, чего-то сладкого, волшебного. Название «магический реализм» ничего не обещает. Это как загадка, которую можно попробовать разгадать, как туман, как извилистая дорога в городе, пройдя по которой можно увидеть все стороны этого места. В какой-то степени можно сказать, что это единственное название в своем роде. Сочетание двух, казалось бы, не сочетаемых вещей – магии, причем иногда очень близкой к сумасшедшей обыденности, и реальности – в которой, как многие считают, нет места магическому. Чудесному – есть, а магии – нет. Тут возникает вопрос: что же такое магия? Ведь есть еще такие синонимы как «колдовство», «ворожба», «чары». В разных источниках определяется по разному, но все сходятся в том, что «магия» - это некая сила, способная влиять на человека и на окружающий мир и изменять его. Можно ли считать, что в произведениях магического реализма она присутствует? Наверное, можно, но не совсем в том понятии, которое выдают словари. В данном жанре магия – часть обыденности. Нельзя забывать, что первоначально «магический реализм» появился в Латинской Америке, и только потом пришел в Европу и США, а после распространился по всему миру. Для латиноамериканцев то, что нам казалось чудесным было обыденностью, а то, что - обычным было чудесным.

Все это было небольшое вступление к моему реферату. Оно не отвечает на вопрос: что такое магический реализм, поэтому я обратилась к различным источникам, чтобы дать развернутый ответ. Итак….


Глава 1.

Магический реализм

Магический реализм – одно из направлений неоклассицизма, течение в немецкой живописи и графике 1920-х годов, охватившее живопись, литературу, архитектуру, фотографию, кино, музыку. В этом жанре магические элементы включены в реалистическую картину миру. В современном значении это понятие скорее имеет описательный характер. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность. По Бонтемпелли мир произведений магического реализма – это не мир сказки, но обыкновенный мир прозаической повседневности, который содержит себе вторую, загадочную и необъяснимую сторону действительности. С точки зрения содержания и художественной формы – это определенный способ видения мира, опирающийся на народно-мифологические представления. Это органический сплав действительного и вымышленного, прозаического и чудесного, книжного и фольклорного.

 

Глава II.

Несколько лет назад я прочитала в одном из журналов небольшую статью, рассказывающую про латиноамериканского писателя Г.Г.Маркеса. Статья была довольно обычной, и скорее всего я прошла бы мимо, не заинтересовавшись, но тут мое внимание привлекли несколько строчек. В них Маркес говорил, что когда ехал в двухэтажном автобусе к себе домой, то на одной из остановок двери открылись, и в автобус вошел фавн. Самый настоящий, с козлиными ногами, острой бородкой и рожками. Когда я пыталась найти эти строчки, то в интернете мне поведали, что это был всего лишь сон, который приснился известному писателю. Так это или нет – не мне судить, но на тот момент именно благодаря этому рассказу я решила ознакомиться с произведениями Г. Маркеса. Ведь, на мой взгляд, человек, который сказал такое, просто не может писать плохо. Я не ошиблась.

Г. Маркес умер 17 апреля 2014 года. Данный реферат является некой данью памяти, письмом, которое я не успела отправить ему до его смерти.

 

Биография Г.Г.Маркеса.

Колумбийский прозаик и журналист Габриэль Хосе Гарсия Маркес, старший из шестнадцати детей, родился в Колумбии в городке Аракатака – банановом порту на берегу Карибского моря. Когда Г.Маркес был еще ребенком, его отец, низкооплачиваемый телеграфист, переехал с женой в другой город, оставив Габриэля на воспитание родителям жены. Особенно близок Г.Маркес был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и мифов, которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед Маркеса, полковник в отставке, рассказывал внуку «нескончаемые истории о гражданской войне, своей молодости». «Он брал меня в цирк и в кино и был своего рода пуповиной, связывавшей меня с историей и реальностью», – вспоминает писатель.

После смерти деда (1936) Маркес недолгое время учился в Барранкилье, пока не приобрел достаточно знаний, чтобы посещать школу в г.Зипакира недалеко от Боготы, где он получил степень bachillerato, что приблизительно соответствует диплому выпускника колледжа в Соединенных Штатах. В Колумбийский университет на юридический факультет Г.М. поступил в 1947г. – в том же году в боготской газете «Наблюдатель» («Espectador») была опубликована его первая повесть «Третий отказ» («La tercera resignacion»). В течение последующих шести лет в этой же газете увидели свет около дюжины рассказов псателя. Переехав в 1948г. в Картахену, он продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал репортером в «Геральде» («Heraldo»), где вел постоянную рубрику «Жираф». В 1954г. Г.Маркес вновь возвращается в Боготу и становится репортером «Наблюдателя».

Как серьезный прозаик Г.Маркес впервые проявляет себя в 1955г., написав повесть «Палая листва» («La hojarasca»). В это же время он печатает в «Наблюдателе» 14 статей из морской жизни, где вскрывает факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями. Эти статьи вызвали такой скандал, что газета была закрыта, а Г.Маркес, посланный в Европу корреспондентом «Наблюдателя», остался без средств к существованию.

В 1958г. писатель женится на Мерседес Барча; у них два сына – Родриго и Гонсалес.

Проработав в Европе внештатным журналистом два года, Г.Маркес устроился в Пренса Латина – кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961г. перебрался в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями и в свободное время писал книги. За повестью «Полковнику никто не пишет» («El coronel no tiene quien le escriba», 1961) через год последовал сборник рассказов «Похороны Мама-Гранде» («Los funerales de la Mama Grande»).

Однако коммерческий успех Г.Маркесу принес появившийся в 1967г. роман «Сто лет одиночества» («Cien anos de soledad»). «Сто лет одиночества» – это настоящие литературные джунгли, – писал американский критик Уильям Макферсон. – Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа».

В центре следующего романа писателя «Осень патриарха» («El otono del patriarca», 1975) – гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора, который рассматривается с различных углов зрения. Роман «Хроника объявленной смерти» («Cronica de una muerte anunciada») появился в 1981г.; новаторский по форме, он повествует об убийстве, по-разному воспринятом различными и ненадежными очевидцами.

Через год после выхода в свет «Хроники...» Г.Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Продолжая жить в Мехико, Г.Маркес часть времени проводит и в Картахене, на родине. Говорят, что он личный друг Фиделя Кастро – и это несмотря на то, что политика Кубы, где писатель часто бывает, далеко не во всем ему нравится.

Детские впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря, оставили неизгладимый след в литературном творчестве Г.Маркес «Кажется, что сильнее всего повлияла на воображение Г.М. его бабушка, – писал английский романист Салман Рушди в «Лондонском книжном обозрении» («London Review of Books»). – И все же можно найти начало его литературных предшественников. Он сам признает влияние Фолкнера, и действительно, сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли». Другие критики писали о влиянии на Г.М. таких разных писателей, как Джон Дос Пассос, Вирджиния Вулф, Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй.

«Любовь во время холеры» (1985), «Генерал в своем лабиринте» (1989) – каждый новый роман подчеркивал и утверждал гений Маркеса. В 1989 году у писателя была обнаружена раковая опухоль, развитие которой было приостановлено в 1992 году оперативным вмешательством. Но жизнь наносила удар за ударом непоколебимому колумбийцу – в 1999 году был поставлен диагноз «лимфома». И снова операции и долгое время реабилитации. Маркес не прекращал литературную деятельность даже в это тяжелое время. В 2002 году вышел автобиографический роман «Жить, чтобы рассказать о жизни», в 2004 – «Воспоминания моих грустных шлюх». Писатель не терял оптимизма и давал интервью, в которых делился курьезными и пикантными воспоминаниями: в 13 лет потерял девственность, частенько пользовался услугами жриц любви…

В марте 2014 года Маркес был госпитализирован в Мехико, где прошел курс лечения антибиотиками из-за инфекционного заболевания. 17 апреля 2014 года Габриэль Гарсиа Маркес, а для близких – Габо, ушел в окружении самых близких людей – жены Мерседес и двоих сыновей. Нам осталось его наследие – великолепные книги, которые вызывают весьма неоднозначные мнения у окружающих. Почти в каждой можно встретить черты присущие магическому реализму, но я решила остановиться на центральном романе «Сто лет одиночество» и на нескольких рассказах, дабы показать, что не просто так Маркеса называют основателем магического реализма.

 

Глава III

Заключение.

В обычной жизни люди не видят умерших. Они не могут предсказать свою смерть, не могут вознестись на небо на белых простынях. Они не строят хрустальные города, не удивляются магнитам и льду, а тех, кто выбивается из всеобщего понятия «нормы» забивают, желая уничтожить. В обычной жизни не встречаются люди с крыльями, как у ангелов, все «видят друг друга, но в то же время – смотрят в стену», а после удара копытом умирают мгновенно. В обычной жизни не идут беспрерывные дожди длительностью три года, из моря никогда не пахнет розами, а бумажная бабочка остается всего лишь кусочком бумаги. В обычной жизни людей, которые говорят, что их работа «видеть сны», со смехом прогоняют, а выпи остаются птицами, не превращаясь в мифических существ. Но в обычной жизни существует сильная любовь, существует безумная страсть и всеразрушающая ненависть. В обычной жизни люди уходят на войну, создают революции, поддерживают партии, а потом возвращаются домой. В обычной жизни люди могут видеть друг друга во сне, могут знакомиться там с кем-нибудь и мечтать о встречи с ним в реальности, могут верить предсказаниям, и доверять незнакомцам. В обычной жизни люди умирают из-за смертельных болезней и из-за готовности принять смерть, надеются, что их не забудут, и ждут писем. В обычной жизни находятся люди, которые продают себя, чтобы заработать деньги, а одиночество безраздельно царит в каждом. Так не потому ли мир магического реализма у Маркеса так притягателен, что все это сочетается, смешивается, создавая совершенно новую, удивительную реальность? Не потому ли, что эти книги помогают нам не забывать, что сама жизнь – эта чудо? Не потому ли, что помогают нам принять других с их недостатками и достоинствами? Кто-то, прочитав произведения магического реализма, в том числе и Маркеса, увидит в них лишь ненормальность, глупость, даже мерзость. А кто-то – дождь из цветов и великую любовь. Но именно сочетание несочетаемого позволяет нам назвать Габриэля Маркеса представителем магического реализма, одним из лучших в своем роде.

 

Список литературы

1. http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/491/МАГИЧЕСКИЙ

2. http: //dic.academic.ru/dic.nsf/es/81410/МАГИЧЕСКИЙ

3. https: //ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F0%E5%E0%EB%E8%E7%EC

4. http: //refleksiya-absurda.ru/Gabriel_Garcia_Marquez.html

5. http: //samopiska.ru/main_dsp.php? top_id=1608

6. http: //www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/1/Kislitsyn_Magic_Realism/46_2011_1.pdf

7. http: //vslovare.ru/slovo/bolshoij-jentziklopedicheskiij-slovar/magicheskiij-realizm/13346

8. Истоки магического реализма - Андрей Кофман (видео)

9. http: //goldlit.ru/marquez-biography

10. http: //www.bibliofond.ru/view.aspx? id=53275

11. Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества»

12. Г.Г.Маркес «Глаза голубой собаки, сборник рассказов

13. Г.Г.Маркес «Невероятно грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабушке», сборник рассказов

14. Г.Г.Маркес «Двенадцать рассказов-странников», сборник рассказов

15. https: //sites.google.com/site/sonkincerdak/literatu/markes-sto-let-odinocestva

 

Приложение

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

термин, функционирующий в лат.-амер. критике и культурологии на разл. смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; иногда трактуется в онтологич. ключе — как имманентная константа лат.-амер. худож. мышления.

Сама история термина отражает существенное свойство лат.-амер. культуры — поиск “своего” в “чужом”, т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу “М.р.” впервые применил нем. искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европ. критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Лат. Америке ее возродил в 1948 венесуэл. писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской лит-ры. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. “бума” лат.-амер. романа.

Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. — повести А. Карпентьера “Царство земное” и романе М.А. Астуриаса “Маисовые люди” (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифол. сознания; в рез-те изображаемая действительность подвергается разл. рода фантастич. аберрациям.

Поэтика и худож. принципы М.р. в немалой степени сложились под влиянием европ. авангардизма. Общий интерес к первобытному мышлению, магии, примитиву, охвативший зап.-европ. интеллектуально-худож. круги в 1-й трети 20 в., стимулировал интерес лат.-амер. писателей к индейцам и афроамериканцам. В лоне европ. культуры была создана и концепция принципиального отличия дорационалистич. мышления от цивилизованного. У авангардистов, гл. обр. сюрреалистов, лат.-амер. писатели заимствовали нек-рые принципы фантастич. преображения действительности. Вместе с тем в соответствии с логикой развития всей лат.-амер. культуры все эти стимулы и заимствования были обращены на свою культурную почву, переиначены, приспособлены для выражения чисто лат.-амер. мировидения. Абстрактный дикарь в произв. М.р. обрел этнокультурную конкретность и явственность; концепция разных типов мышления была проецирована в плоскость культурного, цивилизационного противостояния Лат. Америки и Европы; сюрреалистич. надуманный сон сменился реально бытующим мифом. Т.о. идеологич. основу М.р. составило стремление писателя выявить и утвердить самобытность лат.-амер. действительности и культуры, идентифицируемой с мифол. сознанием индейца либо афроамериканца.

Лит.: Кофман А.Ф. Проблема “магического реализма” в латиноамер. романе // Совр. роман: Опыт исследования. М., 1990; Flores A. Magical Realism in Spanish American Fiction // Hispania, Md, 1955. V. 38. № 2.

http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/491/%D0%9C%D0%90%D0%93%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99

А.Ф. Кофман

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Магический реализм

Возникшее в 60-х гг. XX в. направление латиноамериканской литературы, существенно отличающееся от классической европейской реалистической традиции. В творчестве Т.Гарсия Маркеса, А.Карпентьера, М.ААстуриаса М.р. обретает черты художественно-эстетического метода. Его специфика — придание магическому статуса реального, сплав реального и волшебного как наиболее адекватный способ художественного видения латиноамериканской истории и культуры. В отличие от европейского мифологизма XX в., усматривающего в реализации мечты прежде всего эстетический феномен, М.р. связан с современными народными верованиями (например, в реальное существование Эльдорадо). От фантастики этот метод отличается обыденностью, повседневностью того, что кажется фантастическим европейцу. В волшебном реализме (термин А.Карпентьера, предшествующий М.р.) «наивный» афро-карибский тип восприятия противостоит европейскому. Дуализм местной и колониальной культур порождает двойственную картину мира, двоящийся художественный стиль. В произведениях М.р. народные верования аборигенов трактуются не как экзотический фольклор, но как достоверное знание. Им невозможно овладеть посредством западноевропейской научно-рационалистической традиции. М.р. мыслится как альтернатива традициям христианской средневековой и просветительской западной эстетики. В нем выражаются эстетические чувства, вкусы, ценности региональных сообществ, не прошедших этап модернизации, не воспринявших идеи рационализма и прогресса, «ученой» культуры. Его основа — устная культурная традиция с ее магически-суеверным отношением к миру. М.р. 90-х гг., не чуждый идеям транскультурности, трактует ее не каки деструктивное для латиноамериканской ментальности взаимодействие архаических и модернизаторских тенденций, но как их равноправное сосуществование в неиерархизированном культурном пространстве. В художественном языке М.р. это выражается в миксте сельской и городской культур, архаики и авангарда, постмодернизма. Новой линией его развития является трактовка масс-медиа как современной формы магии.

Лит.: Chiampi I. El realisme maravilloso: forma e ideologia en la novela hispanoamericana. Caracas, 1983;

Paris W. Lois Parkinson Z. (ed.). Magical realism: Theory, History, Community. Durham, 1995.

Н.M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

Магический реализм Габриэля Маркеса

 

Имя колумбийского писателя Габриэля Маркеса слышали даже люди, далекие от литературы; во всяком случае, названия его повестей и цитаты из них нередко используют в разговорной речи даже те, кто предпочитает книги совсем иного направления: 'полковнику никто не пишет', 'осень патриарха', а особенно – 'сто лет одиночества'. Тираж произведений писателя, изданных на испанском языке, находится на втором месте после Библии. Блестящий журналист, автор романов и сценариев, лауреат Нобелевской премии, прошедший через шквалы критики и волны коммерческого успеха завил о себе, как об основоположнике 'магического реализма' в литературе. В его книгах присутствует соединение обыденности и чуда, правды и вымысла; они являются продолжением фольклорных традиций Латинской Америки и в то же время характеризуются отстраненностью и внутренним одиночеством автора.

Полное имя писателя является достаточно длинным: Gabriel José de la Concordia Garcí a Má rquez, при этом в общении он чаще всего обходился коротким именем Габо (Gabo). Писатель появился на свет 6 марта 1927 года в городе Аракатака (колумбийский штат Магдалена). Его отец, Габриэль Элихио Гарсия, уже после рождения Габриэля получил диплом фармацевта и переехал вместе с женой в город Сукре, где открыл собственную аптеку. Будущий писатель остался на попечении дедушки и бабушки по материнской линии – полковника Николаса Рикардо Маркеса Мейа и Транкилины Игуаран Котес. Дедушка Габриэля, которого мальчик очень любил и называл 'папалело', был видным военным и политическим деятелем своего времени, к тому же прекрасным рассказчиком и философом; именно он рассказал внуку, что мертвое тело весит очень много, и поэтому убийство – это самый тяжелый груз. Немалую роль в мировоззрении будущего писателя сыграли и напряженные отношения в семье: полковник Маркес в свое время всячески препятствовал браку своей дочери (эта история позднее была изложена в романе 'Любовь во время холеры'). Бабушка, в свою очередь, познакомила будущего писателя с народными преданиями; именно ей он обязан своим отношением к сверхъестественным событиям, как к чему-то вполне реальному и даже обыденному.

 

В 1936 году, после смерти деда, Габо переехал к родителям в Сукре. В 1940 году он стал учеником иезуитского колледжа в Сипакире, а в 1946 году начал изучать юриспруденцию в Университете Боготы. В то же время литература и журналистика привлекала Маркеса намного больше, чем изучение законов. После открытия в 1948 году газеты 'El Universal' он стал ее активным сотрудником, а в 1950 году прервал учебу, чтобы работать обозревателем газеты 'El Heraldo', являясь также активным членом объединения писателей и журналистов 'Группа Барранкилья'. В качестве корреспондента Маркес объездил весь мир, а в 1957 году даже побывал на Московском фестивале молодежи и студентов.

 

В 1957 году Габриэль женился на Мерседес Барча Пардо, с которой познакомился еще в студенческие годы. В 1959 году у них родился сын Родриго Гарсия, ныне известный режиссер и киносценарист. К этому же времени относится и работа Габо над своим первым произведением, которое стало знаковым в его творческой карьере - историей проживающего в нищете отставного полковника, утратившего единственного сына. Невзгоды одна за другой обрушиваются на ветерана, однако он ожидает прихода письма о назначении положенной ему пенсии и тренирует боевого петуха, который должен выиграть соревнования и принести удачу своему владельцу; Стиль повествования отличается от остальных произведений Маркеса, он вполне реалистичен и носит на себе следы влияния Хемингуэя. Повесть 'Полковнику никто не пишет' была опубликована в 1961 году и впоследствии многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. В 1999 году мексиканским режиссером Артуро Рипштейном был снят одноименный фильм, в котором, впрочем, исчезли политические мотивы повести.

 

Успех первой книги способствовал публикации написанных ранее рассказов и повестей Маркеса, в частности таких, как 'Палая листва' и 'Недобрый час'. А сам писатель, отказавшись от постоянного заработка (хотя в 1964 году у него родился еще один сын, Гонзало Гарсиа Барча, ныне известный художник-график) и заложив практически все имущество, принялся за новое произведение, которое заняло центральное место в его творчестве, и, по мнению многих критиков, до сих пор является вершиной латиноамериканской литературы. Роман 'Сто лет одиночества' вышел из печати в 1967 году, и его первоначальный тираж был совсем небольшим – 8 тысяч экземпляров. Сложная композиция повести охватывает столетний период истории семьи Буэндиа, отражая историю развития как отдельной страны (Колумбии), так и всего человечества, при этом в жизни героев размыты грани между добром и злом, реальностью и фантазией, обыденностью и мистикой. Книга получила премию Ромуло Галлегоса. Писатель стал видной и влиятельной фигурой в колумбийском обществе, дружеские отношения с ним пытались завязать многие видные деятели, в том числе и Фидель Кастро, хотя США объявили Маркеса персоной нон-грата (позже Билл Клинтон назвал 'Сто лет одиночества' своей любимой книгой и отменил это решение). После

дующим произведением стала 'Осень патриарха' (1975), которую сам писатель называл 'поэмой об одиночестве власти'. Продолжение 'диктаторской' темы последовало в вышедшей в 1981 году 'Хронике объявленной смерти', поводом для написания которой послужил приход к власти Пиночета (хотя действие этого произведения разворачивается в другое время). В 1982 году Габриэлю Маркесу была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Писатель продолжал издавать повести, биографические рассказы, писать киносценарии (шесть его произведений были экранизированы); последнее произведение, сборник речей Маркеса, вышло в свет в 2012 году.

В 1989 году писатель перенес операцию по поводу онкологической болезни легких. После непродолжительного улучшения последовал новый страшный диагноз – лимфома, новые операции и продолжительное лечение. В 2012 году было объявлено, что из-за возрастных изменений в психике Габриэль Маркес больше не может писать.

Автор: Андрей Пуминов

Сайт: Знаменитости

Биография

Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».

Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.

Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий.

В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.

С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть " Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.

В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты " Эль Эспектадор" приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть " Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.

Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, " снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия — 1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. " Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.

Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман " Недобрый час". Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов " Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, " работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман".

В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может " начать диктовать машинистке первую главу слово за словом". На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман " Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин " магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.

" Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.

Роман " Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман " Сто лет одиночества" стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес

В 1972 г. появляется сборник рассказов " Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе " Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.

В 1981 г. увидела свет " Хроника объявленной смерти" (исп. Cronica de una muerte anunciada), а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь