Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дайте определение хитбе и перечислите её обязательные условия. Приведите доказательства из Корана и Сунны.



Дайте определение хитбе и перечислите её обязательные условия. Приведите доказательства из Корана и Сунны.

 

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

К кому нельзя свататься:

- уже посватавшейся;

- родственнице (которые запрещены);

- идолопоклоннице;

- атеистке.

! Перед помолвкой нужно дарить подарок невесте

! Быть сватами разрешается

! Условия проведения бракосочетания в исполнение – это условия необходимые для того чтобы приведённые последствия были осуществлены, так как невыполнение вышеперечисленных условий приостанавливают брак.

! Доверенное лицо должно соответствовать и знать условия.

ОБЫЧАИ ДИКТУЮТ УСЛОВИЯ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ШАРИАТУ.

Пример: Сура 2, аят 235.

Сура 4, аят 23.

Дать определение Никаху и перечислить женщин, с которыми нельзя заключать брак временно или никогда.

Никах — обряд бракосочетания мусульман.

Временно запрещённые женщины:

-сестра жены;

-после развода;

-дочери ваших жён;

-если была хитба, то переходить с дочки на мать неразрешается, но разрешается с первой дочки перейти на вторую дочь. И с матери на дочь тоже разрешается;

-той, которой дал тройной талак, пока она не выйдет замуж и снова не разведётся.

На ком нельзя жениться и за кого нельзя выходить замуж?

- Мужчине нельзя жениться на женщинах, родных по крови. Учёные однозначно определили, что не являются родными двоюродная сестра, двоюродная со стороны отца или матери, тётя и так далее, то есть на них можно жениться.

Сказано в Коране:

Харам жениться на матери, дочери, родной сестре, родной тёте и дочери родного брата или сестры (4: 23).

- Запрещается жениться на родных по груди. Пророк Мухаммад, мир ему, говорил:

Что запрещено родным по крови, то запрещено и родным по груди (передали хадис

Имамы Муслим и Бухари).

- Нельзя жениться на женщинах, родных в результате никах, то есть на жене отца, деда и выше или на жене сына, внука и ниже. Эти женщины уже не являются чужими. С ними можно находиться наедине и они могут показать то, что мать может показать своему сыну. Сказано об этом в Коране (4: 23).

- Нельзя жениться одновременно на двух сёстрах, если родные по отцу, и по матери, независимо от того, родные они по крови или по груди. Сказано об этом в Коране (4: 23):

- Нельзя одновременно жениться на женщине и её тёте (родной сестре матери или отца).

 

Дать определение махру, его количеству. Что может быть махром, а что нет? Когда выплачивается полностью, а когда её половина. Привести доказательства из Корана и Сунны.

Аллах Всевышний сказал в Коране:

Что значит, давайте жене махр(4: 4).

Махром может быть любое имущество (деньги, одежда, квартира и тому подопное), а также профессия и знания. О том, чтобы давали женщинам махр, сказано в Коране(4: 25):

Пророк Мухаммад, мир ему, говорил

махром может быть даже железное кольцо (передал изречение имам Бухари).

Также Аллах Всевышний назвал калым даром, потому что дается женщине безвозмездно. Сказано в Коране(4: 24):

имеете право на удовольствие (в браке), поэтому дайте им махр.

Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал - сунна. Если калым не определен, акт Никах все равно является правильным. Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон независимо от того, каким он является по характеру, по размерам и сроку исполнения. Его может определит также тот, кто совершает акт бракосочетания в том случае, если жених и невеста спорят и не могут договориться. Тогда он определяет такой калым, который обычно предлагается женщинам в данной местности, независимо от того, довольны этим стороны или нет.

Если махр не был определен, акт никах уже совершен, и после этого муж имел с женой половые отношения, жена имеет право требовать калым, какой получают женщины, равные ей по красоте, положению, и имеющие аналогичные достоинства. Например, в подобной ситуации женщина может получить такой же махр, какой получила её сестра или дочь брата с учётом возраста, ума, красоты, воспитания и являлась ли девственницей.

Если махр определяется, он должен быть определен конкретно и однозначно, в противном случае акт является неправильным. Например, не является правильным, если отец-попечитель говорит жениху: «я отдал свою дочь тебе в жёны за калым - одну из твоих квартир».

Сунна, чтобы махр был не менее 10 чистых дирхам и не более 500.

При разводе если муж вообще не имел с женой половых отношений, он:

• получает обратно половину махра, если уже отдал калым жене, илидолжен немедленно отдать половину махра, если тот был определен как долг.

Сказано в Коране(2: 237):

Что означает, женщина имеет право воздержатся от полового акта с мужем, пока не получит махр, но только в том случае, если уже прошел оговорённый срок.

Если муж попросил жену продлить срок дачи махра, и последняя согласилась, то она имеет право требовать калым только по истечения нового срока.

 

Назовите условия заключения акта никаха.

Чтобы молодые люди стали мужем и женой, нужно совершить все условия исламского брака.

Одно из первых условий для вступления в брак является согласие жениха и невесты. Далее следует помолвка т.е. хитбу по исламу. Ее совершают для того что бы объявить всем родственникам о предстоящем бракосочетании. Даже после помолвки жених не имеет права на невесту. Он не имеет права, находится с ней наедине или видеть запретные части ее тела кроме лица и кистей рук.

Нельзя совершать никах между близкими (т.е.махрамы) и молочными родственниками. Так же мусульманка не имеет права выходить замуж за не мусульманина, а мужчина не может взять в жены многобожницу или атеистку. Их браки не зачитывается, по исламу они совершают прелюбодеяние, что является большим грехом. Молодые не могут вступать в брак, оговорив заранее время их совместного проживания.

Совершение Никяха Исламского бракосочетания

Во время совершения никаха жених обязан выплатить махр т.е. калым. Калым муж обязан отдать своей жене и она может распоряжаться им как сама хочет. В настоящее в качестве махра преподносятся деньги или ювелирные изделия. После вручения махра никах считается завершенным, а празднование свадьбы может продолжатся еще два три дня.

 

Назовите условия приведения в исполнение акта никаха.

Коран предусматривает определенные требования для проведения никях, несоблюдение которых может привести к расторжению брака. Зачастую церемония мусульманского бракосочетания проходит в мечети, но она может происходить и дома. Семья жениха готовит многочисленные угощения, чтобы принять гостей. Чтобы церемония совершения никях считалась законной, должны быть выполнены определенные условия. Одним из главных условий является присутствие родственника мужского пола со стороны невесты. Свидетелями с обеих сторон обязательно должны быть мужчины мусульманской веры.

Назовите условия безотзывности никаха.

Когда происходит аннулирование брака?

Аннулирование брака- отмена бракосочетания в его основе, происходит при обнаружении причин несоответствия существования никаха (т.е. изаначально был непарвильным).

! Аннулирование может произойти и из-за вали-опекуна (отец, брат, деушка и т.д.), если муж недостойный человек по мнению вали.

! Вали также может аннулировать брак, если махр не соответствует изначально оговорённой цене.

Пример: Сура 2, аят 229-230

Сура 65, аят 1.

 

Как выдается талак?

Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой», - или: «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).

1.Муж не произносит слова ясным, однозначно понимаемым образом. Вместо этого, он использует двусмысленные слова, значением которых может быть как развод, так и нечто иное. Например, муж говорит: «Пакуй свои вещи и уходи! » Такие и другие подобные высказывания могут означать развод, а могут означать и нечто иное. Произнесение таких двусмысленных фраз, которые могут иметь несколько значений, называется талак киная (развод в неясных словах).

Другие примеры талака киная:

· «Ты больше не моя жена»

· «Я отлучил тебя от моего дома. Уходи! »

· «Пакуй вещи и возвращайся в свой дом! »

Во всех перечисленных случаях, если намерением мужа является талак, то происходит талак баин, если же такого намерения нет, то — нет.

14. Порядок расторжения брака.

Развод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность. Всевышний Аллах создал человека наилучшим образом и наделил различными чувствами. Но человек, который умеет сильно любить, способен также ненавидеть. Таким образом, человек, который считается в обществе симпатичным и милым человеком, будь то мужчина или женщина, в семейной жизни может обнаружить такие качества как агрессивность, безжалостность или неумение делиться эмоциями, чувствами и т.д.

Всевышний Аллах не возложил на человека непосильных обязанностей. Предписания Ислама в вопросе развода исходят из особенностей человеческой природы. В Исламе нет положения, как, например, в католицизме, где после заключения брака развод невозможен. Это положение, ставящее целью укрепление семейных уз, на самом деле удерживает вместе на всю жизнь людей, не сошедшихся характерами и чуждых друг другу. Это, в свою очередь, толкает супругов, которые не в состоянии развестись, на греховные отношения с людьми, в которых они находят то, чего им не хватает в семейной жизни.

В Исламе развод разрешен, и его порядок разъясняется в аятах и хадисах. Дозволенность развода в Исламе не означает, что человек может легко развестись. Однако Ислам освобождает двух людей, чьи характеры и внутренний мир различны, и которые не могут ужиться вместе, от необходимости сохранять этот союз. Дозволенность развода есть великое благо и возможность для тех двоих найти себе подходящую пару и, вступив в новый брак, жить долго и счастливо. Ведь Ислам ставит своей целью счастье всех людей. Всевышний Аллах говорит: «Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию. Аллах – обильно дарующий, мудрый»[1].

То есть, человеку запрещено разводиться с женой без веской причины. Большая часть исламский ученых не одобряет разводы без серьезных оснований. Также же и желание женщины развестись, не обусловленное реальными причинами, заслуживает порицания. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Женщина, желающая развестись со своим мужем без серьезных причин, не почувствует даже запаха рая»[2]. Хотя развод в Исламе разрешен, к этому вопросу лучше обращаться как к последнему средству. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод (талак)»[3].

Виды развода.

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (талак ар-радж`и) и развод без права возврата (талак баин).

1. Развод с правом возврата (талак ар-радж`и).

Это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. Если мужчина один или два раза развелся с женой (сказав, например, «ты мне не жена! »), он может вернуть ее, не дожидаясь окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины. О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом (талак ар-радж`и), может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте: «Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения»[4].

Еще одним доказательством на эту тему является пример из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В риваяте от Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) развелся со своей женой Хафсой, но пришел Джибрил и сказал: «Верни Хафсу, потому что она совершает много намазов и часто держит пост», после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернул Хафсу [5] .

Развод, входящий в категорию талак ар-радж`и, должен соответствовать некоторым условиям.

1) Мужчина ясно и четко сформулировал развод. Например: «Ты разведена».

2) Мужчина может использовать другие, завуалированные формулировки, обозначающие в данном обществе разрыв отношений, но не употребляя при этом частиц усиления и фраз, означающих окончательный разрыв отношений. Например: «Ты теперь сама за себя отвечаешь».

3) Мужчина не имел в виду окончательного развода. Усилительные частицы речи и преувеличения приводят к безвозвратному разводу (талак баин).

4) Мужчина не должен произносить число «три» и более, потому что развод с возвратом (талак ар-радж`и) – максимум двукратный, а трехкратный и более – уже безвозвратный развод (талак баин).

Если развод соответствует этим условиям, то это – развод с возвратом (талак ар-радж`и), и мужчина может вернуть жену без повторного заключения брака и выплаты махра.

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак ар-радж`и):

а) Право на развод у мужчины уменьшится. То есть, если мужчина дал жене развод единожды, то у него остается еще два неиспользованных права. Если же он дал ей развод дважды, то остается лишь одно неиспользованное право.

Кратность права на развод и итоги развода:

Право на талак Кол-во   Использованных   Осталось   Итог  
      Семейная жизнь продолжается  
      Может вернуть жену  
      Может вернуть жену  
      Талак ар-раджъи превращается в талак баин

 

б) Мужчина может вернуть жену в течении идды. В этом случае ему не нужно заключать брак еще раз и выплачивать махр. Желание или нежелание женщины здесь роли не играет. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», прикоснуться к ней или иметь интимную близость.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

г) Пока идда не завершена, махр аль муадджаль не превращается в махр аль му`адджаль, если подобная договоренность имела место во время заключения брака.

Сокровенный смысл развода с правом возврата (талака ар-радж`и):

Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу.

2. Развод без права возврата (талак баин)

Развод, которой не позволяет продолжать семейную жизнь без повторного заключения брака и выплаты нового махра, называется разводом без возврата (талак баин).

Развод без возврата (талак баин) бывает двух видов: позволяющий мужчине вернуть супругу с повторным заключением брака и выплатой нового махра и не позволяющий это сделать. Эти два вида талака баин следующие.

а) Малое расставание (байнуна ас-сугра)

Вид развода, который позволяет мужчине вернуть жену, заключив повторный брак и выплатив махр. При малом расставании (байнунат ас-сугра) брак не расторгнут окончательно. То есть, мужчина, который развелся с женой одним или двумя талаками ар-радж`и и не успел вернуть жену во время идды, еще может вернуть ее, заключив повторный брак и выплатив махр. В данном случае мужчина еще не израсходовал полностью свое трехкратное право на развод.

б) Большое расставание (байнуна аль кубра)

Вид развода, при котором супруги расстаются окончательно. Это развод, при котором мужчина использует свое право на трехкратный развод. Это может быть сделано по сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда мужчина дает развод жене каждый месяц после месячных циклов или дает трехкратный развод за один раз.

Могут ли супруги после осуществления большого расставания (байнунат аль кубра), вновь вступить в брак?

Супруги, после большого расставания (байнунат аль кубра) не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов, разведенных тройным талаком:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения.

5. Если женщина становится незамужней в результате развода или смерти мужа, то после идды (в случае развода – 3 месяца, в случае смерти – 4 месяца и 10 дней) возможен брак с прежним мужем. То есть, если прежний муж захочет снова взять ее в жены, то ему следует заключить с ней новый брак и выплатить махр. Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази, разведенная тремя талаками, захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой! »[6].

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью. Но Всевышний Аллах милостив к своим рабам, и Он не наложил окончательного запрета на брак для тех бывших супругов, которые хотели бы воссоединиться.

Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит: «Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если [новый муж] разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных»[7].

Чтобы снова вступить в брак после трехкратного талака, иногда прибегают к фиктивному браку («хулла»). Эти люди находят человека и за деньги договариваются, что он возьмет в жены разведенную женщину, с условием, что он не будет иметь с ней интимных отношений и сразу разведется. Таким образом, бывшие супруги получают возможность снова вступить в брак. Такой подход ничто иное, как издевательство над законами Всевышнего и попытка обойти существующие нормы, что недопустимо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит по этому поводу: «Сказать вам, кто наемный козел? Это тот, кто делает женщину дозволенной при помощи договорного брака. Аллах проклял и того, кто делает женщину дозволенной, и того, кому ее делают дозволенной»[8]. Из хадиса мы видим, что Аллах проклинает мужчину, который развел жену трехкратным талаком, а потом, чтобы обойти предписание Аллаха, нашел за деньги другого мужчину для фиктивного брака и организовал этот брак. Аллах проклинает женщину, которая согласилась на подобный подлог.

Идда после смерти мужа

Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа или если она не беременна. Всё это время она должна дополнительно соблюдать траур по мужу. Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане. На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того, что ей было дозволено прежде. В шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е. времени идды), в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости. Всё это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.

Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней…» (сура «Аль-Бакара», аят 234).

Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин. Если же женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребенок. В Священном Коране говорится: (смысл) «…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, тому Он сделает в Своем деле лёгкость» (сура «Ат-Талак», аят 4).

Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.

Все вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.

Сообщается, что жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари). В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1) траур по кому-либо, кроме мужа. Его можно держать только в течение трёх дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;

2) траур по покойному мужу. Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребенка.

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным и их необходимо развести. Во времена невежества (т. е. до ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай оставление бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней, 52 дня или ношение чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д. Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д. Всё это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.

Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать. Ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

17. Каковы последствия расторжения брака.

После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования - избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.
Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае развода талак жена имеет право еще и на получение особого " утешительного" подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе " удовольствие", встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права: 1) заваж аль-мутъа - временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между супругами не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.
2) мута ат-талак или нафака аль-мута - особый подарок, или компенсация, получаемая женой при разводе талак.

Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
1) если ребенку нет еще двух лет - вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;

2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.
Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

17. Когда происходит расторжение брака в судебном порядке. Его отличие от талака.

Предоставление жене (до заключения брака, во время или после него) права давать развод самой себе, ее право совершить хульг, а также расторжение брака в судебном порядке – все это даровано женщине в противовес праву мужчины на развод. Не следует также забывать о том, что брак расторгается и в том случае, когда имеет место иляъ, лиган или зыхар. Это должны учитывать все критикующие ислам за то, что он сделал развод (талак) исключительным правом мужчины. Расторжение брака в судебном порядке отличается от развода тем, что оно совершается по решению судьи с целью дать женщине возможность избавиться от ненавистного супружества без согласия мужа, если добровольно применяемые средства – талак и хульг – не дали результата. Расторжение брака (тафрик) – это окончательный развод, если причиной его стала иляг, болезни, отсутствие или пропажа супруга, его пребывание в местах заключения.

Кроме того, расторжение брака в судебном порядке может быть аннулированием брачного договора (то есть не разводом), если брак изначально был недействительным, или в случае расторжения брака по причине вероотступничества или, наоборот, принятия ислама только одним из супругов.

А теперь коротко упомянем о тех случаях, в которых брак расторгается в судебном порядке:

1. Расторжение брака из-за болезни или физических недостатков одного из супругов. Большинство ученых разрешают расторжение брака по причине кастрации и полового бессилия мужчины, а также в случае болезни – сумасшествия, проказы, а также других неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний. При этом неважно, был ли человек болен еще до заключения брака или болезнь появилась позже, и женщина не согласилась терпеть это. Брак может быть расторгнут по причине любой болезни или физического недостатка, внушающего отвращение, как у мужа, так и у жены. Абу-Ханифа и Абу-Юсуф считают, что разрешено расторжение брака только по причине физического недостатка или болезни, связанной с половой сферой, но не по причине болезни, вызывающей отвращение и причиняющей вред. Расторжение брака по упомянутой причине представляет собой окончательный развод, по мнению богословов ханафитского мазхаба.

2. Расторжение брака по причине вероотступничества или принятия ислама одним из супругов. Существует два мнения богословов относительно расторжения брака по причине вероотступничества. Абу-Ханифа и Абу-Юсуф считают, что когда один из супругов отрекается от ислама, их брак расторгается без развода, и нет нужды во вмешательстве судьи – брачный договор аннулируется сразу же. Вместе с тем шафииты и ханбалиты полагают, что брачный договор считается аннулированным только после окончания ‘идды жены. Если во время ‘идды вероотступник снова принял ислам, брак считается по-прежнему действительным. Если же он не принял ислам до окончания ‘идды, женщина считается окончательно разведенной с того момента, когда их с мужем религии стали разными. Если мужчина вступал в близость с женой, она имеет право получить свой махр полностью. Если же муж еще не вступал с ней в близость, а она отреклась от ислама, она не получает никакого махра, по тому что своим вероотступничеством лишила себя махра, на основании которого был заключен брачный договор. Если женщина приняла ислам, а муж ее остался немусульманином, судья предлагает ему принять ислам, и если он соглашается, она остается его женой, потому что в этом случае ничто не мешает им продолжать супружескую жизнь. А если он отказывается принимать ислам, судья расторгает их брак, потому что мусульманка не может оставаться женой немусульманина. Таково согласное мнение ученых. Относительно этого Всевышний сказал: «He выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока те не уверуют», «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют».

По мнению Абу-Ханифы и Мухаммада, расторжение брака в этом случае является окончательным разводом, а по мнению Абу-Юсуфа, это аннулирование брачного договора без развода. Если женщина приняла ислам в немусульманской стране, ее брак не расторгается до тех пор, пока не закончится ее ‘идда – три менструации, если у нее есть менструации, и три месяца, если у нее их нет, а если она беременна, то до окончания беременности. Если один из супругов отправился из немусульманской страны в мусульманскую после принятия ислама, то, по мнению ханафитов, их брак расторгается, поскольку они находятся в разных местах и установления, регулирующие отношения, в этом случае становятся разными. А это мешает мужчине и женщине жить супружеской жизнью так же, как мешает близкородственная связь (когда мужчина и женщина состоят в родстве, которое запрещает им вступать в брак до конца жизни). Другие богословы считали, что брак не расторгается по причине пребывания в разных местах. Если муж христианки или иудейки принимает ислам, их брак сохраняется, поскольку мусульманину не запрещается жениться на женщинах людей Писания.

Первое различие: фасх, в отличие от талака, не уменьшает количество разводов. Допустим, расторгли чей-то брак (сделали фасху) и бывшие супруги вновь его заключили, потом вновь его расторгли и они опять его заключили, и так может повторяться бесконечное множество раз. Тогда как, если были три развода (талак) и мужчина желает вернуть обратно жену, то сделать это можно только при условии, если она совершит следующее: 1) выйдет замуж за другого; 2) вступит с ним в половую близость; 3) разведётся с ним; 4) выдержит срок идды (примерно три месяца). Второе различие: если расторгли брак (сделали фасх), и между супругами не было половой близости, то муж не должен жене ничего. Если же супруг дал развод (талак), то должен выплатить жене половину махра. Третье различие: когда расторгают брак (фасх) из-за какого-нибудь недостатка супруга после того, как между ними была половая близость, то муж должен отдать махр, установленный Шариатом, а не тот, что обещал. Но, если по этой же причине, муж дал развод (талак) и между супругами уже была половая близость, то муж должен выплатить тот размер махра, который обещал. Четвёртое различие: если расторгают брак (фасх) из-за недостатка, который был у супруга во время заключения брака, то муж после расторжения (фасх) не должен обеспечивать бывшую жену, даже если она беременна. Но если он дал развод (талак) из-за вышесказанной причины, то он должен её обеспечивать, пока она не родит. Под обеспечением подразумевается пропитание и одежда, но не жильё, так как жильём её нужно обеспечивать в обоих случаях.

17. Дайте определение иля и его условиям. Приведите доводы из Корана и Сунны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь