Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Укажите условия с тем, кому дают развод.



Дают развод жене (муж и жена должны быть в законном браке).

Существует 2 вида разводов: окончательный и неокончательный!

Талак до 2-х раз считается неокончательным, т.е. 1раз когда нет месячного цикла и не было полового сношения; если талак во время месячного цикла или было половое сношение, то такой талак – греховный («талаку-бидри»).

После этого 3 раза месячного цикла («гида»), т.е. для того чтобы проверить не беременна ли женщина. Но в течении этих 3-х циклов муж может её вернуть обратно!

Если муж после этих 3-х циклов не вернул, то женщина считается чужой, но должна жить в доме мужа в течении этих 3-х циклов.

«Бейнуна-сугра» (1 талак, неокончательно свободная) - женщина свободна. Но муж может жениться ещё раз.

Также и происходит и со 2-м талаком!

После 3-го талака, развод становится «талаку-бейн» (т.е. окончательный, «байнуна -кубра»). Пример: Сура 225 (Аль-Бакара) и дальше…

 

14. Словесные формы развода.

Талак радж'и (развод, который можно отменить)

Под талаком радж'и подразумевается развод, выдаваемый словами с явным значением развода: например, «Развожусь с тобой». Такой развод может быть отозван мужем в устной или физической форме (даже без согласия или одобрения жены) в течение периода идда. Выдача такого развода не вызывает немедленное прекращение никаха. Нет необходимости заново заключать брак для воссоединения. Муж может выдать два талака подобным образом, и оба они будут радж'и. По окончании периода иддаталак радж'и преобразуется в талак баин.

2. Талак баин (безотзывный развод)

При талаке баин развод выдается со словами, явно указывающими на то, что талак — баин (безотзывный), или же со словами, значение которых не указывает на развод, если при этом было намерение развестись, например: «Уходи! ». Такой развод однозначно вступает в силу, и никах немедленно прекращает свое действие. Его нельзя отозвать даже в период идда. Для воссоединения необходимо обновление никаха. При этом нет необходимости жене выходить замуж за кого-то другого перед его заключением.

Талак мугалляза (окончательный и бесповоротный)

Если муж выдал три развода (подряд или раздельно, в один день или в разные дни), он станет действителен, и супруги станут отныне посторонними людьми. Они не могут воссоединиться. Новое заключение брака между ними — харам для них. Бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина вышла замуж за другого и вступила с ним в брачные (интимные) отношения, а после этого ее второй муж умер или развелся с ней. Только по завершенииидда от ее второго брака, ей разрешается выйти замуж за первого мужа. Такой талак известен под названием «талак мугалляза».

Как выдается талак?

Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой», - или: «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).

1.Муж не произносит слова ясным, однозначно понимаемым образом. Вместо этого, он использует двусмысленные слова, значением которых может быть как развод, так и нечто иное. Например, муж говорит: «Пакуй свои вещи и уходи! » Такие и другие подобные высказывания могут означать развод, а могут означать и нечто иное. Произнесение таких двусмысленных фраз, которые могут иметь несколько значений, называется талак киная (развод в неясных словах).

Другие примеры талака киная:

· «Ты больше не моя жена»

· «Я отлучил тебя от моего дома. Уходи! »

· «Пакуй вещи и возвращайся в свой дом! »

Во всех перечисленных случаях, если намерением мужа является талак, то происходит талак баин, если же такого намерения нет, то — нет.

14. Порядок расторжения брака.

Развод означает окончание семейной жизни. В исламском праве развод (талак) – это прекращение семейных отношений мужем или решением суда по причине невозможности наладить отношения или из-за какой-то другой проблемы.

Счастливая семейная жизнь возможна лишь при условии взаимной любви и уважении. Семья, где каждый пытается доказать собственную правоту, не признавая мнения другого, не может долго сохранять свою целостность. Всевышний Аллах создал человека наилучшим образом и наделил различными чувствами. Но человек, который умеет сильно любить, способен также ненавидеть. Таким образом, человек, который считается в обществе симпатичным и милым человеком, будь то мужчина или женщина, в семейной жизни может обнаружить такие качества как агрессивность, безжалостность или неумение делиться эмоциями, чувствами и т.д.

Всевышний Аллах не возложил на человека непосильных обязанностей. Предписания Ислама в вопросе развода исходят из особенностей человеческой природы. В Исламе нет положения, как, например, в католицизме, где после заключения брака развод невозможен. Это положение, ставящее целью укрепление семейных уз, на самом деле удерживает вместе на всю жизнь людей, не сошедшихся характерами и чуждых друг другу. Это, в свою очередь, толкает супругов, которые не в состоянии развестись, на греховные отношения с людьми, в которых они находят то, чего им не хватает в семейной жизни.

В Исламе развод разрешен, и его порядок разъясняется в аятах и хадисах. Дозволенность развода в Исламе не означает, что человек может легко развестись. Однако Ислам освобождает двух людей, чьи характеры и внутренний мир различны, и которые не могут ужиться вместе, от необходимости сохранять этот союз. Дозволенность развода есть великое благо и возможность для тех двоих найти себе подходящую пару и, вступив в новый брак, жить долго и счастливо. Ведь Ислам ставит своей целью счастье всех людей. Всевышний Аллах говорит: «Если супруги разведутся, то Аллах каждого из них обеспечит по великодушию. Аллах – обильно дарующий, мудрый»[1].

То есть, человеку запрещено разводиться с женой без веской причины. Большая часть исламский ученых не одобряет разводы без серьезных оснований. Также же и желание женщины развестись, не обусловленное реальными причинами, заслуживает порицания. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Женщина, желающая развестись со своим мужем без серьезных причин, не почувствует даже запаха рая»[2]. Хотя развод в Исламе разрешен, к этому вопросу лучше обращаться как к последнему средству. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод (талак)»[3].

Как происходит развод в Исламе?

Для развода достаточно одного или нескольких слов мужчины, поэтому он должен быть внимательным к своим словам.

Слова, означающие конец семейной жизни, могут быть прямыми и явными или иносказательными и косвенными. То есть, в зависимости от культуры и традиций общества любые слова, выражения, намеки, обозначающие разрыв отношений, приводят к разводу. Например, выражение: «Я с тобой развелся» есть прямая фраза, означающая развод. Хотя в некоторых культурах формулировка может быть несколько завуалирована и использовано иносказание. Такие выражения как: «Ты свободна, ступай куда хочешь; теперь ты сама себе голова», хотя прямо и не означают развод, но в случае, если они выражают желание порвать отношения, то развод будет действительным.

Кроме того, если муж объявит о разводе посредством телефона или интернета, то развод будет считаться состоявшимся. Правда, мужчина должен убедиться, что на том конце провода – действительно его жена. Иначе развод, данный по телефону или интернету женщине, не являющейся его супругой, не имеет силы.

Виды развода.

В Исламе существует два вида развода: развод с правом возврата (талак ар-радж`и) и развод без права возврата (талак баин).

1. Развод с правом возврата (талак ар-радж`и).

Это вид развода, который дает право мужчине вернуть жену до окончания идды. Если мужчина один или два раза развелся с женой (сказав, например, «ты мне не жена! »), он может вернуть ее, не дожидаясь окончания идды. В таком случае не требуется нового заключения брака и выплаты махра. Желание или нежелание женщины в этом случае также роли не играет, достаточно желания мужчины. О том, что мужчина, совершивший развод с возвратом (талак ар-радж`и), может вернуть жену в течении идды, говорится в аяте: «Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения»[4].

Еще одним доказательством на эту тему является пример из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В риваяте от Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) развелся со своей женой Хафсой, но пришел Джибрил и сказал: «Верни Хафсу, потому что она совершает много намазов и часто держит пост», после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вернул Хафсу [5] .

Развод, входящий в категорию талак ар-радж`и, должен соответствовать некоторым условиям.

1) Мужчина ясно и четко сформулировал развод. Например: «Ты разведена».

2) Мужчина может использовать другие, завуалированные формулировки, обозначающие в данном обществе разрыв отношений, но не употребляя при этом частиц усиления и фраз, означающих окончательный разрыв отношений. Например: «Ты теперь сама за себя отвечаешь».

3) Мужчина не имел в виду окончательного развода. Усилительные частицы речи и преувеличения приводят к безвозвратному разводу (талак баин).

4) Мужчина не должен произносить число «три» и более, потому что развод с возвратом (талак ар-радж`и) – максимум двукратный, а трехкратный и более – уже безвозвратный развод (талак баин).

Если развод соответствует этим условиям, то это – развод с возвратом (талак ар-радж`и), и мужчина может вернуть жену без повторного заключения брака и выплаты махра.

Положения, связанные с разводом с правом возврата (талак ар-радж`и):

а) Право на развод у мужчины уменьшится. То есть, если мужчина дал жене развод единожды, то у него остается еще два неиспользованных права. Если же он дал ей развод дважды, то остается лишь одно неиспользованное право.

Кратность права на развод и итоги развода:

Право на талак Кол-во   Использованных   Осталось   Итог  
      Семейная жизнь продолжается  
      Может вернуть жену  
      Может вернуть жену  
      Талак ар-раджъи превращается в талак баин

 

б) Мужчина может вернуть жену в течении идды. В этом случае ему не нужно заключать брак еще раз и выплачивать махр. Желание или нежелание женщины здесь роли не играет. Мужчина может сказать жене: «Я вернул тебя», прикоснуться к ней или иметь интимную близость.

в) При таком разводе в случае смерти одной из сторон другая сторона имеет право наследования.

г) Пока идда не завершена, махр аль муадджаль не превращается в махр аль му`адджаль, если подобная договоренность имела место во время заключения брака.

Сокровенный смысл развода с правом возврата (талака ар-радж`и):

Мудрость этого развода в том, что он позволяет супругам, разведшимся в состоянии гнева или по ошибке, вернуться друг к другу.

2. Развод без права возврата (талак баин)

Развод, которой не позволяет продолжать семейную жизнь без повторного заключения брака и выплаты нового махра, называется разводом без возврата (талак баин).

Развод без возврата (талак баин) бывает двух видов: позволяющий мужчине вернуть супругу с повторным заключением брака и выплатой нового махра и не позволяющий это сделать. Эти два вида талака баин следующие.

а) Малое расставание (байнуна ас-сугра)

Вид развода, который позволяет мужчине вернуть жену, заключив повторный брак и выплатив махр. При малом расставании (байнунат ас-сугра) брак не расторгнут окончательно. То есть, мужчина, который развелся с женой одним или двумя талаками ар-радж`и и не успел вернуть жену во время идды, еще может вернуть ее, заключив повторный брак и выплатив махр. В данном случае мужчина еще не израсходовал полностью свое трехкратное право на развод.

б) Большое расставание (байнуна аль кубра)

Вид развода, при котором супруги расстаются окончательно. Это развод, при котором мужчина использует свое право на трехкратный развод. Это может быть сделано по сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда мужчина дает развод жене каждый месяц после месячных циклов или дает трехкратный развод за один раз.

Могут ли супруги после осуществления большого расставания (байнунат аль кубра), вновь вступить в брак?

Супруги, после большого расставания (байнунат аль кубра) не могут вернуться к совместной супружеской жизни. Если бывшие супруги все же хотят воссоединиться, то они обязаны выполнить условия, которые ставит Ислам в подобных случаях.

Условия, необходимые для воссоединения супругов, разведенных тройным талаком:

1. Женщина должна выйти замуж за другого.

2. Ее новый брак должен быть реальным, а не фиктивным.

3. Женщина, вступающая в брак, не должна вступать в него с намерением развестись.

4. В новом браке должны быть полноценные семейные отношения.

5. Если женщина становится незамужней в результате развода или смерти мужа, то после идды (в случае развода – 3 месяца, в случае смерти – 4 месяца и 10 дней) возможен брак с прежним мужем. То есть, если прежний муж захочет снова взять ее в жены, то ему следует заключить с ней новый брак и выплатить махр. Доказательством этому служит случай, когда бывшая жена Рифаа аль Курази, разведенная тремя талаками, захотела вернуться к прежнему мужу и обратилась к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ты хочешь вернуться к Рифаа? Нет! Пока у тебя не будет связи с твоим нынешним мужем, и у него не будет связи с тобой! »[6].

Как мы видим, Ислам ставит тяжелые условия для мужчины, который окончательно развелся женой, но все еще хочет вернуть свою прежнюю супругу. Тем самым Ислам дает понять людям, что брак – серьезное и святое дело. Наверное, самым тяжелым испытанием для мужчины, который окончательно развелся со своей женой и желает вернуть ее, является то, что его бывшая супруга выходит за другого и живет с ним семейной жизнью. Но Всевышний Аллах милостив к своим рабам, и Он не наложил окончательного запрета на брак для тех бывших супругов, которые хотели бы воссоединиться.

Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит: «Если же муж дал жене развод [в третий раз], то он не может жениться на ней, пока она не выйдет за другого мужа. И если [новый муж] разведется с ней, то прежним супругам дозволено вернуться [к супружеской жизни] при условии, что они намереваются выполнять предписания Аллаха. Это – законы, установленные Аллахом. Он разъясняет их для людей осведомленных»[7].

Чтобы снова вступить в брак после трехкратного талака, иногда прибегают к фиктивному браку («хулла»). Эти люди находят человека и за деньги договариваются, что он возьмет в жены разведенную женщину, с условием, что он не будет иметь с ней интимных отношений и сразу разведется. Таким образом, бывшие супруги получают возможность снова вступить в брак. Такой подход ничто иное, как издевательство над законами Всевышнего и попытка обойти существующие нормы, что недопустимо. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит по этому поводу: «Сказать вам, кто наемный козел? Это тот, кто делает женщину дозволенной при помощи договорного брака. Аллах проклял и того, кто делает женщину дозволенной, и того, кому ее делают дозволенной»[8]. Из хадиса мы видим, что Аллах проклинает мужчину, который развел жену трехкратным талаком, а потом, чтобы обойти предписание Аллаха, нашел за деньги другого мужчину для фиктивного брака и организовал этот брак. Аллах проклинает женщину, которая согласилась на подобный подлог.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь