Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Здание фирмы «Левер» в Нью-Йорке



АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

 

После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм.

Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях. Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы. Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы.

Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям.

В архитектуре второй половины XX в. вновь устойчивые позиции приобретает функционализм. Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, дав потребителю объектов строительства гарантию компетентного решения функциональных и технических задач архитектуры.

Применение методов функционализма способствовало ускоренным темпам строительства, что являлось немаловажным фактором при восстановлении разрушений после второй мировой войны во всех странах, пострадавших в период войны.

 

НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ 1950-х гг

Неофункционализм - архитектурный стиль, базирующийся на новом витке рационалистических тенденций, подобный аналогичным в 1920-1930-е гг., носящий интернациональный характер с опорой на новые технические и научные достижения в строительстве.

 

Характерные черты и принципы неофункционализма:

1) опора на передовую строительную технику, конструкции, материалы

2) использование армоцемента

3) большепролетные конструкции

4) ассиметричное решение плана

5) простота архитектурных форм

6) связь конструкции с формой

7) принцип проектирования «изнутри-наружу»

8) стремление к стандартизации, индустриализации строительства

 

Главную линию архитектуры Западной Европы надолго определил «международный» стиль Л. Мис ван дер Роэ.

Роэ считал, что техника и архитектура должны быть гармоничны. Гармоничная форма должна подчинить себе любые жизненные процессы. Поэтому главная задача архитектуры – поиск универсальной формы.

Многообразие архитектурных задач Мис сводил к двум основным архитектурным темам:

1) «хрустальный ларец» - распластанный параллелепипед с каркасом, вынесенным за пределы нерасчлененного внутреннего пространства, и непрерывным стеклянным ограждением.

Дом Фарнсворт в Фокс-Ривер (1950-1951). Представляет собой простую структуру из восьми стоек. Между ними подвешены две одинаковые горизонтальные плоскости - пол и покрытие. Третья, меньшая по площади плоскость образует открытую террасу-крыльцо. Между двумя горизонтальными плоскостями заключено «универсальное пространство», не имеющее перегородок. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой.

Здание факультета архитектуры и промышленного проектирования Иллинойского технологического института - Кроун-холл (1955-1957). Мис ван дер Роэ оставил здесь лишь два материала: сталь и стекло. Вся сложная функциональная программа, включающая разнохарактерные учебные помещения двух факультетов, сведена в конечном счете к огромному единому объему, поставленному на цокольный этаж. Все курсы факультета должны одновременно проводить свои занятия в этом колоссальном зале, только в центре системой перегородок, не доходящих до потолка, создано относительно изолированное пространство для выставок студенческих работ. Впечатление единства интерьера усиливается решением пола, не расчлененного рисунком, общего для всего помещения потолка из акустических плит со встроенными светильниками и сплошным витражом. Его нижняя часть имеет стекло песочного цвета, верхняя - прозрачное с постоянно подвешенными пластинчатыми шторами, обеспечивающими рассеивание света. Мастер утверждает, что взамен отчужденности, характерной для обычного аудиторного метода обучения, здесь должно царить чувство простора и коллективизма, ощущение неразрывности всего учебного процесса, выработанного Мис ван дер Роэ именно для этого учебного заведения.

2) вертикальная призма, в прозрачную оболочку стеклянных стен которой упакована сумма функциональных ячеек.

Дома на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1948-1951). Автор стремился выявить структуру, а не функцию здания. Два стеклянных параллелепипеда стоят со сдвижкой по отношению друг к другу. Самое значительное в проекте — это трактовка каркаса и плоскостей остекления фасадов. Основной прием членения фасадов — частый ритм стальных вертикалей-импостов, расположенных под углом друг к другу. Это скорее декоративный прием, нежели конструктивный. Ритм металлических ребер подчеркивает устремленность зданий вверх. Здания эмоционально стерильны, трудно представить, что это жилые дома. Концепция Л. Мис ван дер Роэ противоположна принципам, сформулированным ранее Ле Корбюзье для строительства многоэтажных зданий, которые должны были устанавливать максимальную связь со средой благодаря устройству лоджий, открытых галерей и т.д.

Здание фирмы «Сигрэм» в Нью-Йорке (1958). 38-этажное здание-пластина. Мис ван дер Роэ применил принцип «гибкой планировки этажей». На этажах выделяются лифтовые шахты и кабинки санузлов. Все пространство любого этажа меняет свою планировку с помощью раздвижных перегородок. Фасады здания — стеклянные, солнцезащитные (серовато-коричневый цвет оконных стекол) — расчленены стальными бронзированными вертикалями. Между ними — металлические переплеты окон и металлическая облицовка междуэтажных перекрытий. Верхние четыре этажа без остекления образуют венчающую часть. Здание Сигрэм — новый этап поиска архитектоники многоэтажного металлического каркаса. По гармоничности масс, благородству пропорций, совершенству элементов и деталей здание стало эталоном неофункционализма 1950-х годов.

В 50-е годы мода на «стиль Миса» стала международной. Однако содержание его символов и метафор игнорировалось, стиль использовался подчас вопреки условиям места и климата, а также возможностям строительной техники (как, например, в Москве). В окончательной оценке вклада Мис ван дер Роэ наиболее выпуклы две грани его творчества.

Первая - это метод, определяемый его афоризмом «большое - в малом», благодаря которому в условиям ограниченного выбора изобразительных средств путем настойчивой проработки деталей и тщательной отшлифовки пропорций он так неподражаемо учит добиваться максимальной художественной правды и красоты. У Миса ван дер Роэ была всегда особенное отношение к материалу. Он писал, что архитектура начинается с двух кирпичей, аккуратно сложенных, прилаженных друг к другу.

Вторая особенность его творчества заключается в генеральной направленности его творчества, обращенного к объективной реальности, которая определяется тотальным внедрением науки и техники в строительство, массовым притоком в него новых материалов и конструкций, заменой привычного строительного ремесла машинным производством.

Применяемый им металлический каркас с легкими стеклянными или комбинированными ограждающими конструкциями и трансформирующимися внутренними перегородками давал широкие возможности при проектировании самых различных типов зданий. Выразительность композиции достигалась пропорциональными соотношениями силуэта здания, выявлением каркаса и высоким эстетическим качеством конструкций. Внешний облик построек предельно лаконичен. Здание обычно имеет форму прямоугольного параллелепипеда, его наружными ограждениями служат плоская крыша и навесная стена, в своей большей части прозрачная. Однообразная стеклянная поверхность фасада оживлена наложенными на нее декоративными деталями в виде вертикальных прокатных профилей из нержавеющей стали. Видимая простота формы обманчива: тонко модулированные ритмы индивидуальны, дополнены нюансами деталей, элементарность очертаний и непрерывность стеклянных ограждений обеспечены сверхсложными техническими решениями, обуславливающими, например, компенсацию разных коэффициентов теплового расширения стеклянных панелей и металлического каркаса наружных стен при их абсолютной герметичности. Всё это достигается сверхсложностью технологии, сложными конструктивными решениями, использованием материалов повышенного качества, дорогостоящего инженерного оборудования. Строгая элегантность стеклянных небоскрёбов являлась воплощением эстетики техницизма. Предельный рационализм исключал любые человеческие эмоции при их восприятии.

 

Достоинства небоскрёбов: малая площадь застройки при высоких ценах на землю; размещение на малой площади большого количества офисов, квартир; предотвращение «расползания» городов, сохранение площади сельскохозяйственных земель; престиж.

Недостатки небоскрёбов: плохая инсоляция поверхности земли при интенсивной застройке (освещение солнцем практически отсутствует, большая затенённость); «высотная болезнь» у людей (укачивание, недостаток кислорода); небоскрёбы мешают нормальной работе авиатехники, затрудняют прохождение теле- и радиосигналов; большие финансовые затраты на проектирование, возведение и эксплуатацию; инженерно-технические проблемы с подачей воды на верхние этажи; высокий расход электроэнергии; затруднительная эвакуация.

 

Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией.

Здание ООН в Нью-Йорке

1947-1952 гг. Арх. У.Гаррисон, Ле Корбюзье, О.Нимейер, С.Маркелиус, И.Гавличек, М.Новицкий и др. Отражает дух «международного стиля». 39-этажное здание-пластина Секретариата противопоставлено протяженному горизонтальному объему зала Ассамблеи.

Малый дворец спорта в Риме

1965 г. Арх. Пьер Луиджи Нерви. Был перекрыт легким куполом, имевшим разрезку из ромбовидных и треугольных армоцементных элементов. Вмещал 4 тыс. человек.

Дворец спорта в Риме

1958 г. Арх. Пьер Луиджи Нерви. Имел купольное покрытие диаметром 100 м. Толщина стенок сборных складчатых элементов составляла 25 мм. Вмещал 16 тыс. человек.

Арена в Роли

1952-1953 гг. Арх.М.Новицкий. Тонкая железобетонная оболочка седловидной формы была уложена по стальным вантам, растянутым между двумя наклонными пересекающимися арками параболического очертания.

Комплекс в Чандигархе

1955 г. Арх. Ле Корбюзье

Оперный театр в Сиднее

1956–1976 гг. Арх. Й.Утцон, Здание театра на высокой платформе со вспарушенными железобетонными оболочками напоминаетпарусник. Участок под строительство отведён на верхней площадке высокого мыса, выступающего в морскую бухту. Утцон вписал помещения в прямоугольную в плане форму; концертные залы вынесены в верхнюю часть здания, а на первом уровне размещаются входы и вестибюли. Проект поражает контрастом между простотой плана и необычностью облика. Перекрытие осуществляется системой высоких сводов-оболочек, поднимающихся на высоту до 60 м. Эти оболочки не соответствуют габаритам и форме залов, никакого отношения не имеют к акустике. Главная их задача – передача образа надутых ветром парусов.

Аэропорт в Далласе

1958-1962 гг. Арх. Ээро Сааринен. В плане это компактное прямоугольное здание. Прозрачный стеклянный объем параллелепипеда перекрыт мощной плавно изогнутой железобетонной плитой-кровлей, напоминающей гигантский тент и вызывающей ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Автор придал своему сооружению легкость и динамичность. Аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке

1956-1962 гг. Арх. Ээро Сааринен. Своими скульптурными формами оно напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями. Здание перекрыто четырьмя тонкими железобетонными сводами-оболочками, консольно вырастающими из двух раздвоенных опор. В здании нет прямых углов, что позволило создать необычные интерьеры. Форма сооружения была продиктована символическим художественным образом, а не требованиями функции и технологии строительного производства.

Хоккейный стадион Йельского университета

1958 г. Арх. Ээро Сааринен. Здание имеет овальный план. Силуэт спортивного сооружения определяется энергично изогнутой железобетонной балкой, к которой подвешено вантовое покрытие. Автор вывел концы кривой балки в виде консолей в торцах сооружения, что создало впечатление как бы парящей в воздухе конструкции. Сааринену удалось сделать ее предельно выразительной. Динамика формы перекликается с динамикой спортивных состязаний.

Ресторан в Сочимилко

1958 г. Арх. Феликс Кандела. Перекрыт легкой восьмиле-пестковой оболочкой, напоминающей розетку распустившегося цветка.

СТРУКТУРАЛИЗМ 1960-1990 гг.

 

Структурализм – направление в архитектуре, относящееся к рационалистической линии. Рассматривает произведение как совокупность элементов, определяющих саму структуру. Предметом изучения становится их взаимодействие. Представители этого направления стремятся обогатить пластический язык современной архитектуры. Они не отвергают функциональный подход к проектированию зданий, продолжают использовать современные конструкции, но при этом думают о пластической выразительности архитектурных форм.

Структурализм творчески использует выразительные возможности новых, но уже хорошо изученных разнообразных конструкций, и базируется при проектировании на выборе вариантов конструкций не только по техническим показателям, но и по их формообразующему потенциалу. Одновременно структурализм активно работает с традиционными материалами. Таким образом, структурализм стал путем подлинно тектонического освоения техники.

 

Структурирование формы здания, его объёмов и пространств исходит из функционального назначения последних и требуемого в них микроклимата и в первую очередь естественной освещенности помещений. Основные и вспомогательные помещения группируются в самостоятельные объемно-пространственные элементы. Структура обслуживающих помещений должна дополнять структуру обслуживаемых. Рабочие помещения имеют обильное остекление, вспомога­тельные - минимальное. В результате объемы вспомогательных помещений приобрели вид глухих каменных башен, контрастирующих с легкими кристал­лами прозрачных объемов здания. Гармонизируя форму и ритм чередования объемов групп основных и обслуживающих помещений, архитекторы находят исходную структурную основу для индивидуальных композиций таких сложных объектов, как многоэтажные корпуса научно-исследовательских институтов и лабораторий. Сосредоточение оборудования в отдельных блоках позволяет проводить вертикальные линии инженер­ных коммуникаций в специальных шахтах и значительно упрощает конструкции основного объема зда­ния. Таким образом, было решено три задачи: функциональная, техническая и эстетическая.

Справедливости ради следует отметить, что идея структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных помещений родилась и была реализована существенно раньше (в 1920-х гг.) в СССР.

 

Характерные черты структурализма:

1) базируется на эстетизации конструкций

2) использует новые материалы и конструкции, но их выбор осуществляется и по конструктивной целесообразности, и по формообразующим факторам

3) функциональное структурирование, выявление крупных структурных элементов

 

Медицинские лаборатории Пенсильванского университета в Филадельфии (Центр медицинских исследований А.Ричардса)

1957-1961 г. Арх. Луис Кан. Ясное, логичное функциональное решение и четкая дифференциация помещений нашли отражение в объемной композиции. За пределы рабочей площади этажей вынесены вертикальные шахты, в которых расположены лестницы, трубопроводы (вентиляция, водопровод и канализация). Массивные башенные объемы соединены между собой переходами. Ритм башен придает зданию монументальность.

Здание библиотеки Академии Филлипса в Эксетере

1965-1971 гг. Арх. Луис Кан

Гараж в Нью-Хевене

1962 г. Арх. Пол Рудольф. Представляет собой гигантскую, открытую вовне пространственную структуру, с четким ритмом железобетонных горизонтальных уровней этажей.

Художественный факультет Йельского университета

1958-1963 гг. Арх. Пол Рудольф. Рудольф подчеркивает в композиции ряд крупных структурных элементов. Композиция строится на перепадах высот и на сочетании мощных вертикальных башен, включающих коммуникации. Сооружение асимметрично, и формы придают драматичность его облику.

Комплекс Марина-сити

1964 г. Б.Гольдберг.Два 65-этажныхжилых дома-башни. В каждом здании помимо жилых квартир располагаются гаражи рампового типа на 896 машин, которые занимают нижние 18 этажей. Два следующих этажа — автоматические прачечные. Жилая часть каждого дома рассчитана на 896 квартир. На пяти верхних этажах центрального ствола — машинное отделение скоростных лифтов. Башни имеют цилиндрическую форму. Жилые квартиры создают ажурную структуру с полукруглыми балконами, а гараж имеет выразительную форму в виде спиральных витков, опоясывающих каждый цилиндр. Здесь наблюдаются отказ от башенного дома-параллелепипеда с жесткой сеткой каркаса и обогащение объемной композиции. В комплекс входит 11-этажное здание офиса, кинотеатр. В общей для всех сооружений платформе размещены различные обслуживающие предприятия.

Исторический факультет университета в Кембридже

1964-1967 гг. Арх. Дж.Стирлинг, М.Вилфорд. Г-образный в плане семиэтажный корпус напоминает в объеме раскрытую книгу, в угол которой вписан читальный зал с наклонным стеклянным перекрытием, напоминающим часть граненой пирамиды. Периметр читального зала опоясывают остекленные галереи этажей. Один из корпусов многоэтажного объема имеет сплошные стеклянные стены, поднимающиеся вверх крутыми уступами. На его фоне возвышаются глухие бетонные башни-короба, заключающие в себе лестницу и лифты. Торцы многоэтажного корпуса — глухие, выполненные из красного кирпича под влиянием английской традиции. Композиция комплекса строится на принципе контраста и имеет четко выраженную структуру.

Башни «Петронас» в Куала-Лумпуре

1991-1996 гг. Арх. С.Пелли. Эти две круглые в плане 88-этажные башни имеют ярусное построение с убывающими по вертикали членениями. Членение объемов вертикальными импостами на всю высоту выявляет структуру и придает им монументальность и четкость. Поверхность башен гофрирована стеклянными гранями и отличается богатой светотенью. Их пирамидальное завершение отдаленно напоминает силуэты буддийских храмов.

БРУТАЛИЗМ 1950-1970 гг.

 

Брутализм (фр. «bé ton brut» - «необработанный бетон») — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-1970-х гг., одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Отправной точкой брутализма считаются проекты и теоретические работы архитекторов-англичан Элисон и Питера Смитсонов. Стиль имел распространение практически во всех странах Европы и мира, в том числе в США, Канаде, Японии, Бразилии, странах Скандинавии и СССР.

 

Характерные черты брутализма:

1) массивная пластичность сооружений

2) стремление к обнажению конструктивной системы здания, на фасады зданий выводится каркас, иногда внутренние коммуникации

3) выявление простых и грубых архитектурных масс, прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения

4) впечатляющая мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения

5) отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов, «честность материалов», остро-выразительные фактуры

6) широкое применение железобетона

7) один из формальных приемов брутализма - подчёркнутая фактурность бетонных поверхностей, не отделанных после распалубки ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской.

8) функциональность, урбанистичность

9) «эстетика разбитых форм»

 

Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов, близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.

 

Школа в Ханстентоне

1949-1954 гг. Арх. Э. и П.Смитсоны. План вписан в удлиненный прямоугольник. По периметру расположены школьные помещения. Внутри прямоугольника, на главной поперечной оси находится большой холл многоцелевого назначения, справа и слева — замкнутые дворики. Классы расположены на втором этаже. Все вспомогательные и обслуживающие помещения — на первом. Гимнастический зал вынесен в отдельный корпус. Из объема главного здания вынесены также мастерские и кухни. Школа отличается еще более суровой правдивостью, обнаженностью своей конструктивно-технической основы. Металлический каркас четко выявлен на фасадах, ячейки заполнены стеклом или кирпичом. Металлические рамы, балки, марши лестниц, кирпичные и стеклянные панели, обнаженные трубопроводы и вент. устройства — определяют характер здания.

Большую роль играют в интерьере открытая кирпичная кладка, открытые трубопроводы. Суровый утилитаризм приобрел здесь значение эстетической категории.

Институт Марчионди в Милане

1959 г. Арх. Витториано Вигано. Институт предназначен для обучения проблемных подростков. Здание излучает мощную жизненную энергию, символически представленную использованием железобетона и преобладанием красного цвета.

Поселок Хален близ Берна

1961 г. Архитектурная фирма Atelier 5. Зидлунг – тип швейцарского поселка, возникшего как ответ на урбанизацию. Зидлунги строили на кооперативной основе, в небольшом отдалении от крупных городов, в основном для рабочих, которые платили взнос за жилье, а потом участвовали в управлении территорией, обязательно включавшей в себя общественные пространства и сооружения.

Здание Мэрии Бостона

1963-1969 г. Арх. Г.Коллман, М.МакКиннел. Композиция здания строится вокруг центрального пространства. В решении фасадов использован прием монотонного метра офисных помещений в верхних этажах, слегка нависающих друг над другом, который нарушается крупными проемами решетки в нижних этажах. Здесь располагаются выступающие глухие объемы залов заседаний. Архитектура приобретает черты скульптурности и монументальности. Здание получило крупные членения и почти скульптурную пластичность.

Новый корпус Сассеккского университета в Брайтоне

1963-1964 гг. Арх. сэр Бэзил Спенс. Здание строится из неоштукатуренного кирпича и грубого железобетона. Прием чередования железобетонных поясов с вырезанными в них плоскими арками оконных проемов и глухих участков кирпичных стен позволяет подчеркнуть массивность здания.

Всемирный торговый центр

1966-1973 г. Арх.М.Ямасаки. Две 110-этажные башни-близнецы высотой 420 м. Они взяли на себя роль доминант в панораме южной части Манхеттена. В плане представляли собой квадраты (66, 7 х 66, 7 м). В каждой из башен имелось от семи до девяти подземных уровней, где были размещены крупный транспортный узел, торговый центр и технические помещения. Внутреннее пространство этажей башен формировалось вокруг стержня — центрального ядра с лифтами и инженерными коммуникациями. Остальное универсальное пространство типового этажа отдавалось в аренду под различные офисы. Общая площадь башен составляла около 840 тыс. м2. На верхних этажах башен имелись обсерватория, ресторан и видовые площадки. Металлический каркас наружных стен из вертикальных и горизонтальных связующих элементов вместе с центральным ядром обеспечивал необходимую жесткость конструкций. Вместе они составляли единую пространственную систему, противостоящую ветровым нагрузкам. Ритм вертикальных пилонов и ребер, облицованных сверкающим алюминием, подчеркивал простую геометрию башен.

Китайский банк в Гонконге

1982-1989 гг.Арх. Й.Пей (Юй Мин Пей). Абстрактная геометрическая композиция, которая подчеркнута крупным рисунком вынесенного на фасады открытого каркаса, в основе которого треугольный модуль. Из прямоугольной призмы вырастает легкая вертикаль треугольной призмы. Облик здания определяется высокими технологиями, индустриально изготовленными элементами.

Терминал Международного аэропорта Кансай в Японии

1988-1994 гг. Арх. Р. Пиано. В образе угадывается силуэт волн, накатывающихся на плоский берег.

Концертный зал в Руане

2001 г. Арх.Бернар Чуми. Его вместимость — 7 тыс. зрителей. Оболочка здания состоит из двух соединенных со сдвижкой половинок чаши. В месте их соединения образуется вертикальная щель, которая подчеркивает главный вход в фойе. Алюминиевая чаша снаружи похожа на панцирь, а изнутри — на вогнутый лепесток цветка, вокруг железобетонного центра. Здесь преобладают серые цвета железобетона, оцинкованной стали и алюминия.

 

Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность, можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм.

АРХИТЕКТУРА МОДЕРНИЗМА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.

 

После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм.

Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях. Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы. Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы.

Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям.

В архитектуре второй половины XX в. вновь устойчивые позиции приобретает функционализм. Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, дав потребителю объектов строительства гарантию компетентного решения функциональных и технических задач архитектуры.

Применение методов функционализма способствовало ускоренным темпам строительства, что являлось немаловажным фактором при восстановлении разрушений после второй мировой войны во всех странах, пострадавших в период войны.

 

НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ 1950-х гг

Неофункционализм - архитектурный стиль, базирующийся на новом витке рационалистических тенденций, подобный аналогичным в 1920-1930-е гг., носящий интернациональный характер с опорой на новые технические и научные достижения в строительстве.

 

Характерные черты и принципы неофункционализма:

1) опора на передовую строительную технику, конструкции, материалы

2) использование армоцемента

3) большепролетные конструкции

4) ассиметричное решение плана

5) простота архитектурных форм

6) связь конструкции с формой

7) принцип проектирования «изнутри-наружу»

8) стремление к стандартизации, индустриализации строительства

 

Главную линию архитектуры Западной Европы надолго определил «международный» стиль Л. Мис ван дер Роэ.

Роэ считал, что техника и архитектура должны быть гармоничны. Гармоничная форма должна подчинить себе любые жизненные процессы. Поэтому главная задача архитектуры – поиск универсальной формы.

Многообразие архитектурных задач Мис сводил к двум основным архитектурным темам:

1) «хрустальный ларец» - распластанный параллелепипед с каркасом, вынесенным за пределы нерасчлененного внутреннего пространства, и непрерывным стеклянным ограждением.

Дом Фарнсворт в Фокс-Ривер (1950-1951). Представляет собой простую структуру из восьми стоек. Между ними подвешены две одинаковые горизонтальные плоскости - пол и покрытие. Третья, меньшая по площади плоскость образует открытую террасу-крыльцо. Между двумя горизонтальными плоскостями заключено «универсальное пространство», не имеющее перегородок. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой.

Здание факультета архитектуры и промышленного проектирования Иллинойского технологического института - Кроун-холл (1955-1957). Мис ван дер Роэ оставил здесь лишь два материала: сталь и стекло. Вся сложная функциональная программа, включающая разнохарактерные учебные помещения двух факультетов, сведена в конечном счете к огромному единому объему, поставленному на цокольный этаж. Все курсы факультета должны одновременно проводить свои занятия в этом колоссальном зале, только в центре системой перегородок, не доходящих до потолка, создано относительно изолированное пространство для выставок студенческих работ. Впечатление единства интерьера усиливается решением пола, не расчлененного рисунком, общего для всего помещения потолка из акустических плит со встроенными светильниками и сплошным витражом. Его нижняя часть имеет стекло песочного цвета, верхняя - прозрачное с постоянно подвешенными пластинчатыми шторами, обеспечивающими рассеивание света. Мастер утверждает, что взамен отчужденности, характерной для обычного аудиторного метода обучения, здесь должно царить чувство простора и коллективизма, ощущение неразрывности всего учебного процесса, выработанного Мис ван дер Роэ именно для этого учебного заведения.

2) вертикальная призма, в прозрачную оболочку стеклянных стен которой упакована сумма функциональных ячеек.

Дома на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1948-1951). Автор стремился выявить структуру, а не функцию здания. Два стеклянных параллелепипеда стоят со сдвижкой по отношению друг к другу. Самое значительное в проекте — это трактовка каркаса и плоскостей остекления фасадов. Основной прием членения фасадов — частый ритм стальных вертикалей-импостов, расположенных под углом друг к другу. Это скорее декоративный прием, нежели конструктивный. Ритм металлических ребер подчеркивает устремленность зданий вверх. Здания эмоционально стерильны, трудно представить, что это жилые дома. Концепция Л. Мис ван дер Роэ противоположна принципам, сформулированным ранее Ле Корбюзье для строительства многоэтажных зданий, которые должны были устанавливать максимальную связь со средой благодаря устройству лоджий, открытых галерей и т.д.

Здание фирмы «Сигрэм» в Нью-Йорке (1958). 38-этажное здание-пластина. Мис ван дер Роэ применил принцип «гибкой планировки этажей». На этажах выделяются лифтовые шахты и кабинки санузлов. Все пространство любого этажа меняет свою планировку с помощью раздвижных перегородок. Фасады здания — стеклянные, солнцезащитные (серовато-коричневый цвет оконных стекол) — расчленены стальными бронзированными вертикалями. Между ними — металлические переплеты окон и металлическая облицовка междуэтажных перекрытий. Верхние четыре этажа без остекления образуют венчающую часть. Здание Сигрэм — новый этап поиска архитектоники многоэтажного металлического каркаса. По гармоничности масс, благородству пропорций, совершенству элементов и деталей здание стало эталоном неофункционализма 1950-х годов.

В 50-е годы мода на «стиль Миса» стала международной. Однако содержание его символов и метафор игнорировалось, стиль использовался подчас вопреки условиям места и климата, а также возможностям строительной техники (как, например, в Москве). В окончательной оценке вклада Мис ван дер Роэ наиболее выпуклы две грани его творчества.

Первая - это метод, определяемый его афоризмом «большое - в малом», благодаря которому в условиям ограниченного выбора изобразительных средств путем настойчивой проработки деталей и тщательной отшлифовки пропорций он так неподражаемо учит добиваться максимальной художественной правды и красоты. У Миса ван дер Роэ была всегда особенное отношение к материалу. Он писал, что архитектура начинается с двух кирпичей, аккуратно сложенных, прилаженных друг к другу.

Вторая особенность его творчества заключается в генеральной направленности его творчества, обращенного к объективной реальности, которая определяется тотальным внедрением науки и техники в строительство, массовым притоком в него новых материалов и конструкций, заменой привычного строительного ремесла машинным производством.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь