Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма психики.Стр 1 из 23Следующая ⇒
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики — нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения. Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты. Инстинкты — комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа. Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку — сигналом к ее действию является мелькание. С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира. Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды. У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в индивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия. В чем своеобразие психики животных? В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было открыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сечениями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После длительных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт повторялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают постоянного значения вещей. Сознание — это отношение человека к миру со знанием, его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.) 3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний. Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Его деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, с опережением отражая действительность. 4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным со Различаются четыре формы (сферы) общественного сознания: 1) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации; 2) соционормативная-сфера общественного сознания — система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей, система социальных норм данного общества; 3) искусство — духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности; 4) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания верующих людей. Все формы общественного сознания формируют идеологию — систему базовых ценностей, основополагающих идей, кото- рая регулирует жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии ведут к мифологизации массового сознания. 5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особенностью индивидуального сознания, системой ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Свое взаимодействие с миром человек регулирует, исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ Я-концепции. Самосознание — субъективно-семантическое (от греч. se-mantikos — обозначающий) пространство личности. Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание — саморефлексия, самоопределение индивида — может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения. Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного, полезного и вредного. Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедонистических устремлений — ее поведение детерминируется системой базовых духовных ценностей, принципами нравственности, добра, справедливости и человеческого достоинства. Сознание, как характерная особенность человеческой психики, реализуется через механизм бидоминанты — внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее Я — интериоризированный «другой» — внедренное в нас социальное начало (alter ego). Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», «вставляются в оправу» других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность. Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции. Итак, сознание — присущий человеку высший уровень психического отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой. Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью. Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентировки в пространстве, неспособность к саморегуляции и самоотчету. В психиатрии различается ряд разновидностей нарушенного сознания: оглушенное состояние — резкое повышение порога чувствительности, безучастность к окружающему, неспособность к мыслительной Деятельности; делириозное помрачнение сознания — нарушенность ориормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности— концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с социально сформированными понятиями. Во всех случаях патологии сознания происходит деперсонализация индивида, нарушение семантических (смысловых) структур его самосознания. Это позволяет сделать вывод, что самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляции человека. На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально-понятийным отражением действительности |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы