Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восприятие. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Развитие наблюдательности в юридической деятельности.



Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опозна­ются нами по совокупности их характерных признаков.

Восприятие — непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания их опоз­навательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощуще­ний. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.

Только включив предмет или явление в определенную систе­му, охватив его соответствующим понятием, мы можем правиль­но интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие нераз­рывно связано с мышлением, категоризацией, номинацией, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоци­ональным откликом.

Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хоро-

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio — вос­принимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.

шо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной осно­ве, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят ви­деть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (си-мультанно), малознакомые—структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипоте­за о сущности объекта, принимается решение о его категориза­ции, номинализации, а затем критически оцениваются его при­знаки.

Психическое развитие человека связано с развитием культу­ры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуко­вой гармонией окружающей среды.

Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результа­тивность зависит от того, какие признаки объекта будут выделе­ны субъектом в качестве исходных опорных элементов (рис. 9).

Важнейшая составная часть каждого вида восприятия — дви­гательные процессы (движение глаза по контуру предмета, дви­жение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос­производящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия. Физиологическим механизмом восприятия является аналитико-синтетическая де­ятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.

В зрительном аппарате человека взаимодействуют две систе­мы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, дру­гая — составляет из установленных подобразов целостное изоб­ражение.

Возможная неполнота целостного образа заполняется храня­щимися в памяти текстурами, поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.

Классификация восприятия.

Взависимости от целенаправлен­ности восприятие делится на две формы: непроизвольное (не­преднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сущессивным (поэтапным, последовательным).

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к оп­ределенной категории, классу объектов;

3) оперативный — охват какой-либо функции, стороны объ­екта;

4) деятелъностный— взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответ­ствии со спецификой объекта отражения (восприятие художе­ственных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно вклю­чается в какую-либо деятельность, но может выступать и в ка­честве самостоятельной деятельности.

Планомерное восприятие, специально организованное для раз­решения какого-либо вопроса, называется наблюдением.

Общие закономерности восприятия. Различные виды воспри­ятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутри­видовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целост­ность; 4) структурность; 5) избирательная направленность; 6) апперцепция; 7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что восприни­мается.

Восприятие связано с отнесением данного предмета к опре­деленной категории, понятию, с его вербальной номинацией. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, все­гда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив катего­рию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис. 11, 12).

Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следу­ющую структуру:

1) опознание объекта — выделение из потока сенсорной ин­формации таких стимулов, которые можно объединить в само­стоятельные комплексы, принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;

2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);

3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной ка­тегории объектов, поиск дополнительных признаков, подтвер­ждающих или опровергающих правильность принятого перцеп­тивного решения;

4) окончательный вывод по идентификации объекта воспри­ятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.

Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 13).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явле­
ний — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью.
Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ра­
нее сформированным образом. '

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспри­нимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфичес­ких для данного предмета признаков — его примет.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет все признаки предмета, а использует его характерные опознавательные при­знаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не путаем его с лодкой.)

Узнавание затрудняется при недостаточности опознаватель­ных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Поле восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие — неосознаваемая сфера отражаемой действительности. Двадцать пятый кадр в ленте кинофильма не осознается, но он может повлиять на поведение человека.

2. Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вы­нося образы вовне, объективизируя их.

Предметность — отнесенность мозговой информации о предме­тах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным пред­метам действительности.

3. Целостность восприятия. В предметах и явлениях действи­тельности отдельные их признаки и свойства находятся в посто­янной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются ус­тойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 14). Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию (рис. 15).

Целостность восприятия — отражение предмета в качестве ус­тойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях цело­стность восприятия может быть нарушена (рис. 16).

4. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 17).

5. Избирательная направленность восприятия. Из бесчислен­ного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы­деляем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его актуа­лизированных потребностей и интересов.

Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внима­ния и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объек­тов преимущественно выделяются центральный объект и объект, больший по величине (рис. 18).

Избирательность восприятия зависит и от того, какие эле­менты объекта признаются базовыми (рис. 19).Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

6. Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В на­шем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на заиндевевшее окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, знакомые нам из опыта.

Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть принят за зверя).

7. Константность восприятия (от лат. constantis — постоян­ный) — это независимость отражения объективных качеств предме­тов (величины, формы, характерного цвета) от измененных усло­вий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­приятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или при­ближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 20).

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра­зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антра­цита будет восприниматься с присущим ему цветовым каче­ством независимо от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзву­ковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быст-

рое приближение предмета как его увеличение в размерах, воз­никает временная аконстантность, которая устраняется по мере приобретения опыта.

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Но в некоторых случаях возникает аконстантность — иллюзии (иска­жения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами (рис. 21—24).

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной пло­щади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.

Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон доро­ги принимается за подъем, тень от скалы — за поворот дороги.

Зрительные иллюзии обусловлены нашими подсознательны­ми обобщениями и физиологическими факторами. Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 23, 24).

Особенности восприятия пространственных качеств объекта: объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие объемности и удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в за­висимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличивается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется акко­модацией.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предме­тов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на боль­шее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (рис. 24).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображе­ния в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает сте­реоскопический эффект.

Способность правильно оценивать пространственные отно­шения называется глазомером. Различают статический и дина­мический глазомер.

Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвиж­ным наблюдателем.

Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамический глазомер имеет значение при оцен-

ке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направ­лении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется ос­тротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг­ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь