Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ нарушения авторских прав в сети Интернет
В сети Интернет к основным способам нарушения авторских прав относятся незаконное создание копий авторского произведения и продажа данных копий, передача их третьим лицам, либо перепродажа приобретенной копии, тогда как основной концепцией современного подхода системы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет должна стать презумпция свободного использования объектов авторского права, если правообладатель не заявит об ином [9]. При этом, должен быть предусмотрен минимальный уровень защиты прав авторов и правообладателей. Проводимая реформа авторского права требует приведения его в соответствие с современными стандартами и потребностями общества. В связи с этим следует признать, что авторское право в цифровой среде представляет собой самостоятельное подразделение права, регулирующее общественные отношения в информационно-телекоммуникационных сетях, при этом, оно представляет собой совокупность правовых норм гражданского права, конституционного права, международного права, информационного права, компьютерного права. Многие исследователи справедливо и неоднократно отмечали, что отношения в сфере авторского права в цифровой среде не укладываются в стандартные правовые рамки и требуют специального законодательного урегулирования. С этой целью в России был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – Закон № 187), который, по сути, признал дуализм авторского права в современных условиях и предложил целый спектр новых подходов для решения проблем, возникающих в сети Интернет, при взаимодействии авторов, провайдеров и потребителей. К нарушениям авторских прав принято относить контрафакцию или пиратство. Исследователи констатируют, что контрафактные экземпляры произведений подлежат аресту в любой стране Бернского Союза, в которой произведение пользуются правовой охраной, справедливо отмечается, что применительно к цифровой среде понятие контрафактный экземпляр сложно применять [5]. Как правило, контрафактный экземпляр содержится на материальном носителе – сервере или жестком диске – вместе с законной информацией. Будет ли в таких условиях арест контрафактных экземпляров адекватной мерой, ответ очевиден, что при таких условиях арест накопителей информации, как контрафактного экземпляра, будет мерой нарушающей права третьих лиц, которые не совершали незаконных действий. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность расширительного подхода к понятию контрафактный экземпляр в условиях цифровой среды. Термином «интернет-пиратство» принято обозначать нарушение имущественных авторских прав в сети Интернет. Рассматривая нарушение авторских прав в цифровой среде, можно выделить виды интернет-пиратства: видеопиратство; аудиопиратство; нелегальное использование программного обеспечения, нелегальное использование литературных, научных произведений, текстов, графики, рисунков и других подобных объектов авторского права, рассмотрим каждый из видов интернет-пиратства и попробуем дать характеристику данным нарушениям авторских прав в цифровой среде. Видеопиратство – это нелегальное распространение копий фильмов, телепередач в локальных сетях через Интернет с целью получения прибыли. Фильмы, как объект авторского права в цифровой среде, имеют свои особенности, о которых не раз упоминали многие аналитики [1, с. 99]. Данное обстоятельство было учтено при разработке Закона № 187, указывающим о необходимости быстрой блокировки доступа к информационным ресурсам, на которых размещена нелегальная видеопродукция. Главная особенность видеопродукции заключается в том, что она приносит прибыль в первые дни после выхода в прокат, с целью защиты авторских прав, важно не допустить распространения нелегальных копий в сети Интернет в этот период. Учитывая данный факт, законодатель предложил оперативно блокировать интернет-ресурс, незаконно разместивший нелегальные копии видеопродукции. Многие эксперты справедливо отмечали, что в отношении других видов произведений прямой зависимости между временем появления нелегальной копии произведения и размером прибыли, в общем, нет [6]. В научной литературе высказывались предложения дать возможность лицам, разместившим информацию, перед блокированием направлять свои возражения по этому поводу интернет-провайдеру [10], действительно, данная мера позволит учитывать все интересы, но значительно увеличит срок наложения обеспечительных мер. К видам нелегального копирования музыкальных произведений в цифровой среде можно отнести копирование, распространение и продажу музыкальных альбомов третьим лицам. Распространять музыкальные произведения могут не только в сети Интернет, но и на компакт-дисках. К аудиопиратству относится деятельность радиостанций и пиринговых сетей, которые пользуются нелегальными копиями музыкальных произведений [7]. Наиболее часто объектом правонарушений в сети Интернет становятся литературные произведения, например, электронные библиотеки предоставляют бесплатный доступ к копиям произведений баз разрешения авторов и правообладателей. На примере книжной индустрии О. Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо», на конференции «Право на Download 2013: защита интеллектуальной собственности в сети Интернет: юридические, технологические, процедурные, организационные аспекты», отметил, что доля чистой прибыли в общей стоимости товара или услуги ведущей российской интернет-компании «Яндекс» составляет 43, 6%, в то время как значение аналогичного показателя для одного из крупных российских издательств, составляет всего 10% [8]. Объемы незаконного использования программного обеспечения тоже впечатляют, по данным исследования Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA) уровень используемого нелицензионного программного обеспечения в нашей стране составляет 63%. Для сравнения уровень используемого нелицензионного программного обеспечения в Японии – 21 %, в США – 19 % [8]. Для нелегального распространения программного обеспечения требуется снятие разнообразных программных защит с помощью специальных инструментов – редакторов, отладчиков, распаковщиков. Но иногда нелегальное распространение программы поощряется правообладателями, так, например, разработчики программы Майкрософт в 2007 году не препятствовали незаконному распространению программы, аргументируя это тем, что пользователи, привыкнув пользоваться программой, не смогут обходиться без нее и будут вынуждены платить [12]. Свою специфику имеет и нелегальное распространение компьютерных игр, так как в играх применяются специфические виды защиты, которые привязывают копию игры к носителю – CD или DVD-диску. Но эксперты отмечают, что сама защита от копирования, установленная на CD/DVD-дисках, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США, так как законодательством установлено разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD-диска. Однако издатели, устанавливая защиту, не предоставляют пользователям технических копий [4, с. 234]. Таким образом, виды нарушений авторских прав в сети Интернет разнообразны и достаточно велики. Как показывает исследование, проблема интернет-пиратства является международной и каждая страна ищет свои правовые способы борьбы с нарушением авторских прав в цифровой среде. Например, США введено правило, согласно которому в отношении иностранных граждан, нарушающих авторские права, вводится экстрадиция, виновные выдворяются за пределы государства без права возврата, это правило действует независимо от того, где размещены серверы правонарушителей. Вместе с тем, на фоне других стран, объемы интернет-пиратства в России не выглядят впечатляющими. Проанализировав ситуацию, компания Musicmetric пришла к выводу, что в тройке лидеров по нелегальному использованию объектов авторского права в цифровой среде находятся Англия, США и Италия [11]. Результатом взаимодействия целого ряда компаний стала программа Copyright Alerts, в задачи которой входит отслеживание размещения в сети Интернет нелегальных копий произведений, защищенных авторским правом. Кроме того, данная программа направлена на пресечение нелегальных попыток копирования информации, предупреждая пользователей о незаконности их действий. Работа по борьбе с распространением нелегальных авторских материалов в сети Интернет потребует немалых денежных и организационных затрат. Так, по оценке Международного альянса интеллектуальной собственности, в России насчитывается около 2, 5 тыс. пиратских сайтов, которые располагают значительными технологическими ресурсами и постоянно разрабатывают новые схемы по обходу требований закона. Кроме того, реализация Закона № 187-ФЗ в принятой редакции способна в некоторых случаях затрагивать права и добросовестных пользователей, что может приводить к конфликтам. Проанализировав основные виды пиратства в сети Интернет и тенденции развития нарушений в сфере авторского права в цифровой среде, многие исследователи, эксперты, юристы предупреждают, и с ними следует согласиться, что может возникнуть проблема соблюдения баланса между частными интересами потребителей и применением правовых мер воздействия на нарушителя. Нарушитель заключает договор возмездного оказания услуг с провайдером, но услугу получает либо в меньшем объеме, либо не получает вообще. Таким образом, основной концепцией современного подхода системы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет должна стать презумпция свободного использования объектов авторского права, если правообладатель не заявит об ином, а также важнейшая роль в борьбе с нарушением авторских прав в сети Интернет должна отводиться законодательным мерам. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы