Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы создания хора на начальном этапе на уроках музыки в начальной школе.



Необходимо определить роль музыкального и познавательного аспектов в педагогическом процессе. Опираясь на методологические принципы диалектического анализа взаимоотношения науки и искусства, можно утверждать. Что музыкальное развитие человечества имеет иную логику. Чем научно-технический прогресс. Дальнейшее развитие идей раскрывает диалектический характер соотношения науки и искусства, «их единство как форм отражения действительности, как разных сторон целостного, «текста» культуры и их существенные особенности, объясняющие самостоятельность, неповторимость…..».

Теоретический основой процесса музыкальной и познавательной деятельности в нашем исследовании явились принцип дополнительности(М. Каган, Ю. Рубин) и метод дополнительности(Г. Гранатов, Б. Бим-Бад, Г. Щукина и другие).М. Каган утверждает, что «…культурные миссии искусства не сводятся к познанию мира, потому что у него в этом мире особый предмет и потому особое назначение- оттого они с наукой и не являются конкурентами. Но действуют по принципу дополнительности, т.е. создают такие условия «эксперимента» в ходе освоения реальности, при которых вырабатываются принципиально различные, исключающие друг друга типы информации: наука- информацию об объективных законах бытия или формах его конкретного существования, искусство- информацию о ценностных смыслах вовлекаемой в культуру реальности. Это свидетельствует о том, что научное освоение мира и иное освоение мира…не могут быть сведены одно к другому или выведены одно из другого. Они находятся между собой в отношении дополнительности».

В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (1-4 классы школы). Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. С научной точки зрения речь может идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования.

Способности к музыкально-творческой деятельности - это свойства личности, проявляющиеся в процессе музыкально-творческой деятельности на основе реализации четырех структурных компонентов:

1) потребностно-мотивационного (наличие положительной устойчивой мотивации к проявлению младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности),

2) когнитивного (представление младших школьников о способностях к музыкально-творческой деятельности),

3) поведенческого (импровизация, сочинение, исполнение, умение и активность проявления младшими школьниками способностей к музыкально-творческой деятельности),

4) эмоционального (отношение младших школьников к проявлению способностей в процессе музыкально-творческой деятельности).

В исследованиях педагогов и психологов выявлена взаимосвязь музыкально-творческой деятельности детей с их чувственно-эмоциональным, сенсомоторным и умственным развитием. На это указывали Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, К. Орф, А.И. Кочетов.

Выделяют три составляющих музыкальных способностей:

А) сенсорные (музыкальный слух, чувство ритма),

Б) познавательные (воображение, восприятие и т.д.),

В) музыкальность (эмоциональная отзывчивость на музыку).

Сложность работы с детьми в начальной школе состоит в том, что в данном возрасте недостаточно проявляется взаимосвязь общих способностей и уровня готовности к музыкально-творческой деятельности на основе проявления детьми музыкальных, творческих и артистических способностей.

Сама природа младших школьников предполагает способность к развитию голосовых связок. Именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.А. Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением к музыкальному искусству через пение как самого доступного, активного и эффективного вида музыкальной деятельности детей различного возраста.

Специфика музыкальной деятельности отражается и в ее влиянии на общение школьников. Она является «дополнением и целенаправленным расширением, и известным углублением реального общения людей» (М. Каган). И вместе с тем искусство способно объединять людей, создавать всеобщность переживания и «умные эмоции» (Л. Выготский).

Включение детей в творческий процесс на занятиях вокально-хорового коллектива происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержке в коллективе творческого настроя.

Образовательной целью педагогической поддержки является:

·формирование позитивных мотиваций к здоровому образу жизни;

·создание условий для личностного развития средствами вокально-хорового искусства;

·совершенствование умений и формирование навыков: естественного свободного пения на опорном дыхании в высокой певческой позиции, навык чистой и безупречно окрашенной интонации, умение передать стилевые признаки и элементы выразительности певческой культуры.

Задача руководителя хорового коллектива - поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае. Для этого руководитель помогает обучающимся сформулировать проблему самому, т.е. проговорить вслух то, о чем он беспокоится, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение этой проблемы. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что словесное оформление постановки проблемы ребенком обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог сам формулирует проблему ребенка. И здесь важно исключать педагогическое давление, не давать свои установки.

В школьном музыкальном образовании наблюдается стойкая тенденция к углублению противоречия между общественно-нормативными требованиями к музыкальному материалу и традиционной практикой.

Говорят, что на заре человечества музыка возникла как дополнение вербального общения людей и превратилась в уникальное средство выражения жизненных смыслов в абстрактной. но чрезвычайно эмоционально насыщенной форме. Ее свойства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, мыслей, переживаний, настроений и т. Д. могут помочь развивающейся личности лучше понять себя и окружающий мир.

Несомненно, то, что общепедагогические методы в музыкальном воспитании младших школьников имеют свою специфику. Вот например, широко известный словесный метод, экономичность и надежность которого в педагогической практике была отмечена многими отечественными учеными такими как ( М. Н Снаткин, И. Я. Лернер и другие), в музыкальном воспитании детей начальной школы понимается ни как передача основной информации, а как образно-психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с искусством музыки. Для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные музыканты и педагоги относили, относят и будут относить:

1.метод наблюдения за музыкой(а не обучения ей),

2.метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать,

3.метод импровизации (Б. В. Асафьев)

4.метод сопереживания (Н. А. Ветлугина),

5.метод развития стилеразлечения (Ю. Б. Алиев)

Все эти методы, направленны на развитие художественного мышления младших школьников. Каждый метод музыкального воспитания, обучени\я и развития учеников начальной школы включает в себя комплекс уточняющих и детализирующих его методических приемов.

На уроках музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видом художественной деятельности детей. Типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь