Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы формирования вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе.



Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. На это есть ряд причин:

1) Песенным началом российской музыкальной культуры. Деятель хорового искусства Г. А. Струве в этой связи отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто «работать мог и петь-играть горазд». В каждой приходской школе, в любом другом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика»;

2) Общедоступностью. Так, практически каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;

3) Адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства;

4) Особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

5) Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

В силу вышесказанного хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании учеников начальной школы. Свидетельством этого являются история музыкального воспитания в России, труды С. И. Миропольского, А. Н. Карасева, Д. Н. Зарина и другие.

Особой ролью хорового пения объясняется тот факт, что в течение долгого времени учебный предмет «Музыка» именовался «Пением». И несмотря на то, что сегодня предмет называется «Музыка», пение и поныне считается основополагающим в начале постижения музыкального искусства. О чем некогда писал Н. Г. Чернышевский: «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:

А) Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.

Б) Дирижёрский жест. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:

внимание

дыхание

начало пения

окончание пения

менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи

В) Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

Д) Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

Е) Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

Ж) Строй, ансамбль. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение а капелла.

Хором называется певческий коллектив. В зависимости от направления хоровые коллективы делятся на академические(профессиональные) и народные, отличающиеся друг от друга манерой пения. По типу хоровые коллективы бывают однородными(женские, мужские, детские) и смешанными. Минимальное число певчих 12 человек(камерный хор)- по три человека в каждой хоровой партии(сопрано, альты, тенора, басы).

Однако многоголосое пение было не сразу. Более древней формой хорового пения являлось одноголосие-как форма единения единоверцев. Многоголосие появилось лишь в эпоху Возрождения, когда прочно установилось четырехголосный склад хоровой культуры и, соответственно, подразделение певческих голосов на высокие женские-сопрано, низкие женские-альты, высокие мужские-тенора, низкие мужские-басы.

Типы голосов в хоре:

Группы голосов Виды голосов Названия голосов
Сопрано Лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое Сопрано первые   Сопрано вторые
Меццо-сопрано Высокие, низкие Альта первые
Контральто - Альта вторые
Тенора Альтино, лирический, лирико-драматический, драматический Тенора первые Тенора вторые
Баритоны Лирический, лирико-драматический, драматический Басы первые
Басы Высокие, низкие Басы вторые

 

Хор может исполнять произведения с сопровождением и без него-a cappella.Причем пение без сопровождения характерно как для народного творчества, так и для профессионального. Большое значение хор имеет в операх, где играет роль коллективного участника действия. Яркими примера хотелось представить хоровые сцены в операх М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и многих других.В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе - способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

 

 

Задачи:

- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор –это «собрание единомышленников»(Г. А. Струве);

- развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Обращение к хоровому пению на уроках музыки в начальных классах предполагает знание учителем «особенностей голоса младшего школьника». В связи специфичности голосового аппарата(короткие и тонкие голосовые связки, отсутствие голосовой мышцы, малая емкость легких и т. д.) голос младшего школьника отличается от голоса взрослого: ему свойственны «высокое»(головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость, «серебристость» тембра. Существенного различия между голосами мальчиков и девочек в начальных классах нет. Рабочий диапазон младших школьников-в пределах первой октавы с охватом нескольких звуков второй октавы. Естественное благозвучие голоса ученика начальных классов проявляется в зоне примарных тонов (приблизительно звуки ми-си первой октавы).

Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение-процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, а также мобилизация внимания, не следует допускать переутомления детей.

Одним из необходимых условий функционирования хорового коллектива в школе является предварительный просмотр детей. Само собой разумеется, что предварительно учитель проводит беседу с младшим школьником. Помимо беседы хормейстру надо подготовить афишу(объявление) с указанием места и времени прослушивания детей в хор, а также возраста принимаемых. Прослушивание детей не должно быть для них невыносимым по сложности экзаменом, дабы не отбить у них охоту петь в хоре. Поэтому руководителю хорового коллектива важно уже на просмотре создать непринужденную, спокойную обстановку, тем самым проявить свое внимание. Обычно проверка проводится с целью выяснить следующие данные поющего: Ритм, память, интонация, диапазон, качества певческого голоса, эмоциональность. В хоровых коллективах с налаженными традициями после окончания прослушивания зачисленных в хор детей поздравляют. Позитивность такой традиции в том, что ребенок ощущает себя важной частичкой коллектива, в который его приняли, где все рады его успехам.

Занятия младшего хора, как правило, проводятся в неделю по 40-45 минут. Темп репетиций у младшего хора не слишком быстрый, чтобы обеспечить возможность тщательного выполнения поставленных задач. Становление хорового коллектива требует планомерного развития мелодического, ритмического и гармонического слуха каждого поющего.

Основной заботой хормейстера, работающего с младшими школьниками, является чистый унисон в хоре. Но при этом не следует забывать, что высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве является многоголосное пение-стройное и слаженное. Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. Кроме того, хормейстер внимательно должен следить за вокально-тембровым звучанием хоровой партии.

Критериями выбора репертуара для младшего хора должны быть:

*соответствие оптимальным возможностям хора;

*доступность и понятность в силу возрастных особенностей детей;

*высокие художественные качества;

*небольшие формы;

*разнообразие жанровой и стилистической направленности.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь