Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выполняется комплекс вокальных распевок. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. ма – мэ – ми – мо – му на одном звуке 2. «я пою» (до-ре-до) 3. пять- два- три (по звукам тонического трезвучия мажорной тональности) 4. «я пою, хорошо пою» 5. «я шагаю вверх, я шагаю вниз» 6. «сидит ворон на дубу» ( на одном звуке) 7. различные виды скороговорок по выбору музыкального руководителя 8. короткие песенки - попевки по выбору. После всех выполненных упражнений ученики приступают к разучиванию репертуара, который им предстоит петь в унисон, как единое целое. Фрагмент урока с использованием вокально-хоровых навыков: Цели: Познавательные – дать представление о лирическом жанре народных песен, научить правильно интонировать мелодию песни, овладение навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения, работа над вокально – хоровыми навыками, активизация творческого воображения. Метапредметные - интегрирование музыки, литературы - развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность. Личностные - формирование и развитие чувства патриотизма на основе русской народной песни и музыки русских классиков. I. Организационный момент. Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения. II. Дыхательная гимнастика. Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу. Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с». Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, и на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет. Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими. Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с». III. Распевание. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы). На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы). Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании. Следить следует за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы). Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх». Исполнение гаммы, следя за чистотой интонирования, динамическими оттенками, единой манерой исполнения, звукоизвлечения. Лучшее исполнение отмечается и оценивается на отлично. IV. «Радостный город» музыка Л. Батыркаевой, слова Г. Зайнашевой. Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст вслух в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении. Во время исполнения обращать внимание следует на активную работу артикуляционном аппаратом, но при этом широко рот открывать не следует, потому что теряется скорость исполнения. В медленном темпе пропеваются все гласные, дирижер следит за единой манерой, что обусловливает красоту и легкость звучания. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению. VII. Разучивание песни «Всюду музыка живет» музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова. Хористы слушают произведение, разбирают характер, настроение. Дирижер рассказывает об авторах. Вместе с дирижером в медленном темпе проговаривают слова 1 куплета. Прохлопывают ритмический рисунок. Слушают мелодический рисунок первой фразы и пропевают сольфеджио. Также разбирается вторая фраза. Затем пропеваются со словами. VIII. Итог урока. Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание. Еще один фрагмент урока из урока музыки с использованием вокально-хоровых навыков: Цель урока: формирование у обучающихся основных певческих навыков Задачи: Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести: - певческую установку; - певческое дыхание и опору звука; - высокую вокальную позицию; - точное интонирование; - ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; - использование различных видов звуковедения; - дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки Развивающие: - продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений; - продолжение развития гармонического слуха; - развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; Воспитательные: - воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере; - воспитание организованности; - внимания, естественности в момент коллективного музицирования. Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) - Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. - 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. - Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох. - Задание тоже только на звук «з».Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов. - «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произнесение животом. Разогрев голосового аппарата: - «греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар); — «греем» и поем звук «а»; — штро-бас; — штро-бас – вой; — штро-бас – крик чайки; — «бронтозаврик»; — счет на крещендо от 1 до 10; — счет от 1 до 10, три раза «А! А! А! »; — «страшная сказка»; - «бррр» (имитация езды на авто). Распевание: — на двух звуках морморандо (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра. — на трех звуках по полутонам вверх; - развитие одинакового звукообразования. — пение арпеджио трезвучия вверх и вниз на слог «ми-и- я»; - поднять нёбо — «я пою, я пою, я пою» — по полутонам вверх Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда». — «звонко, звонко пойте; громко петь не надо»; -контраст нюансов (форте и пиано). — «лёли, ли, лё», «бра-ду, бра-до» — пять звуков поступенно вверх и вниз; активизировать артикуляционный аппарат, сформировать положение «зевка», развитие умения петь легато (связно) и стаккато (отрывисто). Пение гаммы до-мажор разными длительностями; - развитие длины дыхания, чёткой дикции. Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона. Детская песня «Веселые нотки»: - беседа о характере, настроении песни; - прохлопывание ритма куплета - сольфеджио партии 1 куплета (игровой момент)-догоняем нотки - работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания; - проговаривание текста, ставим агогическое ударение - отработка округлого звука; Ваша задача, ребята не только ознакомится с мелодией куплета, но применить певческие навыки: — исполнение фраз на одном дыхании; — пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо; — соединение фраз в предложения; — брать звук «без подъезда» к нему, а сразу, «сверху», интонируя заданный тон; — верхний голос держать на «педали», подчинять свой голос общей звучности, не выделяться. — исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут). — исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут). В конце занятий поются одна или две песни, готовые к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам. В моменты «прогонов» хорошо пользоваться магнитофоном - для записи и последующего прослушивания. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить. Этот прием употребляется не на каждом занятии, так как иначе теряется новизна и пропадает интерес к нему. Заканчивать урок необходимо музыкально - ребята, стоя, исполняют «До свидания», которое поется по мажорному трезвучию. Развитие вокально-хоровых навыков хорового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. К концу года дети устойчиво овладевают правильным певческим дыханием, развивают правильную дикцию, обучаются петь в унисон, не нарушая общего рисунка пения хора, то есть становятся коллективом, единым певческим организмом, с которым можно работать далее, разучивая новые более сложные произведения. Заключение. В современных школах зачастую педагоги не хотят связываться с работой над хором, или не знают как работать с хором – ведь это огромная ответственность. А это неправильно, на мой взгляд, ведь когда дети участвуют в хоре, особенно младшие школьники – это хорошо сказывается на сплачивании коллектива, дети сближаются между собой, помогают друг другу, все дети разные и у каждого получается по разному, кто-то быстрее схватывает материал, кто-то не сразу, для этого учитель наблюдает работу и сажает в парах детей сильных и слабых, так все дети быстрее осваивают материал и уже через несколько занятий все ученики практически единый хор все поют в унисон, как один человек. Если вспомнить хотя бы несколько композиторов таких как Михаил Глинка, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и многие, многие другие, все они начинали изучать музыкальное искусство еще в раннем детстве, а сейчас про них знает весь мир. Именно поэтому предмет «Музыка» так важен и в наши дни. Ведь как знать может и в наших школах сейчас учится будущий композитор или даже выдающийся хорист современник, про которого также через много лет будут вспоминать с гордостью. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. В наше время для педагога важнейшей задачей является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1907; Нарушение авторского права страницы